kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование мотиваций обучения первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование мотиваций обучения первоклассников.

Как известно, в начальной школе положительное отношение к учебе имеет важное значение, ведь именно здесь закладываются основы системных знаний и норм общественного поведения. Впечатления, которые переживают школьники, побуждают к познавательной деятельности - усиливают или, наоборот, ослабляют ее. Изучая понятие деятельности, можно объяснить, почему дети с хорошими умственными способностями показывают низкий результат в усвоении знаний. И наоборот: почму ученики со средними способностями радуют педагогов своими успехами.

Учитывая это трудно переоценить значимость этапа обучения. Ведь именно в этот период значительно расширяются возможности педагогов в корректировке поведения младших школьников, особенно касается маленьких - шести-и семилетних учеников, характерной чертой которых является безусловное желание выполнять все требования и задачи учителя. Иначе говоря, шестилетние дети стремятся быть такими, какими их хочет видеть педагог. Эта важная возрастная особенность - благоприятную почву для педагогического воздействия. Однако, чтобы успешно воспитывать мотивы учения у каждого ученика, необходимо учитывать и другие особенности мотивации, в большей степени присущи всем детям этого возраста.

Какова структура мотивации школьника?

Показательным для мотивов учения является тот факт, что они формируются чуть раньше, чем ребенок переступит порог школы. Это происходит в повседневной жизни еще в дошкольный период, тогда как осознание самого процесса обучения, его содержания и направленности формируется позже. И это может повлиять на изменения мотива. Большая роль здесь принадлежит не только процесса обучения, но и организаторам его.

С первых дней обучения маленькие школьники нерешительные, застенчивые. Вот почему так необходимо, чтобы первая встреча с учителем была спокойной, доверчивой. Доброжелательное отношение снимает барьер напряженности, помогает ребенку быстрее адаптироваться в новых условиях, а внимание педагога и умелая подача задач способствует сохранению положительных впечатлений и выявлению интереса ко всему новому в школе.

Важный фактор, влияющий на становление мотивов учения - дети находят свое место в коллективе. Самостоятельно это сделать они не могут. У них еще отсутствует опыт правильных взаимоотношений. Им трудно определить свою роль в новом коллективе. Именно этот фактор стал причиной того, что одна ученица заявила: «Не хочу ходить в школу. В саду я играю с подругами, а здесь нет ». Не получив статуса лидера, девочка замкнулась в себе. Отношения со сверстниками не сложились, и это вызвало нежелание ходить в школу. А чтобы снова возродить в ней учебный интерес, нужно приложить гораздо больше усилий и терпения, чем это могло быть в первые школьные дни.

Тревожат дети, у которых мотивационная сфера за небольшой период времени претерпевает существенные изменения. Имеется в виду негативное отношение к учебе. Оно проявляется у них при посещении школы. Причины такого изменения бывают разные. Скажем, в детском саду в игровой деятельности ребенок выполнял функцию лидера, а в школе оказалась на второстепенных ролях. В других - набор трудностей, преодолеть которые он самостоятельно не может, а своевременной помощи не получает.

Следовательно, притерпев хоть раз смену впечатлений и обнаружив нежелание учителя помочь, ребенок впоследствии трудно поддаётся влиянию. Недовольство учебной деятельностью создает «интеллектуальный вакуум», снижается познавательная активность и в результате часто возникает задержка развития психики.

В то же время при наличии положительных мотивов учения, даже с невысоким уровнем интеллектуального развития, школьники могут достичь хороших результатов в усвоении знаний. И наоборот: при высоком уровне умственного развития, но отрицательной мотивации результаты обучения будут низкие. Поскольку мотивы учения влияют на результат усвоения знаний и положительное отношение к учебе влияет на результат усвоения знаний и положительное отношение к учебе формируется не спонтанно, то необходимо своевременно уделить внимание именно мотивационной сфере.

Этот процесс сложен и имеет немало трудностей. Здесь необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития психики, индивидуальные черты каждого ученика, психологический климат класса, а также семейные условия. Но самым важным компонентом обучения на мой взгляд, является интерес к усвоению знаний. Итак, первоочередная задача - не допустить, чтобы исчезло положительное отношение к школе, которое сформировалось ещё у  дошкольников.

Существует достаточное количество приемов, пользуясь которыми учитель не только сохраняет естественное желание детей учиться, но и выводит их из сферы эмоциональных впечатлений до того состояния, когда ребенок не просто не хочет учиться, а не может учиться.

Широта интересов (ко всему необычному, новому), их нестабильность (вследствие частого переключения внимания на другие объекты) закономерно сочетается с такой возрастной особенностью, как быстрое привыкание к тому, что недавно было новым. Ярко иллюстрированные книги, эффективный дидактический материал, оригинальное наглядное пособие, использование ИКТ привлекают внимание учащихся на достаточно короткое время. Поверхностное знакомство с предметами быстро удовлетворяет познавательный интерес молодых школьников. И вот уже они переключаются на другое. С каким радостным оживлением начинают шестилетки выполнять новое задание! После утомительного письма живо отвечают на вопросы учителя или после повторения изученного на прошлом уроке читают вслух. Быстрое привыкание к новому - качество детской психики, что, на первый взгляд, кажется отрицательной, значительно усиливает широту благоприятные условия для обогащения и развития психики. Чтобы неутомимое детское любопытство постепенно перерастала в любознательность, необходимо не только учить детей мыслить, но и уметь показать окружающую обстановку как мир загадок и проблем.

Надо подчеркнуть еще одну особенность познавательных мотивов: в учебных ситуациях они малоэффективны, поскольку сами по себе не могут долго поддерживать активность  детей. В основном учащиеся обращаются по собственной инициативе к объектам интереса. Заинтересованность возникает у них в основном под влиянием педагога, зависит от новизны и актуальности материал, многочисленных внутренних факторов (состояния здоровья, степени усталости и др.) и внешних факторов (распыление внимания, особенностей наглядных пособий, стиля работы учителя, темпа его речи, эмоциональности изложения). Совершенно очевидно, что такой интерес - ситуативный, поверхностный, эпизодический, связанный с переживанием своего познавательного отношения к предмету в определенный момент. Но вот ситуация изменилась, ослабло действие фактора новизны, «любопытства» - и этот неустойчивый интерес исчезает, учебное задание надоедает. В памяти ребенка остаются только те факты и впечатления, что сильнее ее удивили. Об этом нельзя забывать, потому что для успешного усвоения материала на уроке необходимо постоянно поддерживать внимание младших школьников, которое всегда там, где есть интерес. Однообразие и монотонность противопоказаны учебному процессу.

Разнообразные игровые моменты занятий, проблемные ситуации, необычная форма задач, игровое оформление вопросов, интересные упражнения усиливают познавательную активность младших школьников. Кроме того, педагогу надо систематически учить детей правильным приемам работы, которые помогут им успешно справляться со всеми задачами.

Значительное влияние на мотивационную сферу младших школьников имеет внешний вид учителя, жесты, мимика. Все это не остается без внимания ученика. А что дети имеют тонкие эмоциональные чувства, то замечают даже незначительные изменения в его настроении. Ученики болезненно реагируют на окрик учителя, раздражительность, несправедливость. Ребенок редко противоречит учителю. Однако это не означает, что его психика остается «ненарушенной». Она больно переживает такое отношение к ней. Каждое недоброжелательное обращение учителя к ученику вызывает у него внутренний протест.

Практика показывает, что частое напоминание ученику о его недостатках вызывает озлобленность и нежелание учиться. Захваливания  некоторых детей могут вызвать своеобразную зависть, что также негативно влияет на снижение самооценки и в результате – разрушение положительной мотивации учения. В таких ситуациях правомерен индивидуальный подход - бережное отношение к эмоциональному переживанию ребенка.

Таким образом, для формирования положительного отношения ученика к учебной работе педагогу необходимо приложить немало усилий, чтобы его все привлекало в школе, стало лично значимым для него: общение с друзьями, разнообразные игры, интересные внешкольные занятия, утренники, общественные поручения и т.д. Только несколько позже, когда социальные мотивы учения укрепляется, школьник овладеет необходимыми интеллектуальными  умениями и навыками, можно приступать к формированию его познавательных интересов.

Литература:

     1.Асеев В.Г. «Проблема мотивации и личность».,

«Теоретические проблемы психологии личности»., М., 1994.

    2.Кувашова Н.Г. Нестерова Е.В. Методика подготовки детей к школе ».

Волгоград. Издательство «Учитель», 1999 стр.40

     3. Коломенский Я.Л. Панько Е.А. «Учитель в психологии детей шестилетнего возраста». М., Просвещение, 1998.

     4.Мухина В.С. «Шестилетний ребёнок в школе». М., 2005.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотиваций обучения первоклассников »

Формирование мотиваций обучения первоклассников.


Как известно, в начальной школе положительное отношение к учебе имеет важное значение, ведь именно здесь закладываются основы системных знаний и норм общественного поведения. Впечатления, которые переживают школьники, побуждают к познавательной деятельности - усиливают или, наоборот, ослабляют ее. Изучая понятие деятельности , можно объяснить, почему дети с хорошими умственными способностями показывают низкий результат в усвоении знаний. И наоборот: почму ученики со средними способностями радуют педагогов своими успехами.

Учитывая это трудно переоценить значимость этапа обучения. Ведь именно в этот период значительно расширяются возможности педагогов в корректировке поведения младших школьников, особенно касается маленьких - шести-и семилетних учеников, характерной чертой которых является безусловное желание выполнять все требования и задачи учителя. Иначе говоря, шестилетние дети стремятся быть такими, какими их хочет видеть педагог. Эта важная возрастная особенность - благоприятную почву для педагогического воздействия. Однако, чтобы успешно воспитывать мотивы учения у каждого ученика, необходимо учитывать и другие особенности мотивации, в большей степени присущи всем детям этого возраста.

Какова структура мотивации школьника?

Показательным для мотивов учения является тот факт, что они формируются чуть раньше, чем ребенок переступит порог школы. Это происходит в повседневной жизни еще в дошкольный период, тогда как осознание самого процесса обучения, его содержания и направленности формируется позже. И это может повлиять на изменения мотива. Большая роль здесь принадлежит не только процесса обучения, но и организаторам его.

С первых дней обучения маленькие школьники нерешительные, застенчивые. Вот почему так необходимо, чтобы первая встреча с учителем была спокойной, доверчивой. Доброжелательное отношение снимает барьер напряженности, помогает ребенку быстрее адаптироваться в новых условиях, а внимание педагога и умелая подача задач способствует сохранению положительных впечатлений и выявлению интереса ко всему новому в школе.

Важный фактор, влияющий на становление мотивов учения - дети находят свое место в коллективе. Самостоятельно это сделать они не могут. У них еще отсутствует опыт правильных взаимоотношений. Им трудно определить свою роль в новом коллективе. Именно этот фактор стал причиной того, что одна ученица заявила: «Не хочу ходить в школу. В саду я играю с подругами, а здесь нет ». Не получив статуса лидера, девочка замкнулась в себе. Отношения со сверстниками не сложились, и это вызвало нежелание ходить в школу. А чтобы снова возродить в ней учебный интерес, нужно приложить гораздо больше усилий и терпения, чем это могло быть в первые школьные дни.

Тревожат дети, у которых мотивационная сфера за небольшой период времени претерпевает существенные изменения. Имеется в виду негативное отношение к учебе. Оно проявляется у них при посещении школы. Причины такого изменения бывают разные. Скажем, в детском саду в игровой деятельности ребенок выполнял функцию лидера, а в школе оказалась на второстепенных ролях. В других - набор трудностей, преодолеть которые он самостоятельно не может, а своевременной помощи не получает.

Следовательно, притерпев хоть раз смену впечатлений и обнаружив нежелание учителя помочь, ребенок впоследствии трудно поддаётся влиянию. Недовольство учебной деятельностью создает «интеллектуальный вакуум», снижается познавательная активность и в результате часто возникает задержка развития психики.

В то же время при наличии положительных мотивов учения, даже с невысоким уровнем интеллектуального развития, школьники могут достичь хороших результатов в усвоении знаний. И наоборот: при высоком уровне умственного развития, но отрицательной мотивации результаты обучения будут низкие. Поскольку мотивы учения влияют на результат усвоения знаний и положительное отношение к учебе влияет на результат усвоения знаний и положительное отношение к учебе формируется не спонтанно, то необходимо своевременно уделить внимание именно мотивационной сфере.

Этот процесс сложен и имеет немало трудностей. Здесь необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития психики, индивидуальные черты каждого ученика, психологический климат класса, а также семейные условия. Но самым важным компонентом обучения на мой взгляд, является интерес к усвоению знаний. Итак, первоочередная задача - не допустить, чтобы исчезло положительное отношение к школе, которое сформировалось ещё у дошкольников.

Существует достаточное количество приемов, пользуясь которыми учитель не только сохраняет естественное желание детей учиться, но и выводит их из сферы эмоциональных впечатлений до того состояния, когда ребенок не просто не хочет учиться, а не может учиться.

Широта интересов (ко всему необычному, новому), их нестабильность (вследствие частого переключения внимания на другие объекты) закономерно сочетается с такой возрастной особенностью, как быстрое привыкание к тому, что недавно было новым. Ярко иллюстрированные книги, эффективный дидактический материал, оригинальное наглядное пособие, использование ИКТ привлекают внимание учащихся на достаточно короткое время. Поверхностное знакомство с предметами быстро удовлетворяет познавательный интерес молодых школьников. И вот уже они переключаются на другое. С каким радостным оживлением начинают шестилетки выполнять новое задание! После утомительного письма живо отвечают на вопросы учителя или после повторения изученного на прошлом уроке читают вслух. Быстрое привыкание к новому - качество детской психики, что, на первый взгляд, кажется отрицательной, значительно усиливает широту благоприятные условия для обогащения и развития психики. Чтобы неутомимое детское любопытство постепенно перерастала в любознательность, необходимо не только учить детей мыслить, но и уметь показать окружающую обстановку как мир загадок и проблем.

Надо подчеркнуть еще одну особенность познавательных мотивов: в учебных ситуациях они малоэффективны, поскольку сами по себе не могут долго поддерживать активность детей. В основном учащиеся обращаются по собственной инициативе к объектам интереса. Заинтересованность возникает у них в основном под влиянием педагога, зависит от новизны и актуальности материал, многочисленных внутренних факторов (состояния здоровья, степени усталости и др.) и внешних факторов (распыление внимания, особенностей наглядных пособий, стиля работы учителя, темпа его речи, эмоциональности изложения). Совершенно очевидно, что такой интерес - ситуативный, поверхностный, эпизодический, связанный с переживанием своего познавательного отношения к предмету в определенный момент. Но вот ситуация изменилась, ослабло действие фактора новизны, «любопытства» - и этот неустойчивый интерес исчезает, учебное задание надоедает. В памяти ребенка остаются только те факты и впечатления, что сильнее ее удивили. Об этом нельзя забывать, потому что для успешного усвоения материала на уроке необходимо постоянно поддерживать внимание младших школьников, которое всегда там, где есть интерес. Однообразие и монотонность противопоказаны учебному процессу.

Разнообразные игровые моменты занятий, проблемные ситуации, необычная форма задач, игровое оформление вопросов, интересные упражнения усиливают познавательную активность младших школьников. Кроме того, педагогу надо систематически учить детей правильным приемам работы, которые помогут им успешно справляться со всеми задачами.

Значительное влияние на мотивационную сферу младших школьников имеет внешний вид учителя, жесты, мимика. Все это не остается без внимания ученика. А что дети имеют тонкие эмоциональные чувства, то замечают даже незначительные изменения в его настроении. Ученики болезненно реагируют на окрик учителя, раздражительность, несправедливость. Ребенок редко противоречит учителю. Однако это не означает, что его психика остается «ненарушенной». Она больно переживает такое отношение к ней. Каждое недоброжелательное обращение учителя к ученику вызывает у него внутренний протест.

Практика показывает, что частое напоминание ученику о его недостатках вызывает озлобленность и нежелание учиться. Захваливания некоторых детей могут вызвать своеобразную зависть, что также негативно влияет на снижение самооценки и в результате – разрушение положительной мотивации учения. В таких ситуациях правомерен индивидуальный подход - бережное отношение к эмоциональному переживанию ребенка.

Таким образом, для формирования положительного отношения ученика к учебной работе педагогу необходимо приложить немало усилий, чтобы его все привлекало в школе, стало лично значимым для него: общение с друзьями, разнообразные игры, интересные внешкольные занятия, утренники, общественные поручения и т.д. Только несколько позже, когда социальные мотивы учения укрепляется, школьник овладеет необходимыми интеллектуальными умениями и навыками, можно приступать к формированию его познавательных интересов.



Литература:


     1.Асеев В.Г. «Проблема мотивации и личность».,

«Теоретические проблемы психологии личности»., М., 1994.

    2.Кувашова Н.Г. Нестерова Е.В. Методика подготовки детей к школе ».

Волгоград. Издательство «Учитель», 1999 стр.40

     3. Коломенский Я.Л. Панько Е.А. «Учитель в психологии детей шестилетнего возраста». М., Просвещение, 1998..

     4.Мухина В.С. «Шестилетний ребёнок в школе». М., 2005..


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Формирование мотиваций обучения первоклассников

Автор: Пучкова Любовь Васильевна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233289

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "ПРОГРАММА   ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  «Малышкина школа» "
    ["seo_title"] => string(82) "programma-priedshkol-noi-podgotovki-budushchikh-piervoklassnikov-malyshkina-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "172957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423906293"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект мероприятия" Посвящение в первоклассники" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-mieropriiatiia-posviashchieniie-v-piervoklassniki"
    ["file_id"] => string(6) "194575"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427793264"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(96) "usloviia-uspieshnogho-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "118407"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413130249"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Справка « Реализация программы  формирования ценности здоровья и здорового образа жизни , экологической культуры в 1-3 классах». "
    ["seo_title"] => string(135) "spravka-riealizatsiia-proghrammy-formirovaniia-tsiennosti-zdorov-ia-i-zdorovogho-obraza-zhizni-ekologhichieskoi-kul-tury-v-1-3-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "125822"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415056212"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Праздник для первоклассников "
    ["seo_title"] => string(30) "prazdnik-dlia-piervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "123393"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414489525"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства