Виды одаренности у школьников
Сколько может быть видов одаренности? Существуют следующие виды одаренности:
- Художественная одаренность.
- Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
- Творческая одаренность.
- Лидерская одаренность.
- Практическая одаренность.
Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают, недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность. [7]
Творческая одаренность. Особо выделен такой вид одаренности, как творческая одаренность (или творческое, продуктивное мышление). Одни специалисты полагают, что творчество, креативность - является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента.
Целесообразность выделения творческой одаренности, как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития. [8]
Лидерская одаренность. Одно из определений лидерской (социальной) одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти способности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность. [8]
Практическая одаренность. Роберт Стенберг, психолог из Йельского университета, выделяет «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще.
Люди, которые с успехом применяют интеллект УК окружающей действительности, но обязательно отличается в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет, знание своих слабых и сильных сторон, и способность использовать это знание. [8]
Вывод. Все выше сказанное предлагает краткое описание лишь немногих граней одаренности. Здесь упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщалось исследователями и родителями, характеризуя одаренность детей, с которой они сталкивались.
Виды одаренности
Сколько может быть видов одаренности? Существуют следующие виды одаренности:
- Художественная одаренность.
- Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
- Творческая одаренность.
- Лидерская одаренность.
- Практическая одаренность.
Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают, недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность. [7]
Творческая одаренность. Особо выделен такой вид одаренности, как творческая одаренность (или творческое, продуктивное мышление). Одни специалисты полагают, что творчество, креативность - является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента.
Целесообразность выделения творческой одаренности, как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития. [8]
Лидерская одаренность. Одно из определений лидерской (социальной) одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти способности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность. [8]
Практическая одаренность. Роберт Стенберг, психолог из Йельского университета, выделяет «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще.
Люди, которые с успехом применяют интеллект УК окружающей действительности, но обязательно отличается в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет, знание своих слабых и сильных сторон, и способность использовать это знание. [8]
Вывод. Все выше сказанное предлагает краткое описание лишь немногих граней одаренности. Здесь упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщалось исследователями и родителями, характеризуя одаренность детей, с которой они сталкивались.