kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результативность  олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях.

       «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».

Д.И. Менделеев

          Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

           Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.

             Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

           Организация работы по подготовке одарённых  учащихся  к участию  в олимпиадном движении  различного уровня  остаётся  наиболее актуальной и значимой для школьного образования, так как именно олимпиады являются одним из показателей результативности творческой работы учителя и учащихся. Из года в год олимпиадные задания становятся все сложнее,  возрастает значение межпредметных  связей:  химикам и биологам нужны азы генетики и биохимии; географам и  астрономам не обойтись без знаний математики  и  физики, физикам  необходимы  технические знания   и экспериментальные  навыки  и т.д.  Сегодня, в современной школе,  учителю  необходимо  умение  учить детей  учиться. Поэтому, при организации работы с одаренным школьником возникает необходимость создания индивидуального образовательного маршрута, в частности, модели подготовки учащегося к олимпиаде.

            Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

          В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

        Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

•        дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;

•        создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

•        привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;

•        некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;

•        по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;

•        каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии четырех составляющих:

а) ученика,  б) учителя, в) родителей и г) взаимоотношений между учеником, учителем и родителем.

У ученика, способного к участию в олимпиаде, в наличии – превосходная память, максимальная концентрация внимания, психологическая готовность к состязанию, испытанию, стремление к самопознанию.

У учителя – огромная увлечённость (но не фанатизм) предметом, стремление к качеству работы, плюс широкий кругозор (в виде дополнительных увлечений, среди которых главнейшее – психология).

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений: отрицательное; игнорирующее; положительное; гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).

Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. И примерами таких семей у нас являются семьи Силаковых, Семушкиных.

Взаимоотношения между учеником и учителем - это важнейший элемент, т.е. главная информационная магистраль.

          Я начинаю  работу  по подготовке к олимпиадам с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре организую анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.

Вопросы могут быть иметь следующие формулировки:

  • Интересно ли вам участвовать в  интеллектуальном соревновании?
  • Любите ли вы решать задания повышенной сложности?
  • Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по физике?
  • Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?

После анализа ответов анкеты выявляю учеников, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.

Кроме того,  выявляю наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

•        наблюдения в ходе уроков;

•        организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

•        оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

Далее  планирую работу с группой таких  школьников:

1. Расширение кругозора учащихся:

•        работаем в Интернете

•        участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах

•        участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши)

2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.

В своей работе использую две  формы подготовки к олимпиадам:

  1. внешнюю
  2. внутреннюю

          Первая форма построена на основе раздельного обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по физике во внеучебное время). Вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования, тьюторства и т. д.).

Таким образом, формируется  траектория подготовки к олимпиадам - система подготовки участников олимпиад:

•        базовая школьная подготовка по предмету;

•        подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

•        самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

•        целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

          Бесспорно, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.

          Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях»

Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях.

«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».

Д.И. Менделеев

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Организация работы по подготовке одарённых учащихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образования, так как именно олимпиады являются одним из показателей результативности творческой работы учителя и учащихся. Из года в год олимпиадные задания становятся все сложнее, возрастает значение межпредметных связей: химикам и биологам нужны азы генетики и биохимии; географам и астрономам не обойтись без знаний математики и физики, физикам необходимы технические знания и экспериментальные навыки и т.д. Сегодня, в современной школе, учителю необходимо умение учить детей учиться. Поэтому, при организации работы с одаренным школьником возникает необходимость создания индивидуального образовательного маршрута, в частности, модели подготовки учащегося к олимпиаде.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

• дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;

• создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

• привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;

• некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;

• по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;

• каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии четырех составляющих:

а) ученика, б) учителя, в) родителей и г) взаимоотношений между учеником, учителем и родителем.

У ученика, способного к участию в олимпиаде, в наличии – превосходная память, максимальная концентрация внимания, психологическая готовность к состязанию, испытанию, стремление к самопознанию.

У учителя – огромная увлечённость (но не фанатизм) предметом, стремление к качеству работы, плюс широкий кругозор (в виде дополнительных увлечений, среди которых главнейшее – психология).

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений: отрицательное; игнорирующее; положительное; гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).

Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. И примерами таких семей у нас являются семьи Силаковых, Семушкиных.

Взаимоотношения между учеником и учителем - это важнейший элемент, т.е. главная информационная магистраль.

Я начинаю работу по подготовке к олимпиадам с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре организую анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.

Вопросы могут быть иметь следующие формулировки:

  • Интересно ли вам участвовать в интеллектуальном соревновании?

  • Любите ли вы решать задания повышенной сложности?

  • Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по физике?

  • Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?

После анализа ответов анкеты выявляю учеников, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.

Кроме того, выявляю наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

• наблюдения в ходе уроков;

• организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

• оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

Далее планирую работу с группой таких школьников:

1. Расширение кругозора учащихся:

• работаем в Интернете

• участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах

• участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши)

2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.

В своей работе использую две формы подготовки к олимпиадам:

  1. внешнюю

  2. внутреннюю

Первая форма построена на основе раздельного обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по физике во внеучебное время). Вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования, тьюторства и т. д.).

Таким образом, формируется траектория подготовки к олимпиадам - система подготовки участников олимпиад:

• базовая школьная подготовка по предмету;

• подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

• самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

• целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).



Бесспорно, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.

Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности

Просмотр содержимого презентации
«к педсовету»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях. Учитель физики Бауманис С.М. Щекино,2014

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1»

Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях.

Учитель физики Бауманис С.М.

Щекино,2014

В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: « В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы.

Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты». Приказ №271от 04.02.2010 г

Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. заочные очные

Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками.

заочные

очные

  • Сайт всероссийской олимпиады школьников http://rosolymp.ru/
  • Блог «Международные предметные олимпиады» www.world-olymp.livejournal.com
  • Блог «Всероссийская олимпиада школьников» www.ros-olymp.livejournal.com
  • Центр поддержки одаренных детей ХКИРО http://cpod.ippk.ru/
Заочные предметные олимпиады. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников. Всероссийские предметные олимпиады

Заочные предметные олимпиады.

Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Всероссийские предметные олимпиады "Белый ветер"

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

МЫШЛЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА

ВСЕРОССИЙСКИЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ

ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ

Участие школьников в заочных олимпиадах разного уровня

Участие школьников в заочных олимпиадах разного уровня

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии четырех составляющих: Взаимо-отношения

Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии четырех составляющих:

Взаимо-отношения

Выявление учащихся, которые проявляют интерес  к предмету

Выявление учащихся,

которые проявляют интерес

к предмету

  • анкетирование учащихся;
  • наблюдения в ходе уроков;
  • организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Формы и методы работы по подготовке к олимпиадам 1. Расширение кругозора учащихся: •  работаем в Интернете •  участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах •  участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши) 2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.

Формы и методы работы по подготовке к олимпиадам

1. Расширение кругозора учащихся:

работаем в Интернете

участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах

участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши)

2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.

Траектория подготовки к олимпиадам -

Траектория подготовки к олимпиадам -

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования;
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.
«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Д.И. Менделеев

«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Д.И. Менделеев


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бауманис Светлана Михайловна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232572


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства