~~«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»
Грязнова Г.Г. – учитель английского языка высшей категории
МАОУ Заозерная СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
№ 16 г. Томска
1. Цулина Екатерина Александровна – учитель английского языка 1 категории.
МАОУ Заозерная СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
№ 16 г. Томска
Городская детско-юношеская Ассамблея, основной задачей которой является формирование гражданских и нравственных качеств, социальных компетентностей, основ демократической культуры у подростков, начала свою работу в 2004 году. Первые пять лет программа осуществляла деятельность под девизом: «Толерантность: от поколения к поколению». Последующие годы мы работаем с темой: «Гражданин XXI века». Все эти годы ресурсным центром, на базе которого осуществляется программа, является МОУ ДОД Детский дом творчества «Планета». Многолетняя практика реализации программы доказала актуальность и жизнеспособность этого межшкольного сетевого проекта, осуществляют который команды из МАОУ СОШ № 4, 8, 16, 40, 42, 46, 49, 50, 51, 54, 64 гимназий 1, 6, 13, 18, 29, Сибирского лицея, Гуманитарного лицея.
В условиях введения ФГОС возросла значимость Детско- юношеской Ассамблеи, поскольку она является примером инновационного способа организации внеурочной деятельности по гражданскому и поликультурному воспитанию одаренных школьников.
Внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это немаловажно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и служит основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.
Обучающиеся воспитанники, участвующие в Ассамблее, под руководством педагогов осваивают Интернет–пространство межкультурной коммуникации, участвуют в занятиях по основам информационной безопасности, технологиям исследовательского и социально значимого проектирования.
Цель Детско- юношеской Ассамблеи:
• Выявить одарённых детей и создать условия для их гармоничного развития и самореализации в соответствии с их способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
• Сформировать у школьников гражданские компетентности в условиях поликультурного воспитания.
• Вовлечь школьников в социальную проектную деятельность по проблемам развития гражданского общества.
Задачи программы:
• определить и использовать при организации внеучебной деятельности методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
• совместно с родителями поддерживать одаренного ребенка в реализации его интересов;
• проводить различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои возможности;
• предоставить возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, педагогом через самостоятельную работу;
• развить способность адекватно познавать себя и других людей;
• способствовать воспитанию толерантности как одного из приоритетных качеств в условиях поликультурного общества, в котором взаимодействуют различные интересы, устремления, волеизъявления;
• формировать социальную и коммуникативную компетентности школьников средствами родного русского и иностранных языков;
• содействовать формированию социально активной личности инновационного типа, способной к выбору решений и ответственности за свои поступки.
По результатам доклада научного руководителя программы Печерица Э.И., канд. пед. наук, доцента кафедры гуманитарного образования ТОИПКРО инновационным советом было принято решение присвоить программе статус областной экспериментальной площадки на период 2012-2015 гг. (Пр.12 от26.12.2009г).
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. В переводе с английского языка слово толерантность означает - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Многие из нас сталкивались в своей жизни с таким понятием как «конфликт» и не всегда, наверное, выходили из него достойно. Не раз приходилось наблюдать, что напряженные ситуации в школе, дома, на улице, в общественной жизни возникают из-за неуважительного отношения людей друг к другу, неумения разрешать споры и конфликты мирно, относиться уважительно и терпимо к чужому мнению. В жизни случается всякое, но задача первостепенной важности для каждого из нас - оставаться человеком.
Мы - жители вымышленной страны «Kindland»! Чем мы занимаемся?
Моделируем ситуации, ставим перед собой цели и задачи и, благодаря слаженной работе нашей команды, добиваемся успехов. От нашей школы в проекте участвуют 45 человек. Это учащиеся, которые проявляют незаурядные способности в изучении иностранных языков или имеют высокую мотивацию к их изучению. Мы участвуем в этой игре уже десятый год подряд и будем очень рады продолжать посвящать свою жизнь таким делам и проектам.
Ребята вместе с учителями определяют темы исследований, собирают информацию, создают мультимедийные презентации о рецептах дружбы и мирного сосуществования, путях решения конфликтных ситуаций, информацию о городе и областном центре, историю и интересные факты и т.д.
Программа Ассамблеи в 2013-2015 гг. ориентирована на международное партнерство школьников в реализации дистанционных творческих, исследовательских и социально-значимых проектов. Поэтому у участников есть возможность выстраивать партнерские отношения со сверстниками более чем из разных стран мира. Средством общения выступают иностранные языки: английский, немецкий, французский испанский.
В рамках экспериментального проекта проводятся фольклорно-страноведческие праздники по традициям и обычаям народов, изучаемого языка. Самые яркие - фестиваль «Содружество», праздники Рождества и Пасхи. По сложившейся традиции, их участниками становятся не только обучающиеся в ДДТ «Планета», но и ученики других классов. Свои знания и умения каждый может реализовать через выступления в концертной программе (танцы, песни, стихи, театрализованные представления и др.); через представление своих творческих работ на конкурсах: сочинений, эссе, стихов, переводов иноязычных текстов, рисунков, плакатов, газет, изделий декоративно - прикладного искусства. Проведение таких праздников ориентировано на развитие творчества в различных видах деятельности, на создание реальных условий для усвоения традиционной культуры своего народа и народов – соседей в привлекательной для детей форме, самим проводить экскурсии, подготавливать доклады, рефераты, викторины. На данном этапе у учащихся развивается творческий потенциал; формируется умение вести самостоятельную исследовательскую работу.
Обучающиеся воспитанники, участвующие в работе Ассамблеи традиционно выбирают иностранный язык в качестве переводного и выпускного экзамена, т.к. в процессе работы в данной программе успешно осваивают английский и немецкий языки, вместе с учителями создают мультимедийные презентации и т.д.
Во время подготовки заданий обучающиеся воспитанники в полной мере могут проявить свои творческие способности, развить и совершенствовать уже приобретенные навыки и умения владения иностранным языком и исследовательского труда. Также применить ранее полученные знания и умения, приобретенные в ходе работы над темой, овладеть методами научного познания в процессе поиска своего видения проблемы и, конечно, значительно расширить кругозор.
В ходе работы происходит умственное, эмоциональное и психологическое развитие учащегося, повышается интерес и мотивация к изучаемому предмету.
Конечный результат – собственная интерпретация исследуемой темы.
Вот некоторые примеры творчества учащихся:
• Let's travel with us
We are going to the past!
We started out many years ago
No one will ever know
How far we've really come
Since we waked away
And no more words to say!
We came back to the 15th
Take our greetings.
Guess our riddle
About outstanding people.
• We all love Russia
You know, it’s
Держава наша.
3.Russia is wonderful.
Russia is great.
We are its citizens
And it’s our fate.
Russia is beautiful,
Russia is nice,
Russia for foreigners
Is a surprise.
• Каждое утро, вставая с постели
Знаю, что встречу сегодня друзей.
Знаю, что в школе, за партой, с соседом
Будем мы вместе вести разговор.
Знаю, что день этот будет удачным,
Солнцем и светом и лаской согреет,
Ведь со мной рядом с утра до обеда
Дети и взрослые – лучше их нет.
Вместе мы плачем, вместе тоскуем,
Вместе смеемся, встречая успех.
Все как один мы, но разные все же
Вместе мы будем еще много лет.
• О, Толерантия!
Страна мечты!
Страна чудес и красоты,
Страна любви, страна побед!
Здесь злу и горю места нет!
Ты входишь в желтые врата,
Солнцем озаренные:
Жизнь тут жителей проста –
Не в цене целковые!
Видишь добрые улыбки,
Счастья полные глаза!
Дети кушают конфетки,
Порхает в небе стрекоза!
Воспитательный потенциал подобных проектов огромен. Мы не только расширяем кругозор учащихся, обогащаем их дополнительными страноведческими знаниями, практическими знаниями и владением иностранным языком, но и формируем в детях толерантность как личностную ценность. И ведущим при формировании толерантной личности является диалоговый подход, т.к. диалог с другой личностью - и есть способ наиболее полноценного существования и развития. Именно диалог культур является культурной ценностью других народов.
Библиографический список
1. АсмоловА. Историческая культура и педагогика толерантности.: Мемориал.2001.
2. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс.2003.
3. Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности.
4. Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. М.: Бонфи.2001
5. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2008гг). «Приказ Министерства образования 01.10.01. №3250.//Вестник образования 2001.№ 20.
Данные об авторах
2. Грязнова Галина Геннадьевна – учитель английского языка высшей категории. Стаж работы – 28 лет.
МАОУ Заозерная СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
№ 16 г. Томска.
Тел. 8 913 870 6532
e-mail: [email protected]
3. Цулина Екатерина Александровна – учитель английского языка 1 категории. Стаж работы – 11 лет.
МАОУ Заозерная СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
№ 16 г. Томска
Тел. 8 905 992 4522
e-mail: [email protected]