kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг коммуникативной компетентности подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение в нашей жизни имеет первостепенное значение. В современном компьютеризированном мире общение подростков сводится к переписке в соцсетях. В связ с эттим им сложно находить общий язык со сверстниками и взрослыми в открытом общении - "лицом к лицу". Тренинг создан в помощь подросткам для совершенствования их коммуникативных навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг коммуникативной компетентности подростков»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

КАЛУЖСКИЙ САНАТОРИЙ «СПУТНИК»









Тренинг развития коммуникативной компетентности подростков.











Подготовил:

Педагог-психолог

Харламова А.С.





Людиново, 2016

Пояснительная записка.

Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Это может быть вызвано недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится этому в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях.

Очень важна тема общения в подростковом возрасте. Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько подростки 11-14 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.

Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы. Как правильно управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению.

Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения"

Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следую­щих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.

Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.


Цель тренинга: формирование коммуникативных умений и навыков.

Задачи:

  • Раскрыть понятие «общение»;

  • Познакомить с основными видами общения;

  • Отработка навыков общения и взаимодействия с окружающими;

  • Формирование основных навыков эффективного общения;

  • Создание положительного фона, атмосферы доверия;

  • Формирование положительного отношения к себе и другим;

  • Определить личные качества, важные для общения;

  • Актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого участника.

При работе над данной программой тренинга я руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип экологичности. Все, что происходит на тренинге не должно нанести вред или стать помехой в свободном развитии участников группы и ведущих.

2. Принцип целесообразности. Все упражнения, игры, задания служат реализации единой цели.

3. Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения.

4. Принцип открытости. Быть искренним перед группой, декларировать цели и задачи тренинга, отвечать, по-возможности, честно на поставленные вопросы, создавать условия для раскрытия потенциала каждого из участников.

5. Принцип достоверности. Упражнения адаптированы к той действительности, в которой живут и взаимодействуют участники.


Ожидаемый результат:

- умение контролировать свое поведение;

- знание подростками различных способов взаимодействия с людьми;

- осознание своих эмоций и мотивов поведения, а также понимание мотивов, чувств и поведения других людей.

- уважение себя и окружающих.




Содержание тренинга.

Занятие 1.

Цель: знакомство, создание доверительной атмосферы, сплочение группы.

Материалы: клубок ниток.

1. Приветствие. Вступительное слово.

Здравствуйте Ребята. Мы начинаем наши занятия по формированию навыков общения. Для того чтоб успешно и легко общаться с новыми людьми и быть интересным собеседником, необходимо знать некоторые секреты общения.

На тренинге можно научиться по-новому воспринимать себя и других (более позитивно, более конструктивно), можно научиться навыкам эффективного общения, можно научиться лучше чувствовать себя и других людей, осознавать себя и свои состояния.

Теме общения будет посвящено 6 встреч по 40 минут.


2. Принятие правил работы группы.

Цель: выработать правила, по которым будет проходить каждое занятие.

  1. Говорить по одному.

  2. Все внимательно слушают говорящего не перебивая.

  3. Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.

  4. Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.

  5. Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.


3. Что в имени тебе моем….

Цель: знакомство, самопрезентация, создание доброжелательной атмосферы.

Каждый участник по очереди называет свое имя, рассказывает что оно означает, кто его так назвал, кто еще в семье носит такое имя.


4.Упражнение «Продолжи фразу».

Цель: узнать друг друга, саморефлексия.

Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.

Фразы:

- Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.

-Особенно меня раздражает, что я…

- Мне бывает стыдно, когда я….

- Верю что я…

- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….

- Иногда люди не понимают меня, потому что я….


6. Связующая нить.

Материал: клубок ниток.

Первый участник дает рефлексию занятию: что понравилось, что не понравилось, что он хочет сказать группе. Оставляя у себя начало нити, передает клубок дальше по кругу. Когда клубок обошел всех, начинаем сматывать его обратно, при этом каждый говорит пожелание своему соседу.

7.Прощание.


Занятие 2.

Цель: отработка навыков невербального и вербального общения.

Материалы: картинки с позами и мимикой; клубок ниток.

1. Приветствие. Меняются те, кто…

Цель: разогрев группы.

Все участники сидят в кругу, стул ведущего убирают. Ведущий продолжает фразу «меняются те, кто» (добрый, веселый, у кого длинные волосы, голубые глаза и т.д.). Те, у кого есть этот признак меняются местами. Игра проходит динамично.


2.Какое общение бывает?

Цель: Получение и закрепление информации о вербальном и невербальном общении.

Общение – это установление и развитие контактов между людьми.

Наше общение состоит из слов, т.е вербальная часть и движений тела, невербальная часть. Ученые подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма - несловесная информация - 5/6. 

  При этом 55% - это Язык Тела (позы, движения, мимика),

около 38% - Голос (тон, интонации, ритм, тембр)  и около 7% собственно слова.

Естественно, в разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.

И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому - как.

Есть еще одно, очень забавное правило. Если сознание говорит одно, а подсознание совершенно другое - обычно побеждает подсознание. А сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку. Этим, как раз, и пользуются профессиональные мошенники. Им могут доверить посторожить вещи самые бдительные люди, а потом сильно удивляться тому, что пропал не только новый чрезвычайно приятный знакомый, но и чемоданы.

При общении мы выражаем то что хотим сказать (да и то, что не хотим тоже) в виде жестов, мимики, поз, движений, интонаций и только в последнюю очередь собственно слов. Но в связи с тем, что мы не осознаем этой большой невербальной части, мы обычно получаем только не совсем нам понятные сообщения из нашего бессознательного. И часто бывает совершенно не понятно, что вызвало напряжение у собеседника или почему он так чему-то обрадовался. (картинки или слайды с позами, мимикой.)


3. Передай чувство мимикой.

Цель: Отработка навыка невербального проявления эмоций.

Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики. Задача зрителей определить , что за чувство.


4. Передай чувство, только голосом.

Инструкция: На бумажке написано чувство, ваша задача произнести фразу, вложив в нее это чувство. Лицо при этом закрыто, или ребенок должен отвернуться. Задача остальных определить чувство.

Обсуждение в кругу: В каком упражнении было проще понять человека.


5.Толстое стекло.

Цель: отработка навыка вербального общения.

Инструкция. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о времени встречи в кино при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя.

6.Связующая нить.

Материал: клубок ниток.

Первый участник дает рефлексию занятию: что понравилось, что не понравилось, что он хочет сказать группе. Оставляя у себя начало нити, передает клубок дальше по кругу. Когда клубок обошел всех, начинаем сматывать его обратно, при этом каждый говорит пожелание своему соседу.

Прощание.


Занятие 3.

Цель: отработка навыков вступления в контакт.

Материалы: клубок ниток.


1. Приветствие. Упражнение-активатор «Разожми кулак»

Цель: эмоциональный разогрев.

Участники разбиваются на пары: один сжимает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту. Потом участники меняются местами и ситуация повторяется.

Далее группа обсуждает, кому и как удалось это сделать. Возможные варианты: силой, просьбой, поглаживанием.


2.Упражнение «Карусель»

Цель: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакт.

Участники встают в два круга – внешний и внутренний, лицом друг к другу. Внутренний круг будет неподвижный, внешний – подвижный. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Примеры ситуаций:

  • Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…

  • Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…

  • Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте…

  • После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече…

Время на установление контакта и проведения беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

3. Упражнение «Контакт взглядом»

Один из участников выходит за дверь. Оставшиеся выбирают трех участников, которые хотят вступить в контакт с вышедшим. Затем вышедший возвращается и должен по взглядам определить, кто хочет вступить с ним в контакт. Предварительно оставшиеся инструктируются, что взгляды троих, желающих вступить в контакт, должны отличаться от остальных (быть необыкновенным взглядом, воплощением мысли о желании вступить в контакт). Не рекомендуются также явные подсказки подмигивание, кивки головой и т.д. Так повторяется со всеми членами группы.


4.Упражнение «Как дела?»

Цель: развитие коммуникативной гибкости.

Ведущий по очереди (по кругу) задает один и тот же вопрос участникам: "Как дела?" Задача каждого участника ответить на этот вопрос оригинально, то есть так, чтобы ответ не был похож ни на один из уже прозвучавших вариантов.

Если ответ участника не оригинален, он выбывает из игры: встает со своего места и отходит в сторонку. Упражнение продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Роль арбитра берет на себя ведущий.

Если ответ дословно не повторяет другой ответ, но является его парафразом, или же близок по смыслу, это тоже считается повторением, и участник в таком случае выбывает.

В конце проводится обсуждение:

- А как вы обычно отвечаете на вопрос "Как дела?" в реальной жизни?

- Как можно расклассифицировать ответы?


5. Упражнение «Нож и масло»

Цель: развитие умения преодолевать страх перед неприятной ситуацией.

Участники встают в два ряда друг против друга, поднимают правую руку и ритмично одновременно передвигают ее вверх-вниз, как нож. Каждый по очереди должен пройти через этот строй. Закончивший путь встает в конец строя, а стоящий в начале – проходит через шеренгу. Далее обсуждается, как было легче избежать удара – продумав свой путь или бросившись бежать, не думая. Подростков следует вывести на осознание необходимости планирования действий в сложных ситуациях.

Следует предупредить, что нельзя наносить удары, нужно просто поднимать и опускать руку.

6. Связующая нить.

Материал: клубок ниток.

Первый участник дает рефлексию занятию: что понравилось, что не понравилось, что он хочет сказать группе. Оставляя у себя начало нити, передает клубок дальше по кругу. Когда клубок обошел всех, начинаем сматывать его обратно, при этом каждый говорит пожелание своему соседу.

Прощание.


Занятие 4.

Цель: отработка навыков активного слушания

Материалы:

Упражнение "Интервью"

Цель: - развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, - сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга. 
Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше, и меняются ролями. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга, рассказывая от имени своего собеседника.


2. Беседа «Умение слушать»

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

Правила хорошего слушания:
1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике.

2. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

3.Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.

4. Спокойно реагируй на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
5. Не устраивай расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
6. Делай паузу. Давай собеседнику время подумать.
7. Не бойся делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит тебя.
8. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.
9. Если ты понимаешь, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставь его в покое.


3. Упражнение «Спина к спине».

Цель: отработать навыки активного слушания.

Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.
Обсуждение
Дети делятся своими ощущениями.
- Легко ли было вести разговор?
- В чем были трудности?
- Есть ли удовлетворение от разговора? 
Зрители высказывают свои наблюдения.
Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

4. Упражнение «Контрабандисты»

Цель: повышение коммуникативной компетентности

Ведущий тренинга вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Выводит их за двери тренингового зала. Там одному из этой группки вручается какой-то небольшой предмет, который можно спрятать в кармане: ручку, колпачок от ручки, маленький степлер, свернутую бумажку (записку), маленький пакетик с приправой, фишку для покера и т.п. Данный участник прячет эту вещь в карман и обещает не вытаскивать ее, пока не получит разрешение от ведущего.

Все возвращаются в тренинговый зал. Объясняется, что эти несколько человек - "контрабандисты", якобы они незаконно провозят что-то (шариковые ручки, степлеры, приправы и т.д.). В данный момент лишь у одного из "команды контрабандистов" есть незаконный товар. Другие "контрабандисты" это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже что это они сами обладают запрещенным товаром. Среди лжи "контрабандисты" могут сказать и правду, у них на это полное право.

Задача остальных участников - "расколоть" контрабандистов, выяснить путем опроса, кто же на самом деле "с товаром". В конце опроса каждый из опрашиваемых должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. После этого ведущий подает знак обладателю "товара", тот его достает и демонстрирует.

Желательно упражнение провести в несколько туров. Один и тот же участник может несколько раз попадать в "команду контрабандистов".

В конце проводится обсуждение:

- Какой тактики лучше было придерживаться "контрабандистам"?

- Какой тактики лучше было придерживаться наблюдателям?

- Какие внешние признаки проявляют ложь человека?

- По каким признакам можно определить искренность?

- Кто из "контрабандистов" особенно хорошо играл?


5.Связующая нить.

Материал: клубок ниток.

Первый участник дает рефлексию занятию: что понравилось, что не понравилось, что он хочет сказать группе. Оставляя у себя начало нити, передает клубок дальше по кругу. Когда клубок обошел всех, начинаем сматывать его обратно, при этом каждый говорит пожелание своему соседу.



Занятие 5.

Цель: повышение коммуникативной компетентности.

1. Приветствие. Упражнение «Остров»

Цель: эмоциональный разогрев; развитие ответственности за других.

На пол из старых газет выкладывается маленький остров. Ведущий объявляет, что группа попала на этот островок и должна дождаться спасателей. Все участники встают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив», «остров» уменьшается. Ведущий уменьшает «остров» на столько, на сколько возможно. Наконец, спасатели прибывают и «выжившие» и «утонувшие» перебираются на свои места.

Все участники высказываются, чего им хотелось больше, самим удержаться или удержаться вместе. И то и другое правильно. В первом случае работает инстинкт самосохранения. Но в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэтому нужно почаще заботиться не только о себе любимом, но и о тех, кто рядом.

2.Упражнение «Диспут»

Участники делятся на две команды. Решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники «загара», «курения», «раздельного питания» и т.д.

Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивком головы).

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Нужно предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысль собеседника, приписывая ему не его слова.


3.Упражнение «Спор при свидетеле»

Участники разбиваются на тройки. Один из участников тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача – следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор по выбранному вопросу.

По ходу упражнения участники меняются местами.


4.Упражнение «Дискуссия».

Цель: формирование невербальных навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.

Инструкция.

Вы разбились на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.

Обсуждение в кругу:

Что получилось, что нет, удалось ли договориться.

Что мешает нам общаться?


5.Связующая нить.

Материал: клубок ниток.

Первый участник дает рефлексию занятию: что понравилось, что не понравилось, что он хочет сказать группе. Оставляя у себя начало нити, передает клубок дальше по кругу. Когда клубок обошел всех, начинаем сматывать его обратно, при этом каждый говорит пожелание своему соседу.

Прощание.



Занятие 6.

Цель: создание положительного образа себя.

Материалы: листы бумаги, карандаши на каждого участника, клубок ниток.

1. Приветствие. Упражнение «Комплименты»

Участники должны поздороваться друг с другом, добавляя при этом комплимент. Например, «Саша, здравствуй, ты сегодня очень хорошо выглядишь».


2.Упражнение «Объявление об объявлении»

Цель: развитие умения заявлять о себе.

Ведущий предлагает частникам дать объявление о себе в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информации об авторе. Затем объявления зачитываются и проводится обсуждение, что является основным: желание помочь кому-то, получить что-то или заявить о своих способностях. Главная мысль упражнения – заявить о себе.

3.Упражнение «Горячий стул»

В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из участников тренинга. Там должны будут побывать все (по желанию). Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сделать комплимент, высказать благодарность, сказать о его положительных или отрицательных качествах либо сказать с кем или чем ассоциируется этот человек и т.д.

Обсуждение: первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?


4. Анкета


5. Связующая нить.

Материал: клубок ниток.

Первый участник дает рефлексию занятию: что понравилось, что не понравилось, что он хочет сказать группе. Оставляя у себя начало нити, передает клубок дальше по кругу. Когда клубок обошел всех, начинаем сматывать его обратно, при этом каждый говорит пожелание своему соседу.

Прощание.























Список литературы.

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006. – 271с..

  2. Битянова Н.П. Психология личностного роста. М.: Меж. пед. академия, 1995.

  3. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1983.

  4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990.

  5. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192с.

  6. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс, 1986.

  7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.

  8. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 99с

  9. Практикум по социально-психологическому тренингу/ Под ред. Б.Д.Парыгина. С-ПБ, 1994.

  10. Фоппель. К. Сплоченность и толерантность в группе. М., Генезис. 2006.

  11. Фоппель. К. Энергия Паузы. М., Генезис. 2006.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинг коммуникативной компетентности подростков

Автор: Харламова Анна Сергеевна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья "Развитие социальной компетентности подростков" "
    ["seo_title"] => string(57) "stat-ia-razvitiie-sotsial-noi-kompietientnosti-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "191479"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427307252"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Авторская (адаптированная) программа специального курса "Психология успеха""
    ["seo_title"] => string(82) "avtorskaia-adaptirovannaia-proghramma-spietsial-nogho-kursa-psikhologhiia-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "306470"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458136507"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Психологическое сопровождение летнего отдыха детей "
    ["seo_title"] => string(64) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-lietniegho-otdykha-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "167575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423119189"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "«Стресс, стратегии выхода из стрессовых ситуаций»"
    ["seo_title"] => string(48) "striessstratieghiivykhodaizstriessovykhsituatsii"
    ["file_id"] => string(6) "305073"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457870208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства