kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА».

Зубкова А.Р.

МБОУ г. Иркутска СОШ №77

             Процесс развития личности подростка во многом зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, общество и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в обозначенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения  изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Духовно-нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка. Однако социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда возникают отклонения в поведении у подростков. Приведем некоторые причины таких отклонений (девиаций):

  • отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);
  • нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не принят, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв и потерь; отвергаемый в группе свободного общения; конфликтен, отчужден);
  • ошибки семейного воспитания (гиперопека, гипоопека и т.д.); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на гимназию; конфликты в семье и др.;
  • ошибки педагогов (превышение педагогической власти; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося и др.) и другие.

          Чтобы вовремя предупредить данные негативные отклонения в поведении подростков необходимо своевременное педагогическое и социально-психологическое сопровождение. Методологической основой сопровождения субъекта в образовании является концепция свободного выбора как условие его развития (К.А. Абульханова, Н.Р. Битянова, В.С. Мухина и др.). В общем виде под сопровождением понимается создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Основа сопровождения состоит в усилении позитивных факторов и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта.

Основное назначение «Программы комплексного педагогического и социально-психологического  сопровождения подростков «группы риска" – социальная защита подростка, оказание ему социальной, педагогической и психологической помощи в адаптации и социализации в обществе.

Цель программы: создание организационно-педагогических и социально-психологических условий для личностного развития и успешной социализации подростков «группы риска».

Мероприятия  программы направлены на так называемую «группу риска», т.е. на тех подростков, которые имеют отклонения в поведении (трудновоспитуемость, школьная дезадаптация, правонарушения и т.д.). В литературе под «группой риска» понимается группа, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. В свою очередь, «девиантное поведение» с точки зрения социальной педагогики понимается как отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и производства социальных норм и культурных ценностей.

Основная задача программы сопровождения – предупредить эти трудности до того, как подростки станут социально и эмоционально неуправляемыми.

       Для профилактики девиантных проявлений в поведении подростков в образовательном учреждении используются следующие методы работы:

1. Ранняя диагностика подростков «группы риска».

2. Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами (проведение тематических родительских собраний, выступления на педагогических советах, беседы, лекции, создание буклетов, памяток).

3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростков (проведение внеклассных мероприятий, тематических классных часов, индивидуальные беседы).

4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня отклонений в поведении, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб (беседы с инспектором ОДН ОП-3, КДН, служба занятости), для вовлечения подростков в трудовую деятельность.

5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения  подростков.

       Деятельность социального педагога по сопровождению осуществляется по основным   направлениям: диагностическое, развивающее и коррекционное,  профилактическое, охранно-защитное, организационное, издательское, методическое.

Диагностическое направление включает изучение социальной среды обучающихся: изучение условий жизни несовершеннолетних и их семей; изучение особенностей подростков: диагностика познавательных интересов, мотивов, потребностей и склонностей; внеурочная занятость, отношение к вредным привычкам, изучение особенностей межличностных отношений, уровня сплоченности в классном коллективе и т.д. В целом работу диагностического направления можно оценить как результативную и полезную, поскольку полученная информация играла роль «отправной точки» в выстраивании всей дальнейшей работы с подростками, родителями и учителями с целью построения комплексной программы сопровождения, решения отдельных проблем, обеспечения обучающимся комфортных психологических условий обучения и развития, в том числе для профилактики нарушений психологического здоровья, отклонений в поведении.

Профилактическая работа представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, включающих особый контроль за ходом психического, социального, духовного развития подростка с целью предупреждения возможных отклонений. Одной из главных задач социально-психологического педагогического сопровождения является создание условий психолого-педагогической, правовой  поддержки и реабилитации подростков, в том числе, обучающихся с девиантным поведением. Каждый учебный год список детей с девиантным поведением корректируется, опираясь на сведения классных руководителей и решение Совета профилактики. В его состав входят сотрудники администрации школы, социальный педагог, педагог-психолог. Основные причины постановки подростков на внутришкольный учет следующие: курение, употребление спиртных напитков, трудновоспитуемость, правонарушения, нарушения дисциплины, низкая успеваемость.

В целях профилактики разного рода зависимостей в школе создан и функционирует «Наркопост». Основные причины постановки подростков на учет наркопоста: курение  и употребление спиртных напитков. Председатель «Наркопоста» - социальный педагог Зубкова А.Р. Ежегодно 1 декабря в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом социальный педагог совместно с заместителем директора по воспитательной работе проводит ряд мероприятий под лозунгом «Прощайте вредные привычки – здравствуй здоровый образ жизни!», например конкурс плакатов «Стоп - СПИД». Для профилактики правонарушений, вредных привычек, пропаганды здорового образа жизни социальным педагогом разработаны памятки, буклеты, наглядная агитация для подростков по тематике перечисленных проблем, издательское направление. Данные меры являются действенными: обучающиеся проявили активную гражданскую позицию, выразив свое негативное отношение к вредным привычкам.

К профилактическому направлению можно отнести и работу с родителями подростков. С этой целью регулярно проводятся тематические родительские собрания: «Родительское отношение к ребенку», «Типы семейного воспитания», «Формирование правовой культуры у ребенка», «Характеристика подросткового возраста: Рекомендации родителям» и другие; индивидуальные консультации родителей по результатам диагностик; составление буклетов, памяток, листовок с рекомендациями.

Развивающее и коррекционное направление – важное и ответственное направление деятельности социального педагога. Учитывая, что для подростков ведущим видом деятельности является общение, мы разработали серию классных часов с элементами тренинга: «Умеем ли мы общаться», «Можно ли научиться управлять собой», «Роль общения в трудных жизненных ситуациях», «Самовоспитание личности» и т.д. Активными  групповыми методами обучения эффективному общению являются: дискуссионные методы; игровые методы; сенситивный тренинг, социально-психологический тренинг и другие. Благодаря тренингу формируется компетентность в общении, происходит  развитие адекватной ориентации человека в самом себе,  потенциале партнера. Формирование коммуникативной компетенции подростка является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного обучающегося, так и для образовательного учреждения.      

Охранно-защитное направление в деятельности социального педагога включает представление интересов подростков в государственных, общественных организациях, обеспечение бесплатным питанием, проездными билетами, организацию летнего оздоравливающего отдыха детей и т.д. Эта работа ведется специалистом систематически и предполагает решение многих организационных вопросов.

 Организационная деятельность представляет собой особый вид работы социального педагога в сфере образования. Ее содержание включает в себя: планирование профессиональной деятельности, составление социального паспорта школы, социальных паспортов классов, оформление документации, личных дел обучающихся, контроль за успеваемостью и посещением занятий, за посещением кружков; организацию профессионального взаимодействия и т.д. Работа проводится в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом, классными руководителями, медицинским работником, администрацией школы, со специалистами органов по социальной защите населения, департамента образования, КДН Свердловского округа, ОДН ОП-3 УМВД РФ, специалистами МОУ «ЦИМПО», службой занятости населения, Управлением  по опеке и попечительству, преподавателями вузов и т.д.

          Методическая деятельность. Социальный педагог практически постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его определять причины, основания того или иного поведения подростков, их отношения к учению, сверстникам, взрослым, осуществлять коррекцию выявленных недостатков, составлять перспективную программу развития каждого обучающегося и многое другое. Для успешного решения данных задач необходимо систематическое повышение профессиональной, психолого-педагогической компетентности. Базовое профессиональное образование, знания по педагогике, возрастной и педагогической психологии, постоянное повышение квалификации путем курсовой подготовки, посещение семинаров, самообразование, позволяют обеспечивать дифференцированный и индивидуальный подход в работе с обучающимися.

         Программа комплексного педагогического и социально-психологического  сопровождения подростков «группы риска» реализуется в школе в течение трех лет, осуществляется количественный и качественный анализ результативности программы. Социальным педагогом систематически осуществляется мониторинг над посещаемостью и успеваемостью обучающихся. Наблюдения за поведением и учебной деятельностью подростков «группы риска» показали, что они овладели умениями эффективного общения, научились осознанно планировать и контролировать свое поведение. Таким образом, предложенная система работы по комплексному педагогическому и социально-психологическому  сопровождению подростков показала достаточно высокую ее эффективность и позволила в значительной степени оптимизировать этот процесс.

Просмотр содержимого документа
«Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" »

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»

Зубкова А.Р.

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Иркутска СОШ № 77

I. Введение.

Процесс развития личности подростка во многом зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в обозначенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Духовно-нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.

Однако социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда возникают отклонения в поведении у подростков. Приведем некоторые причины таких отклонений (девиаций):

  • отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);

  • нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, не принят, изолирован в классном коллективе, примыкающий к сверстникам ценой жертв и потерь; отвергаемый в группе свободного общения (тусовке); конфликтен, отчужден, бесконтролен, пренебрегаем в семье);

  • ошибки семейного воспитания (гиперопека, гипоопека и т.д.); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;

  • психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства, смена учебного заведения и т.д.);

  • ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика;

противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями и др.);

  • социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме) [4].

Нередко в результате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с обществом, с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, заражением негативным групповым поведением. С возрастом такое поведение уступает место поведению «рациональному», то есть заранее спланированному, преднамеренному. Мотивация зависти, пользы, выгоды становится основной, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждение и браваду. Чтобы вовремя предотвратить данные негативные отклонения в поведении подростков необходимо своевременное педагогическое и социально-психологическое сопровождение.

Основания для разработки программы:

- Конституция Российской Федерации;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

-Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 

-Гражданский кодекс РФ;

-Семейный кодекс РФ;

-ФЗ РФ от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

-ФЗ РФ от 24.07.2007 г. №210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных нарушениях»;

-ФЗ РФ от 09.07. 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

-Постановление Правительства РФ от 20.02.2007 г. №116 г. Москвы «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования»;

-Указ Президента РФ от 26.03.2008 №404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;

-Распоряжение правительства РФ от 26.01.2007 г. №79-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг., включающую программы «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья».

Методологической основой сопровождения субъекта в образовании является концепция свободного выбора как условие его развития (К.А. Абульханова-Славская, Н.Р. Битянова, В.С. Мухина, Н.Е. Веракса и др.). В общем виде под сопровождением понимается создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Основа сопровождения состоит в усилении позитивных факторов и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта [1].

II. Сроки и этапы реализации программы.

I этап. Подготовительный (сентябрь – декабрь 2012 года).

Определение цели и задачи программы, методов работы. Изучение нормативно-правовой базы и научно-методической литературы. Разработка программы, создание рабочей группы.

Результат: программа.

II этап. Практический (январь 2013 – декабрь 2016 года).

Реализация мероприятий направленных социально-психологическое сопровождение, адаптацию и социализацию подростков «группы риска».

Результат: успешная социализация подростков «группы риска».

III. Рефлексивный (январь – декабрь 2017 года).

Анализ полученных результатов. Обобщение опыта работы.

Результат: моделирование программы.

III. Описание программы.

Основное назначение «Программы комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков «группы риска» – социальная защита подростка, оказание ему социальной, педагогической и психологической помощи в адаптации и социализации в обществе.

Цель программы: создание организационно-педагогических и социально-психологических условий для личностного развития и успешной социализации подростков «группы риска».

Мероприятия программы направлены на так называемую «группу риска», т.е. на тех подростков, которые имеют отклонения в поведении (трудновоспитуемость, школьная дезадаптация, правонарушения и т.д.). В литературе под «группой риска» понимается группа, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды [3]. В свою очередь, «девиантное поведение» с точки зрения социальной педагогики понимается как отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и производства социальных норм и культурных ценностей [4].

Основная задача программы сопровождения – преодолеть эти трудности до того, как подростки станут социально и эмоционально неуправляемыми. Социально-педагогическая поддержка подростка в вопросах организации зоны доверия; поиск полезных интересов, ориентированных на профессиональные намерения; перестройка на эмоционально положительные отношения с учителями и одноклассниками – такие направления деятельности социального педагога могут сыграть роль ключевого фактора в реабилитации таких ребят.

Для профилактики девиантных проявлений в поведении подростков в образовательном учреждении используются следующие методы работы:

1. Ранняя диагностика подростков «группы риска».

2. Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами (проведение тематических родительских собраний, выступления на педагогических советах, беседы, лекции, создание буклетов, памяток).

3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростков (проведение внеклассных мероприятий, тематических классных часов, индивидуальные беседы).

4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня отклонений в поведении, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб (беседы с инспектором ОДН, КДН, служба занятости населения), для вовлечения подростков в трудовую деятельность.

5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения подростков.

IV. Основные направления реализации программы.

Деятельность социального педагога по сопровождению осуществляется по основным направлениям: диагностическое, развивающее и коррекционное, профилактическое, охранно-защитное, организационное, профориентационное, издательское.

Диагностическое направление включает изучение социальной среды обучающихся: изучение условий жизни несовершеннолетних и их семей; изучение особенностей подростков: диагностика познавательных интересов, мотивов, потребностей и склонностей; внеурочная занятость, отношение к вредным привычкам, изучение особенностей межличностных отношений, уровня сплоченности в классном коллективе и т.д. В целом работу диагностического направления можно оценить как результативную и полезную, поскольку полученная информация играла роль «отправной точки» в выстраивании всей дальнейшей работы с подростками, родителями и учителями с целью построения комплексной программы сопровождения, решения отдельных проблем, обеспечения обучающимся комфортных психологических условий обучения и развития, в том числе для профилактики нарушений психологического здоровья, отклонений в поведении.

Профилактическая работа представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, включающих особый контроль за ходом психического, социального, духовного развития подростка с целью предупреждения возможных отклонений. Одной из главных задач социально-психологического педагогического сопровождения является создание условий психолого-педагогической, правовой поддержки и реабилитации подростков, в том числе, обучающихся с девиантным поведением.

Каждый учебный год список детей с девиантным поведением корректируется, опираясь на сведения классных руководителей и решение Совета профилактики. Совет профилактики проводится один раз в месяц. В его состав входят сотрудники администрации школы, социальный педагог, педагог-психолог. Основные причины постановки подростков на внутришкольный учет следующие: курение, употребление спиртных напитков, трудновоспитуемость, правонарушения, нарушение дисциплины, низкая успеваемость. В целях профилактики разного рода зависимостей в школе создан и функционирует «Наркопост». Основные причины постановки подростков на учет наркопоста: курение и употребление спиртных напитков. Председатель «Наркопоста» - социальный педагог Зубкова А.Р. Ежегодно 1 декабря в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом социальный педагог совместно с заместителем директора по воспитательной работе проводит ряд мероприятий под лозунгом «Прощайте вредные привычки – здравствуй здоровый образ жизни!», например конкурс плакатов «Стоп - СПИД». Особый интерес у обучающихся вызвала акция «Меняем сигарету на конфету», а также просмотр видеороликов. Подростки получили буклеты «Реклама о мнимой пользе пива», «СПИД», «Вред курения». Для профилактики правонарушений, вредных привычек, пропаганды здорового образа жизни социальным педагогом разработаны памятки, буклеты, наглядная агитация для подростков по тематике перечисленных проблем, издательское направление. Необходимо отметить, что данные меры являются действенными: обучающиеся проявили активную гражданскую позицию, выразив свое негативное отношение к вредным привычкам.

К профилактическому направлению можно отнести и работу с родителями подростков. С этой целью регулярно проводятся тематические родительские собрания: «Родительское отношение к ребенку», «Типы семейного воспитания», «Формирование правовой культуры у ребенка», «Характеристика подросткового возраста: Рекомендации родителям» и другие; индивидуальные консультации родителей по результатам диагностик; составление буклетов, памяток, листовок с рекомендациями.

Развивающее и коррекционное направление – важное и ответственное направление деятельности социального педагога, так как предполагает обоснованное воздействие на важнейшие характеристики внутреннего мира подрастающего человека [2]. Учитывая тот факт, что для подростков ведущим видом деятельности является общение, мы разработали серию классных часов с элементами тренинга: «Умеем ли мы общаться», «Можно ли научиться управлять собой», «Роль общения в трудных жизненных ситуациях», «Самовоспитание личности» и т.д. Активными групповыми методами обучения эффективному общению являются: дискуссионные методы; игровые методы; сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства) и другие. Социально-психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении у подростков. Контингент участников групп социально-психологического тренинга составляли обучающиеся, испытывающие серьёзные трудности в общении. Как показал опыт, тренинг способен дать побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной жизнедеятельности, являющейся единственной сферой и основным источником личностных перестроек. Благодаря тренингу формируется компетентность в общении, происходит развитие адекватной ориентации человека в самом себе, в собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче. Формирование коммуникативной компетенции подростка является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного обучающегося, так и для образовательного учреждения, общества в целом.

Профориентационная работа в старших классах является важной и необходимой. Участие в профориентации и помощь обучающимся в обоснованном выборе профессии – одна из важных сторон работы социального педагога. Она включает в себя: предпрофильную и профильную ориентацию обучающихся, профориентационные беседы, диагностику, направленную на выявление интересов, склонностей обучающихся, первичных профнамерений и их динамики, профессиональное консультирование и т.д. Результаты показывают необходимость дальнейшего проведения профориентационной работы и помощи подросткам в профессиональном определении – важном в их жизни выборе дальнейшего пути.

Охранно-защитное направление в деятельности социального педагога включает представление интересов подростков в государственных, общественных организациях, обеспечение бесплатным питанием, проездными билетами, организацию летнего оздоравливающего отдыха детей и т.д. Эта работа ведется специалистом систематически и предполагает решение многих организационных вопросов.

Организационная деятельность представляет собой особый вид работы социального педагога в сфере образования. Ее содержание включает в себя: организацию пространства, планирование профессиональной деятельности, составление социального паспорта школы, социальных паспортов классов, оформление документации, личных дел обучающихся, контроль за успеваемостью и посещением занятий обучающимися, за посещением кружков, секций; организацию профессионального взаимодействия и т.д. Работа проводится в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом, классными руководителями, медицинским работником, администрацией школы, со специалистами органов по социальной защите населения, департамента образования, КДН Свердловского округа, ОДН ОП-3 УМВД РФ, специалистами МОУ «ЦИМПО», службой занятости населения, преподавателями вузов и т.д.

V. Результаты реализации программы.

Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков «группы риска» реализуется в школе в течение трех лет, осуществляется количественный и качественный анализ результативности программы ежегодно. На курируемых параллелях создан банк данных обучающихся, состоящих на внутришкольном учете «группа риска». Это подростки, имеющие частые пропуски уроков без уважительных причин, состоящие на внутришкольном учете или на учете в ОДН ОП-3 УМВД РФ. Социальным педагогом систематически осуществляется мониторинг над посещаемостью и успеваемостью обучающихся, созданы условия для психолого-педагогической поддержки детей. Для решения различных проблем проводятся мероприятия: индивидуальная и групповая работа с обучающимися, беседы с родителями, внеклассные мероприятия с привлечением разного рода специалистов.

Анализ результатов работы по программе сопровождения за три года представлен в таблицах и отражает положительную динамику.

Таблица 1

Количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учете (в%)


Учебн.

год

Подростки

ВШУ

Параллели, классы

5-е

6-е

7-е

8-е

9-е

10-е

2012-

2013

«группа риска»

0

0

0,2

0,4

0,6

0


2013-

2014

«группа риска»

0

0

0,4

0,2

0,5

0

2014-

2015

«группа риска»

0

0,2

0

0,2

0,1

0

Как видно из таблицы 1, в 2012-2013 учебном году у обучающихся параллели 7-х классов «группа риска» составляла 0,2%, а при переходе обучающихся в 8 класс (в 2013-2014 уч. году) данная группа подростков осталась на том же уровне 0,2%. В группе учащихся на параллели 9-х классов «группа риска» также составляла 0,6%, тогда как при переходе этих обучающихся в 10-й класс подростков с проблемами в поведении не стало. Это свидетельствует о снижении количества подростков «группы риска», что связано с переходом обучающихся в старшее звено школы, с возрастным изменением ведущей деятельности общения на учебно-профессиональную деятельность. Наблюдения за поведением и учебной деятельностью подростков «группы риска» показали, что они овладели умениями эффективного общения, стали более уверенными, научились осознанно планировать и контролировать свое поведение. Таким образом, предложенная система работы по комплексному педагогическому и социально-психологическому сопровождению подростков показала достаточно высокую ее эффективность и позволила в значительной степени оптимизировать этот процесс.

Таблица 2

Занятость обучающихся, состоящих на внутришкольном учете,

во внеурочное время (в%)


Учебный

год

Параллели, классы

Количество обучающихся

занятых внеурочной деятельностью

не занятых внеурочной деятельностью

2012-

2013

7-е, 8-е, 9-е

40

60


2013-

2014

7-е, 8-е, 9-е

66,6

33,4

2014-

2015

7-е, 8-е, 9-е

83,3

16,7


Как видно из таблицы 2, в 2012-2013 учебном году большинство обучающихся «группы риска» (60%) не были заняты внеурочной деятельностью. Благодаря активной деятельности социального педагога, классного руководителя удалось увлечь подростков занятиями в различных кружках, спортивных секциях, клубах по интересам (игра на гитаре, ДХШ и т.д.), факультативах, организовать временное трудоустройство в школе, поэтому процент «не занятых» подростков снизился до 33,4%. Опыт работы показывает, подростки, активно занятые внеурочной деятельностью, более осознанно начинают относиться к посещению учебных занятий, соблюдению правил поведения в школе.

Необходимо обратить внимание на еще одно направление – методическая деятельность. Социальный педагог практически постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины, основания того или иного поведения подростков, их отношения к учению, сверстникам, взрослым, их успехов и неудач, осуществлять коррекцию выявленных недостатков, составлять перспективную программу развития каждого обучающегося и многое другое [2]. Для успешного решения данных задач необходимо систематическое повышение профессиональной, психолого-педагогической компетентности.

Базовое профессиональное образование, знания по педагогике, возрастной и педагогической психологии, постоянное повышение квалификации путем курсовой подготовки, посещение семинаров, самообразование, позволяют обеспечивать дифференцированный и индивидуальный подход при работе с обучающимися.

В завершении хотелось бы подчеркнуть, что сопровождение подростков «группы риска» должно быть направлено на гуманизацию педагогического процесса, эмпатического понимания как основы диалога с «трудным» учеником, актуализацию субъект-субъектного общения. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан де Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п. Педагогическое общение взрослого и ребенка, социального педагога и подростка является, на наш взгляд, средством комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения, поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения взрослого в качество подрастающей человеческой жизни, в судьбу в целом.

VI. Программные мероприятия.

Мероприятия

Время проведения

Ответственные исполнители

I Организационное

1.


2.

3.



4.




5.

6.



7.


8.


9.

Подготовка учебной и методической литературы.

Подготовка кабинета.

Подготовка диагностического материала по социальным исследованиям.


Работа с документацией, личными делами обучающихся.(5 - 10 классов)



Составление соц.паспорта школы

Выявление детей «группы риска».



Контроль за посещением кружков, секций.

Контроль за посещением уроков обучающихся.

Временное трудоустройство несовершеннолетних.

в течение года

сентябрь

в течение года


в течение года



октябрь

в течение года


в течение года

в течение года

с марта по ноябрь

социальный педагог


социальный педагог

социальный педагог



социальный педагог, классные руководители

социальный педагог

социальный педагог,

классные руководители


социальный педагог


социальный педагог


социальный педагог


II Охранно-защитное

1.



2.


3.





Представление интересов детей в государственных, общественных организациях.

Контрольные обследования условий жизни обучающихся.

Совместная работа с инспектором ОДН ОП - 3, КДН, с судом, министерством социального развития опеки и попечительства, социальной защитой населения.

в течение года


в течение года

в течение года

социальный педагог



социальный педагог

кл.руководители

социальный педагог


III Диагностическое

1.





2.












3.

Участие в работе психолого-педагогического консилиума.




Проведение социально-психологических исследований:

а) выявление мотивов учебной деятельности;

б) выявление предпочтений занятий обучающихся во внеурочное время;

в) анкета оценки коммуникативных и организаторских склонностей;

г) отношение к вредным привычкам;

д) тип школьной мотивации у старшеклассников;

е) социометрия Морено.

Углубленная индивидуальная диагностика по запросу администрации, классных руководителей, родителей, обучающихся.



в течение года




октябрь


ноябрь


декабрь


февраль



март



в течение года

социальный педагог, психолог, классные руководители, администрация школы

социальный педагог,

психолог

социальный педагог


социальный педагог


психолог


социальный педагог

психолог


психолог

психолог

IV Профилактическое

1.









2.


3.


4.



Тематические родительские собрания:

а) «Родительское отношение к ребенку. Типы семейного воспитания»;

б) «Характеристика подросткового возраста. Рекомендации родителям»;

в) «Характеристика юношеского возраста. Рекомендации родителям»;

г) «Формирование правовой культуры у ребенка»;

Наркопост.


Совет профилактики.


Профилактические беседы, акции, классные часы, индивидуальная работа с обучающимися, беседы с родителями.

в течение года








в течение года

1 раз в месяц


в течение года


социальный педагог,

психолог, классные руководители







социальный педагог, состав наркопоста

социальный педагог, администрация

социальный педагог,

психолог, классные руководители

V Развивающее и коррекционное

1.







2.

Классные часы на тему:

а) «Умеем ли мы общаться?» (5-6 класс).

б) «Можно ли научиться управлять собой?» (7-8 класс).

в) Роль общения в трудных жизненных ситуациях. Уважение.(8-9 класс).

г) «Самовоспитание личности» ( 10 кл.).

Проведение тренингов для обучающихся (на выбор):

- тренинг «Как быть личностью»;

- тренинг «Как быть с эмоциями»;

- тренинг «Как быть с другими»;

- тренинг «Как быть уверенным в себе»

- тренинг «Как быть с обществом»;

- тренинг «Жизнь по собственному выбору»;

в течение года






в течение года




социальный педагог,

психолог, классные руководители





психолог,

социальный педагог

VI Профориентационное

1.


2.





3.

Информационная подготовка обучающихся.

Формирование у обучающихся навыков самостоятельного выбора.

Знакомство с образовательными учреждениями региона, условиями приема и обучения;

Профилактические беседы, классные часы, индивидуальная работа с обучающимися, беседы с родителями.

в течение года

в течение года




в течение года

социальный педагог, кл.рук.

социальный педагог,

психолог, классные руководители


VII Издательское

1.


Составление буклетов, памяток, листовок для всех категорий (учителя, родители, обучающиеся.)

в течение года

социальный педагог,

психолог


VII. Литература


  1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / Н.Р. Битянова. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.– 64 с.

  2. Качимская А.Ю. Психологическая служба в образовании: Учеб. пособие / А.Ю. Качимская. – Иркутск: Вост.-Сиб.гос.акад.обр., 2010. – 182 с.

  3. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова.– М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2005.– 399 с.

  4. Сигида Е.А. Содержание и методика социальной работы: Учеб. пособие / Е.А. Сигида.– М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2005.– 346 с.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зубкова Анна Романовна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228822

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства