Пояснительная записка
к авторской (адаптированной) программе специального курса «Психология успеха».
Данная авторская (адаптированная) программа разработана на основе программы М. Ф. Шевченко «Как стать успешным» (М: Изд-во «Речь» 2007г.)
Необходимость получения психологического образования уже в школьные годы напрямую связана с обстоятельствами современной жизни. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности – гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность и др. основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей.
Чтобы быть успешным в современном обществе, важно ещё в школьные годы получить знания и навыки в сфере деловой психологии. Правильно общаться и строить гармоничные отношения с окружающими, достойно выходить из конфликтных ситуаций и справляться со стрессом, разрабатывать стратегии достижения успеха. Помочь старшеклассникам в освоении этих навыков может изучение спецкурса «Психология успеха».
Курс, который представлен в данном случае, является адаптированным вариантом программы М.Ф. Шевченко. В целом на курс отводится 34 часа, по одному часу в неделю. При разработке программы учитывались принципы системности, научности и доступности. В результате прохождения курса учащиеся получат возможность обучиться широкому ряду личностных и социальных навыков и приложению этих навыков к конкретным ситуациям. Изучая методики и стратегии, учащиеся могут отработать эти умения в практической части курса на различных упражнениях. Темы, рассматриваемые в рамках данного спецкурса, сочетаются таким образом, что полученные учащимися теоретические знания дополняются элементами психологического тренинга, ролевыми играми, анализом ситуаций, получением обратной связи.
Программа занятий для старшеклассников «Психология успеха» знакомит учащихся с основами деловой психологии и особенностями делового общения.
Цель спецкурса:
- развитие психологической культуры учащихся;
- развитие социальной компетентности;
- развитие социальной активности.
Задачи:
- развитие способности конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
- формирование навыков анализа ситуаций, мотивов, интересов поступков других людей;
- совершенствование навыков понимания себя и отношение к себе, своей жизни с должным уважением, умение быть независимым, отстаивать свои позиции конструктивными способами;
- развивать уверенность в себе, в своих способностях и возможностях и быть эффективным в избранных сферах деятельности;
Данная программа состоит из нескольких разделов:
1. Основы социальной психологии.
В этом разделе рассматриваются такие темы, как процесс социализации, виды групп, лидерство (какой человек может стать лидером, авторитет лидера). Большое внимание уделено темам, раскрывающим проблему группового давления. Это сделано не случайно – учащиеся должны уметь отстаивать свою позицию и собственную точку зрения, должны учиться быть самостоятельными.
2. Психология общения.
Общение – важная сфера нашей жизни. Потребность в общении является одной из главных социальных потребностей человека. В этой части курса, учащиеся осваивают навыки эффективной коммуникации (умение слушать, понимать сигналы невербального поведения и т. д.) формируют представление о способах конструктивного и неконструктивного влияния людей друг на друга. Старшеклассники учатся распознавать способы манипуляции и защищаться от них. Кроме того, большое внимание уделяется деловому общению. Учащиеся знакомятся с приёмами расположения к себе, эффективного ведения деловой беседы.
3. Основы конфликтологии.
В этом разделе рассматриваются и анализируются конфликтные ситуации как в повседневном, таки в деловом общении. Учащиеся знакомятся с причинами и последствиями конфликта, со стилями поведения в конфликте. Школьники получают знания об истинном смысле вербальной агрессии и на практических занятиях отрабатывают приёмы конструктивного разрешения конфликтов. В этом же разделе рассматривается деловой этикет как способ регулирования поведения, позволяющий избежать конфликтов в повседневной жизни и на официальных встречах.
4. Стресс.
В этом разделе рассматриваются фазы развития стресса и способы реагирования на стресс, а также влияние стресса на организм и психику человека. Школьники получают знания о стратегии поведения в стрессовой ситуации и учатся различным приемам саморегуляции: самовнушению, аутотренингу, дыхательным упражнениям.
5. Технологии успеха.
В данном разделе школьники знакомятся с понятием успеха, который преимущественно рассматривается, как умение ставить цели и добиваться их адекватными средствами. У учащихся формируется навык целеполагания (умение правильно формулировать цели, видеть шаги по их достижению, грамотно распределять время, самопрограммирование). Кроме того, рассматриваются западная и восточная стратегия достижения успеха и их особенности
Рекомендуемые формы и методы по проведению занятий:
Учащимся предлагается вести тетради. Первая половина конспекта обязательно отводится под запись основных определений и ключевых понятий по теме каждого урока. Вторая часть тетради используется для выполнения письменных заданий, таких как диагностические тесты, упражнения и практические работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. В помещении, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и свободное пространство, позволяющее всем учащимся расположиться по кругу.
Поскольку данный курс рассчитан на освоение коммуникативной компетентности, построение гармоничных отношений с окружающими, на освоение технологий успеха, поэтому основным методом работы является практикум и обучение через опыт и сотрудничество на основе лекционного материала.
Для организации занятий будут использоваться следующие формы: лекции, диагностические тесты, упражнения, дискуссии, практические и самостоятельные работы.
Структура занятия:
-Формирование темы, цели и задач;
-Психологическая разминка;
-Основная часть (возможные варианты):
- Лекция;
- Активная беседа;
- Система упражнений
- Групповая дискуссия
- Работа в малых (рабочих) группах
-Диагностика
-Заключительная часть (рефлексия опыта, полученного на занятиях)
Формы контроля и методы оценки знаний учащихся.
Каждую тему спецкурса завершают практические упражнения, включающие изученный теоретический материал, но позволяющий оценить умения применять знания на практических упражнениях и заданиях. В результате изучения спецкурса учащиеся должны знать:
1. теоретические основы психологии общения, вожможные барьеры в общении.
2. Средства общения: вербальные и невербальные.
3. характеристики уловок- манипуляций в общении, общие правила нейтрализации уловок- манипуляций.
4. Психологические принципы, лежащие в основе человеческого поведения.
5.Секреты «Психологии влияния».
После изучения курса учащиеся должны уметь:
1.Конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими.
2.Аализировать ситуации, мотивы, интересы, поступки других людей;
3.Иметь уверенность в своих способностях.
4.Быть уверенным в себе.
5. Отстаивать свои позиции конструктивными способами.
6.Овладеть мастерством конструктивной критики.
7. Рефлексировать свои поступки и поведение.
8.Владеть приемами саморегуляции.
9. Четко ставить цель и представлять возможные шаги по ее реализации.
Прогнозируемый результат:
1. Учащиеся получат знания и разовьют способности конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими.
2. У учащихся сформируются навыки анализа ситуаций, мотивов, интересов и поступков других людей.
3. У учащихся разовьются способности к активному самовыражению в соответствии со своими личностными особенностями.
4. У учащихся разовьются уверенность в себе, в своих способностях, в возможности быть эффективнее в избранных сферах деятельности.
Содержание программы специального курса « Психология успеха
1 раздел «Основы социальной психологии"
Учащиеся должны знать:
-определение понятия «социальная психология», «лидерство», «виды лидерства», «стили руководства»; «конформизм», «конформность», «консолидация».
Учащиеся должны уметь:
-отстаивать сою позицию и собственную точку зрения, должны учиться быть самостоятельными;
2 раздел «Психология общения»
В результате изучения раздела учащиеся должны знать:
-способы конструктивного и неконструктивного влияния друг на друга;
-способы манипуляции и способы защиты от них;
-определение понятий «активное слушание», «пассивное слушание», «вербальное общение», «невербальное общение»;
-средства общения: вербальные и невербальные
уметь:
-слушать, понимать сигналы невербального поведения;
-владеть приемами расположения к себе, приемами эффективного ведения деловой беседы;
-конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
уметь анализировать мотивы. Интересы и поступки других людей;
3 раздел «Основы конфликтологии "
В результате изучения раздела учащиеся должны знать:
-причины и последствия конфликта;
-стили поведения в конфликте;
знания об истинном смысле вербальной агрессии;
-определение понятий «конфликт», «Я- высказывание», «этикет». «деловой этикет»;
уметь:
-владеть приемами конструктивного разрешения конфликтов;
-применять правила делового этикета как способ регулирования поведения, позволяющий избежать конфликтов в повседневной жизни и на официальных встречах.
4 раздел «Стресс".
В результате изучения раздела учащиеся должны знать:
-различные стратегии достижения успеха и их особенности;
-стратегии поведения в стрессовой ситуации;
-определение понятий «самопрограммирование», «стресс», «саморегуляция»;
уметь:
-правильно формулировать цели, видеть шаги по их достижению;
-грамотно распределять свое время;
-владеть приемами саморегуляции;
5 раздел «Технологии успеха»
В результате изучения раздела учащиеся должны знать:
-стратегии достижения успеха и их особенности;
-что помогает, а что мешает достижению успехов;
Список используемой литературы:
1. Атоян. Конфликтология (конспект лекций). М., 2005.
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2005.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков СПб., 2005.
4. Лисовская Н.Б. Психологическое сопровождение профессиональной карьеры. СПб., 2004.
5. Материалы семинара Шевцовой И.В. «Психолог, как продавец собственных услуг» и «Коррекция родительских отношений». ИПП «Иматон». (2005 г.)