Вводный (мотиваци-онный) | Приветствие. Выполнение группового правила и обмен переживаниями. Телесная терапия «Передай доброе чувство». Работа над выразительностью движений; регуляция поведения в коллективе, воспитание доброты. Игровая мотивация. Кошка принесла детям необыкновенную шкатулку. Психолог спрашивает, хотят ли дети узнать, что в ней. (В ней - свитки, перевязанные лентами с цифрами на конце у каждой). – Почему свитки пронумерованы? | - Дети стоят в кругу, держатся за руки, устанавливают правила на данное занятие, обмениваются чувствами от участия в нем. - Дети становятся кругом, в затылок друг другу, пальцы подушечками ставят на спину стоящего впереди ребенка. Ребенок в конце «цепочки» загадывает и передает через спину партнеру загаданное доброе чувство. Тот распознает его и передает следующему и т. п. Когда чувство дойдет до первого ребенка, водящий спрашивает его, какое чувство он получил, сравнивает его с тем чувством, которое первоначально передавалось. - Дети высказывают предположения о нумерации. Подвести их к догадке, что это последовательность использования свитков. Ребенок, который догадался первым, открывает свиток № 1. |
Основной (деятельност- ный) | Свиток № 1. Игра «Мир без тебя». Дать детям почувствовать себя значимым, акцентировать положительные стороны личности; сплачивать детскую группы. Если ребенок стесняется находиться в центре внимания, то он может оставаться в общем кругу, но комплименты все же должны быть ему адресованы. Свиток № 2. Игра «Кто мы?» Показать детям неоднозначность и ценность всего, что их окружает. После того, как дети ответят на вопросы, подвести итог, что один и тот же человек в разных местах будет разным и называться тоже будет по-разному. Проиллюстрировать стихотворением Р.Сефа «Необычный пешеход». Кто по улице идет? Необычный пешеход. У него пятьсот имен: на заводе слесарь он, В яслях – он родитель, в кинотеатре – зритель. А пришел на стадион – и уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, для кого-то близкий друг. Он - мечтатель в дни весны, он - защитник в дни войны. Но всегда, везде и всюду - Гражданин Своей Страны! Уточнить у детей, как они понимают слова: «гражданин своей страны»? Свиток № 3. Упражнение «Танец». Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. В качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. При выполнении танцевальных движений детям предлагаются упражнения на концентрацию и релаксацию, профилактику сколиоза, координацию. Свиток № 4. Упражнение «Представь» (Майкл Ла Бросс): познание собственной индивидуальности, особенности, отличия от других. Рисуночная терапия (10 минут) Детям предлагается изобразить на бумаге в любой известной им технике какую-либо ситуацию или ощущение. Задания могут быть такого содержания (одно из них): 1 – представь и изобрази, как звучит мягкое, пушистое облако; 2 – представь и изобрази звук соленого огурчика и нарисуй его; 3 – придумай свой собственный звук; 4 – изобрази, какой вкус у солнечного света? 5 – изобрази, как пахнет лунный свет? И так далее. После рисования обязательно обратить внимание детей на то, что все по-разному выполнили единое задание, но каждый рисунок по-своему необычен и интересен. Во время рисования определить детей, которым возможно нужна помощь психолога. Для уточнения предположений провести в последующие дни дополнительную индивидуальную диагностику. | - Дети рассаживаются полукругом на подушках-игрушках, при этом мальчики уступают место девочкам (если группа разновозрастная, то старшие дети прежде усаживают младших). В центре круга помещается ребенок - ему и будут говорить комплименты. Дети могут придумывать их самостоятельно, а могут продолжить фразу, начатую взрослым: «Мир был бы без тебя не интересен, потому что ты …» (лучше всех танцуешь, заботишься о бездомных животных и т.п.) - Дети остаются сидящими полукругом. Отвечают на такие вопросы: - Вы знаете, кто вы? - Как вас называют родители? - Кто вы в детском саду? - Кем вы становитесь, когда идете по улице? - А в больнице? - В транспорте? И так далее. - Дети в ходе рассуждений должны приблизиться к пониманию термина «гражданин» и осознанию того, что гражданином быть почетно и ответственно. - Дети в парах или поодиночке выполняют под музыку разного характера следующие задания: станцуй радость, страх, горе, веселье, удивление, каприз, счастье, жалость. - Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, рассаживаются за столы и рисуют какое-либо задание из вариантов № 1 или 2 (по выбору ребенка). Затем анализируют собственные работы, по желанию – высказываются. |
Заключитель- ный (рефлек-сивный) | Подведение итогов. Что вам запомнилось из нашего занятия и что вы захотите повторить сами дома? Покажите с помощью жестов ваше настроение после занятия. Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай доброту по кругу». Фитотерапия Профилактика простудных заболеваний (проводится в случае, если ни у кого из участников нет аллергии на шиповник). | - Дети делятся впечатлениями от занятия, выполняют упражнение и поясняют вербально, какое настроение они изображали. - Дети упражняются в «добрых» улыбках. - Под звуки спокойной музыки дети принимают витаминный чай из плодов шиповника, прощаются. |