kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья Психологические особенности ребенка раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

II-часть

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где чаще всего с ребенком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослыми – и действия их в отношениях с ним не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях. В таких случаях ребенок не понимает, как он должен поступить, как действовать. Так, например, одни дети ( легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является непосильной задачей. Так, взрослые часто сами и являются причиной неуравновешенного поведения. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и детском учреждении требования были одинаково посильными, согласованными между родителями, воспитателями.

             Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Например, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к раздражению, окрику отрицательно влияют на поведение ребенка.

             В период раннего возраста у детей формируется самостоятельность. Рано ребенку  доставляет удовольствие выполнять действия без помощи взрослого. Например, едва научившись говорить, он обращается ко взрослому со словами: « Я сам». Необходимо эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении, насколько это возможно поддерживать. Ребенок должен попытаться самостоятельно выполнить действие. Так как это одно из условий формирования умений и положительного настроения малыша.

            Причиной неуравновешенного поведения детей раннего возраста часто является нарушение его деятельности. Ребенок  в этом возрасте не может быстро, произвольно переключаться с одного вида на другой, и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить игр и немедленно заняться чем то другим ему непосильно, вызывает у него резкий протест. И наоборот, если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности, например; « Сейчас пойдем умываться, мыло душистое. А на обед вкусные пирожки. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?»- ребенок охотно подчиняется взрослому.

            При общении и воспитании необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.  Дети различаются разным типом нервной деятельности: одни из них утомляются быстрее и чаще требуют во время игры смены спокойных и подвижных игр. Другие дети сами вступают в контакт с окружающими, требуют того, чтобы их вызывали на эти контакты с окружающими, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Знание и учет индивидуально-психологических особенностей ребенка не только помогает найти индивидуальный подход к нему, но и способствует формированию определенных черт его личности. 

            Особое значение в этот период имеет развитие игровой деятельности и действий с предметами. Игра ребенка сводится с различными действиями с предметами. Например; он открывает и закрывает матрешку, накладывает один кубик на другой, снимает кольца с пирамиды и надевает их обратно. Действуя с предметами, ребенок практически знакомится с их свойствами, учится их сравнивать, сопоставлять; действуя так, он мыслит. Постепенно действия с предметами на основе уже развитой способности подражания, развития координации движений рук приобретает более сложный характер. Например, малыш ставит кирпичики на узкую грань, делает перекрытия, воспроизводя знакомые постройки- поезд, скамейку и т.п.

               В игре формируется мышление, ребенок начинает использовать предметы- заменители, подражая при этом действиям взрослого, переносит эти действия в другие игры. Например, воспитатель в совместной игре с ребенком показывает, как он умывает куклу под воображаемым краном, наливает в таз воду, мылит голову кукле( кубиком трет). Далее ребенок подражая,» наливает» воду в чашку, чтобы напоить куклу, при этом несет чашку осторожно, стараясь не пролить воображаемую воду.  Постепенно в игре детей появляются некоторые согласованные действия: дети играя, кормят друг друга,вместе строят, рассматриваю книжки. Все чаще свои действия дети сопровождают словом, в их игре проявляются эмоции: удивление, интерес, радость от достижения результата или по поводу новых игрушек. Так, например, девочка  купает куклу, нежно прижимает ее к себе, ласково с ней обращается, целует, улыбается ей.

             У ребенка раннего возраста формируются такие качества личности, как доброжелательность в отношениях  с окружающими, сочувствие другому ребенку. Так, например, мальчик нечаянно ударил головой ровесника; видя,что тот заплакал, он подошел к нему, посмотрел в глаза и погладил его.  Дети самостоятельно вступают в деловые отношения со взрослыми по поводу игр, реагируя на оценку их действий взрослым, проявляют адекватную реакцию.

             В самостоятельной деятельности дети овладевают различными движениями. Постепенно ходьба совершенствуется. Совершенствуется  лазанья, бросание, движения становятся более ловкими, координированными.

            Самостоятельная деятельность детей разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, ориентировочно- познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов трудовой деятельности в виде самообслуживания, выполнение практических поручений взрослого.

             Для правильной организации самостоятельной детской деятельности необходимо соблюдать общие условия:

  1. Достаточное время для деятельности: правильное проведение режимных процессов, четкое соблюдение принципа последовательности.
  2. Создать достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.
  3. Игрушки время от времени следует менять, что повышает интерес к нему и способствует лучшему их использованию. Например, если ребенок перестает играть с пирамидками, то целесообразно на некоторое время ее убрать.
  4. Для каждого вида деятельности должно быть обязательно выделено определенное место. Например, ребенок должен знать места хранения материала, где взять нужную игрушку и куда положить ее после игры.
  5. Необходимо постоянно общаться с ребенком, при этом общение должно соответствовать уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.

Основным новообразованием к концу раннего детства становится гордость ребёнка за свои «достижения». Взрослый выступает здесь в качестве знатока и ценителя детских достижений. Одобрение и похвала рождают чувство собственного достоинства, расширяют сферу самореализации и дальнейшего благополучного развития ребёнка.

 

 

 

Литература :

1.Истратова О. Н., Широкова Г.А., Большая книга детского психолога, Ростов – на-Дону « Феникс», 2008г

        2.Мухина В. С. Детская психология, ЭКСМО- Пресс,2000г

        3.Немов Р С. « Психология» Москва, « Просвещение» 1900г

4.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблема, - М.: Аспект Пресс,2001г

5.Урунтаева Г. А. « Дошкольная психология» Москва, 2001г

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья Психологические особенности ребенка раннего возраста»

Психологические особенности ребенка раннего возраста

I-часть

Изучение человека составляет одну из важнейших задач науки, а среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест.

Психология даёт возможность разбираться в психической жизни людей. Поэтому очень велико значение психологии в профессии, связанной с взаимодействием с детьми и требующей уменья учитывать их психическое состояние и индивидуально-психологические особенности.
Современная психология делится на множество отраслей. Наряду с общей психологией, изучающей закономерности психической жизни взрослого нормального человека, важнейшей отраслью психологии являются детская психология, изучающая психику ребёнка. Каждый возрастной период развития человека очень важен для последующего его развития и становления. Поэтому хочется напомнить о значимости и особенностях психологии раннего детства.

Ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Для раннего детства характерен быстрый темп развития организма. Быстрый темп имеет ряд особенностей. Прежде всего скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов.

В этот период малыш овладевает ходьбой, что расширяет возможность непосредственного общения с окружающим миром. С одной стороны, ходьба как бы на время задерживает проявление реакций , связанных с пониманием речи. С другой- именно ходьба способствует непосредственному общению детей с окружающими предметами( которыевзрослый обозначает словом), помогает им становить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

Критические периоды в развитии ребенка- 1 год, 2 года,3 года. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год- овладение ходьбой; 2 год- формирование наглядно- действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 год- связь поведения и развития ребенка со второй сигнальной системой, ребенок осознает себя как личность (Л.С.Выготский).

Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития ребенка, и , наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии. Поэтом так важно в этот период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции. Однако и критические периоды трудны для ребенка и могут сопровождаться снижением его работоспособности и другими функциональными расстройствами. В это время малыш нуждается в хорошем уходе и режиме, щадящем его нервную систему.

Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в то же время медленным закреплением функций. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков.

В первые три года жизни отмечается большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто меняется эмоциональное состояние, возбудимость нервной системы, они легко утомляются.

Однако быстрый темп развития возможен только при большой пластичности организма, больших компенсаторных возможностях. Особенно это касается функций мозга. В коре головного мозга ребенка много так называемого незанятого поля, поэтому путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития ребенка и более раннего формирования той или иной функции.

Существенной особенностью раннего возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физический полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже порой даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связано с настроением ребенка, и если взрослым поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление происходит быстро.

Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта особенность стимулирует сенсомоторные потребности. Исследованиями доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому очень важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность ребенка, а движение естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.

Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, необходимые при проведении режимных процессов- кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития.

Раннее формирование положительных эмоций со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками- залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает существенное влияние и на формирование познавательных способностей ребенка.

В раннем детстве интерес к окружающем миру является непроизвольными обусловлен социально. Например, заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому очень важно в обучении, воспитании детей данного возраста особую роль играют положительные эмоции. Например, часто еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, воспитателя, дети реагируют на его интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким настроением. В этом заключается и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

В психическом развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому . Поскольку взрослый обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Например, общаясь с ним, несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для развития души и умственных способностей ребенка. Поэтому доброжелательный тон, постоянное, ровное к нему отношение- это залог уравновешенного состояния ребенка.












































II-часть

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где чаще всего с ребенком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослыми – и действия их в отношениях с ним не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях. В таких случаях ребенок не понимает, как он должен поступить, как действовать. Так, например, одни дети ( легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие , более сильные, пытаются приспособиться , каждый раз меняя свое поведение , что является непосильной задачей. Так, взрослые часто сами и являются причиной неуравновешенного поведения. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и детском учреждении требования были одинаково посильными, согласованными между родителями, воспитателями.

Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Например, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к раздражению, окрику отрицательно влияют на поведение ребенка.

В период раннего возраста у детей формируется самостоятельность. Рано ребенку доставляет удовольствие выполнять действия без помощи взрослого. Например, едва научившись говорить, он обращается ко взрослому со словами: « Я сам». Необходимо эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении, насколько это возможно поддерживать. Ребенок должен попытаться самостоятельно выполнить действие. Так как это одно из условий формирования умений и положительного настроения малыша.

Причиной неуравновешенного поведения детей раннего возраста часто является нарушение его деятельности. Ребенок в этом возрасте не может быстро, произвольно переключаться с одного вида на другой , и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить игр и немедленно заняться чем то другим ему непосильно, вызывает у него резкий протест. И наоборот, если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности, например; « Сейчас пойдем умываться, мыло душистое. А на обед вкусные пирожки. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?»- ребенок охотно подчиняется взрослому.

При общении и воспитании необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети различаются разным типом нервной деятельности: одни из них утомляются быстрее и чаще требуют во время игры смены спокойных и подвижных игр. Другие дети сами вступают в контакт с окружающими, требуют того, чтобы их вызывали на эти контакты с окружающими, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Знание и учет индивидуально-психологических особенностей ребенка не только помогает найти индивидуальный подход к нему, но и способствует формированию определенных черт его личности.

Особое значение в этот период имеет развитие игровой деятельности и действий с предметами. Игра ребенка сводится с различными действиями с предметами. Например; он открывает и закрывает матрешку, накладывает один кубик на другой, снимает кольца с пирамиды и надевает их обратно. Действуя с предметами, ребенок практически знакомится с их свойствами, учится их сравнивать, сопоставлять; действуя так, он мыслит. Постепенно действия с предметами на основе уже развитой способности подражания, развития координации движений рук приобретает более сложный характер. Например, малыш ставит кирпичики на узкую грань, делает перекрытия, воспроизводя знакомые постройки- поезд, скамейку и т.п.

В игре формируется мышление , ребенок начинает использовать предметы- заменители, подражая при этом действиям взрослого, переносит эти действия в другие игры. Например, воспитатель в совместной игре с ребенком показывает, как он умывает куклу под воображаемым краном, наливает в таз воду, мылит голову кукле( кубиком трет). Далее ребенок подражая,» наливает» воду в чашку, чтобы напоить куклу, при этом несет чашку осторожно , стараясь не пролить воображаемую воду. Постепенно в игре детей появляются некоторые согласованные действия: дети играя, кормят друг друга,вместе строят, рассматриваю книжки. Все чаще свои действия дети сопровождают словом, в их игре проявляются эмоции: удивление, интерес, радость от достижения результата или по поводу новых игрушек. Так, например, девочка купает куклу, нежно прижимает ее к себе, ласково с ней обращается, целует, улыбается ей.

У ребенка раннего возраста формируются такие качества личности, как доброжелательность в отношениях с окружающими, сочувствие другому ребенку. Так, например, мальчик нечаянно ударил головой ровесника; видя ,что тот заплакал , он подошел к нему, посмотрел в глаза и погладил его. Дети самостоятельно вступают в деловые отношения со взрослыми по поводу игр, реагируя на оценку их действий взрослым, проявляют адекватную реакцию.

В самостоятельной деятельности дети овладевают различными движениями. Постепенно ходьба совершенствуется. Совершенствуется лазанья, бросание, движения становятся более ловкими, координированными.

Самостоятельная деятельность детей разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, ориентировочно- познавательная деятельность , наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов трудовой деятельности в виде самообслуживания , выполнение практических поручений взрослого.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности необходимо соблюдать общие условия:

  1. Достаточное время для деятельности: правильное проведение режимных процессов, четкое соблюдение принципа последовательности.

  2. Создать достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.

  3. Игрушки время от времени следует менять, что повышает интерес к нему и способствует лучшему их использованию. Например, если ребенок перестает играть с пирамидками, то целесообразно на некоторое время ее убрать.

  4. Для каждого вида деятельности должно быть обязательно выделено определенное место. Например, ребенок должен знать места хранения материала, где взять нужную игрушку и куда положить ее после игры.

  5. Необходимо постоянно общаться с ребенком, при этом общение должно соответствовать уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.

Основным новообразованием к концу раннего детства становится гордость ребёнка за свои «достижения». Взрослый выступает здесь в качестве знатока и ценителя детских достижений. Одобрение и похвала рождают чувство собственного достоинства, расширяют сферу самореализации и дальнейшего благополучного развития ребёнка.




Литература :

1.Истратова О. Н., Широкова Г.А., Большая книга детского психолога, Ростов – на-Дону « Феникс», 2008г

2.Мухина В. С. Детская психология, ЭКСМО- Пресс,2000г

3.Немов Р С. « Психология» Москва, « Просвещение» 1900г

4.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблема , - М.: Аспект Пресс,2001г

5.Урунтаева Г. А. « Дошкольная психология» Москва, 2001г




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья Психологические особенности ребенка раннего возраста

Автор: Петрова Юлия Юрьевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Статья ИПКТ Психологические особенности ребенка раннего возраста"
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-ipkt-psikhologhichieskiie-osobiennosti-riebienka-ranniegho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "286558"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454350607"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(67) "psikhologo_pedagogicheskie_osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "502920"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1552545000"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Мелкая моторика рук в раннем возрасте в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(44) "melkaia_motorika_ruk_v_rannem_vozraste_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "498740"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549480178"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Методические рекомендации для педагогов  Ребенок - лидер:  психологические особенности и воспитание.  Проблемы лидеров и пути их решения."
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskiieriekomiendatsiidliapiedaghoghovriebienoklidierpsikhologhichieskiieosobiennostiivospitaniieprobliemylidieroviputiikhrieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "309293"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458761788"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства