II-часть
Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где чаще всего с ребенком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослыми – и действия их в отношениях с ним не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях. В таких случаях ребенок не понимает, как он должен поступить, как действовать. Так, например, одни дети ( легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является непосильной задачей. Так, взрослые часто сами и являются причиной неуравновешенного поведения. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и детском учреждении требования были одинаково посильными, согласованными между родителями, воспитателями.
Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Например, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к раздражению, окрику отрицательно влияют на поведение ребенка.
В период раннего возраста у детей формируется самостоятельность. Рано ребенку доставляет удовольствие выполнять действия без помощи взрослого. Например, едва научившись говорить, он обращается ко взрослому со словами: « Я сам». Необходимо эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении, насколько это возможно поддерживать. Ребенок должен попытаться самостоятельно выполнить действие. Так как это одно из условий формирования умений и положительного настроения малыша.
Причиной неуравновешенного поведения детей раннего возраста часто является нарушение его деятельности. Ребенок в этом возрасте не может быстро, произвольно переключаться с одного вида на другой, и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить игр и немедленно заняться чем то другим ему непосильно, вызывает у него резкий протест. И наоборот, если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности, например; « Сейчас пойдем умываться, мыло душистое. А на обед вкусные пирожки. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?»- ребенок охотно подчиняется взрослому.
При общении и воспитании необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети различаются разным типом нервной деятельности: одни из них утомляются быстрее и чаще требуют во время игры смены спокойных и подвижных игр. Другие дети сами вступают в контакт с окружающими, требуют того, чтобы их вызывали на эти контакты с окружающими, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Знание и учет индивидуально-психологических особенностей ребенка не только помогает найти индивидуальный подход к нему, но и способствует формированию определенных черт его личности.
Особое значение в этот период имеет развитие игровой деятельности и действий с предметами. Игра ребенка сводится с различными действиями с предметами. Например; он открывает и закрывает матрешку, накладывает один кубик на другой, снимает кольца с пирамиды и надевает их обратно. Действуя с предметами, ребенок практически знакомится с их свойствами, учится их сравнивать, сопоставлять; действуя так, он мыслит. Постепенно действия с предметами на основе уже развитой способности подражания, развития координации движений рук приобретает более сложный характер. Например, малыш ставит кирпичики на узкую грань, делает перекрытия, воспроизводя знакомые постройки- поезд, скамейку и т.п.
В игре формируется мышление, ребенок начинает использовать предметы- заменители, подражая при этом действиям взрослого, переносит эти действия в другие игры. Например, воспитатель в совместной игре с ребенком показывает, как он умывает куклу под воображаемым краном, наливает в таз воду, мылит голову кукле( кубиком трет). Далее ребенок подражая,» наливает» воду в чашку, чтобы напоить куклу, при этом несет чашку осторожно, стараясь не пролить воображаемую воду. Постепенно в игре детей появляются некоторые согласованные действия: дети играя, кормят друг друга,вместе строят, рассматриваю книжки. Все чаще свои действия дети сопровождают словом, в их игре проявляются эмоции: удивление, интерес, радость от достижения результата или по поводу новых игрушек. Так, например, девочка купает куклу, нежно прижимает ее к себе, ласково с ней обращается, целует, улыбается ей.
У ребенка раннего возраста формируются такие качества личности, как доброжелательность в отношениях с окружающими, сочувствие другому ребенку. Так, например, мальчик нечаянно ударил головой ровесника; видя,что тот заплакал, он подошел к нему, посмотрел в глаза и погладил его. Дети самостоятельно вступают в деловые отношения со взрослыми по поводу игр, реагируя на оценку их действий взрослым, проявляют адекватную реакцию.
В самостоятельной деятельности дети овладевают различными движениями. Постепенно ходьба совершенствуется. Совершенствуется лазанья, бросание, движения становятся более ловкими, координированными.
Самостоятельная деятельность детей разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, ориентировочно- познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов трудовой деятельности в виде самообслуживания, выполнение практических поручений взрослого.
Для правильной организации самостоятельной детской деятельности необходимо соблюдать общие условия:
- Достаточное время для деятельности: правильное проведение режимных процессов, четкое соблюдение принципа последовательности.
- Создать достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.
- Игрушки время от времени следует менять, что повышает интерес к нему и способствует лучшему их использованию. Например, если ребенок перестает играть с пирамидками, то целесообразно на некоторое время ее убрать.
- Для каждого вида деятельности должно быть обязательно выделено определенное место. Например, ребенок должен знать места хранения материала, где взять нужную игрушку и куда положить ее после игры.
- Необходимо постоянно общаться с ребенком, при этом общение должно соответствовать уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.
Основным новообразованием к концу раннего детства становится гордость ребёнка за свои «достижения». Взрослый выступает здесь в качестве знатока и ценителя детских достижений. Одобрение и похвала рождают чувство собственного достоинства, расширяют сферу самореализации и дальнейшего благополучного развития ребёнка.
Литература :
1.Истратова О. Н., Широкова Г.А., Большая книга детского психолога, Ростов – на-Дону « Феникс», 2008г
2.Мухина В. С. Детская психология, ЭКСМО- Пресс,2000г
3.Немов Р С. « Психология» Москва, « Просвещение» 1900г
4.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблема, - М.: Аспект Пресс,2001г
5.Урунтаева Г. А. « Дошкольная психология» Москва, 2001г