Методические рекомендации для педагогов Ребенок - лидер: психологические особенности и воспитание. Проблемы лидеров и пути их решения.
Методические рекомендации для педагогов Ребенок - лидер: психологические особенности и воспитание. Проблемы лидеров и пути их решения.
Методические рекомендации для педагогов
Ребенок - лидер:
психологические особенности и воспитание.
Проблемы лидеров и пути их решения.
Воспитание ребенка-лидера требует от учителей и родителей особого подхода. Как выявить лидерские задатки у ребенка, как действовать, учитывая его психологические особенности?
Лидерство или неуправляемость?
В общем-то, в современном обществе лидерство – черта одобряемая, востребованная. Лидерство – это практически синоним успешности. «Воспитываем лидеров» – такой лозунг часто можно услышать в «продвинутых» детских садах, школах, различных молодежных организациях. Но даже прирожденный лидер, пока ему не исполнилось 18, – прежде всего еще ребенок. Это значит, что его нужно воспитывать, помочь ему найти пути развития положительных качеств и учить использованию их во благо самого себя и окружающих.
Одна из распространенных ловушек в том, что взрослые, которые работают с такими детьми, иногда ощущают себя в чем-то слабее ребенка и осознанно, либо отказываются от воспитательной функции по отношению к нему. Между тем каждый ребенок нуждается в авторитетах, образцах для подражания.
Приказной тон, своеволие, упрямство, агрессия в ответ на любые ограничения причем не только среди сверстников, но и в кругу семьи, в школе – подобное поведение часто путают с лидерством и называют проявлениями сильного характера.
Если ребенку удается таким способом достигать желаемого, да еще он видит негласное одобрение, способ закрепляется. Основная проблема в том, что в отличие от лидерства истинного, такое псевдолидерство на деле означает полную несамостоятельность ребенка. Зачем уметь что-то делать самому, если все сделают за тебя?! Умение ладить с людьми – одно из необходимых лидеру качеств.
Как узнать настоящие лидерские задатки?
Прежде всего, давайте вспомним, какого человека мы представляем себе как лидера? Кому можем позволить руководить собой, за кем пойдем без оглядки, если он позовет? Наверное, это – человек, который способен что-то придумать или воспользоваться чужой идеей (творческое мышление). Это человек, уверенный в себе, способный общаться и сплотить вокруг себя команду, которая поддержит его упорство в продвижении к поставленной цели. Требуя исполнительности и целеустремленности других, лидер сам исполнителен, способен взять на себя ответственность. И есть у лидера еще одна черта – харизма, особая притягательность для людей. Это, наверное, что-то на грани имиджа и энергетики, что-то такое, что заставляет идти за человеком, его эмоциональностью и уверенностью. У детей лидерские черты проявляются точно также.
Лидер действует не истериками и приказами. Ребенок-лидер умеет завлечь и организовать других детей, грамотно объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов. Он как будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других, притягивая к себе.
Настоящий лидер – лидер везде. Если ребенок дома всех «строит», а в коллективе сверстников предпочитает отмолчаться, скорее всего, это лишь способ взаимодействия с родителями, а не личностная черта ребенка.
Ребенок-лидер имеет особый стиль мышления, склонен планировать, просчитывать различные варианты, причем это может проявиться уже начиная с 3–4 лет.
Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решат взрослые, может сам организовать игру, чем-то занять себя.
Как правило, дети - лидеры – прекрасные наблюдатели: интерес к особенностям поведения и человеческих отношений проявляется у них рано. Ребенок-лидер способен убедить сверстников, к примеру, отдать машинки, но не хитростью, а на основе выгоды для себя и другого малыша.
В детском коллективе ребенок-лидер частенько берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении различных конфликтов.
Какие черты нужно воспитывать у подрастающего лидера?
Умение организовать.
Но помните, организатор, прежде всего, должен знать, как исполнять. Ни один генерал не был плохим солдатом! Ни один хороший директор фирмы не мог не быть исполнительным менеджером. Формировать только организаторские качества в ущерб умению правильно, «позитивно», конструктивно общаться – значит воспитывать тирана, а не лидера, за которым пойдут люди. За тираном никто не пойдет. Только лишь человек, способный в беседе как минимум не уронить самооценку собеседника, а лучше – повысить ее – способен управлять людьми.
Эмпатия и сопереживание.
Они – одно из главных составляющих так называемого эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом, кстати, играет гораздо большую роль при приеме на работу, чем IQ.
Ораторские способности.
Ребенок лидерского типа рано начинает говорить, любит участвовать и слушать долгие "взрослые" беседы, склонен общаться с более старшими, аргументирует, отстаивает свою точку зрения, броско одевается, охотно идет туда, где много людей, без стеснения поет и танцует. Естественная общительность дает предпосылки для умения говорить, но развивать это умение, безусловно, нужно. Поощряйте детей к речевым играм, в которых нужно находить разные слова. Хороший словарный запас – шанс для развития ораторских способностей. Но не забывайте, что кроме запаса слов вы должны уделять внимание и интонационной стороне речи.
Исполнительность, целеустремленность
– тоже развивающиеся качества. Их формирование будет происходить до конца младшей школы, а, возможно, и в более старшем возрасте. Если же взрослый человек решает измениться и стать лидером, то даже он способен воспитать в себе эти качества (есть же специальные тренинги лидерства, личностного роста для взрослых!)
Дисциплинированность.
Это качество во многом формируется в семье, посредством примера родителей. В школе, работая с такими детьми, необходимо продолжать работу в этом направлении.
Работоспособность.
Не бойтесь загружать такого ребенка заданиями и поручениями. Большое количество работы – не повод ее не делать. Лучше научите правильно распределять приоритеты и организовывать свое время. Работоспособность - закаляет и это одно из ценнейших качеств, которое цениться в лидере.
хороший показатель того, как ребенок реагирует на неудачи. Настоящий лидер идет к цели, несмотря на помехи и преграды! Не поддавайтесь, не создавайте искусственные условия, способствующие победе. Проигрыш – это повод анализировать свои ошибки, опыт преодоления трудностей и, конечно же стремление к победе. Упорство в достижении цели – важное качество лидера!
Креативность, нестандартное мышление.
Это качество нужно развивать. Нестандартный взгляд на вещи – повысит авторитет в глазах окружающих. Для этого нужно создавать нетрадиционные ситуации, решать головоломки, шарады и др.
Умение принимать решения в критической ситуации.
Критическая ситуация дает прекрасную возможность проявить себя как лидера и дать понять это остальным. Учитесь действовать быстро. Просчитывать варианты, брать инициативу на себя. При этом нельзя забывать. Что и ответственность за принятые решения также остается за тем, кто его принимал.
Ответственность.
Настоящий лидер – тот, кто достигает вершин не за счет других, а вместе с ними. Важно развивать у ребенка-лидера ответственность за команду, ценность общего дела, а не собственных амбиций.
С какими проблемами может столкнуться ребенок-лидер
1. Завышенная самооценка. Высокая адекватная самооценка – это всегда хорошо. Но бывает так, что ребенка-лидера настолько «превознесли» дома или в школе, что он уже не видит равных себе, не может критически оценивать себя, воспринимать замечания в свой адрес. Поэтому, помните о разумной похвале и критике, учите правильно воспринимать неудачи, не создавайте из него кумира для остальных.
2. Новый коллектив, в который приходит такой ребенок. Бывает ребенок с лидерскими задатками приходит в новый коллектив сверстников, в котором уже определена своя структура. Тогда ребенку необходимо продемонстрировать свои лидерские качества, отстоять свое право быть лидером.
3. Отрицательный лидер. Лидер может быть как положительным, так и отрицательным. Если такой лидер становится во главе классного коллектива – с дисциплиной и организованностью можно попрощаться. В такой ситуации учителям и другим взрослым нужно наладить положительные взаимоотношения с лидером, направлять его энергию в позитивное русло и уже через него влиять на коллектив.
4. Несформированность отдельных лидерских качеств. Ребенок может иметь черты лидера, но при может быть плохо воспитан, иметь слабые ораторские способности или быть неорганизованным.
Во всех перечисленных случаях с ребенком должен работать взрослый – классный руководитель, психолог, который вовремя заметит эти проблемы и поможет их устранить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов Ребенок - лидер: психологические особенности и воспитание. Проблемы лидеров и пути их решения.»
Методические рекомендации для педагогов
Ребенок - лидер:
психологические особенности и воспитание.
Проблемы лидеров и пути их решения.
Воспитание ребенка-лидера требует от учителей и родителей особого подхода. Как выявить лидерские задатки у ребенка, как действовать, учитывая его психологические особенности?
Лидерство или неуправляемость?
В общем-то, в современном обществе лидерство – черта одобряемая, востребованная. Лидерство – это практически синоним успешности. «Воспитываем лидеров» – такой лозунг часто можно услышать в «продвинутых» детских садах, школах, различных молодежных организациях. Но даже прирожденный лидер, пока ему не исполнилось 18, – прежде всего еще ребенок. Это значит, что его нужно воспитывать, помочь ему найти пути развития положительных качеств и учить использованию их во благо самого себя и окружающих.
Одна из распространенных ловушек в том, что взрослые, которые работают с такими детьми, иногда ощущают себя в чем-то слабее ребенка и осознанно, либо отказываются от воспитательной функции по отношению к нему. Между тем каждый ребенок нуждается в авторитетах, образцах для подражания.
Приказной тон, своеволие, упрямство, агрессия в ответ на любые ограничения причем не только среди сверстников, но и в кругу семьи, в школе – подобное поведение часто путают с лидерством и называют проявлениями сильного характера.
Если ребенку удается таким способом достигать желаемого, да еще он видит негласное одобрение, способ закрепляется. Основная проблема в том, что в отличие от лидерства истинного, такое псевдолидерство на деле означает полную несамостоятельность ребенка. Зачем уметь что-то делать самому, если все сделают за тебя?! Умение ладить с людьми – одно из необходимых лидеру качеств.
Как узнать настоящие лидерские задатки?
Прежде всего, давайте вспомним, какого человека мы представляем себе как лидера? Кому можем позволить руководить собой, за кем пойдем без оглядки, если он позовет? Наверное, это – человек, который способен что-то придумать или воспользоваться чужой идеей (творческое мышление). Это человек, уверенный в себе, способный общаться и сплотить вокруг себя команду, которая поддержит его упорство в продвижении к поставленной цели. Требуя исполнительности и целеустремленности других, лидер сам исполнителен, способен взять на себя ответственность. И есть у лидера еще одна черта – харизма, особая притягательность для людей. Это, наверное, что-то на грани имиджа и энергетики, что-то такое, что заставляет идти за человеком, его эмоциональностью и уверенностью. У детей лидерские черты проявляются точно также.
Лидер действует не истериками и приказами. Ребенок-лидер умеет завлечь и организовать других детей, грамотно объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов. Он как будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других, притягивая к себе.
Настоящий лидер – лидер везде. Если ребенок дома всех «строит», а в коллективе сверстников предпочитает отмолчаться, скорее всего, это лишь способ взаимодействия с родителями, а не личностная черта ребенка.
Ребенок-лидер имеет особый стиль мышления, склонен планировать, просчитывать различные варианты, причем это может проявиться уже начиная с 3–4 лет.
Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решат взрослые, может сам организовать игру, чем-то занять себя.
Как правило, дети - лидеры – прекрасные наблюдатели: интерес к особенностям поведения и человеческих отношений проявляется у них рано. Ребенок-лидер способен убедить сверстников, к примеру, отдать машинки, но не хитростью, а на основе выгоды для себя и другого малыша.
В детском коллективе ребенок-лидер частенько берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении различных конфликтов.
Какие черты нужно воспитывать у подрастающего лидера?
Умение организовать.
Но помните, организатор, прежде всего, должен знать, как исполнять. Ни один генерал не был плохим солдатом! Ни один хороший директор фирмы не мог не быть исполнительным менеджером. Формировать только организаторские качества в ущерб умению правильно, «позитивно», конструктивно общаться – значит воспитывать тирана, а не лидера, за которым пойдут люди. За тираном никто не пойдет. Только лишь человек, способный в беседе как минимум не уронить самооценку собеседника, а лучше – повысить ее – способен управлять людьми.
Эмпатия и сопереживание.
Они – одно из главных составляющих так называемого эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом, кстати, играет гораздо большую роль при приеме на работу, чем IQ.
Ораторские способности.
Ребенок лидерского типа рано начинает говорить, любит участвовать и слушать долгие "взрослые" беседы, склонен общаться с более старшими, аргументирует, отстаивает свою точку зрения, броско одевается, охотно идет туда, где много людей, без стеснения поет и танцует. Естественная общительность дает предпосылки для умения говорить, но развивать это умение, безусловно, нужно. Поощряйте детей к речевым играм, в которых нужно находить разные слова. Хороший словарный запас – шанс для развития ораторских способностей. Но не забывайте, что кроме запаса слов вы должны уделять внимание и интонационной стороне речи.
Исполнительность, целеустремленность
– тоже развивающиеся качества. Их формирование будет происходить до конца младшей школы, а, возможно, и в более старшем возрасте. Если же взрослый человек решает измениться и стать лидером, то даже он способен воспитать в себе эти качества (есть же специальные тренинги лидерства, личностного роста для взрослых!)
Дисциплинированность.
Это качество во многом формируется в семье, посредством примера родителей. В школе, работая с такими детьми, необходимо продолжать работу в этом направлении.
Работоспособность.
Не бойтесь загружать такого ребенка заданиями и поручениями. Большое количество работы – не повод ее не делать. Лучше научите правильно распределять приоритеты и организовывать свое время. Работоспособность - закаляет и это одно из ценнейших качеств, которое цениться в лидере.
хороший показатель того, как ребенок реагирует на неудачи. Настоящий лидер идет к цели, несмотря на помехи и преграды! Не поддавайтесь, не создавайте искусственные условия, способствующие победе. Проигрыш – это повод анализировать свои ошибки, опыт преодоления трудностей и, конечно же стремление к победе. Упорство в достижении цели – важное качество лидера!
Креативность, нестандартное мышление.
Это качество нужно развивать. Нестандартный взгляд на вещи – повысит авторитет в глазах окружающих. Для этого нужно создавать нетрадиционные ситуации , решать головоломки, шарады и др.
Умение принимать решения в критической ситуации.
Критическая ситуация дает прекрасную возможность проявить себя как лидера и дать понять это остальным. Учитесь действовать быстро. Просчитывать варианты, брать инициативу на себя. При этом нельзя забывать. Что и ответственность за принятые решения также остается за тем, кто его принимал.
Ответственность.
Настоящий лидер – тот, кто достигает вершин не за счет других, а вместе с ними. Важно развивать у ребенка-лидера ответственность за команду, ценность общего дела, а не собственных амбиций.
С какими проблемами может столкнуться ребенок-лидер
1. Завышенная самооценка. Высокая адекватная самооценка – это всегда хорошо. Но бывает так, что ребенка-лидера настолько «превознесли» дома или в школе, что он уже не видит равных себе, не может критически оценивать себя, воспринимать замечания в свой адрес. Поэтому, помните о разумной похвале и критике, учите правильно воспринимать неудачи, не создавайте из него кумира для остальных.
2. Новый коллектив, в который приходит такой ребенок. Бывает ребенок с лидерскими задатками приходит в новый коллектив сверстников, в котором уже определена своя структура. Тогда ребенку необходимо продемонстрировать свои лидерские качества, отстоять свое право быть лидером.
3. Отрицательный лидер. Лидер может быть как положительным, так и отрицательным. Если такой лидер становится во главе классного коллектива – с дисциплиной и организованностью можно попрощаться. В такой ситуации учителям и другим взрослым нужно наладить положительные взаимоотношения с лидером, направлять его энергию в позитивное русло и уже через него влиять на коллектив.
4. Несформированность отдельных лидерских качеств. Ребенок может иметь черты лидера, но при может быть плохо воспитан, иметь слабые ораторские способности или быть неорганизованным.
Во всех перечисленных случаях с ребенком должен работать взрослый – классный руководитель, психолог, который вовремя заметит эти проблемы и поможет их устранить.