Маленький человек появился на свет. И эта кроха от рождения уже имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающей среды. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Он стремится исследовать мир вокруг себя, мир взрослых. Ему необходимо всё потрогать, пощупать, понюхать. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любую игрушку, открыть интересующую его банку или коробку. А чтобы движения его рук стали более совершенными, необходимо предоставить ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности. А помочь ребёнку в этом, как раз и призваны взрослые: педагоги и родители.
«Рука – вышедший наружу мозг»,- писал Кант. Что он хотел этим сказать? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные и не осознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.
Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Учёные доказали, что с аналитической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.
Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Малышу интересно раскручивать и закручивать пробки.
Не менее интересны для детей раннего возраста такое занятие, как разбирать предметы на части и собирать их снова. Наша задача - поддержать это стремление, направить его. Девочкам больше нравиться играть с куклами, которых можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, печь для них пирожное из песка.
Для мальчиков особый интерес представляют различные машины и строительство. Показывать детям, как использовать кубики и другие строительные материалы. Начинать с простейших построек. Пусть ребёнок пытается воссоздать их по образцу. Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами, строить дом, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.
Эффективен для развития тонкой моторики пальцев рук и пальчиковый театр. На пальчики одеваются тряпичные куклы и разыгрываются небольшие сюжеты. В действии может участвовать несколько персонажей.
Неотъемлемой частью для развития мелкой моторики рук является дидактический материал. В наше время прилавки магазинов детских игрушек заставлены всевозможными пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей, но практика показала, что дети больше тянут к игрушкам, сделанные руками взрослых. Этот дидактический материал очень красочный и малыши с удовольствием играют с ним. Никакие промышленные игры не могут заменить игр, изготовленные вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому малыши с удовольствием играют с ними. Это игры:
«Прищепки», «Пирамидки разной формы из дерева»,
«Солнышко», « Гусеница», «Паровоз», «Разложи грибочки в отверстия по цвету».
Помимо всего перечисленного, для развития мелкой моторики у детей, необходимо регулярно рисовать, лепить из пластилина или солёного теста, делать аппликацию, собирать пазлы и т.д. Но при этом следует помнить: развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. В первую очередь, любое совместное занятие должно вызывать охоту к обучению, а не отбивать её.
Двухлетние малыши, которые впервые поступили в ясли, большинство из них не владели тонкими движениями рук. У них наблюдалась мышечная напряжённость, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличала общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказались трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. А если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка. В начале года малыши могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а сейчас уже двумя-тремя пальцами. Во время игр они силой заталкивали предметы в отверстия или ёмкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия.
Если в начале года дети не умели этого, то сейчас многие могут раздевать и одевать куклу, собирать пирамидки, застегивать пуговицы, липучки, молнии, прицеплять прищепки.
При проведении таких игр не допускаю переутомления детей и уровень сложности игр должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Чтобы не потерялся интерес к игре, в случае затруднения – помочь малышу: показать ему, как нужно выполнить то или иное действие или брать его руки в свои и выполнять действия совместно.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.
Игры с различными предметами и материалами.
Цели и задачи:
- развитие хватания
- развитие согласованных движений обеих рук
- развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
- формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний
- развитие осязания
- развитие мышления и воображения.
Материалы:
- Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.
Методы обучения:
- показ действий
- действия руками ребенка
- поэтапная словесная инструкция.
Игры:
- "Прячем ручки",
- "Спрячь в ладошке",
- "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
- "Непослушные колечки" (игра в пирамидку),
- "Забавные шнурки",
- "Пришей пуговицу",
- "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок),
- "Одеваем кукол",
- "Поиграй на пианино",
- "Пальчиковый театр",
Пальчиковые игры.
Цели и задачи:
- развитие согласованных движений обеих рук,
- развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
- развитие внимания.
Методы обучения:
- показ действий
- действия руками ребенка
- самостоятельные действия ребенка.
Теневой театр.
Цели и задачи:
- развитие согласованных движений обеих рук,
- развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
Материалы:
- настольная лампа.
Методы обучения:
- показ действий,
- действие руками ребенка.
Предлагаемые фигуры:
"Дерево": поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону ("подул ветер, и дерево закачалось")
"Зайчик": сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими ("заяц шевелит ушками"); можно также изобразить, как зайчик "скачет", "танцует",
"Коза": пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся "рога" на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза "бодается", "ходит".
и другие фигуры.
И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая занятия мелкой моторикой, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
Многолетняя практика подтвердила выводы специалистов о том, насколько значимы занятия для развития мелкой моторики рук детей уже в раннем возрасте. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития детей. От того, насколько ловко научился ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Таким образом, глубоко изучив данную проблему, сделаны следующие выводы:
1). Развивать мелкую моторику рук следует начинать с первых месяцев жизни ребёнка.
2). Подбор упражнений и игр производить с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3). Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, несколько раз в день по 2-3минуты.
4). Дидактический материал должен быть красочным,
привлекать внимание детей и желание с ним играть.
5). Поощрять самостоятельные действия детей по самообслуживанию.
6). Необходимость совместных действий взрослых: родителей и педагогов.
Чтобы результат был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы, разный дидактический материал