Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
Позади детский сад. Ребенок идет в школу. Первое сентября для первоклассника - это красивый праздник, счастье, море цветов и эмоций. Это серьезный рубеж, отделяющий дошкольное детство от школьных будней. Дошкольник превращается во взрослого и ответственного ученика-первоклассника. Значительная часть времени теперь посвящена учебе, а не играм и отдыху. В начальный период обучения в школе трудности вполне естественны. Даже если ребенок до школы научился считать, писать, читать, то нет гарантий, что он сразу покажет успешный результат. Успешность на первых порах зависит от общего развития школьника — речи, памяти, мышления, внимания, готовности воспринимать обращенную к нему речь, выполнять требования взрослого.
Период начальной школы (1 - 4 класс) является ответственным, сложным и значимым, так как именно в это время закладывается основа обучения. Это, как фундамент будущего дома, на который по кирпичикам будут прибавляться знания, умения и навыки.
Многие педагоги считали, что необходимо обращать должное внимание на более глубокое изучение и учет психолого-педагогических особенностей детей в процессе воспитания и обучения. Эти вопросы в своих работах рассматривали Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский и др.
Некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета естественных, природных особенностей возрастного развития ребенка.
Я.А.Коменский в понятие природосообразности вкладывал идею построения учебно-воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека.
Ж. Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой исходили из того, что ребенок от природы является совершенным, и что какое-либо вмешательство не должно нарушать это природное совершенство, а необходимо идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей.
Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.
Н.К. Крупская подчеркивала, что, без знания особенностей и интересов детей в том или ином возрасте, нельзя осуществлять деятельность, направленную на воспитание, на творческое развитие. Однако все великие педагоги сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе какой-либо деятельности.
В зависимости от темпа психического развития человека сроки перехода с одного возрастного этапа на другой очень индивидуальны. Еще большие различия в темпах овладения отдельными видами деятельности, характерными для того или иного возрастного этапа, скорости развития психических процессов, формирования отдельных свойств и качеств будущей индивидуальности.
В каждом возрасте на первый план выступает какая-то одна ведущая деятельность, в рамках которой, происходит усвоение детьми норм взаимоотношений, формирование навыков и умений. Все это обеспечивает возникновение характерных, прежде всего для этой возрастной ступеньки новообразований и переход на следующую.
Невозможно построить четкий график движения от возраста к возрасту строго по расписанию. У каждого конкретного ребенка свой своеобразный переход с одного возрастного этапа на другой.
Общепринятой является следующая периодизация детского возраста (по Б.Г. Ананьеву):
- преддошкольный (3—5 лет),
- дошкольный (5—7 лет),
- младший школьный (7—11 лет),
- подростковый возраст (средний школьный возраст) (11—15 лет),
- ранняя юность или старший школьный возраст (15—18 лет),
- студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) — 17—18 лет — 22—28 года.
Рассмотрим особенности детей младшего школьного возраста более подробно.
Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка.
В это время кардинально изменяется его социальный статус – он становится учеником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Если в предшествующие годы возрастного развития основным видом деятельности была игра, то теперь на первое место, в его жизни выходит целенаправленная деятельность, в процессе которой ребенок получает, перерабатывает и усваивает большой объем информации.
Ребенок познает непосредственно окружающую его действительность, а также большой и сложный мир, в котором живут взрослые. Расширяется круг важных, значимых для него людей. Каждый из них предстает образцом для подражания, так как несет в себе непохожие взгляды, оценки. Отношения в школе по сравнению с детским садом и тем более с семьей более деловые, функциональные. Чтобы заслужить похвалу в школе, необходимо проявить задатки и способности, показать свое прилежание, исполнительность, в то время как дома хвалили совсем за другое — кого за аппетит, кого за улыбку.
Дети младшего школьного возраста меняют свои взгляды, позиции в зависимости от данного окружения. С родителями они более раскрепощены и ребячливы, чем с преподавателем в школе; в компании друзей-сверстников гораздо активнее, подвижнее, говорливее, чем в классе. Отношение к себе все более определяется взаимоотношениями в школе.
В этот время существенные изменения происходят в психической сфере ребенка. Под влиянием выполняемой ребенком деятельности изменяется характер функционирования его памяти. Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память,при которой информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов, и вместе с этим, изменяется структура мнемических процессов, то естьзапоминания,сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения.
Младший школьный возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Ж.Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций. Мышление все больше становится похожим на мышление взрослого, ребенок уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Формируется также мысленное представление о последовательности действий.
В это время под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. В школьные годы эта способность ребенка постоянно совершенствуется и достигается высокой ступени развития. Ребенок в состоянии, воспринимая абстрактные образы придать им соответствующий характер. В это же время у детей происходит также формирование индивидуальных различий в представлении.
Перемена образа жизни, расширение круга общения напрямую связано с развитием эмоциональной сферы младшего школьника. Как правило, дети в этом возрасте очень эмоциональны, впечатлительны, отзывчивы.
Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации, т.е. способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способности к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.
В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.
Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых.
В силу своей динамичности (подвижности) мотивационная сфера ребенка данного возраста представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного обучения.
Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.
В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы, непосредственно связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Социальные мотивы, связаны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив, мотив хорошей отметки, мотив утверждения себя в коллективе, стремление к превосходству и признанию сверстниками.
Остановимся на развитии «Я-концепции» в этом возрасте.
«Я-концепция» — это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я-концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта, познаваемого субъективным оценивающим сознанием.
«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
- духовное «Я»;
- материальное «Я»;
- социальное «Я»;
- телесное «Я».
Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.
Развитие «Я-концепции» характеризуется тем, что у детей младшего школьного возраста имеется ожидание и устремленность на самоактуализацию своей личности, т.е стремлению к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
По мнению А. Маслоу, самоактуализация – это стремление стать всем тем, что возможно, желание в самосовершенствовании, саморазвитии, в воплощении в жизнь своего потенциала. Такой маршрут нелегок, его сопровождает чувство страха и тревоги в связи с неизвестностью и ответственностью, но он ведет к насыщенной, наполненной, внутренне богатой жизни.
По мнению К. Роджерса, самоактуализация – это та великая движимая сила, которая заставляет человека постоянно развиваться, начиная с самого рождения до смерти, включая его творческие порывы.
Взаимодействие эмоционального и когнитивного компонентов (комплекса убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так инеобоснованным) в самооценке ребенка на этапе младшего детства неоднозначно. Очень часто в этом возрасте дети относятся к себе либо с очень высокой, либо с явно заниженной самооценкой. Самооценка ребенка сказывается на степени успешности его успеваемости, и наоборот, уровень успеваемости оказывает существенное влияние на формирование его самооценки.
В итоге основная цель развития «Я-концепции» заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.
Поведенческие особенности ребенка младшего школьного возраста определяются переменой образа жизни в связи с поступлением в школу, кружки, секции. Наряду с учебой дети вместе с взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается, что ведет к утомлению. В период утомления двигательные качества у детей угнетаются в большей степени, чем у взрослых. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Дети 7-11 лет в своем поведении, как правило, ориентируются на коллектив сверстников. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.
Таким образом, младший школьный возраст – период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: высокий уровень активности, доверчивое подчинение авторитету, значимая награда - похвала, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста»
Психолого-педагогические особенности младшего
школьного возраста.
Позади детский сад. Ребенок идет в школу. Первое сентября для первоклассника - это красивый праздник, счастье, море цветов и эмоций. Это серьезный рубеж, отделяющий дошкольное детство от школьных будней. Дошкольник превращается во взрослого и ответственного ученика-первоклассника. Значительная часть времени теперь посвящена учебе, а не играм и отдыху. В начальный период обучения в школе трудности вполне естественны. Даже если ребенок до школы научился считать, писать, читать, то нет гарантий, что он сразу покажет успешный результат. Успешность на первых порах зависит от общего развития школьника — речи, памяти, мышления, внимания, готовности воспринимать обращенную к нему речь, выполнять требования взрослого.
Период начальной школы (1 - 4 класс) является ответственным, сложным и значимым, так как именно в это время закладывается основа обучения. Это, как фундамент будущего дома, на который по кирпичикам будут прибавляться знания, умения и навыки.
Многие педагоги считали, что необходимо обращать должное внимание на более глубокое изучение и учет психолого-педагогических особенностей детей в процессе воспитания и обучения. Эти вопросы в своих работах рассматривали Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский и др.
Некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета естественных, природных особенностей возрастного развития ребенка.
Я.А.Коменский в понятие природосообразности вкладывал идею построения учебно-воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека.
Ж. Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой исходили из того, что ребенок от природы является совершенным, и что какое-либо вмешательство не должно нарушать это природное совершенство, а необходимо идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей.
Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.
Н.К. Крупская подчеркивала, что, без знания особенностей и интересов детей в том или ином возрасте, нельзя осуществлять деятельность, направленную на воспитание, на творческое развитие. Однако все великие педагоги сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе какой-либо деятельности.
В зависимости от темпа психического развития человека сроки перехода с одного возрастного этапа на другой очень индивидуальны. Еще большие различия в темпах овладения отдельными видами деятельности, характерными для того или иного возрастного этапа, скорости развития психических процессов, формирования отдельных свойств и качеств будущей индивидуальности.
В каждом возрасте на первый план выступает какая-то одна ведущая деятельность, в рамках которой, происходит усвоение детьми норм взаимоотношений, формирование навыков и умений. Все это обеспечивает возникновение характерных, прежде всего для этой возрастной ступеньки новообразований и переход на следующую.
Невозможно построить четкий график движения от возраста к возрасту строго по расписанию. У каждого конкретного ребенка свой своеобразный переход с одного возрастного этапа на другой.
Общепринятой является следующая периодизация детского возраста (по Б.Г. Ананьеву):
- преддошкольный (3—5 лет),
- дошкольный (5—7 лет),
- младший школьный (7—11 лет),
- подростковый возраст (средний школьный возраст) (11—15 лет),
- ранняя юность или старший школьный возраст (15—18 лет),
- студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) — 17—18 лет — 22—28 года .
Рассмотрим особенности детей младшего школьного возраста более подробно.
Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка.
В это время кардинально изменяется его социальный статус – он становится учеником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Если в предшествующие годы возрастного развития основным видом деятельности была игра, то теперь на первое место, в его жизни выходит целенаправленная деятельность, в процессе которой ребенок получает, перерабатывает и усваивает большой объем информации.
Ребенок познает непосредственно окружающую его действительность, а также большой и сложный мир, в котором живут взрослые. Расширяется круг важных, значимых для него людей. Каждый из них предстает образцом для подражания, так как несет в себе непохожие взгляды, оценки. Отношения в школе по сравнению с детским садом и тем более с семьей более деловые, функциональные. Чтобы заслужить похвалу в школе, необходимо проявить задатки и способности, показать свое прилежание, исполнительность, в то время как дома хвалили совсем за другое — кого за аппетит, кого за улыбку.
Дети младшего школьного возраста меняют свои взгляды, позиции в зависимости от данного окружения. С родителями они более раскрепощены и ребячливы, чем с преподавателем в школе; в компании друзей-сверстников гораздо активнее, подвижнее, говорливее, чем в классе. Отношение к себе все более определяется взаимоотношениями в школе.
В этот время существенные изменения происходят в психической сфере ребенка. Под влиянием выполняемой ребенком деятельности изменяется характер функционирования его памяти. Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память,при которой информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов, и вместе с этим, изменяется структура мнемических процессов, то естьзапоминания,сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения.
Младший школьный возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Ж.Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций. Мышление все больше становится похожим на мышление взрослого, ребенок уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Формируется также мысленное представление о последовательности действий.
В это время под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. В школьные годы эта способность ребенка постоянно совершенствуется и достигается высокой ступени развития. Ребенок в состоянии, воспринимая абстрактные образы придать им соответствующий характер. В это же время у детей происходит также формирование индивидуальных различий в представлении.
Перемена образа жизни, расширение круга общения напрямую связано с развитием эмоциональной сферы младшего школьника. Как правило, дети в этом возрасте очень эмоциональны, впечатлительны, отзывчивы.
Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации, т.е. способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способности к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.
В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.
Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых.
В силу своей динамичности (подвижности) мотивационная сфера ребенка данного возраста представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного обучения.
Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.
В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы, непосредственно связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Социальные мотивы, связаны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив, мотив хорошей отметки, мотив утверждения себя в коллективе, стремление к превосходству и признанию сверстниками.
Остановимся на развитии «Я-концепции» в этом возрасте.
«Я-концепция» — это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я-концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта, познаваемого субъективным оценивающим сознанием.
«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
- духовное «Я»;
- материальное «Я»;
- социальное «Я»;
- телесное «Я».
Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.
Развитие «Я-концепции» характеризуется тем, что у детей младшего школьного возраста имеется ожидание и устремленность на самоактуализацию своей личности, т.е стремлению к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
По мнению А. Маслоу, самоактуализация – это стремление стать всем тем, что возможно, желание в самосовершенствовании, саморазвитии, в воплощении в жизнь своего потенциала. Такой маршрут нелегок, его сопровождает чувство страха и тревоги в связи с неизвестностью и ответственностью, но он ведет к насыщенной, наполненной, внутренне богатой жизни.
По мнению К. Роджерса, самоактуализация – это та великая движимая сила, которая заставляет человека постоянно развиваться, начиная с самого рождения до смерти, включая его творческие порывы.
Взаимодействие эмоционального и когнитивного компонентов (комплекса убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так инеобоснованным) в самооценке ребенка на этапе младшего детства неоднозначно. Очень часто в этом возрасте дети относятся к себе либо с очень высокой, либо с явно заниженной самооценкой. Самооценка ребенка сказывается на степени успешности его успеваемости, и наоборот, уровень успеваемости оказывает существенное влияние на формирование его самооценки.
В итоге основная цель развития «Я-концепции» заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.
Поведенческие особенности ребенка младшего школьного возраста определяются переменой образа жизни в связи с поступлением в школу, кружки, секции. Наряду с учебой дети вместе с взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается, что ведет к утомлению. В период утомления двигательные качества у детей угнетаются в большей степени, чем у взрослых. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Дети 7-11 лет в своем поведении, как правило, ориентируются на коллектив сверстников. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.
Таким образом, младший школьный возраст – период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: высокий уровень активности, доверчивое подчинение авторитету, значимая награда - похвала, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов А. Г. – М.: Педагогика. 2009.
2. Выгодский Л. С. Собрание сочинений: в 6 кн. Кн.4. Проблема возраста / Л. С. Выгодский. – М.: Педагогика, 1984.