Статья "В современной школе необходимы уроки психологии"
Статья "В современной школе необходимы уроки психологии"
У каждого из нас в жизни бывают такие минуты, когда не знаешь, что делать, как поступить. Может кому-нибудь рассказать, и он подскажет, что делать дальше, а вдруг он осудит вместо помощи. Иной раз кажется, что ситуация безвыходная, и опускаются руки…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "В современной школе необходимы уроки психологии"»
Сагитова Розалия Галиулловна
Педагог-психолог МБОУ СОШ №2 с.Стерлибашево,
Республика Башкортостан
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ НЕОБХОДИМЫ УРОКИ ПСИХОЛОГИИ
У каждого из нас в жизни бывают такие минуты, когда не знаешь, что делать, как поступить. Может кому-нибудь рассказать, и он подскажет, что делать дальше, а вдруг он осудит вместо помощи. Иной раз кажется, что ситуация безвыходная, и опускаются руки…
А происходит это чаще всего из-за психологической безграмотности, из-за того, что мы не владеем элементарными психологическими приемами. Это я говорю о взрослых, о людях с жизненным опытом и образованием. А что происходит с детьми? С учащимися, которые приходят из начальной школы в среднее звено? Они меняют школу, учителей, которых становится больше, чем обычно. Увеличивается количество изучаемых предметов и объем учебной нагрузки, повышается ответственность. Дальше появляется масса вопросов, связанных с кризисом переходного периода. И наконец, старшеклассники, которые стоят перед выбором профессии - основой жизненного пути и плюс к этому огромные задачи, связанные со сдачей экзаменов.
Многие дети не могут в одиночку справиться с этими проблемами, которые как снег сваливаются на их головы ежедневно. Одни обращаются к родителям за помощью, очень редко к школьному психологу или к классному руководителю. И куда же они идут со своими вопросами? Конечно же на улицу, к друзьям, к таким же подросткам, как и они сами, с такими же или похожими проблемами, и начинают искать выходы из создавшихся ситуаций вместе, делая все больше и больше ошибок.
К взрослым они не обращаются по разным причинам: иногда это избитая проблема отцов и детей, родители не являются авторитетом или нет взаимопонимания между поколениями. Иногда, наоборот, от большой любви, от жалости или от страха не хотят беспокоить лишний раз родителей.
А если бы учащиеся имели возможность с первых классов общаться с психологом на уроках психологии, а не официально в его кабинете, если бы они знали, кто такой психолог и что из себя представляет предмет «психология», то наверняка они смогли бы объяснить свои чувства, свои эмоции, например, в подростковом периоде. Ведь в этом критическом возрасте происходят глобальные физические и психологические изменения, такой большой выброс адреналина, когда ребенок не может понять, что же с на самом деле происходит. Как же он может рассказать, объяснить это взрослому, если он сам не может разобраться в своих чувствах?
Не было бы просто, но было бы легче, если бы подобно другим школьным дисциплинам (таким, как физика, химия, биология и др.) психология вводила ребенка в систему научных понятий и давала определенные практические знания в области психологии.
Уроки психологии учили бы детей культуре общения, ведь сегодня дети элементарно не умеют здороваться даже с преподавателями, как только выходят за пределы школы, не умеют соблюдать субординацию со взрослыми. Конечно не всегда и не все, но многие не умеют вести себя в общественных местах.
Для детей любая конфликтная ситуация, становиться тупиковой, и они либо бегу от них, навлекая на себя другие проблемы, потому что от себя убежать невозможно, либо начинают принимать кардинальные меры- это сигареты, алкоголь, уход из дома, наркотики, проституция, суицид. Для многих не существует слов - компромисс, сотрудничество. Потому что с этими и подобными терминами ребята знакомятся только в старших классах на уроках обществознания.
Задачами школы, помимо передачи учащимся определенного объема знаний, составляющих основу современной культуры, являются воспитание (содействие формированию мировоззрения и жизненной позиции) и создание условий для саморазвития. Социум предъявляет к выпускникам школы все более высокие требования. Это подразумевает, в частности, способность к принятию решений, к профессиональному и личностному самоопределению (в ограниченные сроки!), установлению надежных социальных отношений со взрослыми и сверстниками. Возрастание преступности и наркотизации среди юношества демонстрирует нам, что школа со всеми школьными дисциплинами без помощи психолога не всегда может справиться с выполнением вышеупомянутых задач. Возможно, это связано с тем, что ситуация социального перелома и имеющийся плюрализм мировоззренческих систем приводят к отсутствию единого внутренне согласованного представления о задачах школы и направлениях развития учащихся у педагогов и родителей.
В любом случае, психологи в системе образования вынуждены в настоящее время формировать собственную позицию в отношении того содействия, которое они могут оказать детям и подросткам в решении таких задач развития, как социализация и готовность к самоопределению(с необходимостью освоения навыков психической саморегуляции).
Три наиболее очевидные, «традиционные» формы работы психолога в школе – это индивидуальная работа со школьниками в рамках функционирования школьной психологической службы, (диагностика, коррекция и консультирование – чаще всего по запросу учителей, родителей или школьной администрации). И, кстати говоря, у учащихся путается представление о том, кто такой психолог, из-за того ,что учеников заводят в кабинет силком, помимо его воли в основном за непослушание, за нарушение дисциплины, за срыв и пропуск уроков. Некоторые ученики отказываются от бесед и консультаций психолога, говорят, что они не «психи». Учащиеся путают психологов с психиатрами, которые в отличии от психолога работают с психически нездоровыми людьми, с людьми с отклонениями в здоровье.
В большинстве школ «психология» как учебный предмет отсутствует; определенный объем психологических знаний входит в программу таких дисциплин, как предметы гуманитарного цикла, обществознание и ОБЖ, а преподаватели-предметники не имеют необходимой психологической квалификации.
На сегодняшний день введение уроков психологии является важным аспектом школьного воспитания. Ведь знание психологии, развитие способности к самопознанию и самосовершенствованию, овладение умением влиять на людей и регулировать свои поступки, овладение элементарной психологической культурой, чего так не хватает нынешним взрослым (педагогам, родителям, руководителям) так же, как знание физики или литературы не выходит из моды и остается актуальным и сегодня.
На научно-практической конференции «Психология как учебный предмет в современной средней школе» в 1998 г. А.Е.Климов высказал убеждение в том, что психологию как учебный предмет можно преподавать не только в старших классах, но и в начальной школе, где она может по праву встать в один ряд с изучением родного языка и математики. Всегда можно найти доступный для ребенка уровень объяснения психологических явлений, подобно тому, как мы считаем возможным давать младшему школьнику основы научных знаний о живой природе, об окружающем мире.
Так необходимо формировать у школьников общее представление о психологии как о науке, оказать им помощь в открытии и осознании внутреннего мира человека, его уникальности и безусловной ценности, пробуждении интереса ребенка к другим людям и самому себе.