Современные педагогические технологии в начальной школе.
Аннотация
Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества.
Повысить результаты обучения и развитие логического мышления возможно, если применять приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития учащихся.
Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика.
В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.
Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя — развиваешь общество» — тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.
Учёт индивидуальных особенностей детей — один из ведущих принципов дидактики. Дети различаются уровнем подготовленности к школе и обучаемостью к рациональному мышлению, вниманием, свойством памяти и многое другое.
Обсуждая вопрос о дифференцированном подходе в обучении младших школьников, можно сформулировать некоторые условия его осуществления:
1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.
2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
-уровнем работоспособности и темпом работы;
-особенностями восприятия, памяти, мышления;
-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
3. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
4. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам отдельным учащимся.
5. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале — каждого ученика).
6. Осуществление оперативной обратной связи.
7. Соблюдение педагогического такта.
Одной из форм групповой организации работы в начальной школе можно считать применение ИКТ. С помощью современных технологий можно организовать самостоятельную работу учащегося и работу в малых группах. Такая форма работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:
· осваивает модели учебной деятельности,
· приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
· получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
· развивает навыки общения.
Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения информатике, наиболее полно отвечает проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект. В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное пространство.
Заключение
Современная образовательная обстановка в начальной школе по дифференцированному подходу в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебной деятельности ученика в общем контексте его жизнедеятельности.
Такие идеи, как дифференциация и интеграция его содержания, личностно-ориентированное обучение и педагогика сотрудничества определяют кардинальную направленность современного образования.
Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся. Таковы достоинства дифференцированного подхода.
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
Для эффективного профессионального роста педагогов необходим комплекс условий, создавать и обеспечивать функционирование которых - работа не только руководителя образовательного учреждения, но и всех работников школы.
Известна истина, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.
Литература
1.Деменёва Н.Н. «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики», Москва, 2005 г.
2.Иванов М.Г. «Дифференцированное обучение младших школьников», «Начальная школа» , №11, 1994 г.
3. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
4.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
5.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
6.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007.
7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. – 2000. - №7.
8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.