Обобщение опыта применения игровых технологий на уроках музыки в начальной школе
Главной задачей современной школы должно стать раскрытие творческих способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Решение этой задачи требует от каждого педагога совершенного владения современными образовательными технологиями и методами обучения. В рамках небольшой статьи хочется поделиться личным опытом использования методики активных музыкальных действий и игровых технологий на уроках музыки в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения программы «Музыка»: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, развитие творческих способностей обучающихся в многообразных видах музыкальной деятельности.
Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если будут созданы условия, способствующие этому развитию. Изменив, насколько это возможно, условия преподавания предмета музыка, обогатив уроки системой творческих заданий, дидактическими музыкальными играми, мы изменим качества самого ребёнка, эффективно развивая его музыкальные способности, фантазию, воображение, творческий потенциал.
Ключевым направлением работы становится развитие таких личностных характеристик ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность действовать самостоятельно. На уроках необходимо создавать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявлять уважительное отношение к каждому ученику.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческий потенциал заложен и существует в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. На основе психологического анализа музыкальных способностей профессор Б.М.Теплов сделал вывод, что каждый ребёнок обладает с рождения определёнными музыкальными задатками. Музыкальность любого ребёнка – это сплав природного и приобретённого, в котором ведущая роль за качествами, формирующимися в деятельности, за самой музыкальной деятельностью. «Не может быть способностей, которые не развились бы в процессе воспитания и обучения. Музыкальные способности не существуют иначе, как в движении, развитии»[2].
В решении проблемы развития музыкальных способностей решающим фактором становится методика обучения.
На личном опыте преподавания музыки в начальной школе, я выявила большую эффективность использования игровых технологий для развития творческих способностей учащихся. Ведь стремление постигать мир через активные действия, через игру является одним из важных свойств детской психики.
Методика активной музыкальной деятельности строит все виды работ на действии: на уроке ребята разгадывают кроссворд, поют песню, играют сопровождение к песне на элементарных музыкальных инструментах, сочиняют песенку, импровизируют мелодии, придумывают пластические движения, инсценируют песню. Все эти операции доступны детям. Все они выполняются с интересом и легко осмысливаются. Преподавание музыки в начальной школе должно определяться психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, такими как моторная и интеллектуальная активность, любознательность, целостность процесса познания. Необходимо учитывать и определённые психологические сложности детского возраста: неустойчивость внимания, необходимость в смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, стремление к самовыражению в любых, самых разнообразных формах. Исходя из этого, на уроках музыки я применяю:
1. Разнообразие форм и видов музыкальной деятельности.
2. Частое переключение внимания с одного вида деятельности на другое (необходимо для поддержания интереса и снижения утомляемости детей). Любая работа должна длиться от двух до семи минут, не более, особенно в первом классе.
3. Чередование трудных, требующих большего напряжения и лёгких заданий.
4. Обязательное включение заданий, связанных с музыкальным движением.
5. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы на уроке.
6. Сохранение эмоционального тонуса урока, что является важнейшим фактором развития творческих способностей детей. Реакция удовлетворения, которая возникает у детей, нашедших правильные ответы, сумевших выполнить задание, создаёт творческую обстановку и атмосферу радости. Исследования психологов доказывают, что именно состояние эмоционального подъёма увеличивает запоминание во много раз по сравнению с чистой логикой.
7. Проведение уроков музыки в тесной связи с другими видами искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства даёт учителю безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным.
Игровые технологии широко использую на уроках, так как они вносят элемент соревновательности, делают ребят собранными, внимательными.
Отечественные психологи Выготский, Эльконин считают игру неотемлемой частью жизни ребёнка, она привносит положительные эмоции в процесс обучения.
На уроках в начальной школе применяю комплекс дидактических музыкальных игр для развития музыкального слуха, чувства ритма, определения музыкальных жанров. Очень нравятся ученикам игры «Композитор», «Оркестр», «Музыкальное эхо», «Ритмическое эхо». Небольшая коллекция элементарных музыкальных инструментов: бубнов, деревянных ложек, различных погремушек, колокольчиков позволяет применять на уроках игру «Оркестр». Играть в оркестре ребятам предлагается заданные учителем ритмы в соответствии с настроением звучащей музыки (например, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки): весело, бодро, громко или тихо, нежно, затаённо. Задание придумать и сыграть ритмический аккомпанемент на элементарных музыкальных инструментах получают учащиеся и в процессе инсценирования песен. Все эти задания и игры нравятся детям, потому что они позволяют участвовать в коллективном исполнении музыки, а это активизирует восприятие и развивает музыкальные способности учеников.
Из всех творческих заданий ребятам ближе всего вокальная импровизация, мы называем это задание игрой «Композитор», она выявляет степень музыкальности детей, служит росту их творческих возможностей. Остановлюсь подробнее на этом виде заданий. Вокальной импровизации я уделяю обычно не более пяти минут на каждом уроке, но она даёт возможность услышать каждого ученика в отдельности. А это очень важно при преобладании коллективных форм работы на уроке. Я стараюсь создать в классе доброжелательную атмосферу, не допускать смеха, объясняя, как сложно каждому поющему товарищу, ведь он сочиняет музыку, как композитор! Начинаю всегда с сильных учеников, а за ними идут все остальные. Сначала я предлагаю допеть до конца мелодическую фразу. Например, я начинаю: «Солнышко, солнышко!», а ребята должны продолжить: «Светит нам в пути». Я всё время меняю интонацию, а ученикам для активизации внимания, даю задание внимательно слушать своих одноклассников и не повторять уже пропетые варианты мелодий. Затем я предлагаю задание по диалогической импровизации. Я пою вопрос, интонация которого сохраняет незавершённый, вопрошающий характер. Ответ поёт ученик, главное условие не повторять уже пропетые мелодии.
Например,
1. - Ёжик, ёж, ёжик, ёж,
Ты откуда идёшь?
- По тропиночке лесной
Я иду к себе домой!
2. - Кто, кто поутру раненько встаёт?
Кто, кто поутру песенки поёт?
- Машенька рано у нас встаёт,
Машенька песни у нас поёт!
Постепенно задания усложняются, и для детей становится интересной импровизация на заданный стихотворный текст в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием в заданном ладу (мажор, минор), да ещё и с внутрислоговым распеванием. Я пою только первую строчку, задавая тональность и ритм, насколько внимательными нужно быть ребятам, чтобы удачно вставить свою строчку, чтобы получилось единое целое – общая песенка.
Например,
Коза-дереза день-деньской занята,
Ей травы нащипать, ей на речку бежать,
Ей козляток стеречь, малых деток беречь,
Чтобы волк не украл, чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса их с собой не унесла.
Успешный пример одного-двух учеников подвигает на творчество всех остальных детей. Когда уже спето несколько вариантов мелодий на один и тот же текст, то мы их сравниваем, выбираем лучший и исполняем всем классом.
Более сложное задание – импровизация на жанр. Я подбираю тексты для колыбельной, танца (вальс, полька), марша.
Например, для колыбельной:
Засыпай, малышка,
Серенькая мышка,
Укрываем хвостик,
Сны придут к нам в гости.
Для марша:
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Для танца:
Жил-был один удивительный слон,
Вальс танцевал удивительно он.
Не знаю, поверите вы или нет:
Слона записали в балет.
На собственном опыте работы с детьми я сделала вывод, что занятия вокальной импровизацией имеют большой развивающий эффект, они позволяют каждому ученику реализовать своё стремление к самовыражению, развивают музыкальный слух, творческую фантазию.
.
Применяя данную методику на каждом уроке, я наблюдаю значительное развитие музыкальных способностей учеников (музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма). Эта методика влияет на развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитывает их музыкально-эстетический вкус, интерес и любовь к музыке. Занятия, построенные с использованием игровых приёмов, становятся для детей увлекательным процессом, в результате которого развиваются фантазия и воображение ребят. Исчезает зажатость, дети раскрепощаются, появляется артистичность, потому что все они на каждом занятии пробуют себя в разнообразных музыкальных действиях: в игре на элементарных музыкальных инструментах, в хоровом пении, в музыкальном движении, в сольфеджировании, в вокальной импровизации, в различных дидактических и ролевых играх.
Выводы:
Сегодня обществу нужна творческая личность, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии творческого потенциала учащихся, а для этого надо создать условия для успешного развития творческих способностей учащихся.
В развитии творческих способностей моих учеников огромную роль играет применяемая мной на занятиях методика активных творческих действий и игровые технологии в обучении. И пусть из моих учеников только единицы в дальнейшем станут профессиональными музыкантами, все остальные, тем не менее, приобретут много ценных творческих качеств. А это само по себе очень много значит, ведь проблема творческого развития детей рассматривается сегодня как «проблема номер один», «проблема века».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Игровые технологии на уроках музыки"»
Обобщение опыта применения игровых технологий на уроках музыки в начальной школе
Главной задачей современной школы должно стать раскрытие творческих способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Решение этой задачи требует от каждого педагога совершенного владения современными образовательными технологиями и методами обучения. В рамках небольшой статьи хочется поделиться личным опытом использования методики активных музыкальных действий и игровых технологий на уроках музыки в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения программы «Музыка»: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, развитие творческих способностей обучающихся в многообразных видах музыкальной деятельности.
Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если будут созданы условия, способствующие этому развитию. Изменив, насколько это возможно, условия преподавания предмета музыка, обогатив уроки системой творческих заданий, дидактическими музыкальными играми, мы изменим качества самого ребёнка, эффективно развивая его музыкальные способности, фантазию, воображение, творческий потенциал.
Ключевым направлением работы становится развитие таких личностных характеристик ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность действовать самостоятельно. На уроках необходимо создавать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявлять уважительное отношение к каждому ученику.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческий потенциал заложен и существует в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. На основе психологического анализа музыкальных способностей профессор Б.М.Теплов сделал вывод, что каждый ребёнок обладает с рождения определёнными музыкальными задатками. Музыкальность любого ребёнка – это сплав природного и приобретённого, в котором ведущая роль за качествами, формирующимися в деятельности, за самой музыкальной деятельностью. «Не может быть способностей, которые не развились бы в процессе воспитания и обучения. Музыкальные способности не существуют иначе, как в движении, развитии»[2].
В решении проблемы развития музыкальных способностей решающим фактором становится методика обучения.
На личном опыте преподавания музыки в начальной школе, я выявила большую эффективность использования игровых технологий для развития творческих способностей учащихся. Ведь стремление постигать мир через активные действия, через игру является одним из важных свойств детской психики.
Методика активной музыкальной деятельности строит все виды работ на действии: на уроке ребята разгадывают кроссворд, поют песню, играют сопровождение к песне на элементарных музыкальных инструментах, сочиняют песенку, импровизируют мелодии, придумывают пластические движения, инсценируют песню. Все эти операции доступны детям. Все они выполняются с интересом и легко осмысливаются. Преподавание музыки в начальной школе должно определяться психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, такими как моторная и интеллектуальная активность, любознательность, целостность процесса познания. Необходимо учитывать и определённые психологические сложности детского возраста: неустойчивость внимания, необходимость в смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, стремление к самовыражению в любых, самых разнообразных формах. Исходя из этого, на уроках музыки я применяю:
1. Разнообразие форм и видов музыкальной деятельности.
2. Частое переключение внимания с одного вида деятельности на другое (необходимо для поддержания интереса и снижения утомляемости детей). Любая работа должна длиться от двух до семи минут, не более, особенно в первом классе.
3. Чередование трудных, требующих большего напряжения и лёгких заданий.
4. Обязательное включение заданий, связанных с музыкальным движением.
5. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы на уроке.
6. Сохранение эмоционального тонуса урока, что является важнейшим фактором развития творческих способностей детей. Реакция удовлетворения, которая возникает у детей, нашедших правильные ответы, сумевших выполнить задание, создаёт творческую обстановку и атмосферу радости. Исследования психологов доказывают, что именно состояние эмоционального подъёма увеличивает запоминание во много раз по сравнению с чистой логикой.
7. Проведение уроков музыки в тесной связи с другими видами искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства даёт учителю безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным.
Игровые технологии широко использую на уроках, так как они вносят элемент соревновательности, делают ребят собранными, внимательными.
Отечественные психологи Выготский, Эльконин считают игру неотемлемой частью жизни ребёнка, она привносит положительные эмоции в процесс обучения.
На уроках в начальной школе применяю комплекс дидактических музыкальных игр для развития музыкального слуха, чувства ритма, определения музыкальных жанров. Очень нравятся ученикам игры «Композитор», «Оркестр», «Музыкальное эхо», «Ритмическое эхо». Небольшая коллекция элементарных музыкальных инструментов: бубнов, деревянных ложек, различных погремушек, колокольчиков позволяет применять на уроках игру «Оркестр». Играть в оркестре ребятам предлагается заданные учителем ритмы в соответствии с настроением звучащей музыки (например, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки): весело, бодро, громко или тихо, нежно, затаённо. Задание придумать и сыграть ритмический аккомпанемент на элементарных музыкальных инструментах получают учащиеся и в процессе инсценирования песен. Все эти задания и игры нравятся детям, потому что они позволяют участвовать в коллективном исполнении музыки, а это активизирует восприятие и развивает музыкальные способности учеников.
Из всех творческих заданий ребятам ближе всего вокальная импровизация, мы называем это задание игрой «Композитор», она выявляет степень музыкальности детей, служит росту их творческих возможностей. Остановлюсь подробнее на этом виде заданий. Вокальной импровизации я уделяю обычно не более пяти минут на каждом уроке, но она даёт возможность услышать каждого ученика в отдельности. А это очень важно при преобладании коллективных форм работы на уроке. Я стараюсь создать в классе доброжелательную атмосферу, не допускать смеха, объясняя, как сложно каждому поющему товарищу, ведь он сочиняет музыку, как композитор! Начинаю всегда с сильных учеников, а за ними идут все остальные. Сначала я предлагаю допеть до конца мелодическую фразу. Например, я начинаю: «Солнышко, солнышко!», а ребята должны продолжить: «Светит нам в пути». Я всё время меняю интонацию, а ученикам для активизации внимания, даю задание внимательно слушать своих одноклассников и не повторять уже пропетые варианты мелодий. Затем я предлагаю задание по диалогической импровизации. Я пою вопрос, интонация которого сохраняет незавершённый, вопрошающий характер. Ответ поёт ученик, главное условие не повторять уже пропетые мелодии.
Например,
1. - Ёжик, ёж, ёжик, ёж,
Ты откуда идёшь?
- По тропиночке лесной
Я иду к себе домой!
2. - Кто, кто поутру раненько встаёт?
Кто, кто поутру песенки поёт?
- Машенька рано у нас встаёт,
Машенька песни у нас поёт!
Постепенно задания усложняются, и для детей становится интересной импровизация на заданный стихотворный текст в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием в заданном ладу (мажор, минор), да ещё и с внутрислоговым распеванием. Я пою только первую строчку, задавая тональность и ритм, насколько внимательными нужно быть ребятам, чтобы удачно вставить свою строчку, чтобы получилось единое целое – общая песенка.
Например,
Коза-дереза день-деньской занята,
Ей травы нащипать, ей на речку бежать,
Ей козляток стеречь, малых деток беречь,
Чтобы волк не украл, чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса их с собой не унесла.
Успешный пример одного-двух учеников подвигает на творчество всех остальных детей. Когда уже спето несколько вариантов мелодий на один и тот же текст, то мы их сравниваем, выбираем лучший и исполняем всем классом.
Более сложное задание – импровизация на жанр. Я подбираю тексты для колыбельной, танца (вальс, полька), марша.
Например, для колыбельной:
Засыпай, малышка,
Серенькая мышка,
Укрываем хвостик,
Сны придут к нам в гости.
Для марша:
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Для танца:
Жил-был один удивительный слон,
Вальс танцевал удивительно он.
Не знаю, поверите вы или нет:
Слона записали в балет.
На собственном опыте работы с детьми я сделала вывод, что занятия вокальной импровизацией имеют большой развивающий эффект, они позволяют каждому ученику реализовать своё стремление к самовыражению, развивают музыкальный слух, творческую фантазию.
.
Применяя данную методику на каждом уроке, я наблюдаю значительное развитие музыкальных способностей учеников (музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма). Эта методика влияет на развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитывает их музыкально-эстетический вкус, интерес и любовь к музыке. Занятия, построенные с использованием игровых приёмов, становятся для детей увлекательным процессом, в результате которого развиваются фантазия и воображение ребят. Исчезает зажатость, дети раскрепощаются, появляется артистичность, потому что все они на каждом занятии пробуют себя в разнообразных музыкальных действиях: в игре на элементарных музыкальных инструментах, в хоровом пении, в музыкальном движении, в сольфеджировании, в вокальной импровизации, в различных дидактических и ролевых играх.
Выводы:
Сегодня обществу нужна творческая личность, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии творческого потенциала учащихся, а для этого надо создать условия для успешного развития творческих способностей учащихся.
В развитии творческих способностей моих учеников огромную роль играет применяемая мной на занятиях методика активных творческих действий и игровые технологии в обучении. И пусть из моих учеников только единицы в дальнейшем станут профессиональными музыкантами, все остальные, тем не менее, приобретут много ценных творческих качеств. А это само по себе очень много значит, ведь проблема творческого развития детей рассматривается сегодня как «проблема номер один», «проблема века».
Список используемой литературы:
1. 1.ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: 1985. – 325с.
3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб: 2009. – 367 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.-245с.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.