В данной статье рассматривается целостное применение интеграций в современной школе. Авторы на основе большого фактического материала рассматривают интеграцию учебных предметов как процесс установления связей между структурными компонентами системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Summary
This article discusses the use of a holistic integration in the modern school.Authors on the basis of large actual material examine integration of educational objects as process of establishing connections between the structural components of the system of education with the purpose of forming of integral idea about the world, oriented to development and саморазвитие of personality of child.
В современном мире при быстром накоплении многообразных научных фактов, углублением исследовательского процесса развивается интеграция знаний. Предметом наук в настоящее время считают не только отдельные формы движения материи, но их связи и взаимодействия. Разрозненное преподавание предметов ведет к формированию формальных представлений у учащихся.
В действующих стандартах и программах большое внимание удаляется научности, системности и дифференциация знаний обучения, т.е. такому построению учебного процесса, которое обеспечивает формирование у учащихся общей естественнонаучной картины мира. В нормативных документах говорится о том, что при изучении общих научных понятий в различных учебных предметах рекомендуется согласовывать глубину раскрытия их содержания и преемственность изложения.
Проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития.
Проблеме переноса знаний, формирования у учащихся умений синтезировать их и применять в новой обстановке посвящены исследования некоторых педагогов. Так Э.Мамбетакунов считает, что успешное осуществление межпредметных связей благоприятно влияет на организацию активных формы процесса обучения. Наиболее результативно осуществление межпредметных связей в тех случаях, когда знания по другим предметам и курсам не просто воспроизводятся и используются в качестве иллюстрации, но и применяются как средство активизации мышления учащихся, с целью анализа, сравнения и обобщения учебного материала, изученного при прохождении различных учебных предметов [3,87].
В.Н.Максимова отмечает: «Межпредметные связи служат способом раскрытия в содержании обучения современных тенденций развития науки, возникающих под влиянием процессов интеграции: социализации, гуманизации, математизации, компьютеризации и др. Благодаря межпредметным связям, наука предстает перед учащимся не только как система знаний, но как система методов» [5, 59].
Академики Э.И.Моносзон и А.И.Берг отмечая общепедагогическую значимость связей между учебными предметами, пишут, что вопрос выявления связей между школьными учебными дисциплинами крайне трудна как в теоретическом, так и в практическом отношении, эта серьезная педагогическая проблема [6, 72].
Для обоснования необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения привожу следующие аргументы:
«возможность изучения материала по разным предметам как единого целого», «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников», «развивается умственная деятельность», «появляется желание учиться», «формируются положительные нравственные качества».
Интеграция (в обучении) – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Конструктивные функции межпредметных связей, играя важную роль в построении системы межпредметного обучения в рамках учебной темы, предмета, учебной проблемы и т.д поднимают на более высокий научный уровень весь процесс обучения, оказывают многостороннее влияние на учащихся. С помощью конструктивной функции учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Все школьные дисциплины обладают интегрированным потенциалом.Какие уроки можно интегрировать в начальной школе? Литературное чтение и русский язык, литературное чтение и музыка, математика и трудовое обучение, познание мира и изобразительное искусство, русский язык и познание мира.
В рамках интегрированного курса учителя могут заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять работу, правильно строить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
В качестве методов, используемых на таких уроках и осуществляющих интегральный подход, выступают:
- эвристические беседы;
- экскурсии;
- творческие работы по развитию речи, написание их по материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского языка, так и на природоведении;
Следует так спланировать уроки, чтобы сведения, получаемые из разных предметов, дополняли и углубляли друг друга. Таким образам будут решены задачи ознакомления детей с природой и воспитания у них гуманных чувств. При изучении познания мира мы будем идти от сознания к чувствам, при изучении чтения, воздействуя прежде всего на чувства, мы будем формировать убеждения, развивать эстетически.
Приведём пример: по предмету познание мира дети знакомятся с перелетными птицами: с внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем питаются эти птицы, почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к перелёту, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. По чтению дети в ряде произведений читают об этих же птицах: "Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка,"Журка" Н. Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений: "Осень" Трутнева, "Осеннее" И.Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Результаты интеграции.
1. Знания приобретают качества системности.
2. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
3.Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
4.Более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.
5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.
Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!
ЛИТЕРАТУРА
А. Д. Ботвинников. Черчение 7-8 кл. Москва. Астрель. АСТ 2002.
2. А. В. Погорелов. Геометрия 7-11 кл.Общеобразовательных учреждений 6-е изд. Москва.Просвещение 1996.
3. Мамбетакунов Э.М. Дидактические основы реализации межпредметных связей в формировании естественно научных понятий. Диссер док.пед.наук.- Бишкек, 1991. -171 с.
4. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. - 184 с.
5. Моносзон Э.И., Берг "Основы педагогических знаний", М., Педагогика, 1986 г., с. 128-130
6. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. –М., Педагогика, 1976.
7. Минченков Е.Е. Научно-методические основы отбора содержания и структурирования школьного курса химии: Автореф. Диссер.док.пед.наук. –М., 1987.
8. Гуревич Р.С. Дидактические основы формирования системы межпредметных связей. Венеция. 2011.-129 с.
9. К.П.Королева. Межпредметные связи и их влияние на формирование знаний и способов деятельности учащихся.(на материале обучения литературе и истории в VІІІ классе сш.) Автореф. Дис..канд.пед.наук.М., Провещение, 1976.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеграция учебных предметов в современной школе »
Интеграция учебных предметов в современной школе
Абдуллаева Г.Д. – Рес. Казахстан г.Түркестан МКТУ им.К.А.Ясави преподаватель кафедры Изобразительного искусства.
Резюме
В данной статье рассматривается целостное применение интеграций в современной школе. Авторы на основе большого фактического материала рассматривают интеграцию учебных предметов как процесс установления связей между структурными компонентами системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Summary
This article discusses the use of a holistic integration in the modern school .Authors on the basis of large actual material examine integration of educational objects as process of establishing connections between the structural components of the system of education with the purpose of forming of integral idea about the world, oriented to development and саморазвитие of personality of child.
В современном мире при быстром накоплении многообразных научных фактов, углублением исследовательского процесса развивается интеграция знаний. Предметом наук в настоящее время считают не только отдельные формы движения материи, но их связи и взаимодействия. Разрозненное преподавание предметов ведет к формированию формальных представлений у учащихся.
В действующих стандартах и программах большое внимание удаляется научности, системности и дифференциация знаний обучения, т.е. такому построению учебного процесса, которое обеспечивает формирование у учащихся общей естественнонаучной картины мира. В нормативных документах говорится о том, что при изучении общих научных понятий в различных учебных предметах рекомендуется согласовывать глубину раскрытия их содержания и преемственность изложения.
Проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития.
Проблеме переноса знаний, формирования у учащихся умений синтезировать их и применять в новой обстановке посвящены исследования некоторых педагогов. Так Э.Мамбетакунов считает, что успешное осуществление межпредметных связей благоприятно влияет на организацию активных формы процесса обучения. Наиболее результативно осуществление межпредметных связей в тех случаях, когда знания по другим предметам и курсам не просто воспроизводятся и используются в качестве иллюстрации, но и применяются как средство активизации мышления учащихся, с целью анализа, сравнения и обобщения учебного материала, изученного при прохождении различных учебных предметов [3,87].
В.Н.Максимова отмечает: «Межпредметные связи служат способом раскрытия в содержании обучения современных тенденций развития науки, возникающих под влиянием процессов интеграции: социализации, гуманизации, математизации, компьютеризации и др. Благодаря межпредметным связям, наука предстает перед учащимся не только как система знаний, но как система методов» [5, 59].
Академики Э.И.Моносзон и А.И.Берг отмечая общепедагогическую значимость связей между учебными предметами, пишут, что вопрос выявления связей между школьными учебными дисциплинами крайне трудна как в теоретическом, так и в практическом отношении, эта серьезная педагогическая проблема [6, 72].
Для обоснования необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения привожу следующие аргументы:
«возможность изучения материала по разным предметам как единого целого», «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников», «развивается умственная деятельность», «появляется желание учиться», «формируются положительные нравственные качества».
Интеграция (в обучении) – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Конструктивные функции межпредметных связей, играя важную роль в построении системы межпредметного обучения в рамках учебной темы, предмета, учебной проблемы и т.д поднимают на более высокий научный уровень весь процесс обучения, оказывают многостороннее влияние на учащихся. С помощью конструктивной функции учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Все школьные дисциплины обладают интегрированным потенциалом.Какие уроки можно интегрировать в начальной школе? Литературное чтение и русский язык, литературное чтение и музыка, математика и трудовое обучение, познание мира и изобразительное искусство, русский язык и познание мира.
В рамках интегрированного курса учителя могут заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять работу, правильно строить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
В качестве методов, используемых на таких уроках и осуществляющих интегральный подход, выступают:
- эвристические беседы;
- экскурсии;
- творческие работы по развитию речи, написание их по материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского языка, так и на природоведении;
Следует так спланировать уроки, чтобы сведения, получаемые из разных предметов, дополняли и углубляли друг друга. Таким образам будут решены задачи ознакомления детей с природой и воспитания у них гуманных чувств. При изучении познания мира мы будем идти от сознания к чувствам, при изучении чтения, воздействуя прежде всего на чувства, мы будем формировать убеждения, развивать эстетически.
Приведём пример: по предмету познание мира дети знакомятся с перелетными птицами: с внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем питаются эти птицы, почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к перелёту, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. По чтению дети в ряде произведений читают об этих же птицах: "Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка,"Журка" Н. Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений: "Осень" Трутнева, "Осеннее" И.Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Результаты интеграции.
1. Знания приобретают качества системности.
2. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
3.Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
4.Более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.
5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.
Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!
ЛИТЕРАТУРА
А. Д. Ботвинников. Черчение 7-8 кл. Москва. Астрель. АСТ 2002. 2. А. В. Погорелов. Геометрия 7-11 кл.Общеобразовательных учреждений 6-е изд. Москва.Просвещение 1996. 3. Мамбетакунов Э.М. Дидактические основы реализации межпредметных связей в формировании естественно научных понятий. Диссер док.пед.наук.- Бишкек, 1991. -171 с.
4. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. - 184 с.
5. Моносзон Э.И., Берг "Основы педагогических знаний", М., Педагогика, 1986 г., с. 128-130
6. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. –М., Педагогика, 1976.
7. Минченков Е.Е. Научно-методические основы отбора содержания и структурирования школьного курса химии: Автореф. Диссер.док.пед.наук. –М., 1987.
8. Гуревич Р.С. Дидактические основы формирования системы межпредметных связей. Венеция. 2011.-129 с.
9. К.П.Королева. Межпредметные связи и их влияние на формирование знаний и способов деятельности учащихся.(на материале обучения литературе и истории в VІІІ классе сш.) Автореф. Дис. ...канд.пед.наук.М., Провещение, 1976.