Специфика социальной ситуации развития современных подростков
Специфика социальной ситуации развития современных подростков
Общество отличается принципиальной нестабильностью, неустойчивостью, ярко выраженными переходными чертами — впрочем, то же можно сказать и о любой исторической стадии развития общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Специфика социальной ситуации развития современных подростков»
Специфика социальной ситуации развития
современных подростков
Главная характерная черта современного социума — его идейная и, можно сказать, моральная разорванность, неопределённость, размытость. Общество отличается принципиальной нестабильностью, неустойчивостью, ярко выраженными переходными чертами — впрочем, то же можно сказать и о любой исторической стадии развития общества. Но специфика современного общества состоит именно в том, что предоставляя — по видимости — человеку огромные возможности для развития и самореализации, оно по сути резко суживает его — именно в определяющей степени собственно интеллектуально и нравственно человеческие — возможности для полноценного социального существования. Я, конечно, говорю о том, что современное общество есть общество - par excellence – потребительское, консьюмеристское. Определяющей чертой этого общества является потребление, основанное на фетишизации материальных потребительских ценностей — в ущерб ценностям духовным: нравственным, религиозным, ценностям искусства и науки, традиционным ценностям человеческого общежития (семья, патриотизм) даже непреходящей ценности — непреходящей именно потому, что без неё не будет и самого общества, — человеческого общения. Ценность измеряется виртуальным фетишем рынка — деньгами; ценно то, что стоит денег, и чем больше стоит денег, тем ценнее.
Да, наше общество в последние тридцать лет (с 1985 года) пережило невероятную трансформацию, сменился социально-экономический и политический строй. Современным подросткам трудно представить себе время, когда господствовала единая идеология, жизнь общества и государства шла по регулярному канону, по единому ритму, общество было стабильно, человек мог выдвинуться в социально-политическом плане только в русле накатанной колеи: школа — комсомол — вуз — распределение по специальности — членство в КПСС — карьера в хозяйственных, советских или партийных органах. Да, эта колея была узкой, но — она была стабильной в течение десятков лет. Была и житейская стабильность — полная занятость, реальная возможность улучшения жилищных условий, стабильные цены (современные дети удивляются тому, что люди, заставшие советскую эпоху, помнят цены на основные товары и продукты питания — помнят именно потому, что эти цены не менялись десятилетиями). Людям ведь свойственно забывать трудности, забывать (эмоционально, а не памятью рассудка) тяжёлое и помнить хорошее: «...Что пройдёт, то будет мило». Да, не было свободы в её расхожем либеральном понимании (свобода слова, политический плюрализм), но было нечто гораздо более важное — социальная защищённость человека и семьи, относительная безопасность и предсказуемость повседневного существования. А , по правде говоря, так ли уж она ценна и многим ли она нужна — эта свобода говорения и митингования? Ведь люди-то помнят, что именно эта свобода разрушила их небогатую, но психологически комфортабельную стабильность повседневной жизни — с кризисом конца 1980-х - 1990-х годов и распадом СССР.
Нынешняя жизнь есть жизнь в непредсказуемой и - что гораздо опаснее — в продающейся за любые деньги свободе. Ты свободен жить где хочешь, учиться, где хочешь, лечиться, где хочешь — только плати за эту свободу. А не можешь — бедный, неумелый, невезучий, что ж — сиди и не рыпайся. Неприкрытый социал-дарвинизм — вот господствующая всепобеждающая идеология современной рыночной системы — под сурдинку разговоров об идеологическом плюрализме, правах человека и демократии. И подростки-то, как самая восприимчивая среда, этакая социальная губка, всё в себя впитывающая (и дурное и хорошее) более всего подвержены этой всеразрушающей эрозии консьюмеризма с социал-дарвинистской подкладкой. А дурное-то впитывается быстрее и легче: «Зло растёт само, а добро нужно выращивать» (слова доктора из телефильма «Дни хирурга Мишкина»). Подросток — это человек, интенсивно социализирующийся, он есть фокус влияний и воздействий, а воздействие потребительства есть самое мощное и всепроникающее — этакая социальная радиация («Как красива вещь! Как она заманчиво выглядит!»). Она полностью меняет душу ребёнка — тем более, если нет противонаправленных влияний или они слабы. Потребительство пронизывает всю жизнь и мышление современного человека, но если люди постарше — и то меньшинство — ещё могут ему противостоять (особенно те, у кого есть достаточные духовные нравственные и интеллектуальные ресурсы), так как у них больше жизненного опыта, а жизнь убеждает, что есть вещи не продаваемые и не покупаемые — душевное спокойствие, верность, преданность, доброжелательность, семейные, родственные и дружеские привязанности, телесное здоровье (даже и его зачастую невозможно купить в лучших клиниках и у лучших докторов), то многие подростки (дай Бог, чтобы не большая их часть) убеждены — на подсознательном уровне — что купить можно всё, ибо всё продаётся.
Эта свобода потребительства приводит к вседозволенности — всё дозволено, если всё можно купить. Подростки не понимают, что подлинная свобода есть ответственная свобода, то есть — за свои свободные поступки человек должен отвечать перед обществом, осознавать последствия своих действий для окружающих людей. Кстати, появление чувства ответственности я считаю существенной приметой полноценного перехода человека из стадии детства в стадию взрослости, ибо главное качество взрослого человека — это сознание ответственности за свои действия. А современный консьюмеризм не развивает в подростке это сознание ответственности — ответственность также можно купить, безответственный поступок можно купить, оценивающее тебя общество можно подкупить...Из душевной и духовной жизни подростка вынут нравственный стержень, который и создаёт личность — сознание социальной и личностной ответственности. То есть, по сути, современная свобода есть несвобода, есть искажение свободы и насмешка над ней. Она оставляет человека в несвободном состоянии — состоянии вечного ребёнка, в этаком потребительском инфантилизме рабской зависимости от внешних фетишей — денежных и материальных. Потребительский инфантилизм — вещь хорошо известная в современном социуме. Взрослые люди радуются приобретению нового гаджета так, как маленький ребёнок радуется новой игрушке — впрочем это одно и то же.
Скажут — так было всегда, вспомним пьесы А.Н. Островского. Да, но тогдашнее русское общество было сословным, социальные перегородки были достаточно высокими и прочными, хотя и проницаемыми. Нынешнее общество более унифицировано в правовом и стратификационном аспектах, но всё более дифференцируется именно в смысле потребительской успешности — денежный фетишизм всех равняет по одной мерке: нет умных и глупых, нет различия в происхождении, в знаниях, в интеллектуальных и моральных качествах — есть богатые и бедные, успешные и неуспешные, преуспевающие и неудачники («лузеры»). Образование, мощнейший двигатель общественного прогресса и социальной мобильности, тоже стало товаром — товаром, обладание которым (как кредитной карточкой) даёт доступ к обладанию другими товарами, иными жизненными благами.
Современные подростки, будучи сущими детьми, мнят себя истинно взрослыми — вот ещё одна характерная черта нынешнего подрастающего поколения. Эта мнимая свобода вкупе с информационным изобилием дают иллюзию всезнания и всеведения: «Мы и сами всё знаем — чего вы нас учите!». Ребёнок считает, что раз информация доступна и её — бесконечно много, то значит то, что ему нужно, он и так узнает, нечего ему указывать. Это довольно частая ситуация в общении с современными подростками — к тому же присовокупляются и симптомы кризиса подросткового возраста — нигилизм, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. А ведь, во-первых, подросток не знает своих истинных нужд, а ложные нужды (например, покурить или выпить спиртного, или примкнуть к дурной компании) вредят ему и уводят от насущных потребностей, удовлетворение которых необходимо для душевного и телесного здоровья (хорошее общение, здоровый образ жизни, образование), а, во-вторых, именно в современном информационном изобилии, половодьи подростку (да и многим взрослым) так легко утонуть. Как отсеять зёрна от плевел? Как выбрать необходимое и важное? И вот тут-то выясняется — со всей ясностью и очевидностью — что подросток — это именно ребёнок, которому нужен поводырь, нужен наставник для того, чтобы вести его по истинному пути, наставить его на путь истинный. И это не банальные высокие фразы, а самая что ни на есть суть проблемы с современными подростками. Амбиции у них — как у взрослых («Хочу и курю — я взрослый!»), а «амуниции» (реального осознания своих возможностей и наличия сознания ответственности за себя, своих близких и общество) — на уровне детского сада. Подросток — это ребёнок, играющий роль взрослого и считающий себя взрослым. И задача взрослого-педагога — превратить эту играемую им, несообразную пока ему социальную роль в наличный социальный статус по-настоящему взрослеющего и потом уже взрослого человека.
Да, современные подростки очень разные — есть думающие, грамотные, патриотично настроенные и социально ориентированные ребята, не заражённые заразой потребительства. Я знаю это по своей педагогической работе. Развивать самостоятельность и критичность мышления, обучать умению правильно расставлять приоритеты в личной и социальной жизни, воспитывать навыки свободного и ответственного суждения и действия — вот задача педагога в работе в подростками. Ставки очень высоки — судьба нашей страны, судьба тысячелетней цивилизации, спасшей мир от порабощения и уничтожения 70 лет назад (спасшей, между прочем, от экстремистской формы того самого социал-дарвинизма, который нынче в качестве сладкого яда потребительства внедряется в души наших детей). «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тем, через которых они приходят». Не таков будет жребий педагога, и счастлива будет судьба его учеников.