kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Специфика социальной ситуации развития современных подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общество отличается принципиальной нестабильностью, неустойчивостью, ярко выраженными переходными чертами — впрочем, то же можно сказать и о любой исторической стадии развития общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Специфика социальной ситуации развития современных подростков»




Специфика социальной ситуации развития

современных подростков


Главная характерная черта современного социума — его идейная и, можно сказать, моральная разорванность, неопределённость, размытость. Общество отличается принципиальной нестабильностью, неустойчивостью, ярко выраженными переходными чертами — впрочем, то же можно сказать и о любой исторической стадии развития общества. Но специфика современного общества состоит именно в том, что предоставляя — по видимости — человеку огромные возможности для развития и самореализации, оно по сути резко суживает его — именно в определяющей степени собственно интеллектуально и нравственно человеческие — возможности для полноценного социального существования. Я, конечно, говорю о том, что современное общество есть общество - par excellence – потребительское, консьюмеристское. Определяющей чертой этого общества является потребление, основанное на фетишизации материальных потребительских ценностей — в ущерб ценностям духовным: нравственным, религиозным, ценностям искусства и науки, традиционным ценностям человеческого общежития (семья, патриотизм) даже непреходящей ценности — непреходящей именно потому, что без неё не будет и самого общества, — человеческого общения. Ценность измеряется виртуальным фетишем рынка — деньгами; ценно то, что стоит денег, и чем больше стоит денег, тем ценнее.

Да, наше общество в последние тридцать лет (с 1985 года) пережило невероятную трансформацию, сменился социально-экономический и политический строй. Современным подросткам трудно представить себе время, когда господствовала единая идеология, жизнь общества и государства шла по регулярному канону, по единому ритму, общество было стабильно, человек мог выдвинуться в социально-политическом плане только в русле накатанной колеи: школа — комсомол — вуз — распределение по специальности — членство в КПСС — карьера в хозяйственных, советских или партийных органах. Да, эта колея была узкой, но — она была стабильной в течение десятков лет. Была и житейская стабильность — полная занятость, реальная возможность улучшения жилищных условий, стабильные цены (современные дети удивляются тому, что люди, заставшие советскую эпоху, помнят цены на основные товары и продукты питания — помнят именно потому, что эти цены не менялись десятилетиями). Людям ведь свойственно забывать трудности, забывать (эмоционально, а не памятью рассудка) тяжёлое и помнить хорошее: «...Что пройдёт, то будет мило». Да, не было свободы в её расхожем либеральном понимании (свобода слова, политический плюрализм), но было нечто гораздо более важное — социальная защищённость человека и семьи, относительная безопасность и предсказуемость повседневного существования. А , по правде говоря, так ли уж она ценна и многим ли она нужна — эта свобода говорения и митингования? Ведь люди-то помнят, что именно эта свобода разрушила их небогатую, но психологически комфортабельную стабильность повседневной жизни — с кризисом конца 1980-х - 1990-х годов и распадом СССР.

Нынешняя жизнь есть жизнь в непредсказуемой и - что гораздо опаснее — в продающейся за любые деньги свободе. Ты свободен жить где хочешь, учиться, где хочешь, лечиться, где хочешь — только плати за эту свободу. А не можешь — бедный, неумелый, невезучий, что ж — сиди и не рыпайся. Неприкрытый социал-дарвинизм — вот господствующая всепобеждающая идеология современной рыночной системы — под сурдинку разговоров об идеологическом плюрализме, правах человека и демократии. И подростки-то, как самая восприимчивая среда, этакая социальная губка, всё в себя впитывающая (и дурное и хорошее) более всего подвержены этой всеразрушающей эрозии консьюмеризма с социал-дарвинистской подкладкой. А дурное-то впитывается быстрее и легче: «Зло растёт само, а добро нужно выращивать» (слова доктора из телефильма «Дни хирурга Мишкина»). Подросток — это человек, интенсивно социализирующийся, он есть фокус влияний и воздействий, а воздействие потребительства есть самое мощное и всепроникающее — этакая социальная радиация («Как красива вещь! Как она заманчиво выглядит!»). Она полностью меняет душу ребёнка — тем более, если нет противонаправленных влияний или они слабы. Потребительство пронизывает всю жизнь и мышление современного человека, но если люди постарше — и то меньшинство — ещё могут ему противостоять (особенно те, у кого есть достаточные духовные нравственные и интеллектуальные ресурсы), так как у них больше жизненного опыта, а жизнь убеждает, что есть вещи не продаваемые и не покупаемые — душевное спокойствие, верность, преданность, доброжелательность, семейные, родственные и дружеские привязанности, телесное здоровье (даже и его зачастую невозможно купить в лучших клиниках и у лучших докторов), то многие подростки (дай Бог, чтобы не большая их часть) убеждены — на подсознательном уровне — что купить можно всё, ибо всё продаётся.

Эта свобода потребительства приводит к вседозволенности — всё дозволено, если всё можно купить. Подростки не понимают, что подлинная свобода есть ответственная свобода, то есть — за свои свободные поступки человек должен отвечать перед обществом, осознавать последствия своих действий для окружающих людей. Кстати, появление чувства ответственности я считаю существенной приметой полноценного перехода человека из стадии детства в стадию взрослости, ибо главное качество взрослого человека — это сознание ответственности за свои действия. А современный консьюмеризм не развивает в подростке это сознание ответственности — ответственность также можно купить, безответственный поступок можно купить, оценивающее тебя общество можно подкупить...Из душевной и духовной жизни подростка вынут нравственный стержень, который и создаёт личность — сознание социальной и личностной ответственности. То есть, по сути, современная свобода есть несвобода, есть искажение свободы и насмешка над ней. Она оставляет человека в несвободном состоянии — состоянии вечного ребёнка, в этаком потребительском инфантилизме рабской зависимости от внешних фетишей — денежных и материальных. Потребительский инфантилизм — вещь хорошо известная в современном социуме. Взрослые люди радуются приобретению нового гаджета так, как маленький ребёнок радуется новой игрушке — впрочем это одно и то же.

Скажут — так было всегда, вспомним пьесы А.Н. Островского. Да, но тогдашнее русское общество было сословным, социальные перегородки были достаточно высокими и прочными, хотя и проницаемыми. Нынешнее общество более унифицировано в правовом и стратификационном аспектах, но всё более дифференцируется именно в смысле потребительской успешности — денежный фетишизм всех равняет по одной мерке: нет умных и глупых, нет различия в происхождении, в знаниях, в интеллектуальных и моральных качествах — есть богатые и бедные, успешные и неуспешные, преуспевающие и неудачники («лузеры»). Образование, мощнейший двигатель общественного прогресса и социальной мобильности, тоже стало товаром — товаром, обладание которым (как кредитной карточкой) даёт доступ к обладанию другими товарами, иными жизненными благами.

Современные подростки, будучи сущими детьми, мнят себя истинно взрослыми — вот ещё одна характерная черта нынешнего подрастающего поколения. Эта мнимая свобода вкупе с информационным изобилием дают иллюзию всезнания и всеведения: «Мы и сами всё знаем — чего вы нас учите!». Ребёнок считает, что раз информация доступна и её — бесконечно много, то значит то, что ему нужно, он и так узнает, нечего ему указывать. Это довольно частая ситуация в общении с современными подростками — к тому же присовокупляются и симптомы кризиса подросткового возраста — нигилизм, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. А ведь, во-первых, подросток не знает своих истинных нужд, а ложные нужды (например, покурить или выпить спиртного, или примкнуть к дурной компании) вредят ему и уводят от насущных потребностей, удовлетворение которых необходимо для душевного и телесного здоровья (хорошее общение, здоровый образ жизни, образование), а, во-вторых, именно в современном информационном изобилии, половодьи подростку (да и многим взрослым) так легко утонуть. Как отсеять зёрна от плевел? Как выбрать необходимое и важное? И вот тут-то выясняется — со всей ясностью и очевидностью — что подросток — это именно ребёнок, которому нужен поводырь, нужен наставник для того, чтобы вести его по истинному пути, наставить его на путь истинный. И это не банальные высокие фразы, а самая что ни на есть суть проблемы с современными подростками. Амбиции у них — как у взрослых («Хочу и курю — я взрослый!»), а «амуниции» (реального осознания своих возможностей и наличия сознания ответственности за себя, своих близких и общество) — на уровне детского сада. Подросток — это ребёнок, играющий роль взрослого и считающий себя взрослым. И задача взрослого-педагога — превратить эту играемую им, несообразную пока ему социальную роль в наличный социальный статус по-настоящему взрослеющего и потом уже взрослого человека.

Да, современные подростки очень разные — есть думающие, грамотные, патриотично настроенные и социально ориентированные ребята, не заражённые заразой потребительства. Я знаю это по своей педагогической работе. Развивать самостоятельность и критичность мышления, обучать умению правильно расставлять приоритеты в личной и социальной жизни, воспитывать навыки свободного и ответственного суждения и действия — вот задача педагога в работе в подростками. Ставки очень высоки — судьба нашей страны, судьба тысячелетней цивилизации, спасшей мир от порабощения и уничтожения 70 лет назад (спасшей, между прочем, от экстремистской формы того самого социал-дарвинизма, который нынче в качестве сладкого яда потребительства внедряется в души наших детей). «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тем, через которых они приходят». Не таков будет жребий педагога, и счастлива будет судьба его учеников.



1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Специфика социальной ситуации развития современных подростков

Автор: Жанар Сардарбекқызы Жуасбек

Дата: 30.04.2024

Номер свидетельства: 649802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сущность коммуникативной компетенции подростков в контексте компетентностного подхода"
    ["seo_title"] => string(89) "sushchnostkommunikativnoikompietientsiipodrostkovvkontiekstiekompietientnostnoghopodkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "270509"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451143416"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "«Социально-педагогическая деятельность в защите прав ребенка» "
    ["seo_title"] => string(74) "sotsial-no-piedaghoghichieskaia-dieiatiel-nost-v-zashchitie-prav-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "215626"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432741934"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial-naia-rieabilitatsiia-dietiei-s-ogranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "143372"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418530310"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста в контексте компетентностного подхода "
    ["seo_title"] => string(117) "sushchnost-kommunikativnoi-kompietientsii-dietiei-podrostkovogho-vozrasta-v-kontiekstie-kompietientnostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "184899"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426105285"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«Социальная адаптация учащихся СКОУ VIII вида  средствами обучения деловому письму»"
    ["seo_title"] => string(95) "sotsial-naia-adaptatsiia-uchashchikhsia-skou-viii-vida-sriedstvami-obuchieniia-dielovomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "292276"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455259646"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства