«Социально-педагогическая деятельность в защите прав ребенка»
«Социально-педагогическая деятельность в защите прав ребенка»
«Социально-педагогическая деятельность в защите прав ребенка»
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Соблюдение прав человека является базой для создания правового государства. Стало необходимостью учитывать новые сложнейшие условия, в которых происходит воспитание ребенка. Основная направленность - смягчение для детей негативных последствий, происходящих в обществе. Первой попыткой разрешения проблем стала принятая в 1989 году Конвенция о правах ребенка, которая признала ребенка самостоятельным субъектом права, а его интересы приоритетными перед потребностями общества. Реализация основных прав детей, которые записаны в Конвенции: права на жизнь, права на защиту, права на развитие требует от системы образования, ученых, педагогов незамедлительного решения ряда социальных, нравственных, юридических, психологических и педагогических проблем.
В Конвенции о правах ребенка записано: ". ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку он не достигает совершеннолетия ранее".
До средневековья ребенка воспринимали как такого же взрослого, только маленького и не о какой специфике детства, о специфике внутреннего мира ребенка вопрос не поднимался. К ребенку было отношение как к "неразумному существу", он же маленький, он еще ничего "не понимает".
Само средневековье ставило ребенка и само детство в очень жесткие условия. Как только ребенок мог обходиться без помощи няньки, матери - значит он уже взрослый и как первый критерий "взрослости"; если ты обходишься без помощи матери - значит ты должен самостоятельно зарабатывать на жизнь. Период детства заканчивается с моментом "самостоятельности", естественно относительной.
На современном этапе - социально-правовая защита ребенка является главной. Положительные результаты можно достичь, не просто заботясь об отдельном конкретном ребенке (хотя и это необходимо), а принимая во внимание кардинальные решения, воздействующие на целое поколение, возрастные или социальные группы. Такими возможностями, в первую очередь, обладает школа.
Атмосфера детской защищенности и психологического комфорта меняет стиль школьной жизни, превращает учителей, детей, родителей в союзников и единомышленников; пересматривается педагогическая позиция учителя и администрации, создаются условия, помогающие созданию и принятию ценностей гражданского общества, способов совместной деятельности людей разного возраста и пола, мировоззрения и вероисповедания, национальностей и характеров.
Несколько последних лет школа и те, кто с нею связан, работают над созданием, содержанием правового образования, а так же над обеспечением таких условий, которые бы порождали правовые отношения в рамках школы и за её пределами. Данный вопрос достаточно актуален, поскольку имеются значительные нарушения в сфере прав ребёнка, необходима их защита. Очень важно, чтобы права ребёнка стали не декларацией, а реальностью. Во – первых они должны быть известны как детям, так и взрослым, а во – вторых, востребованы. Мало знать о законе, надо захотеть и научиться применять его. Ясно, школа не занимается контролем за соблюдением прав ребёнка, сам ребёнок тоже не всегда может отстоять свои права. Однако школа может раньше других узнать ущемлены ли те или иные права и интересы ребёнка и помочь ему защитить их. Этому способствует введение в образовательных учреждениях должности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса – омбудсмена.
Основным направлением воспитательной деятельности школы по защите прав детей является защита прав и законных интересов несовершеннолетних. Изучение прав детей не может сводиться только к информированию об их существовании. Учащиеся должны иметь ясное представление и о способах реализации этих прав, и о собственной ответственности за осуществление прав, и о необходимости уважения к правам других людей. Конечно, одна осведомлённость не способна обеспечить уровень правосознания и соответствующего поведения. Но знание и соблюдение законов является обязанностью гражданина независимо от возраста. Уполномоченный омбудсмен по защите прав участников образовательного процесса оказывает содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Основными направлениями деятельности являются:
- проведение мероприятий, посвящённых правам участников образовательного процесса; - рассмотрение обращений учеников, их родителей и учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся ситуации.
Основными задачами уполномоченного являются:
1. Оказание помощи родителям по вопросам соблюдения прав человека, прав ребёнка; 2. Регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека, прав ребёнка; 3. Обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка; 4. Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Приоритетными направлениями в деятельности омбудсмена является защита прав и законных интересов всех участников образовательного процесса. Уполномоченный посещает уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления, попечительского и педагогического советов и совещания при директоре. Он получает объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса; проводит самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку фактов нарушения прав, свобод и интересов ребёнка; выбирает себе помощников из числа участников образовательного процесса. Ими являются школьный психолог, социальный педагог, учащиеся старших классов и преподаватели. Омбудсмены стали необходимым элементом школьной жизни при решении проблем учеников, учителей, родителей. Одним из направлений деятельности школьных уполномоченных - правовое обучение и правовое воспитание детей, а именно передача, накопление и усвоение знаний о праве, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Основное внимание уделяется работе с подростками, состоящими на учете в ОДН, ВШУ.
Администрацией школы и педагогическим коллективом школы проводится следующая работа:
- изучаются особенности семейного воспитания учащихся.
- проводится ежедневный контроль за посещаемостью и успеваемостью, посещаются квартиры с оформлением акта ЖБУ.
- психологом школы проводятся диагностические занятия по выявлению психологических особенностей личности, индивидуальные консультации для учащихся и родителей и т.д.
- Совместная работа заместителя директора по профилактической работе, социального педагога, школьного инспектора и классного руководителя позволяет выявить учащихся из неблагополучных семей, восстанавливается и оказывается помощь в оформлении документов детям из М/О и неблагополучных семей.
Ведется работа по выявлению семей и родителей, которые в результате злоупотребления спиртными напитками не занимаются воспитанием своих детей. Родители, не выполняющие свои права и обязанности по отношению к несовершеннолетним детям привлекаются к административной ответственности по ст. 111.
- За каждым учащимся, состоящим на учете ОДН и ВШУ закреплены наставники из числа наиболее опытных преподавателей, изучающих вопросы трудновоспитуемости, которые положительно влияют на данную категорию детей. Наставники хорошо осведомлены о жизни подростка, чутко и внимательно относятся к его проблемам. Они принимает активное участие в судьбе ребенка.
Социально-педагогическая деятельность омбудсмена немыслима без тесного сотрудничества с педагогами, социальным педагогом, психологом, классными руководителями, комиссией по делам несовершеннолетних, инспектором ОДН и в нашей школе налажен такой контакт. Наличие в школе уполномоченного по правам участников образовательного процесса должно с каждым годом давать детям, учителям, родителям опыт улаживания конфликтных ситуаций, умение пользоваться своими правами, понимая обязанности и ответственность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Социально-педагогическая деятельность в защите прав ребенка» »
«Социально-педагогическая деятельность в защите прав ребенка»
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Соблюдение прав человека является базой для создания правового государства. Стало необходимостью учитывать новые сложнейшие условия, в которых происходит воспитание ребенка. Основная направленность - смягчение для детей негативных последствий, происходящих в обществе. Первой попыткой разрешения проблем стала принятая в 1989 году Конвенция о правах ребенка, которая признала ребенка самостоятельным субъектом права, а его интересы приоритетными перед потребностями общества. Реализация основных прав детей, которые записаны в Конвенции: права на жизнь, права на защиту, права на развитие требует от системы образования, ученых, педагогов незамедлительного решения ряда социальных, нравственных, юридических, психологических и педагогических проблем.
В Конвенции о правах ребенка записано: "... ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку он не достигает совершеннолетия ранее".
До средневековья ребенка воспринимали как такого же взрослого, только маленького и не о какой специфике детства, о специфике внутреннего мира ребенка вопрос не поднимался. К ребенку было отношение как к "неразумному существу", он же маленький, он еще ничего "не понимает".
Само средневековье ставило ребенка и само детство в очень жесткие условия. Как только ребенок мог обходиться без помощи няньки, матери - значит он уже взрослый и как первый критерий "взрослости"; если ты обходишься без помощи матери - значит ты должен самостоятельно зарабатывать на жизнь. Период детства заканчивается с моментом "самостоятельности", естественно относительной.
На современном этапе - социально-правовая защита ребенка является главной. Положительные результаты можно достичь, не просто заботясь об отдельном конкретном ребенке (хотя и это необходимо), а принимая во внимание кардинальные решения, воздействующие на целое поколение, возрастные или социальные группы. Такими возможностями, в первую очередь, обладает школа.
Атмосфера детской защищенности и психологического комфорта меняет стиль школьной жизни, превращает учителей, детей, родителей в союзников и единомышленников; пересматривается педагогическая позиция учителя и администрации, создаются условия, помогающие созданию и принятию ценностей гражданского общества, способов совместной деятельности людей разного возраста и пола, мировоззрения и вероисповедания, национальностей и характеров.
Несколько последних лет школа и те, кто с нею связан, работают над созданием, содержанием правового образования, а так же над обеспечением таких условий, которые бы порождали правовые отношения в рамках школы и за её пределами. Данный вопрос достаточно актуален, поскольку имеются значительные нарушения в сфере прав ребёнка, необходима их защита. Очень важно, чтобы права ребёнка стали не декларацией, а реальностью. Во – первых они должны быть известны как детям, так и взрослым, а во – вторых, востребованы. Мало знать о законе, надо захотеть и научиться применять его. Ясно, школа не занимается контролем за соблюдением прав ребёнка, сам ребёнок тоже не всегда может отстоять свои права. Однако школа может раньше других узнать ущемлены ли те или иные права и интересы ребёнка и помочь ему защитить их. Этому способствует введение в образовательных учреждениях должности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса – омбудсмена.
Основным направлением воспитательной деятельности школы по защите прав детей является защита прав и законных интересов несовершеннолетних. Изучение прав детей не может сводиться только к информированию об их существовании. Учащиеся должны иметь ясное представление и о способах реализации этих прав, и о собственной ответственности за осуществление прав, и о необходимости уважения к правам других людей. Конечно, одна осведомлённость не способна обеспечить уровень правосознания и соответствующего поведения. Но знание и соблюдение законов является обязанностью гражданина независимо от возраста. Уполномоченный омбудсмен по защите прав участников образовательного процесса оказывает содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Основными направлениями деятельности являются:
- проведение мероприятий, посвящённых правам участников образовательного процесса; - рассмотрение обращений учеников, их родителей и учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся ситуации.
Основными задачами уполномоченного являются:
1. Оказание помощи родителям по вопросам соблюдения прав человека, прав ребёнка; 2. Регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека, прав ребёнка; 3. Обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка; 4. Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Приоритетными направлениями в деятельности омбудсмена является защита прав и законных интересов всех участников образовательного процесса. Уполномоченный посещает уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления, попечительского и педагогического советов и совещания при директоре. Он получает объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса; проводит самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку фактов нарушения прав, свобод и интересов ребёнка; выбирает себе помощников из числа участников образовательного процесса. Ими являются школьный психолог, социальный педагог, учащиеся старших классов и преподаватели. Омбудсмены стали необходимым элементом школьной жизни при решении проблем учеников, учителей, родителей. Одним из направлений деятельности школьных уполномоченных - правовое обучение и правовое воспитание детей, а именно передача, накопление и усвоение знаний о праве, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Основное внимание уделяется работе с подростками, состоящими на учете в ОДН, ВШУ.
Администрацией школы и педагогическим коллективом школы проводится следующая работа:
- изучаются особенности семейного воспитания учащихся.
- проводится ежедневный контроль за посещаемостью и успеваемостью, посещаются квартиры с оформлением акта ЖБУ.
- психологом школы проводятся диагностические занятия по выявлению психологических особенностей личности, индивидуальные консультации для учащихся и родителей и т.д.
- Совместная работа заместителя директора по профилактической работе, социального педагога, школьного инспектора и классного руководителя позволяет выявить учащихся из неблагополучных семей, восстанавливается и оказывается помощь в оформлении документов детям из М/О и неблагополучных семей.
Ведется работа по выявлению семей и родителей, которые в результате злоупотребления спиртными напитками не занимаются воспитанием своих детей. Родители, не выполняющие свои права и обязанности по отношению к несовершеннолетним детям привлекаются к административной ответственности по ст. 111.
- За каждым учащимся, состоящим на учете ОДН и ВШУ закреплены наставники из числа наиболее опытных преподавателей, изучающих вопросы трудновоспитуемости, которые положительно влияют на данную категорию детей. Наставники хорошо осведомлены о жизни подростка, чутко и внимательно относятся к его проблемам. Они принимает активное участие в судьбе ребенка.
Социально-педагогическая деятельность омбудсмена немыслима без тесного сотрудничества с педагогами, социальным педагогом, психологом, классными руководителями, комиссией по делам несовершеннолетних, инспектором ОДН и в нашей школе налажен такой контакт. Наличие в школе уполномоченного по правам участников образовательного процесса должно с каждым годом давать детям, учителям, родителям опыт улаживания конфликтных ситуаций, умение пользоваться своими правами, понимая обязанности и ответственность.