В настоящее время по разным данным от 6% до 9 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Большинство детей, имеющих стойкие функциональные нарушения, это дети - инвалиды. Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей-инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Из Декларации прав инвалида, принятой ООН в 1975 году: «Инвалиды, каковы бы ни были происхождения, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной». Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами, без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации. «Дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности является унижением достоинства, присущего человеческой личности»,- отмечается в преамбуле проекта конвенции. Значительная часть детей с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. С целью преодоления негативных тенденций в подготовке названной категории детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности. Эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей-инвалидов, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества. Сегодня складывается система специализированных учреждений - реабилитационных центров, позволяющих комплексно решать многие проблемы. Осуществляется подготовка специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного обучения. Термин «инклюзивное обучение», принятый в международной практике, характеризует более глубокие процессы: ребенку не просто предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Полное включение означает, что все ученики независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со здоровыми сверстниками. Инклюзивное образование носит стратегический характер, затрагивающий всю систему образования, а не ее отдельные элементы на уровне учреждений, где вводится инклюзия. Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки детей-инвалидов к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации. Социально-реабилитационная деятельность - сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Основная ее задача - обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе. Чтобы эффективно управлять формированием личности с ограниченными возможностями здоровья, требуются глубокие знания психологических закономерностей объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах. Без учета закономерностей психического и личностного развития ребенка социально-реабилитационная деятельность будет представлять лишь свод правил и приемов, лишенных конкретного содержания. Сегодня большинство инвалидов сталкиваются с проблемой непонимания со стороны окружающих, считают себя изгоями общества, полагая, что большее, на что они могут рассчитывать – это жалость. Отношение современных россиян к инвалидам противоречиво. «И жалко, и как-то не по себе, когда видишь инвалида», - скажет вам обычный обыватель. Для того чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми возможности участия в жизни общества. В уставе ООН сказано, что каждый человек имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве. Вопрос инвалидности является социальной проблемой неравных возможностей. "Имея" инвалидность человек также может быть способным и талантливым, как и человек, не имеющий проблем со здоровьем. В связи с этим перед современным обществом стоит задача помочь им выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества. Освоение детьми - инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. Проблема социальной реабилитации детей инвалидов, ввиду ее актуальности, широко разрабатывается. Действующая в стране система специального образования детей с отклонениями в умственном и физическом развитии имеет положительный опыт создания благоприятных условий для коррекции дефекта. В то же время, как показывает анализ ее деятельности, на фоне этих достижений существенно страдает общая образовательная подготовка ребенка и умение работать с ним как с развивающейся личностью. Не получив качественного образования и не выработав личностных свойств, необходимых для самостоятельной жизни в современном мире, человек, имеющий стойкие функциональные нарушения, изначально не конкурентоспособен на рынке труда. Накопленный в последние годы опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, свидетельствует о том, что существует более эффективный путь компенсации дефекта. Такая возможность возникает тогда, когда акцент в работе с ребенком делается не на дефект как таковой, а на выявление и развитие его личностных качеств и способностей, а «компенсация дефекта» в такой ситуации становится как бы побочным результатом. Одним из направлений такой работы является социальная реабилитация. Ее основная задача - восстановление социального статуса ребенка и включение его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого соответствующих условий. Социальная реабилитация немыслима без понимания психологических особенностей развития личности ребенка. В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы. Решение этой проблемы невозможно без изменения сферы и смыслов современного непрерывного образования людей с ОВЗ, исходя из современных реалий российской образовательной системы. В числе первоочередных задач можно назвать:
- конкретизацию статуса и особенностей профессиональной подготовки современного учителя, интегрирующего в педагогической деятельности знания, умения, навыки, компетенции в области диагностики,
профилактики, психолого-педагогического сопровождения и коррекции;
- определение общих и конкретных зависимостей между причинами возникновения, следствиями и способами предупреждения и преодоления отклоняющегося развития личности в современном мире;
- уточнение системы работы для осуществления интеграции детей и подростков с разным уровнем психофизического развития в общеобразовательные учреждения;
- разработку содержания и форм специализированной поддержки детей, соответствующих изменениям в построении системы сопровождения личности с ОВЗ в условиях интеграции;
- обеспечение преемственности методов, средств, технологий, педагогических условий реализации идей интеграции в системе непрерывного образования (детский сад - школа - вуз). Возможно, мир стоит у истоков создания качественно нового образовательного пространства, которое позволит преодолеть традиционно сложившиеся границы между нормой и аномалией, что в условиях современной цивилизации придаст образованию «новое лицо»: через преодоление дискретности, локальности, закрытости, пограничности - к непрерывности образования человека будущего.
Список литературы
1. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: Учебное пособие для студентов – Владос-пресс, 2004. 2.Кумарина Г. Ф. К вопросу о предмете коррекционной педагогики // Коррекционная педагогика. 2007. № 2 (20).
3. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна. URL: http://inclusion.vzaimodeystvie.rU/wp-content/uploads/2010/0
4. Москвина А. В. Педагогическая поддержка детей с умственной отсталостью: интеграция науки и практики // Инновации в специальном (коррекционном) образовании: Сб. материалов III Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н. П. Рябининой, Л. А. Дружининой, М. В. Найн. Челябинск: Цицеро, 2010. 213 с.
5. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. Н. М. Назаровой. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 394 с.
6. Интернет-ресурс: http://.dslib.net/prof-obrazovanie/konceptualnaja-model-sistemy-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovanija