Современные проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
Современные проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже, несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляет желать лучшего.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные проблемы профессионального самоопределения старшеклассников»
Современные проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.
Бимендина С.О.психолог
(КГУ Шалкарская средняя школа, Айыртауский район)
На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже, несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляет желать лучшего.
Анализирую факты современной действительности, невольно задумываешься: в чем причина этих неудач, разочарования молодых людей?
Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14- 18 лет)- возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.
Мир профессии очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий .Каковы они? Разные виды труда требует от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом- высокая культура движений, в третьем- острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей нелегко.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении- задача не из простых и не из легких.
Самостоятельный выбор – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно- психическое здоровье, радость и счастье.
Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества.
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Не секрет, что далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки известным лозунгам о том, что «все работы хороши» и т.п.). Более того, даже в так называемых творческих профессиях, вызывающих восхищение и даже зависть окружающих, сами работники далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым чем гордиться. И дело не только в том, что у них не всегда получается реализовать свои сложные творческие замыслы, но и в том, что сама оценка их труда со стороны общества ( и окружающих коллег) не всегда бывает справедлива. В итоге, труд, вместо того чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьезным страданиям и ощущению неудачности всей жизни.
Очень важно на ранних этапах профориентации подростка определить степень его пригодности к конкретному виду деятельности посредством всестороннего изучения личности, т.е. изучения уровня соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категории ребят. Первые пока не нашли для себя в этой жизни ничего интересного. Так сложилась, что учителя не сумели привить им любовь, к каким-либо учебным предметам. А таланты еще «зарыты в землю». Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем бы хотелось заниматься - потому что из всего, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало интересуются в мире профессий.
Вторая категория ребят очень активна в учебе, и различных других формах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и спортивные секции. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив- он талант лив во всем. За что не возьмется этот чудо- ребенок во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравиться больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
На пороге окончания школы выпускник определяет жизненные и профессиональные ориентиры, тем самым закладывают фундамент для дальнейшего своего развития. Вследствие этого данный возрастной период имеет особую значимость в подготовке учащегося к выбору жизненного пути и будущей профессии.
Сегодня динамично изменяющиеся социально-экономические отношения приводят к пересмотру требований к профессиональному работнику как активному участнику хозяйственной системы общества.
В частности, на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения, гибкость, уверенное поведение, быстрая обучаемость.
Школа как важнейший социальный статус – должна оказать помощь учащимся в адаптации к новым производственным отношения за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда. Становление работника нового типа, рационально сочетающего полноценную самореализацию личности и гибкое адекватное соответствие требованиям работодателя, возможно только при комплексном учете специфики местного рынка труда.
Что нужно учитывать при выборе профессии? Думаю, прежде всего - способности, желание, но этого недостаточно, важно учитывать темперамент. Для правильного выбора профессии человеку необходимо представление не только о том, какие профессии существуют, но и о том, на что способен сам человек, какими психологическими качествами он должен обладать, чтобы добиться успеха в выбранном деле. Результаты научных исследований показывают, что старшеклассники еще плохо знают и требования к человеку привлекающих его профессий, и собственные возможности или имеют о них искаженное представление. Чтобы избежать ошибок в процессе выбора профессий, нужно хорошо знать свои личностные особенности, уровень подготовленности, интересы, склонности. Изучать свои личностные особенности нужно начать с понятия «Темперамент».
На практике оказывается, что склонности и способности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
Во взаимоотношениях между ребенком и родителями, как утверждают психологи, обычно бывает пять вариантов отношений.
1-й вариант. Отношения носят эпизодический характер. Время от времени, лишь изредка интересуются душевным состоянием друг друга.
2-й вариант. Это ситуация предусматривает расширения круга общения, интереса друг к другу.
3-й вариант. Когда взаимоотношения носят авторитарный характер. Родительский контроль во всем.
4-й вариант. Когда взаимоотношения носят манипулятивный характер. Ребенок манипулирует родителем. И в ситуации выбора профессии тоже.
5-й вариант. Взаимоотношения носят сугубо практический бытовой характер.
Давайте еще раз задумаемся над тем, а кто же должен делать профессиональный выбор- сам ребенок или родители? Конечно, в первую очередь родитель должен прислушиваться к мнению своего ребенка, и затем посоветовать, высказать свое мнение о той или иной профессии не навязывая его ребенку.
В процессе профессионального самоопределения старшеклассников в условиях личностно- ориентированного образования действия учащихся зависят от их собственной активности, от сформированности субъективной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют у старшеклассников целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять выбор профессии и подготовку к ней. Активность старшеклассника в профессиональном самоопределении определяется тем, насколько он подготовлен как субъект деятельности, она выступает как «самоориентирование» старшеклассника как субъекта самоопределения.
Ряд существенных показателей можно получить с помощью дифференциально- диагностического вопросника, предложенного Е.А. Климовым (ДДО).
Исследование по этой методике выпускников 2010-2013 года направлено на то, совпадает ли желаемый выбор учащихся с их же результатами.
Анализ тестирования выпускников 11 класса 2010-2011 года позволило определить, что учащиеся показали свой желаемый выбор в соответствии с классификацией типов профессии. Но после окончания школы у этих выпускников желаемый выбор не совсем совпадает. Только двое выпускников после окончания Вуза будут работать по своему выбору. Остальные же, не смогли учиться по нескольким причинам; во-первых, нехватка денежных средств. Во-вторых, имея хороший умственный потенциал, но имея малые средства, не всегда могут получить достойное образование, в результате чего пополняют армию людей, работающих не по своему желанию, а по обстоятельствам.
Следующие выпускники 2011- 2012 года позволило определить, что выбор тоже не совпадает с тем, что они получают. Так как по окончании школ продолжают обучение потому, что надо получить образование, а какое? Их этот вопрос сильно не волнуют.
Самой главной целью является образование с престижной модной профессией, по которой большой процент выпускников не работают. Большинство наших выпускников получили специальность юриста, но многие работают не по специальности.
Анализ тестирования выпускников 2012-2013 года позволило определить, что желаемые выборы совпадают у 5 учащихся, т.е. они обучаются в тех учебных заведениях, которые сами пожелали.
Только пятеро выпускников учатся по той профессией, которую сами выбрали, а некоторые просто отказались учиться по разным причинам. Это, к сожалению, слабая работа родителей в воспитании. Большую часть воспитания человек получает в семье, и многие родители безответственно относятся к этому, зачастую обвиняя школу. Сама обстановка в семье, взаимоотношения между членами семьи играют важную роль в формировании личности, формировании ее нравственных и моральных принципов. Огорчает тот момент, что, не видя перспективы, молодые специалисты сельской местности, стремятся устроиться в городах. А тех специалистов, которые уходят на заслуженный отдых, некому заменить.
Большинству нынешних рабочих сейчас уже по 60. Однако молодежь по- прежнему штурмует экономические и юридические вузы, пополняя армию ненужных людей, поскольку потребность в экономистах и юристах составляет в некоторых городах 1% и менее от потребности в специалистах с высшим образованием. Почему так?
Ответ напрашивается сам собой: потому что разрушили систему профессионально технического образования. Нужно возрождать такие училища- чтобы молодые люди, окончившие их, в своих малых городах могли открыть мастерские и зарабатывать. Еще проблема в том, что молодежь не хотят поступать в профессиональные училища, считают, что это не престижно.
Таким образом, при выборе профессии необходимо учитывать ряд важных факторов, если этого не сделать, то выбор окажется случайным. Следовательно, профессию нужно выбирать тщательно и разумно и поэтому помощь со стороны родителей, учителей необходима.
Самый первый шаг- выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», то есть наметить два- три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема.
Родители и педагоги обычно в состоянии адекватно оценить знания ребенка по тому или иному предмету, необходимые для поступления в вуз.
По самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно сейчас. И именно родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает.
Синклер, американский писатель, как-то сказал: «Жизнь каждого человека есть путь к самому себе. На этом пути есть подъемы, возвышенности, равнины, низины и много препятствии- дело рук самого человека» И поэтому от нас зависит какой выбор в жизни делаем, мы, и наши дети.
С учетом всех тонкостей можно начинать составлять список подходящих профессии, чтобы потом расспросить о них у друзей и знакомых, прочитать в книгах, анализируя и «примеряя» каждую из профессии на себя. Только скрупулезно изучив и оценив каждую занесенную в список профессию можно со спокойной совестью приступить к выбору вуза.
Однако всегда нужно помнить, что, кем бы вы ни были, ваш успех и успех наших детей зависит от ваших целей, желаний и трудолюбия. Успехов всем вам в поиске главного дела жизни!
Литература:
1. Истратова О.Н. Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.2004.Ростов-на-Дону
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}