kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие деловых качеств у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Актуальность темы обусловлена социально-экономическими преобразованиями российского общества, требующими существенных изменений в принципах, формах и методах подготовки школьников, изменения содержания образования. Сегодня задачей школы является формирование нового поколения экономически грамотных, конкурентоспособных людей; людей, которые будут успешно развивать рыночные отношения в стране, способствовать экономическому прогрессу общества.
        Особое значение приобретает наличие у учащихся системы социально-экономических знаний и умение творчески применять их при решении различных проблем, проявляя при этом самостоятельность, инициативность, ответственность. Все перечисленное можно принять за критерии оценки развития предприимчивости школьников.
 Необходимость развития конкурентоспособности, как непременного условия успешного осуществления не только предпринимательской, но и практически любого вида деятельности. Мы поддерживаем мнение тех ученых, которые считают, что, в современных условиях рыночной экономики, предприимчивость должна быть развита у каждого выпускника школы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что различные аспекты данной проблемы являлись предметом исследования многих ученых: Е.И. Камышанченко (теоретические и методологические основы содержания экономического образования старшеклассников), В.И. Андреев (теория о необходимости воспитания трудолюбивой и конкурентоспособной личности школьника); В.Б. Орлов (воспитание предприимчивости у учащейся молодежи), Н.В. Чигиринская (проблемы становления предприимчивости, как способности к инновационно-прагматическому преобразованию действительности, у старшеклассников); Ю.А. Жадаев (развитие предприимчивости, как способности личности принимать нестандартные решения, у старшеклассников в школьном предпринимательстве); Л.М. Фуксон (развитие деловых качеств у старшеклассников); М.Б. Павлова (вопросы предпринимательской подготовки школьников при изучении образовательной области «Технология»), О.В. Каткова (разработка содержания обучения предпринимательству и технологии формирования знаний, навыков и развития личностных качеств студентов) и др.
      Учитывая большое значение проведенных исследований, необходимо отметить, что проблема развития конкурентоспособности учащихся средней школы еще требует дальнейшей разработки в направлении учета современных требований и тенденций развития общего среднего образования (деятельностный, развивающий характер, личностная ориентация процесса обучения и др.)» направленности обучения на эффективное развитие у школьников всех необходимых личностных качеств, проектирования целостной системы развития предприимчивости школьников при обучении их по предмету «Экономика». При этом особую значимость приобретает необходимость разработки содержания экономического образования и технологии, обеспечивающих качественное развитие предприимчивости у учащихся среднего звена общеобразовательной школы. В связи с этим актуальным становится проведение исследований содержания и процесса обучения экономике в системе общего среднего образования в целях моделирования процесса развития предприимчивости школьников.
Значимость данной проблемы определяется необходимостью научно-обоснованного подхода к разрешению противоречий между:
социально-экономическими преобразованиями российского общества, вызывающими необходимость формирования у школьников не только системы экономических знаний, но и умения самостоятельно применять эти знания при решении различных проблем и существующим подходом к процессу экономического образования школьников, характеризующимся преобладанием репродуктивных форм и видов учебной
деятельности, недостаточной самостоятельностью и творческой активностью учащихся;
необходимостью начальной предпринимательской подготовки школьников и недостаточной направленностью экономического образования на развитие у учащихся предприимчивости, как основного условия успешного осуществления предпринимательской деятельности;
необходимостью развития предприимчивости школьников и недостаточной разработанностью содержания и технологии развития этого качества.
Недостаточная разработанность проблемы развития предприимчивости учащихся школы и ее большая практическая значимость побудили нас избрать тему исследования «Развитие предприимчивости учащихся общеобразовательной школы».
Исследование развития предприимчивости учащихся осуществлялось по предмету «Экономика».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, методической разработке и экспериментальной проверке развития предприимчивости учащихся общеобразовательной школы.
Объект исследования - процесс развития предприимчивости учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования - моделирование и реализация развития предприимчивости школьников при изучении предмета «Экономика».
Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность развития предприимчивости учащихся школы значительно повысится, если:
будут учтены особенности социально-экономического развития общества и современный уровень развития экономических знаний, а также уровень развития педагогической теории и технологии обучения в средней школе;
в основу построения модели развития предприимчивости школьников будут положены идеи системного и личностно-деятельностного подходов;
будут разработаны и реализованы содержание экономического образования и технология, направленные на развитие предприимчивости школьников.
Современные требования к экономическому образованию, определялись сущность и структура предприимчивости школьников и проводилась оценка существующего уровня развития предприимчивости учащихся, рассматривалось применение личностно-деятельностного и системного подходов к построению содержания и процесса обучения экономике в школе; составлялась программа экономического образования школьников.
 
 

     Социально-педагогические предпосылки необходимости развития предприимчивости школьников
Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, необходимость готовить молодежь к жизни и работе в условиях рыночной экономики, требуют существенных изменений в образовании школьников.
В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится, что развивающемуся обществу нужны "современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны" [95, с.50].
Неустойчивость экономической ситуации вызывает необходимость подготовки школьников к деятельности в ситуации неопределенности, характерной для сегодняшнего дня. Современному молодому человеку нужно многое знать и уметь, разбираться во многих проблемах, активно участвовать в преобразовании собственной жизни, понимать свои потребности и согласовывать их с потребностями других людей. Особенно актуальной становится необходимость формирования конкурентоспособной личности школьника, то есть личности, которая, благодаря своим качествам, способна вступать в конкурентную борьбу и добиваться успеха в различных видах деятельности.
Большое значение приобретает наличие у современных учащихся системы экономических знаний, как необходимого атрибута любой деятельности, предпосылки успешной работы практически во всех отраслях хозяйства.
    Выделены следующие особенности экономических знаний:
- они позволяют адаптироваться к новым условиям жизни, активно участвовать и влиять на экономическую ситуацию в стране;
- способствуют осмысленной переработке поступающей из разных источников информации, усвоению и накоплению знаний из смежных с экономикой областей;
- предоставляют свободу действий, стимулируют выбор адекватных моделей поведения в повседневной жизни;
- обладают большой конкурентоспособностью в современных рыночных условиях. Современное школьное образование должно быть направлено на воспитание у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры. То есть, задачей школы является не просто воспитание конкурентоспособной личности вообще, а личности, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами.
Существенное значение имеет вопрос профессионального самоопределения школьников. Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание образования сегодня должно обеспечить самоопределение личности и создание условий для ее самореализации.

они получили в школе.
 
Обучение предпринимательству позволяет сформировать у школьников личностные качества, необходимые для адаптации их к жизнедеятельности в условиях развивающихся рыночных отношений, для воспитания готовности создавать новые источники ресурсов, развивать экономику страны. Она поможет учащимся получить представление о сущности предпринимательской деятельности, лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны, развивает у них навыки самостоятельной работы,
учит их находить выход из сложных ситуаций, совершать достойные человека поступки. При этом главной целью предпринимательской подготовки школьников является не столько овладение суммой знаний, сколько формирование определенных качеств личности; подготовка человека к жизни так, чтобы он мог наиболее полно реализовать свои возможности.
Педагогический смысл предпринимательской подготовки учащихся – это быть успешными в жизни. Еще в 1912 году Российское деловое общество приняло свод правил, обозначенных как «Семь принципов ведения дел в России»: уважай власть, будь честен и правдив, уважай право частной собственности, люби и уважай человека, будь верен своему слову, живи по средствам, будь целеустремленным (цит. по В.Соколинский, И.Фаризов.
И сегодня, отмечая необходимость формирования культуры ведения дел в нашей стране, также говорят о честности, обязательности, ответственности, уважительном отношении к другим людям, правопослушности, сдержанности и умеренности, культуре поведения. Поэтому одной из наиболее важных задач предпринимательской подготовки школьников является развитие у них этих личностных качеств.
   Резюмируя сказанное выше, отметим, что в современных условиях основной задачей школы является подготовка выпускников к жизни и работе в условиях рыночной экономики, что вызывает необходимость: формирования конкурентоспособной личности выпускника; обязательного осуществления предпринимательской подготовки школьников.
Основными направлениями подготовки выпускников школы к вхождению в рыночные отношения являются:
- формирование системы экономических знаний, умений применять их в различных видах практической деятельности;
- разносторонее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование у них навыков самообразования и самореализации;
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
- развитие у учащихся способности адаптироваться к меняющимся условиям жизни общества;
- формирование активной жизненной и профессиональной позиции, устойчивых мотивов и установок, направленности на достижение как личного успеха, так и общественного прогресса,
 Таким образом, современный выпускник должен владеть системой социально-экономических знаний и ценностных ориентации, уметь самостоятельно применять знания в трудных ситуациях, обладать определенными личностными качествами. Все перечисленное можно принять за критерии оценки предприимчивости.
Наличие предприимчивости является основным условием, обеспечивающим конкурентоспособность личности и успешное осуществление ею предпринимательской деятельности, что доказано многими исследователями: В.Быков, О.В.Каткова, З.М.Ларичева, В.П.Максимов, М.А.Мосина, А.Парамонов и др.
  Таким образом, развитие предприимчивости учащихся школы сегодня является обязательным и необходимым. В подтверждение этого еще раз выделим факторы, подтверждающие необходимость развития конкурентоспособности школьников:
1. Экономическое развитие нашей страны во многом зависит от уровня конкурентоспособности и предпринимательской активности населения, поэтому сегодня особенно важно развитие у учащихся конкурентоспособности, как наиболее значимого качества современного человека;
2. Развитие конкурентоспособности является существенным вкладом в общее развитие учащихся, благодаря формированию у них ценностных установок и ориентации, развитию способности самостоятельно принимать решения.

Просмотр содержимого документа
«Развитие деловых качеств у детей»

Актуальность темы обусловлена социально-экономическими преобразованиями российского общества, требующими существенных изменений в принципах, формах и методах подготовки школьников, изменения содержания образования. Сегодня задачей школы является формирование нового поколения экономически грамотных, конкурентоспособных людей; людей, которые будут успешно развивать рыночные отношения в стране, способствовать экономическому прогрессу общества.
Особое значение приобретает наличие у учащихся системы социально-экономических знаний и умение творчески применять их при решении различных проблем, проявляя при этом самостоятельность, инициативность, ответственность. Все перечисленное можно принять за критерии оценки развития предприимчивости школьников.
Необходимость развития конкурентоспособности, как непременного условия успешного осуществления не только предпринимательской, но и практически любого вида деятельности. Мы поддерживаем мнение тех ученых, которые считают, что, в современных условиях рыночной экономики, предприимчивость должна быть развита у каждого выпускника школы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что различные аспекты данной проблемы являлись предметом исследования многих ученых: Е.И. Камышанченко (теоретические и методологические основы содержания экономического образования старшеклассников), В.И. Андреев (теория о необходимости воспитания трудолюбивой и конкурентоспособной личности школьника); В.Б. Орлов (воспитание предприимчивости у учащейся молодежи), Н.В. Чигиринская (проблемы становления предприимчивости, как способности к инновационно-прагматическому преобразованию действительности, у старшеклассников); Ю.А. Жадаев (развитие предприимчивости, как способности личности принимать нестандартные решения, у старшеклассников в школьном предпринимательстве); Л.М. Фуксон (развитие деловых качеств у старшеклассников); М.Б. Павлова (вопросы предпринимательской подготовки школьников при изучении образовательной области «Технология»), О.В. Каткова (разработка содержания обучения предпринимательству и технологии формирования знаний, навыков и развития личностных качеств студентов) и др.
Учитывая большое значение проведенных исследований, необходимо отметить, что проблема развития конкурентоспособности учащихся средней школы еще требует дальнейшей разработки в направлении учета современных требований и тенденций развития общего среднего образования (деятельностный, развивающий характер, личностная ориентация процесса обучения и др.)» направленности обучения на эффективное развитие у школьников всех необходимых личностных качеств, проектирования целостной системы развития предприимчивости школьников при обучении их по предмету «Экономика». При этом особую значимость приобретает необходимость разработки содержания экономического образования и технологии, обеспечивающих качественное развитие предприимчивости у учащихся среднего звена общеобразовательной школы. В связи с этим актуальным становится проведение исследований содержания и процесса обучения экономике в системе общего среднего образования в целях моделирования процесса развития предприимчивости школьников.
Значимость данной проблемы определяется необходимостью научно-обоснованного подхода к разрешению противоречий между:
социально-экономическими преобразованиями российского общества, вызывающими необходимость формирования у школьников не только системы экономических знаний, но и умения самостоятельно применять эти знания при решении различных проблем и существующим подходом к процессу экономического образования школьников, характеризующимся преобладанием репродуктивных форм и видов учебной
деятельности, недостаточной самостоятельностью и творческой активностью учащихся;
необходимостью начальной предпринимательской подготовки школьников и недостаточной направленностью экономического образования на развитие у учащихся предприимчивости, как основного условия успешного осуществления предпринимательской деятельности;
необходимостью развития предприимчивости школьников и недостаточной разработанностью содержания и технологии развития этого качества.
Недостаточная разработанность проблемы развития предприимчивости учащихся школы и ее большая практическая значимость побудили нас избрать тему исследования «Развитие предприимчивости учащихся общеобразовательной школы».
Исследование развития предприимчивости учащихся осуществлялось по предмету «Экономика».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, методической разработке и экспериментальной проверке развития предприимчивости учащихся общеобразовательной школы.
Объект исследования - процесс развития предприимчивости учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования - моделирование и реализация развития предприимчивости школьников при изучении предмета «Экономика».
Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность развития предприимчивости учащихся школы значительно повысится, если:
будут учтены особенности социально-экономического развития общества и современный уровень развития экономических знаний, а также уровень развития педагогической теории и технологии обучения в средней школе;
в основу построения модели развития предприимчивости школьников будут положены идеи системного и личностно-деятельностного подходов;
будут разработаны и реализованы содержание экономического образования и технология, направленные на развитие предприимчивости школьников.
Современные требования к экономическому образованию, определялись сущность и структура предприимчивости школьников и проводилась оценка существующего уровня развития предприимчивости учащихся, рассматривалось применение личностно-деятельностного и системного подходов к построению содержания и процесса обучения экономике в школе; составлялась программа экономического образования школьников.



Социально-педагогические предпосылки необходимости развития предприимчивости школьников
Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, необходимость готовить молодежь к жизни и работе в условиях рыночной экономики, требуют существенных изменений в образовании школьников.
В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится, что развивающемуся обществу нужны "современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны" [95, с.50].
Неустойчивость экономической ситуации вызывает необходимость подготовки школьников к деятельности в ситуации неопределенности, характерной для сегодняшнего дня. Современному молодому человеку нужно многое знать и уметь, разбираться во многих проблемах, активно участвовать в преобразовании собственной жизни, понимать свои потребности и согласовывать их с потребностями других людей. Особенно актуальной становится необходимость формирования конкурентоспособной личности школьника, то есть личности, которая, благодаря своим качествам, способна вступать в конкурентную борьбу и добиваться успеха в различных видах деятельности.
Большое значение приобретает наличие у современных учащихся системы экономических знаний, как необходимого атрибута любой деятельности, предпосылки успешной работы практически во всех отраслях хозяйства.
Выделены следующие особенности экономических знаний:
- они позволяют адаптироваться к новым условиям жизни, активно участвовать и влиять на экономическую ситуацию в стране;
- способствуют осмысленной переработке поступающей из разных источников информации, усвоению и накоплению знаний из смежных с экономикой областей;
- предоставляют свободу действий, стимулируют выбор адекватных моделей поведения в повседневной жизни;
- обладают большой конкурентоспособностью в современных рыночных условиях. Современное школьное образование должно быть направлено на воспитание у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры. То есть, задачей школы является не просто воспитание конкурентоспособной личности вообще, а личности, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами.
Существенное значение имеет вопрос профессионального самоопределения школьников. Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание образования сегодня должно обеспечить самоопределение личности и создание условий для ее самореализации.

они получили в школе.

Обучение предпринимательству позволяет сформировать у школьников личностные качества, необходимые для адаптации их к жизнедеятельности в условиях развивающихся рыночных отношений, для воспитания готовности создавать новые источники ресурсов, развивать экономику страны. Она поможет учащимся получить представление о сущности предпринимательской деятельности, лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны, развивает у них навыки самостоятельной работы,
учит их находить выход из сложных ситуаций, совершать достойные человека поступки. При этом главной целью предпринимательской подготовки школьников является не столько овладение суммой знаний, сколько формирование определенных качеств личности; подготовка человека к жизни так, чтобы он мог наиболее полно реализовать свои возможности.
Педагогический смысл предпринимательской подготовки учащихся – это быть успешными в жизни.. Еще в 1912 году Российское деловое общество приняло свод правил, обозначенных как «Семь принципов ведения дел в России»: уважай власть, будь честен и правдив, уважай право частной собственности, люби и уважай человека, будь верен своему слову, живи по средствам, будь целеустремленным (цит. по В.Соколинский, И.Фаризов.
И сегодня, отмечая необходимость формирования культуры ведения дел в нашей стране, также говорят о честности, обязательности, ответственности, уважительном отношении к другим людям, правопослушности, сдержанности и умеренности, культуре поведения. Поэтому одной из наиболее важных задач предпринимательской подготовки школьников является развитие у них этих личностных качеств.
Резюмируя сказанное выше, отметим, что в современных условиях основной задачей школы является подготовка выпускников к жизни и работе в условиях рыночной экономики, что вызывает необходимость: формирования конкурентоспособной личности выпускника; обязательного осуществления предпринимательской подготовки школьников.
Основными направлениями подготовки выпускников школы к вхождению в рыночные отношения являются:
- формирование системы экономических знаний, умений применять их в различных видах практической деятельности;
- разносторонее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование у них навыков самообразования и самореализации;
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
- развитие у учащихся способности адаптироваться к меняющимся условиям жизни общества;
- формирование активной жизненной и профессиональной позиции, устойчивых мотивов и установок, направленности на достижение как личного успеха, так и общественного прогресса,
Таким образом, современный выпускник должен владеть системой социально-экономических знаний и ценностных ориентации, уметь самостоятельно применять знания в трудных ситуациях, обладать определенными личностными качествами. Все перечисленное можно принять за критерии оценки предприимчивости.
Наличие предприимчивости является основным условием, обеспечивающим конкурентоспособность личности и успешное осуществление ею предпринимательской деятельности, что доказано многими исследователями: В.Быков, О.В.Каткова, З.М.Ларичева, В.П.Максимов, М.А.Мосина, А.Парамонов и др.
Таким образом, развитие предприимчивости учащихся школы сегодня является обязательным и необходимым. В подтверждение этого еще раз выделим факторы, подтверждающие необходимость развития конкурентоспособности школьников:
1. Экономическое развитие нашей страны во многом зависит от уровня конкурентоспособности и предпринимательской активности населения, поэтому сегодня особенно важно развитие у учащихся конкурентоспособности, как наиболее значимого качества современного человека;
2. Развитие конкурентоспособности является существенным вкладом в общее развитие учащихся, благодаря формированию у них ценностных установок и ориентации, развитию способности самостоятельно принимать решения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие деловых качеств у детей

Автор: Дондобон Сэсэгма Доржиевна

Дата: 19.09.2016

Номер свидетельства: 344475

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ "
    ["seo_title"] => string(128) "vospitaniie-sotsializirovannoi-lichnosti-chieriez-formirovaniie-aktivnoi-grazhdanskoi-pozitsii-i-razvitiie-lidierskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "130984"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416051402"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности". "
    ["seo_title"] => string(170) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-razvitiie-kommunikativnykh-navykov-dietiei-ranniegho-vozrasta-chieriez-orghanizatsiiu-raznoobraznykh-form-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "123918"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414599693"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Педагогический проект "Театр и дети" "
    ["seo_title"] => string(42) "piedaghoghichieskii-proiekt-tieatr-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "140189"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417889142"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Дополнительная общеразвивающая программа "Маникюр" "
    ["seo_title"] => string(61) "dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-manikiur"
    ["file_id"] => string(6) "157765"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421651523"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья "Развитие социальной компетентности подростков" "
    ["seo_title"] => string(57) "stat-ia-razvitiie-sotsial-noi-kompietientnosti-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "191479"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427307252"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства