«Родительский клуб - эффективная форма взаимодействия педагогов с родителями и их детьми» (из опыта работы)
«Родительский клуб - эффективная форма взаимодействия педагогов с родителями и их детьми» (из опыта работы)
Статья посвящена одной из актуальных проблем – работе с родителями.
В ней представлена нетрадиционная форма работы с родителями - родительский клуб, основанная на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, целью которой является повышение педагогической культуры молодых родителей.
Статья адресована воспитателям, специалистам дошкольных образовательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Родительский клуб - эффективная форма взаимодействия педагогов с родителями и их детьми» (из опыта работы) »
«Родительский клуб - эффективная форма взаимодействия педагогов с родителями и их детьми» (из опыта работы)
«Как ужасен был бы мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и
возможность всякого совершенства!»
Л.Н.Толстой
За последнее время в Кемеровской области резко увеличился поток детей в детские сады именно за счет малышей. Большинство молодых мам и пап работают и учатся одновременно. В связи с этим стала острее потребность в дошкольных учреждениях для детей раннего возраста.
Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей.
Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный: в семье ребенок - объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду - равноправный член социальной группы.
К сожалению, родители пока не видят в дошкольном учреждении потенциального помощника и консультанта в воспитании их детей.
Таким образом, проблема воспитания и развития ребенка раннего возраста стала приоритетной в системе нашего МБДОУ №106 г. Кемерово и потребовала от нас разработки новых нетрадиционных форм работы с родителями, основанных на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей.
Так, в нашем ДОУ, сформировался семейный клуб «Открытые двери».
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
Права членов клуба
1. Каждый член клуба имеет право на свободное посещение заседаний клуба.
2.Имеет право на свободное изложение своего мнения.
3.Каждый имеет право определять тему заседаний.
Обязанности членов клуба
1. Каждый может принять участие в дискуссии.
2. Может подготовить выступление на предложенную тему.
3. Приходить всегда с хорошим настроением.
Вся работа клуба планируется с учетом интересов родителей на основе тестирования, анкетирования и опросов на родительском собрании.
Проанализировав анкеты, мы узнаём о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием.
Заседания клуба проводятся один раз в месяц, учитывая интересы родителей. Организационной работой клуба занимается педагог-психолог ДОУ. Во встречах с родителями принимают участие все специалисты и воспитатели ДОУ.
Программа клуба состоит из десяти встреч, цель которых - дать участникам первичное представление об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена по желанию ведущего и в зависимости от цели.
Организуя семейный клуб, мы поставили перед собой следующие задачи:
- преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
- повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей;
- пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
- осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
- сплотить родительский коллектив;
- установить доверительные отношения между семьей и ДОУ.
Основная задача клуба – способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой и состоит из нескольких этапов:
1. Приветствие.
На этом этапе участники подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются игры.
2. Основная часть
- практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения) во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Причем практической работе предшествует консультация.
3. Эмоциональная регуляция.
На этом этапе применяется техника релаксации, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.
4. Подведение итогов или «обратная связь» в конце занятия – использую следующие методы:
письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы письменно)
- чем полезна именно для вас данная встреча?
- ваши пожелания на следующее занятие... и др.
устная форма продолжи фразу: «Работая с группой, я понял, что...» или по кругу передается мяч, и участники поочередно отвечают на мои вопросы.
проанализировать свою жизненную ситуацию подобную предложенной;
ведение дневника своих ощущений.
Первые занятия посещало всего лишь несколько человек (преимущественно мамы), затем постепенно к кругу детских проблем присоединились некоторые отцы. И уже через несколько месяцев у клуба появились постоянные клиенты, которые иногда приходили на занятия семейными парами.
Нам удалось сплотить не только родительский коллектив клуба в целом, но и объединить семейные пары между собой в вопросах воспитания и развития детей.
Таким образом, опыт работы с родителями в клубе «Открытые двери» позволил нам максимально близко познакомиться с семьями наших воспитанников, узнать особенности их развития и воспитания в домашних условиях.
Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сеять в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.
А главное, что работа клуба заложила прочный фундамент сотрудничества нашего детского сада и семьи.
Так, незаметно для себя, в непринужденной обстановке, родители преодолевают барьер недоверия к детскому саду, более активно обмениваются своими проблемами и совместно их решают, принимают активное участие в жизни детского сада.
Список литературы
Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Москва: Просвещение, 1989. – С.188.
Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. - С. 41 - 49.
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 60 - 68.
Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. № 8. - С. 57 - 59.
Маркова Т.А. Детский сад и семья // Москва: Просвещение, 1981. – 176.
Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. - С. 8 - 13.