Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации.
- Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в:
- Учебно-воспитательный процесс
- Неурочную досуговую деятельность
- Сотрудничество с детьми и педагогами
- Я считаю что, основной путь совершенствования семейного воспитания – это систематическая работа по повышению психолого-педагогической культуры родителей.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ:
ГРУППОВЫЕ (Родительские собрания, конференции, клубы, вечера вопросов и ответов, родительский университет по обмену опытом, родительские чтения, тренинги, ринги, открытые уроки, совместные творческие дела.)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (Консультации, беседы, посещение на дому, переписка с родителями.)
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ:
- Родительское собрание – это самая распространённая форма работы с родителями.
Правила подготовки родительского собрания
1: Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
- 2: Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
- 3: План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
- 4: Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
- 5: Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
- 6: Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
- Конференция – форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой
тематике.
- Родительские клубы – это объединение по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания.
- Клубы творчества –это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки человека, формирование его культуры, характера. Членами клуба являются родители и дети.
- Родительские чтения – форма работы, которая даёт возможность родителям самим изучать литературу по проблеме.
- Родительские университеты – предназначены для психолого-педагогического просвещения родителей .
- Родительские вечера – это праздник общения с родителями друга твоего ребёнка, это праздник воспоминаний младенчества, собственного детства
и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
- Родительские тренинги –это форма работы с родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят взаимодействие с ребёнком
сделать более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
- Родительские ринги –одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива.
- Открытые уроки – это возможность для родителей увидеть своего ребёнка в процессе образовательной деятельности .
- Совместные творческие дела – позволяют сплотить семью, школьные детский и родительский коллективы.
- Совместные творческие дела – позволяют сплотить семью, школьные детский и родительский коллективы.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ:
- Тематические и индивидуальные консультации – проводятся по запросам родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитания ребёнка, которую
самостоятельно решить не могут. А так же могут проводиться по рекомендации классного руководителя, если родители не в состоянии разобраться с проблемой
или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.
Требования к проведению консультаций:
- 1: Обсуждаемая проблема, должна быть хорошо известна учителю и рассматривалась им с различных позиций: ребёнка, родителей, педагогов.
- 2: Необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать своё мнение и своё отношение к проблеме.
- 3: Участники консультации, которые оказывают помощь родителям, должны быть компетентны.
- 4: Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
- 5: Необходимо обратить внимание на хорошие стороны ребёнка, и потом говорить о проблемах.
- 6: Нельзя сравнивать детей друг с другом.
- 7: Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.
- Беседа – используется в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьёй. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет.
- Посещение на дому – это крайняя мера. Оно возможно только после получения разрешения родителей.
- Переписка с родителями– это сообщение информации о ребёнке, поздравления родителей с праздниками.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьёй
- 1: Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
- 2: Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.
- 3: Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
- 4: Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
- 5:Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
- 6: То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других людей.
- 7: Если есть профессиональная необходимость поделиться информацией, которую сообщили вам родители с другими участниками воспитательного процесса, необходимо поставить об этом в известность родителей. Помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее о своём ребёнке, дающее шанс на будущее.
- 8: Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями.
- 9: Если педагог не компетентен в какой-то проблеме, он должен извиниться перед родителями и предложить обратиться за консультацией к специалистам.
- 10: Если родители принимают активное участие в жизни класса, их усилия должны быть отмечены классным руководителем.
Методы психолого-педагогической диагностики:
- Наблюдение
- Беседа
- Тестирование
- Анкетирование
- Деловые игры
- Материалы детского творчества
Заключение
- Помочь родителям преодолеть трудности и ошибки в семейном воспитании, найти причины и пути их устранения может классный руководитель.
- Важнейшим условием успеха в воспитании подрастающего поколения является повышение педагогической культуры родителей через различные формы взаимодействия с семьёй.
Источники, используемые в работе:
- http://www.cheshire.k12.ct.us/highland/grade-levels/leveledbooks
- http://upr.1september.ru/view_article.php?id=201001210
- http://www.umass.edu/researchnext/schooling-success
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. (1-4 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой.- М.: «ВАКО», 2005.
- Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе / Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2004.