Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е.А.Мухачёва
Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности; отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений я считаю должны быть направлены на улучшение семейного микроклимата; формирование положительных взаимоотношений в семье; повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения; формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовку его к школе.
На протяжении того времени, что образовалась наша группа, я проводила планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели – создание единого образовательно-оздоровительного пространства «детский сад – семья», решая при этом приоритетные задачи:
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.
Проведенное социальное анкетирование на предмет взаимодействия педагогов детского сада и родителей показало, что привычные формы работы – традиционные (родительские собрания, консультации, методическая литература, открытые мероприятия и т.д.) являются менее эффективными. Наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 процентов пап и мам.
На основе пожеланий родителей, я стала реализовывать новые формы работы.
-Дни открытых дверей, в которых каждый родитель мог присутствовать на любом занятии, прогулке, поговорить со специалистами.
- Практикумы по решению сложных ситуаций общения с детьми, тематические дискуссии, деловые игры.
- Семейный клуб, в ходе встреч за круглым столом помогаю родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказываю практическую помощь в подготовке праздников, прошу делиться опытом семейного воспитания.
- Встреча с интересными людьми, где побуждаю родителей открывать двери своих домов и рассказывать о себе через тематические выставки совместного творчества. (Родители и дети участвовали в таких выставках как: «Лучшая Новогодняя игрушка», «Вместе с папой, вместе с мамой» и другие).
- Совместная продуктивная деятельность в кружке «Умелые руки» для родителей и детей.
Цель моей работы: установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателем, объединение их в одну команду; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.
Такое взаимодействие показало, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.
Кроме того, такая работа показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать».
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.
Приложение.
Презентация на тему: «Работа с родителями» (форма работы «Семейный клуб)
Цель: создание единого образовательно-оздоровительного пространства «детский сад – семья»
Основные направления работы:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей
(родительские собрания, консультации, тематические дискуссии, деловые игры, наглядно-просветительскую работу : родительский уголок;фотоальбом«Жизнь нашей группы»;групповую газету «Улыбка»).
- Участие родителей в познавательном развитии детей через досуги и «Встречи с интересными людьми»
(поездка в с. Арское;посещение Краеведческого музея; встреча с педиатром; занятия с инспектором ГИБДД).
- Совместная продуктивная деятельность в кружке «Умелые руки».
(знакомство с техникой «декупаж», обрядовые куклы, тематические выставки)
- Пропаганда положительного опыта среди семей группы «риска»
(отмечаем праздники – именины, передача опыта в воспитании детей).
Активные и эффективные формы общения с родителями:
- совместный отдых;
- совместный труд,
Задачи сотрудничества:
- Установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду.
- Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.