kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальная беседа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. К сожалению, многие дети ни в се-мье, ни в школе так и не приобретают этого важнейшего социального навы-ка, но педагоги и психологи могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь- следо-вать социальным нормам и правилам.

Социальное устройство общества дает детям и взрослым больше воз-можностей выбора, что усложняет взаимоотношения, требует учета множе-ства нюансов и аспектов взаимодействия. Если раньше считалось важным сформировать у детей корректное поведение, то большое разнообразие соци-альных контактов и ситуаций взаимодействия современного человека делает невозможным научить ребенка «поступать правильно» и требует развития социальной компетентности.

При этом все больше детей страдают от одиночества и изоляции. Гру-бое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране или усвоенное из компьютерной игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают и не учи-тывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других. Поэтому важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность и поддерживать контакты.

Социальный педагог должен быть хорошим психологом, способным возвратить обратно, к нормальной жизни в обществе «выпавшего» из соци-ального окружения ребенка. Социальному педагогу требуется высокий уро-вень педагогических и психологических знаний для того, чтобы аккуратно корректировать детскую психику, налаживать отношения ребенка с семьей и окружающими, заботиться о духовно-культурном развитии ребенка.

По отношению к ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, все указанное особенно актуально, так как от социального педагога требуется по отношению к такому ребенку выполнение срочного, эффективного и ак-куратного плана действия для нормализации психоэмоционального состоя-ния ребенка, формирование в его сознании положительного восприятия окружающего и перспектив своего будущего. Неумелая социально-педагогическая работа с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуа-цию может привести к затянувшимся на годы, а иногда, и на всю жизнь, пси-хологическим травмам ребенка и формированию у него черт характера, при-водящих к проблемам в дальнейшей жизни.

Проводится социально-педагогическая работа с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в форме индивидуальной беседы, каждый этап которой (начало и установление контакта, сбор необходимых фактов или обмен информацией, анализ, завершение) имеет свои особенности.

Начало беседы чаще всего определяет успех или неудачу беседы, по-этому на данном этапе важно создать атмосферу непринужденности и дове-рия, привлечь ребенка к сотрудничеству.

Беседа обычно начинается с обсуждения общих тем с постепенным не-навязчивым переходом к вопросам об увлечениях и интересах ребенка, его желаниях. Темы для беседы могут быть, например, такими: «музыкальные увлечения» (современная и классическая музыка, направления в современной музыке: джаз, рок-н-ролл, поп, рок, хип-хоп, рэп); «компьютерные тех-нологии» (персональный компьютер, программное обеспечение, компьютер-ные игры, Интернет, технологии связи); «спорт и здоровье» (закаливание, фитнес, спортивные клубы); «виды спорта» (футбол, хоккей, бобслей, прыж-ки с трамплина, фигурное катание, легкая атлетика и другие виды спорта); «возможности человека» (разнообразие способностей, потенциальные воз-можности, воля, психология и парапсихология); «дарение подарков» (их ви-ды, оформление, сюрпризы, сувениры, цветы и оформление букетов); «зна-

комство» (значение имени, дружбы, общения); «мода» (красота, тенденции моды, стили и модные коллекция, модельеры).

Если в начале беседы социальному педагогу удалось установить хоро-ший контакт с ребенком, то во время следующего этапа – сбора необходимых фактов, возможно использовать прямые вопросы.

Во время этого этапа индивидуально беседы необходимо выяснить следующую информацию:

1. Семейные отношения. Состав семьи, возраст, образование и профес-сия членов семьи, характер взаимоотношений между членами семьи, какой тип взаимоотношений между родителями и ребенком (доверительно-уважительные, авторитарные, конфликтные).

2. Личностные особенности ребенка. Направленность интересов (учеба, труд, художественно-эстетическая, спортивно-туристическая, отношения со сверстниками). Активность в коллективе. Уровень ответственности, инициа-тивности, общительности, уверенности в себе, решительности, авторитета в коллективе, симпатий, агрессии.

3. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении. От-ношение к алкоголю, наркотикам, курению, нецензурной речи. Есть ли про-явления девиантного поведения.

Следующим этапом индивидуальной беседы с ребенком является ана-лиз, в ходе которого важно внимательно оценить его отношение к тем собы-тиям, людям, фактам, по поводу которых он высказывался. Следует вспом-нить те выразительные средства (слова, фразы), которыми пользовался собе-седник. Так как ребенок для педагога — чаще всего незнакомый или мало-знакомый человек, то диагностическая функция перцепции проявляется в данном случае в максимальной степени, поскольку текущая информация ста-новится основой для суждений о ребенке, и связанных с данной конкретной ситуацией, и неизбежных более общих диагностических оценок.

Эффективность анализа беседы и уровень достоверности ее результа-тов зависят от понимания педагогом содержания разных сторон общения. Необходимо обратить внимание на следующие проявления подростка в ходе беседы:

* речь: особенности словаря, грамотность изложения мыслей, интонаци-онная выразительность, скорость высказываний, проявления вербальной агрессии: выражение негативных чувств через крик, визг, словесные угрозы, проклятия, ругань;

* выразительные движения — жесты, мимика, поза, паузы между слова-ми и фразами;

* позиция, занятая в общении: активность, стремление к инициативе, первенству, доминированию или пассивная уступчивость; вызывающий тон, дерзость, агрессивность или страдательность. Место «я» в речевом общении. Непринужденность или скованность поведения; попытки скрыть свои наме-рения;

* отношение к разговору — заинтересованность предметом разговора или равнодушие; готовность поддержать разговор на общие темы или веде-ние беседы только по формальным вопросам;

* степень сконцентрированности на теме общения: настойчивость в об-суждении избранной темы или «перескакивание» на другие темы;

* динамика поведения на различных этапах общения: в первые минуты беседы, в середине, в конце. Изменение поведения при изменении ситуации (например, кто-то присоединился к беседе);

* дистанция в процессе беседы;

* реакция на мнение, противоположное собственному; проявления обид-чивости, подозрительности;

* эмоционально-психологическое состояние: выражение солидарности; позитивные и негативные эмоции, склонность к раздражению, чувство вины;

* внешний облик: одежда, прическа, физические данные.

Педагогу также следует выделить темы, которые возникли в ходе бесе-ды, с целью установления смысловых связей между ними, и высказать пред-положения о причине этих связей, опираясь на высказывания ребенка.

Все результаты анализа беседы необходимо отразить в принятой в дан-ном социальном учреждении форме учета (если беседа является частью фор-мальной процедуры социально-педагогической работы) или в более свобод-ной форме записи, которая должна быть точной, сжатой, доступной для од-нозначного собственного понимания и понимания другими специалистами (социальными работниками, педагогами, воспитателями) в будущем.

Во время завершения беседы необходимо что-то рассказать о себе, дру-гих детях, сориентировать ребенка в окружающей его ситуации, показать по-ложительные перспективы его ближайшего будущего, если ребенок все еще взволнован, попытаться успокоить его.

На основании предыдущего, аналитического этапа индивидуальной бе-седы с ребенком, когда выявились его основные проблемы, необходимо представить ребенку план решения его проблем. Если ребенок резко отрица-тельно настроен против родителей, которые нанесли ему психологическую (а, возможно, и физическую) травму, важно акцентировать внимание ребенка на его прошлом опыте общения с родителями, на тех положительных момен-тах общения между ребенком и родителями, которые практически всегда присутствуют в течение времени нахождения ребенка в семье.

Если существуют перспективы временного отлучения ребенка от семьи и он напуган этим, необходимо отвлечь его чем-то интересным в окружаю-щей обстановке, если есть возможность, незаметно привлечь к беседе друго-го ребенка, коммуникабельного и которые своей внешностью, возрастом и поведением подходит для установления контакта и знакомства с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Таким образом, представленная технология позволяет оптимально про-водить индивидуальные беседы с детьми, попавшими в трудную жизненную

ситуацию, и достигать тех целей, которые социальный педагог ставит перед собой в процессе общения с ребенком.

Анализ источников показывает, что отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации, нарушение детско-родительских отноше-ний, неимение возможности удовлетворять важные психические потребности часто приводят к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка. Наиболее выраженные изменения происходят во внутри-личностной сфере, межличностных отношениях, а также в эмоциональном состоянии детей. Многие ученые (И. В. Дубровина, И. Г. Малкина-Пых, Р. В. Овчарова, В. М. Целуйко) отмечают, что дети из неблагополучных се-мей часто оказываются трудными в общении.

Рассматривая данный вопрос в контексте исследования, можно сказать, что весьма значимой и сложной проблемой является период установления контакта с ребенком, особенно из неблагополучной семьи. Указанный период начинается с беседы. Первая беседа — это диагностическое общение, целью которого, по мнению Ю. Б. Алешиной и Л. А. Петровской, служит намерение «.сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую- либо информацию. Здесь. партнеры находятся в различных по-зициях: один спрашивает, другой — отвечает..чтобы получить полноцен-ный ответ, спрашивающий должен уметь правильно задавать вопросы, учи-тывая свой собственный статус и статус отвечающего, его готовность и уме-ние давать соответствующие ответы и т. д.»2.

В настоящее время имеется немало работ, посвященных проблеме ор-ганизации межличностного общения с разными категориями людей. В них разработаны различные правила и рекомендации для установления довери-тельных отношений и получения информации с целью дальнейшей развива-ющей и коррекцион- ной работы.

Литература

1 Бизюк, А. П. Компендиум методов нейропсихологического ис-следования / А. П. Бизюк. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

2 Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жу-кова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.

3 Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1998. - 318 с.

4 Ибе Л. А., Черная Е. В. Исследование особенностей развития ценностно-нормативных основ личности у воспитанников детского дома // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. 2014. №39-2, С. 125-132.

5 Носенко Н. П., Томашвили Е. А. Особенности развития двига-тельной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвити-ем речи // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2014. №2. С. 16-19.

6 Сиротюк, А. Л. Современная методика развития детей от рожде-ния до 9 лет / А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк. - М.: ТЦСфера, 2009. - 256 с.

7 Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и кор-рекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.

8 Ширманова Е. В. Психологические основы диагностической бе-седы педагога дополнительного образования с подростками из неблагопо-лучной семьи // Интеграция образования. 2008. №1. С. 33-37.

9.Программа развития навыков социального взаимодействия «Психо-социальное развитие детей и подростков». Москва-2012

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная беседа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации »

7


Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации


Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого важнейшего социального навыка, но педагоги и психологи могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь- следовать социальным нормам и правилам.

Социальное устройство общества дает детям и взрослым больше возможностей выбора, что усложняет взаимоотношения, требует учета множества нюансов и аспектов взаимодействия. Если раньше считалось важным сформировать у детей корректное поведение, то большое разнообразие социальных контактов и ситуаций взаимодействия современного человека делает невозможным научить ребенка «поступать правильно» и требует развития социальной компетентности.

При этом все больше детей страдают от одиночества и изоляции. Грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране или усвоенное из компьютерной игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других. Поэтому важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность и поддерживать контакты.

Социальный педагог должен быть хорошим психологом, способным возвратить обратно, к нормальной жизни в обществе «выпавшего» из социального окружения ребенка. Социальному педагогу требуется высокий уровень педагогических и психологических знаний для того, чтобы аккуратно корректировать детскую психику, налаживать отношения ребенка с семьей и окружающими, заботиться о духовно-культурном развитии ребенка.

По отношению к ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, все указанное особенно актуально, так как от социального педагога требуется по отношению к такому ребенку выполнение срочного, эффективного и аккуратного плана действия для нормализации психоэмоционального состояния ребенка, формирование в его сознании положительного восприятия окружающего и перспектив своего будущего. Неумелая социально-педагогическая работа с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию может привести к затянувшимся на годы, а иногда, и на всю жизнь, психологическим травмам ребенка и формированию у него черт характера, приводящих к проблемам в дальнейшей жизни.

Проводится социально-педагогическая работа с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в форме индивидуальной беседы, каждый этап которой (начало и установление контакта, сбор необходимых фактов или обмен инфор­мацией, анализ, завершение) имеет свои особенности.

Начало беседы чаще всего определяет успех или неудачу бесе­ды, поэтому на данном этапе важно со­здать атмосферу непринужденности и доверия, привлечь ребенка к сотруд­ничеству.

Беседа обычно начинается с обсуж­дения общих тем с постепенным нена­вязчивым переходом к вопросам об увлечениях и интересах ребенка, его же­ланиях. Темы для беседы могут быть, например, такими: «музы­кальные увлечения» (современная и классическая музыка, направления в со­временной музыке: джаз, рок-н-ролл, поп, рок, хип-хоп, рэп); «компьютерные тех­нологии» (персональный компьютер, про­граммное обеспечение, компьютерные игры, Интернет, технологии связи); «спорт и здоровье» (закаливание, фитнес, спортив­ные клубы); «виды спорта» (футбол, хоккей, бобслей, прыжки с трамплина, фигурное катание, легкая атлетика и другие виды спорта); «возможности человека» (разнообразие способностей, потенциальные воз­можности, воля, психология и парапсихо­логия); «дарение подарков» (их виды, оформление, сюрпризы, сувениры, цветы и оформление букетов); «знакомство» (значение имени, дружбы, общения); «мода» (красота, тенденции моды, стили и модные коллекция, моде­льеры).

Если в начале беседы социальному педагогу удалось установить хороший контакт с ребенком, то во время следующего этапа – сбора необходимых фактов, возможно использовать прямые во­просы.

Во время этого этапа индивидуально беседы необходимо выяснить следующую информацию:

1. Семейные отношения. Состав семьи, возраст, образование и профессия членов семьи, характер взаимоотношений между членами семьи, какой тип взаимоотношений между родителями и ребенком (доверительно-уважительные, авторитарные, конфликтные).

2. Личностные особенности ребенка. Направленность интересов (учеба, труд, художественно-эстетическая, спортивно-туристическая, отношения со сверстниками). Активность в коллективе. Уровень ответственности, инициативности, общительности, уверенности в себе, решительности, авторитета в коллективе, симпатий, агрессии.

3. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении. Отношение к алкоголю, наркотикам, курению, нецензурной речи. Есть ли проявления девиантного поведения.


Следующим этапом индивидуальной беседы с ребенком является анализ, в ходе которого важно внимательно оценить его отношение к тем событиям, людям, фак­там, по поводу которых он высказывал­ся. Следует вспомнить те выразитель­ные средства (слова, фразы), которыми пользовался собеседник. Так как ребенок для педагога — чаще всего незна­комый или малознакомый человек, то диагностическая функция перцепции проявляется в данном случае в макси­мальной степени, поскольку текущая ин­формация становится основой для суждений о ребенке, и связанных с данной конкретной ситуацией, и неизбежных более общих диагностиче­ских оценок.

Эффективность анализа беседы и уровень достоверности ее результатов зависят от понимания педагогом содер­жания разных сторон общения. Необхо­димо обратить внимание на следующие проявления подростка в ходе беседы:

    1. речь: особенности словаря, гра­мотность изложения мыслей, интонаци­онная выразительность, скорость выска­зываний, проявления вербальной агрес­сии: выражение негативных чувств че­рез крик, визг, словесные угрозы, прокля­тия, ругань;

    2. выразительные движения — же­сты, мимика, поза, паузы между слова­ми и фразами;

    3. позиция, занятая в общении: актив­ность, стремление к инициативе, первен­ству, доминированию или пассивная уступчивость; вызывающий тон, дер­зость, агрессивность или страдатель­ность. Место «я» в речевом общении. Непринужденность или скованность по­ведения; попытки скрыть свои намере­ния;

    4. отношение к разговору — заинте­ресованность предметом разговора или равнодушие; готовность поддержать раз­говор на общие темы или ведение бесе­ды только по формальным вопросам;

    5. степень сконцентрированности на теме общения: настойчивость в обсуж­дении избранной темы или «перескаки­вание» на другие темы;

    6. динамика поведения на различных этапах общения: в первые минуты бесе­ды, в середине, в конце. Изменение по­ведения при изменении ситуации (например, кто-то присоединился к бесе­де);

    7. дистанция в процессе беседы;

    8. реакция на мнение, противополож­ное собственному; проявления обидчи­вости, подозрительности;

    9. эмоционально-психологическое со­стояние: выражение солидарности; пози­тивные и негативные эмоции, склонность к раздражению, чувство вины;

    10. внешний облик: одежда, причес­ка, физические данные.

Педагогу также следует выделить темы, которые возникли в ходе беседы, с целью установления смысловых свя­зей между ними, и высказать предполо­жения о причине этих связей, опираясь на высказывания ребенка.

Все результаты анализа беседы необходимо отразить в принятой в данном социальном учреждении форме учета (если беседа является частью формальной процедуры социально-педагогической работы) или в более свободной форме записи, которая должна быть точной, сжатой, доступной для однозначного собственного понимания и понимания другими специалистами (социальными работниками, педагогами, воспитателями) в будущем.

Во время завершения беседы необходимо что-то рассказать о себе, других детях, сориентировать ребенка в окружающей его ситуации, показать положительные перспективы его ближайшего будущего, если ребенок все еще взволнован, попытаться успокоить его.

На основании предыдущего, аналитического этапа индивидуальной беседы с ребенком, когда выявились его основные проблемы, необходимо представить ребенку план решения его проблем. Если ребенок резко отрицательно настроен против родителей, которые нанесли ему психологическую (а, возможно, и физическую) травму, важно акцентировать внимание ребенка на его прошлом опыте общения с родителями, на тех положительных моментах общения между ребенком и родителями, которые практически всегда присутствуют в течение времени нахождения ребенка в семье.

Если существуют перспективы временного отлучения ребенка от семьи и он напуган этим, необходимо отвлечь его чем-то интересным в окружающей обстановке, если есть возможность, незаметно привлечь к беседе другого ребенка, коммуникабельного и которые своей внешностью, возрастом и поведением подходит для установления контакта и знакомства с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Таким образом, представленная технология позволяет оптимально проводить индивидуальные беседы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и достигать тех целей, которые социальный педагог ставит перед собой в процессе общения с ребенком.

Анализ источников показывает, что отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации, наруше­ние детско-родительских отношений, не­имение возможности удовлетворять важ­ные психические потребности часто при­водят к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ре­бенка. Наиболее выраженные изменения происходят во внутриличностной сфере, межличностных отношениях, а также в эмоциональном состоянии детей. Многие ученые (И. В. Дубровина, И. Г. Малкина-Пых, Р. В. Овчарова, В. М. Целуйко) отмечают, что дети из неблагопо­лучных семей часто оказываются труд­ными в общении.

Рассматривая данный вопрос в кон­тексте исследования, можно сказать, что весьма значимой и сложной проблемой является период установления контакта с ребенком, особенно из неблагополуч­ной семьи. Указанный период начинает­ся с беседы. Первая беседа — это ди­агностическое общение, целью которого, по мнению Ю. Б. Алешиной и Л. А. Пет­ровской, служит намерение «...сформи­ровать определенное представление о собеседнике или получить у него какую- либо информацию. Здесь. партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой — отвечает. ...что­бы получить полноценный ответ, спраши­вающий должен уметь правильно зада­вать вопросы, учитывая свой собствен­ный статус и статус отвечающего, его готовность и умение давать соответ­ствующие ответы и т. д.»2.

В настоящее время имеется немало работ, посвященных проблеме организа­ции межличностного общения с разны­ми категориями людей. В них разрабо­таны различные правила и рекомендации для установления доверительных отно­шений и получения информации с целью дальнейшей развивающей и коррекцион- ной работы.



Литература


  1. Бизюк, А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования / А. П. Бизюк. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

  2. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.

  3. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатерин­бург: АРТ ЛТД, 1998. - 318 с.

  4. Ибе Л. А., Черная Е. В. Исследование особенностей развития ценностно-нормативных основ личности у воспитанников детского дома // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. 2014. №39-2, С. 125-132.

  5. Носенко Н. П., Томашвили Е. А. Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2014. №2. С. 16-19.

  6. Сиротюк, А. Л. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет / А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк. - М.: ТЦСфера, 2009. - 256 с.

  7. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Се­маго. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.

  8. Ширманова Е. В. Психологические основы диагностической беседы педагога дополнительного образования с подростками из неблагополучной семьи // Интеграция образования. 2008. №1. С. 33-37.

9.Программа развития навыков социального взаимодействия «Психосоциальное развитие детей и подростков». Москва-2012





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индивидуальная беседа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Автор: Плескачева Ирина Николаевна

Дата: 06.03.2015

Номер свидетельства: 183016

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "консультация с родителями"
    ["seo_title"] => string(29) "konsul-tatsiia-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "256807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448209962"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Анализ работы социального педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "analiz-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "136750"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417180412"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Профилактика правонарушений несовершеннолетних через формирование толерантности "
    ["seo_title"] => string(92) "profilaktika-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh-chieriez-formirovaniie-tolierantnosti"
    ["file_id"] => string(6) "243639"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445779453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства