Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. К сожалению, многие дети ни в се-мье, ни в школе так и не приобретают этого важнейшего социального навы-ка, но педагоги и психологи могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь- следо-вать социальным нормам и правилам.
Социальное устройство общества дает детям и взрослым больше воз-можностей выбора, что усложняет взаимоотношения, требует учета множе-ства нюансов и аспектов взаимодействия. Если раньше считалось важным сформировать у детей корректное поведение, то большое разнообразие соци-альных контактов и ситуаций взаимодействия современного человека делает невозможным научить ребенка «поступать правильно» и требует развития социальной компетентности.
При этом все больше детей страдают от одиночества и изоляции. Гру-бое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране или усвоенное из компьютерной игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают и не учи-тывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других. Поэтому важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность и поддерживать контакты.
Социальный педагог должен быть хорошим психологом, способным возвратить обратно, к нормальной жизни в обществе «выпавшего» из соци-ального окружения ребенка. Социальному педагогу требуется высокий уро-вень педагогических и психологических знаний для того, чтобы аккуратно корректировать детскую психику, налаживать отношения ребенка с семьей и окружающими, заботиться о духовно-культурном развитии ребенка.
По отношению к ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, все указанное особенно актуально, так как от социального педагога требуется по отношению к такому ребенку выполнение срочного, эффективного и ак-куратного плана действия для нормализации психоэмоционального состоя-ния ребенка, формирование в его сознании положительного восприятия окружающего и перспектив своего будущего. Неумелая социально-педагогическая работа с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуа-цию может привести к затянувшимся на годы, а иногда, и на всю жизнь, пси-хологическим травмам ребенка и формированию у него черт характера, при-водящих к проблемам в дальнейшей жизни.
Проводится социально-педагогическая работа с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в форме индивидуальной беседы, каждый этап которой (начало и установление контакта, сбор необходимых фактов или обмен информацией, анализ, завершение) имеет свои особенности.
Начало беседы чаще всего определяет успех или неудачу беседы, по-этому на данном этапе важно создать атмосферу непринужденности и дове-рия, привлечь ребенка к сотрудничеству.
Беседа обычно начинается с обсуждения общих тем с постепенным не-навязчивым переходом к вопросам об увлечениях и интересах ребенка, его желаниях. Темы для беседы могут быть, например, такими: «музыкальные увлечения» (современная и классическая музыка, направления в современной музыке: джаз, рок-н-ролл, поп, рок, хип-хоп, рэп); «компьютерные тех-нологии» (персональный компьютер, программное обеспечение, компьютер-ные игры, Интернет, технологии связи); «спорт и здоровье» (закаливание, фитнес, спортивные клубы); «виды спорта» (футбол, хоккей, бобслей, прыж-ки с трамплина, фигурное катание, легкая атлетика и другие виды спорта); «возможности человека» (разнообразие способностей, потенциальные воз-можности, воля, психология и парапсихология); «дарение подарков» (их ви-ды, оформление, сюрпризы, сувениры, цветы и оформление букетов); «зна-
комство» (значение имени, дружбы, общения); «мода» (красота, тенденции моды, стили и модные коллекция, модельеры).
Если в начале беседы социальному педагогу удалось установить хоро-ший контакт с ребенком, то во время следующего этапа – сбора необходимых фактов, возможно использовать прямые вопросы.
Во время этого этапа индивидуально беседы необходимо выяснить следующую информацию:
1. Семейные отношения. Состав семьи, возраст, образование и профес-сия членов семьи, характер взаимоотношений между членами семьи, какой тип взаимоотношений между родителями и ребенком (доверительно-уважительные, авторитарные, конфликтные).
2. Личностные особенности ребенка. Направленность интересов (учеба, труд, художественно-эстетическая, спортивно-туристическая, отношения со сверстниками). Активность в коллективе. Уровень ответственности, инициа-тивности, общительности, уверенности в себе, решительности, авторитета в коллективе, симпатий, агрессии.
3. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении. От-ношение к алкоголю, наркотикам, курению, нецензурной речи. Есть ли про-явления девиантного поведения.
Следующим этапом индивидуальной беседы с ребенком является ана-лиз, в ходе которого важно внимательно оценить его отношение к тем собы-тиям, людям, фактам, по поводу которых он высказывался. Следует вспом-нить те выразительные средства (слова, фразы), которыми пользовался собе-седник. Так как ребенок для педагога — чаще всего незнакомый или мало-знакомый человек, то диагностическая функция перцепции проявляется в данном случае в максимальной степени, поскольку текущая информация ста-новится основой для суждений о ребенке, и связанных с данной конкретной ситуацией, и неизбежных более общих диагностических оценок.
Эффективность анализа беседы и уровень достоверности ее результа-тов зависят от понимания педагогом содержания разных сторон общения. Необходимо обратить внимание на следующие проявления подростка в ходе беседы:
* речь: особенности словаря, грамотность изложения мыслей, интонаци-онная выразительность, скорость высказываний, проявления вербальной агрессии: выражение негативных чувств через крик, визг, словесные угрозы, проклятия, ругань;
* выразительные движения — жесты, мимика, поза, паузы между слова-ми и фразами;
* позиция, занятая в общении: активность, стремление к инициативе, первенству, доминированию или пассивная уступчивость; вызывающий тон, дерзость, агрессивность или страдательность. Место «я» в речевом общении. Непринужденность или скованность поведения; попытки скрыть свои наме-рения;
* отношение к разговору — заинтересованность предметом разговора или равнодушие; готовность поддержать разговор на общие темы или веде-ние беседы только по формальным вопросам;
* степень сконцентрированности на теме общения: настойчивость в об-суждении избранной темы или «перескакивание» на другие темы;
* динамика поведения на различных этапах общения: в первые минуты беседы, в середине, в конце. Изменение поведения при изменении ситуации (например, кто-то присоединился к беседе);
* дистанция в процессе беседы;
* реакция на мнение, противоположное собственному; проявления обид-чивости, подозрительности;
* эмоционально-психологическое состояние: выражение солидарности; позитивные и негативные эмоции, склонность к раздражению, чувство вины;
* внешний облик: одежда, прическа, физические данные.
Педагогу также следует выделить темы, которые возникли в ходе бесе-ды, с целью установления смысловых связей между ними, и высказать пред-положения о причине этих связей, опираясь на высказывания ребенка.
Все результаты анализа беседы необходимо отразить в принятой в дан-ном социальном учреждении форме учета (если беседа является частью фор-мальной процедуры социально-педагогической работы) или в более свобод-ной форме записи, которая должна быть точной, сжатой, доступной для од-нозначного собственного понимания и понимания другими специалистами (социальными работниками, педагогами, воспитателями) в будущем.
Во время завершения беседы необходимо что-то рассказать о себе, дру-гих детях, сориентировать ребенка в окружающей его ситуации, показать по-ложительные перспективы его ближайшего будущего, если ребенок все еще взволнован, попытаться успокоить его.
На основании предыдущего, аналитического этапа индивидуальной бе-седы с ребенком, когда выявились его основные проблемы, необходимо представить ребенку план решения его проблем. Если ребенок резко отрица-тельно настроен против родителей, которые нанесли ему психологическую (а, возможно, и физическую) травму, важно акцентировать внимание ребенка на его прошлом опыте общения с родителями, на тех положительных момен-тах общения между ребенком и родителями, которые практически всегда присутствуют в течение времени нахождения ребенка в семье.
Если существуют перспективы временного отлучения ребенка от семьи и он напуган этим, необходимо отвлечь его чем-то интересным в окружаю-щей обстановке, если есть возможность, незаметно привлечь к беседе друго-го ребенка, коммуникабельного и которые своей внешностью, возрастом и поведением подходит для установления контакта и знакомства с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Таким образом, представленная технология позволяет оптимально про-водить индивидуальные беседы с детьми, попавшими в трудную жизненную
ситуацию, и достигать тех целей, которые социальный педагог ставит перед собой в процессе общения с ребенком.
Анализ источников показывает, что отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации, нарушение детско-родительских отноше-ний, неимение возможности удовлетворять важные психические потребности часто приводят к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка. Наиболее выраженные изменения происходят во внутри-личностной сфере, межличностных отношениях, а также в эмоциональном состоянии детей. Многие ученые (И. В. Дубровина, И. Г. Малкина-Пых, Р. В. Овчарова, В. М. Целуйко) отмечают, что дети из неблагополучных се-мей часто оказываются трудными в общении.
Рассматривая данный вопрос в контексте исследования, можно сказать, что весьма значимой и сложной проблемой является период установления контакта с ребенком, особенно из неблагополучной семьи. Указанный период начинается с беседы. Первая беседа — это диагностическое общение, целью которого, по мнению Ю. Б. Алешиной и Л. А. Петровской, служит намерение «.сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую- либо информацию. Здесь. партнеры находятся в различных по-зициях: один спрашивает, другой — отвечает..чтобы получить полноцен-ный ответ, спрашивающий должен уметь правильно задавать вопросы, учи-тывая свой собственный статус и статус отвечающего, его готовность и уме-ние давать соответствующие ответы и т. д.»2.
В настоящее время имеется немало работ, посвященных проблеме ор-ганизации межличностного общения с разными категориями людей. В них разработаны различные правила и рекомендации для установления довери-тельных отношений и получения информации с целью дальнейшей развива-ющей и коррекцион- ной работы.
Литература
1 Бизюк, А. П. Компендиум методов нейропсихологического ис-следования / А. П. Бизюк. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
2 Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жу-кова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.
3 Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1998. - 318 с.
4 Ибе Л. А., Черная Е. В. Исследование особенностей развития ценностно-нормативных основ личности у воспитанников детского дома // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. 2014. №39-2, С. 125-132.
5 Носенко Н. П., Томашвили Е. А. Особенности развития двига-тельной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвити-ем речи // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2014. №2. С. 16-19.
6 Сиротюк, А. Л. Современная методика развития детей от рожде-ния до 9 лет / А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк. - М.: ТЦСфера, 2009. - 256 с.
7 Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и кор-рекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.
8 Ширманова Е. В. Психологические основы диагностической бе-седы педагога дополнительного образования с подростками из неблагопо-лучной семьи // Интеграция образования. 2008. №1. С. 33-37.
9.Программа развития навыков социального взаимодействия «Психо-социальное развитие детей и подростков». Москва-2012