kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическая безопасность образовательной среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендуется для ознакомления педагогам-психологам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая безопасность образовательной среды»

Психологическая безопасность образовательной среды.

Е.Е. Алешина, педагог-психолог

МБОУ СОШ №18 г. Ставрополя

Образовательная среда – есть психолого-педагогическая реальность, в рамках которой в специально организованных условиях решаются образовательные задачи и задачи социализации ребенка, а так же осуществляется психологическое развитие личности обучающихся. Образовательная среда современной школы должна способствовать сохранению здоровья, благополучия ребенка и максимальной реализации его возможностей.

В современном социуме появились новые агенты социализации и новые социальные факторы влияния на становление человека, все чаще актуализируются вопросы психологического насилия, воздействия информации, наносящий вред здоровью и развитию детей, других психологических угроз. Стремительность изменений социальной жизни снижает психологический ресурс сопротивляемости детей и молодежи негативным воздействием среды, способствует усилению роста различных форм отклоняющего поведения.

Формы отклоняющего поведения:

  1. Девиантное (отклоняющееся)

  2. Акцентуированное (психопатологическое)

  3. Нестандартное (на основе гиперспособностей)

  4. Деструктивное

  5. Делинквентное (Антисоциальное) – хулиганство, кражи, преступность и т.п.

  6. Аддиктивное – наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм, игровая зависимость и т.п.

  7. Ассоциальное – агрессивное поведение, насилие, бродяжничество и т.п.

  8. Аутоагрессивное – самоповреждение, суицидальное поведение и т.п.

Понятие «безопасность» имеет различную трактовку. С одной стороны безопасность – это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению и устойчивому развитию (ресурсный подход). С другой стороны – это система гарантий, обеспечивающих защиту от внутренних и внешних угроз (средовый подход). Безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования и устойчивого развития.

Психологическая безопасность образовательной среды – это процесс обеспечения сохранения и развития психических функций, личностного роста и социализации включенных в нее участников, максимальной реализации их способностей во взаимодействии и неразрывной связи с образовательной средой.

Риски, угрозы и критерии психологической безопасности образовательной среды.

Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо выявить сущностные характеристики рисков и угроз, и сформировать критерии их ликвидации, нейтрализации или ослабления влияния.



Риски и угрозы:

  1. Риск получения психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей участников взаимодействия; основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия; Низкая значимость коллективных целей, мнений и ценностей характеризующих образовательную среду и, как следствие желание ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм.

  2. Отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основных потребностей в личностно-доверительном общении, что проявляется в отсутствии эмоционального комфорта, возможности высказать свою точку зрения, сохранить личное достоинство, обратиться за помощью.

  3. Неразвитость системы психологической помощи, в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной.

В соответствии с вышеперечисленными угрозами можно выделить четыре критерии психологической безопасности образовательной среды:

  1. Защищенность от психологического насилия, убежденность в том, что пребывание в такой образовательной среде безопасно.

  2. Отношение к образовательной среде как важной, значимой; ориентироваться в своей деятельности и поведении на коллективные цели, мнения и ценности.

  3. Уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия участников образовательных отношений, удовлетворенность в личностно-доверительном общении.

  4. Эффективность деятельности службы сопровождения в системе образования.

Устранение, нейтрализация или ослабление влияния перечисленных угроз в образовательной среде будет способствовать обеспечению ее психологической безопасности. Наряду с этим необходимо насыщать образовательный процесс адаптивно-развивающими, психолого-педагогическими и социально-педагогическими технологиями, которые повышают ресурсную устойчивость.

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в кризисных ситуациях.

Риски и угрозы порождаемые кризисными ситуациями:

К кризисам, способным оказать серьезное влияние на обучающихся и их родителей, преподавателей и администрацию образовательных учреждений относят:

- Несчастные случаи с учащимися или преподавателями;

- насилие;

- суицидальные риски;

- захват заложников;

- техногенные катастрофы (пожары, аварии, взрывы и т.п.);

- природные бедствия (землетрясения, наводнения и т.п.)

Реакция детей на травматические события зависит от тяжести ситуации, возраста обучающихся, их индивидуально-психологических и личностных особенностей. Именно на вывод человека из кризисной ситуации, преодоление негативного и формирование позитивного отношения человека к себе, окружающим и миру в целом должна быть направлена психологическая помощь.

Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания.

Обеспечение безопасности образовательной среды в кризисных ситуациях включает три основных типа мероприятий:

  1. Профилактические меры;

  2. Непосредственное действие в чрезвычайных ситуациях;

  3. Послекризисные меры.

Профилактические меры.

Профилактические меры, дающие чувство защищенности и реальную безопасность, обеспечиваются в образовательном пространстве целой системой воздействия: создание доброжелательной, принимающей, творческой атмосферы в школе, разработка кризисного плана, установление прочных связей с региональными службами безопасности.

Действия в ситуации кризиса включают:

- подготовку учителей и персонала, согласование с планом действия по предупреждению и ликвидации ЧС различного уровня;

- вовлечение других служб: полиции, представителей МЧС, медицинских работников, службы социальной поддержки;

- определение регулярности встреч антикризисных бригад, действующих в образовательных организациях, и местного антикризисного подразделения;

- выявление и обсуждение потенциально опасных ситуаций, а так же учащихся с эмоциональными и поведенческими проблемами.

Основные цели профилактических мер: выявление слабых сторон, раскрытие ресурсов, улучшение координации различных служб, прояснение роли сферы влияния и ответственности каждой службы, повышение общей эффективности действий антикризисной бригады.

(В школе сформирована антикризисная бригада, составлен план мероприятий по предотвращению кризисных ситуаций).



Раннее вмешательство в кризисной ситуации.

Создание безопасной школы предполагает работу с учащимися «группы риска», которые могут проявлять агрессивное поведение, склонность к суицидальному поведению, химическую зависимость.

Необходимо внимание к ранним, предостерегающим признакам трудностей как академических, так и поведенческих. Низкая школьная успеваемость, отсутствие академических интересов, чрезмерная изоляция, одиночество, выраженная агрессивность в рисунках и сочинениях, неконтролируемые вспышки гнева, дисциплинарные проблемы, нетерпимость к различиям, употребление наркотиков и алкоголя, угрозы насилия – эти и другие особенности поведения учащегося могут быть знаком того, что требуется помощь выхода из сложной ситуации.

Незамедлительное вмешательство в опасных ситуациях

Незамедлительное вмешательство необходимо при следующих обстоятельствах:

Обучающийся представляет подробный план (время, место, способ) нанесения повреждений себе или другим; у обучающегося есть оружие, и он угрожает применить его.

В подобных случаях незамедлительно должны быть поставлены в известность руководитель школы, родители, опекуны, а так же следует обратиться за помощью в соответствующие службы (полицию, скорую мед.помощь, психолого-педагогический центр и т.п.)

Реакция на эти опасные ситуации должна находиться в соответствии со школьной политикой, законодательством и школьным планом действия в ситуациях насилия.

Профилактика суицидального поведения

Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда ребенок угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло.

Первичные меры: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска, оказание медико-психологической помощи конкретной личности. Создать здоровую среду в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Должна быть разработана эффективная модель взаимодействия школы и семьи.

Поведенческие признаки: депрессивное настроение, изменение аппетита, поведения, успеваемости, безнадежность, беспомощность, потеря интереса к тому, что раньше интересовало, изоляция.

Вторичные меры: что делать, когда учащийся угрожает кончить жизнь самоубийством. Главная цель – предотвратить суицид: проводить учащегося в безопасное место, снабженное телефоном, отделить от сверстников, активное слушание, поощрение открытого выражения чувств. Необходимо оповестить администрацию школы, родителей, эктренную психологическую службу.

Третичные меры: после угрозы, попытки или совершения самоубийства. Это – травматическое, кризисное событие для очевидцев и свидетелей происшествия. Необходимы адекватные и своевременные действия для снижения последствий и уменьшения вероятности дальнейших случаев. Сюда входит оповещение, возможность проконсультироваться с клиническим психологом (кризисное консультирование).

Посткризисное сопровождение.

Члены кризисной команды должны иметь представление о естественных реакциях на стресс. Разные люди могут реагировать очень по разному в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, религиозных представлений, культурных ценностей.

Специалисты школ и более широкого сообщества должны быть включены в оказание помощи. Часто бывает необходима помощь родителям в понимании реакций ребенка на насилие и травму. Ребенок может пережить необоснованные страхи относительно будущего, расстройства сна, заболеть и т.п. Учителя и персонал также должны получить помощь по восстановлению самоконтроля, возможности справиться со своими собственными чувствами, тревогами, реакциями на кризис. Помощь пострадавшим и членам их семей поможет вернуться в школьную среду.

Заключение.

Безопасная школа, социальное окружение – необходимые условия нормального развития ребенка. Они обеспечиваются целой системой мер и действий: созданием доброжелательной и принимающей атмосферы в школе; разработка процедур действия в ЧС; подготовкой материально технического обеспечения для эффективной работы во время ЧС; подготовкой персонала; взаимодействием с соответствующими службами.

Эти и другие шаги составляют основу системы, обеспечивающей безопасность образовательной среды.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Психологическая безопасность образовательной среды

Автор: Алешина Елена Егоровна

Дата: 22.04.2019

Номер свидетельства: 508029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»"
    ["seo_title"] => string(121) "proghrammapsikhologhichieskaiabiezopasnostobrazovatielnoisriedyshkolyiieiepsikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "307799"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1458451345"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Статья "Психологическая безопасность образовательной среды""
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-psikhologhichieskaia-biezopasnost-obrazovatiel-noi-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "307795"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458449620"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Информационно-психологическая безопасность как основной элемент психологической безопасности образовательной среды"
    ["seo_title"] => string(80) "informatsionno_psikhologhichieskaia_biezopasnost_kak_osnovnoi_eliemient_psikholo"
    ["file_id"] => string(6) "402024"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490078907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Организация и проведение экспертизы образовательной среды на  предмет создания условий психологической безопасности учащихся "
    ["seo_title"] => string(146) "orghanizatsiia-i-proviedieniie-ekspiertizy-obrazovatiel-noi-sriedy-na-priedmiet-sozdaniia-uslovii-psikhologhichieskoi-biezopasnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "177518"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424675688"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Психологическая модель безопасности образовательной среды."
    ["seo_title"] => string(65) "psikhologhichieskaia_modiel_biezopasnosti_obrazovatiel_noi_sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "385878"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485843963"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства