Образовательная среда – есть психолого-педагогическая реальность, в рамках которой в специально организованных условиях решаются образовательные задачи и задачи социализации ребенка, а так же осуществляется психологическое развитие личности обучающихся. Образовательная среда современной школы должна способствовать сохранению здоровья, благополучия ребенка и максимальной реализации его возможностей.
В современном социуме появились новые агенты социализации и новые социальные факторы влияния на становление человека, все чаще актуализируются вопросы психологического насилия, воздействия информации, наносящий вред здоровью и развитию детей, других психологических угроз. Стремительность изменений социальной жизни снижает психологический ресурс сопротивляемости детей и молодежи негативным воздействием среды, способствует усилению роста различных форм отклоняющего поведения.
Формы отклоняющего поведения:
Девиантное (отклоняющееся)
Акцентуированное (психопатологическое)
Нестандартное (на основе гиперспособностей)
Деструктивное
Делинквентное (Антисоциальное) – хулиганство, кражи, преступность и т.п.
Аддиктивное – наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм, игровая зависимость и т.п.
Ассоциальное – агрессивное поведение, насилие, бродяжничество и т.п.
Аутоагрессивное – самоповреждение, суицидальное поведение и т.п.
Понятие «безопасность» имеет различную трактовку. С одной стороны безопасность – это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению и устойчивому развитию (ресурсный подход). С другой стороны – это система гарантий, обеспечивающих защиту от внутренних и внешних угроз (средовый подход). Безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования и устойчивого развития.
Психологическая безопасность образовательной среды – это процесс обеспечения сохранения и развития психических функций, личностного роста и социализации включенных в нее участников, максимальной реализации их способностей во взаимодействии и неразрывной связи с образовательной средой.
Риски, угрозы и критерии психологической безопасности образовательной среды.
Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо выявить сущностные характеристики рисков и угроз, и сформировать критерии их ликвидации, нейтрализации или ослабления влияния.
Риски и угрозы:
Риск получения психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей участников взаимодействия; основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия; Низкая значимость коллективных целей, мнений и ценностей характеризующих образовательную среду и, как следствие желание ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм.
Отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основных потребностей в личностно-доверительном общении, что проявляется в отсутствии эмоционального комфорта, возможности высказать свою точку зрения, сохранить личное достоинство, обратиться за помощью.
Неразвитость системы психологической помощи, в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной.
В соответствии с вышеперечисленными угрозами можно выделить четыре критерии психологической безопасности образовательной среды:
Защищенность от психологического насилия, убежденность в том, что пребывание в такой образовательной среде безопасно.
Отношение к образовательной среде как важной, значимой; ориентироваться в своей деятельности и поведении на коллективные цели, мнения и ценности.
Уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия участников образовательных отношений, удовлетворенность в личностно-доверительном общении.
Эффективность деятельности службы сопровождения в системе образования.
Устранение, нейтрализация или ослабление влияния перечисленных угроз в образовательной среде будет способствовать обеспечению ее психологической безопасности. Наряду с этим необходимо насыщать образовательный процесс адаптивно-развивающими, психолого-педагогическими и социально-педагогическими технологиями, которые повышают ресурсную устойчивость.
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в кризисных ситуациях.
Риски и угрозы порождаемые кризисными ситуациями:
К кризисам, способным оказать серьезное влияние на обучающихся и их родителей, преподавателей и администрацию образовательных учреждений относят:
- Несчастные случаи с учащимися или преподавателями;
- насилие;
- суицидальные риски;
- захват заложников;
- техногенные катастрофы (пожары, аварии, взрывы и т.п.);
- природные бедствия (землетрясения, наводнения и т.п.)
Реакция детей на травматические события зависит от тяжести ситуации, возраста обучающихся, их индивидуально-психологических и личностных особенностей. Именно на вывод человека из кризисной ситуации, преодоление негативного и формирование позитивного отношения человека к себе, окружающим и миру в целом должна быть направлена психологическая помощь.
Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания.
Обеспечение безопасности образовательной среды в кризисных ситуациях включает три основных типа мероприятий:
Профилактические меры;
Непосредственное действие в чрезвычайных ситуациях;
Послекризисные меры.
Профилактические меры.
Профилактические меры, дающие чувство защищенности и реальную безопасность, обеспечиваются в образовательном пространстве целой системой воздействия: создание доброжелательной, принимающей, творческой атмосферы в школе, разработка кризисного плана, установление прочных связей с региональными службами безопасности.
Действия в ситуации кризиса включают:
- подготовку учителей и персонала, согласование с планом действия по предупреждению и ликвидации ЧС различного уровня;
- вовлечение других служб: полиции, представителей МЧС, медицинских работников, службы социальной поддержки;
- определение регулярности встреч антикризисных бригад, действующих в образовательных организациях, и местного антикризисного подразделения;
- выявление и обсуждение потенциально опасных ситуаций, а так же учащихся с эмоциональными и поведенческими проблемами.
Основные цели профилактических мер: выявление слабых сторон, раскрытие ресурсов, улучшение координации различных служб, прояснение роли сферы влияния и ответственности каждой службы, повышение общей эффективности действий антикризисной бригады.
(В школе сформирована антикризисная бригада, составлен план мероприятий по предотвращению кризисных ситуаций).
Раннее вмешательство в кризисной ситуации.
Создание безопасной школы предполагает работу с учащимися «группы риска», которые могут проявлять агрессивное поведение, склонность к суицидальному поведению, химическую зависимость.
Необходимо внимание к ранним, предостерегающим признакам трудностей как академических, так и поведенческих. Низкая школьная успеваемость, отсутствие академических интересов, чрезмерная изоляция, одиночество, выраженная агрессивность в рисунках и сочинениях, неконтролируемые вспышки гнева, дисциплинарные проблемы, нетерпимость к различиям, употребление наркотиков и алкоголя, угрозы насилия – эти и другие особенности поведения учащегося могут быть знаком того, что требуется помощь выхода из сложной ситуации.
Незамедлительное вмешательство в опасных ситуациях
Незамедлительное вмешательство необходимо при следующих обстоятельствах:
Обучающийся представляет подробный план (время, место, способ) нанесения повреждений себе или другим; у обучающегося есть оружие, и он угрожает применить его.
В подобных случаях незамедлительно должны быть поставлены в известность руководитель школы, родители, опекуны, а так же следует обратиться за помощью в соответствующие службы (полицию, скорую мед.помощь, психолого-педагогический центр и т.п.)
Реакция на эти опасные ситуации должна находиться в соответствии со школьной политикой, законодательством и школьным планом действия в ситуациях насилия.
Профилактика суицидального поведения
Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда ребенок угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло.
Первичные меры: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска, оказание медико-психологической помощи конкретной личности. Создать здоровую среду в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Должна быть разработана эффективная модель взаимодействия школы и семьи.
Поведенческие признаки: депрессивное настроение, изменение аппетита, поведения, успеваемости, безнадежность, беспомощность, потеря интереса к тому, что раньше интересовало, изоляция.
Вторичные меры: что делать, когда учащийся угрожает кончить жизнь самоубийством. Главная цель – предотвратить суицид: проводить учащегося в безопасное место, снабженное телефоном, отделить от сверстников, активное слушание, поощрение открытого выражения чувств. Необходимо оповестить администрацию школы, родителей, эктренную психологическую службу.
Третичные меры: после угрозы, попытки или совершения самоубийства. Это – травматическое, кризисное событие для очевидцев и свидетелей происшествия. Необходимы адекватные и своевременные действия для снижения последствий и уменьшения вероятности дальнейших случаев. Сюда входит оповещение, возможность проконсультироваться с клиническим психологом (кризисное консультирование).
Посткризисное сопровождение.
Члены кризисной команды должны иметь представление о естественных реакциях на стресс. Разные люди могут реагировать очень по разному в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, религиозных представлений, культурных ценностей.
Специалисты школ и более широкого сообщества должны быть включены в оказание помощи. Часто бывает необходима помощь родителям в понимании реакций ребенка на насилие и травму. Ребенок может пережить необоснованные страхи относительно будущего, расстройства сна, заболеть и т.п. Учителя и персонал также должны получить помощь по восстановлению самоконтроля, возможности справиться со своими собственными чувствами, тревогами, реакциями на кризис. Помощь пострадавшим и членам их семей поможет вернуться в школьную среду.
Заключение.
Безопасная школа, социальное окружение – необходимые условия нормального развития ребенка. Они обеспечиваются целой системой мер и действий: созданием доброжелательной и принимающей атмосферы в школе; разработка процедур действия в ЧС; подготовкой материально технического обеспечения для эффективной работы во время ЧС; подготовкой персонала; взаимодействием с соответствующими службами.
Эти и другие шаги составляют основу системы, обеспечивающей безопасность образовательной среды.