kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Психологическая безопасность образовательной среды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая безопасность образовательной среды

      Происходящие в современном обществе достаточно радикальные социальные, политические и экономические перемены затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности.

      Социальные и экономические преобразования, характерные для любой страны, не обходят стороной и Казахстан. Становление независимости, формирование государственности и рыночной экономики изменили жизнь и деятельность жителей республики, поставили новые ориентиры перед всеми сферами общества.  В таких условиях современная система образования должна быть гибкой и быстро перестраиваться под нужды общественной жизни и производства. Республике необходимы кадры, способные эффективно трудиться в современных экономических и социальных условиях. Это находит подтверждение в Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, в котором отмечается, что «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?

   Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования.

 В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах… Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации…»[1].

В условиях расширения информационного пространства и вхождения в мировое образовательное сообщество, усиления роли образования в формировании человеческих ресурсов как критериев уровня социально-экономического развития страны важно соответствие системы образования новым требованиям. [2].

Цель современного образования воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условий для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Для этого необходимо создать благоприятную среду образования.

        По мнению В.А. Ясвина, среда образования – это система влияний и условий формирования личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [3]. Роль и место образовательной среды определяется с позиции эффективности, результативности и качества образования и, следовательно, эффективности и качества их взаимного воздействия на принципах прямой и обратной связи. С этих же позиций оценивается ее состояние и развитие.

      Исходя из этого учебно-воспитательный процесс в школе должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал созданию оптимальных условий для развития интеллектуальной сферы личности, воспитания гражданственности, привития принципов демократизации, уважения прав и свобод личности, толерантности и гуманизма. В таких условиях вопрос безопасности человека встает на первое место, как в государственной политике, так и в системе образования.
И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [4].  

Психологическая безопасность есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Учащиеся, находясь в стремительно изменяющихся условиях внешней среды (в том числе образовательной), нуждаются в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых происходит жизнедеятельность.

  А в современной практике сопровождение рассматривается, в первую очередь, как система профессиональной деятельности психолога, направленной на
создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития  ребенка  в  ситуациях  школьного  взаимодействия  [5].  Педагог-психолог играет очень большую роль в формировании благоприятной образовательной среды. Общей целью деятельности специалиста является осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения.

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17.01.2014 года».

  2. Инструктивно-методическое письмо на 2015-2016 учебный год.

  3. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию.- М. 2001. С.

  4. Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Баевой. М., 2009.

  5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.


     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Психологическая безопасность образовательной среды"»

«КГУ Ганькинская неполная средняя школа»

Байбородова Елена Владимировна



Происходящие в современном обществе достаточно радикальные социальные, политические и экономические перемены затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности.

Социальные и экономические преобразования, характерные для любой страны, не обходят стороной и Казахстан. Становление независимости, формирование государственности и рыночной экономики изменили жизнь и деятельность жителей республики, поставили новые ориентиры перед всеми сферами общества. В таких условиях современная система образования должна быть гибкой и быстро перестраиваться под нужды общественной жизни и производства. Республике необходимы кадры, способные эффективно трудиться в современных экономических и социальных условиях. Это находит подтверждение в Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, в котором отмечается, что «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?

Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования.

 В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах… Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации…»[1].

В условиях расширения информационного пространства и вхождения в мировое образовательное сообщество, усиления роли образования в формировании человеческих ресурсов как критериев уровня социально-экономического развития страны важно соответствие системы образования новым требованиям. [2].

Цель современного образования воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условий для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Для этого необходимо создать благоприятную среду образования.

По мнению В.А. Ясвина, среда образования – это система влияний и условий формирования личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [3]. Роль и место образовательной среды определяется с позиции эффективности, результативности и качества образования и, следовательно, эффективности и качества их взаимного воздействия на принципах прямой и обратной связи. С этих же позиций оценивается ее состояние и развитие.

Исходя из этого учебно-воспитательный процесс в школе должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал созданию оптимальных условий для развития интеллектуальной сферы личности, воспитания гражданственности, привития принципов демократизации, уважения прав и свобод личности, толерантности и гуманизма. В таких условиях вопрос безопасности человека встает на первое место, как в государственной политике, так и в системе образования.
И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [4]. 

Психологическая безопасность есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Учащиеся, находясь в стремительно изменяющихся условиях внешней среды (в том числе образовательной), нуждаются в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых происходит жизнедеятельность.

А в современной практике сопровождение рассматривается, в первую очередь, как система профессиональной деятельности психолога, направленной на
создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития  ребенка  в  ситуациях  школьного  взаимодействия  [5].  Педагог-психолог играет очень большую роль в формировании благоприятной образовательной среды. Общей целью деятельности специалиста является осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения.

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17.01.2014 года».

  2. Инструктивно-методическое письмо на 2015-2016 учебный год.

  3. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию.- М. 2001. С.

  4. Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Баевой. М., 2009.

  5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.





























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Психологическая безопасность образовательной среды"

Автор: Байбородова Елена Владимировна

Дата: 20.03.2016

Номер свидетельства: 307795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Статья на тему: Основы безопасности образовательного процесса"
    ["seo_title"] => string(60) "statia_na_temu_osnovy_bezopasnosti_obrazovatelnogo_protsessa"
    ["file_id"] => string(6) "476300"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535123409"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "статья Сенсорная комната как уникальный инструмент сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_siensornaia_komnata_kak_unikal_nyi_instrumient_sokhranieniia_i_ukrieplie"
    ["file_id"] => string(6) "364158"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480489574"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён""
    ["seo_title"] => string(46) "statia_v_smi_preduprezhdion_znachit_vooruzhion"
    ["file_id"] => string(6) "569610"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610214919"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(114) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "229792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441885262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства