Статья "Психологическая безопасность образовательной среды"
Статья "Психологическая безопасность образовательной среды"
Психологическая безопасность образовательной среды
Происходящие в современном обществе достаточно радикальные социальные, политические и экономические перемены затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности.
Социальные и экономические преобразования, характерные для любой страны, не обходят стороной и Казахстан. Становление независимости, формирование государственности и рыночной экономики изменили жизнь и деятельность жителей республики, поставили новые ориентиры перед всеми сферами общества. В таких условиях современная система образования должна быть гибкой и быстро перестраиваться под нужды общественной жизни и производства. Республике необходимы кадры, способные эффективно трудиться в современных экономических и социальных условиях. Это находит подтверждение в Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, в котором отмечается, что «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?
Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования.
В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах… Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации…»[1].
В условиях расширения информационного пространства и вхождения в мировое образовательное сообщество, усиления роли образования в формировании человеческих ресурсов как критериев уровня социально-экономического развития страны важно соответствие системы образования новым требованиям. [2].
Цель современного образования воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условий для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Для этого необходимо создать благоприятную среду образования.
По мнению В.А. Ясвина, среда образования – это система влияний и условий формирования личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [3]. Роль и место образовательной среды определяется с позиции эффективности, результативности и качества образования и, следовательно, эффективности и качества их взаимного воздействия на принципах прямой и обратной связи. С этих же позиций оценивается ее состояние и развитие.
Исходя из этого учебно-воспитательный процесс в школе должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал созданию оптимальных условий для развития интеллектуальной сферы личности, воспитания гражданственности, привития принципов демократизации, уважения прав и свобод личности, толерантности и гуманизма. В таких условиях вопрос безопасности человека встает на первое место, как в государственной политике, так и в системе образования.
И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [4].
Психологическая безопасность есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Учащиеся, находясь в стремительно изменяющихся условиях внешней среды (в том числе образовательной), нуждаются в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых происходит жизнедеятельность.
А в современной практике сопровождение рассматривается, в первую очередь, как система профессиональной деятельности психолога, направленной на
создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия [5]. Педагог-психолог играет очень большую роль в формировании благоприятной образовательной среды. Общей целью деятельности специалиста является осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения.
Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17.01.2014 года».
Инструктивно-методическое письмо на 2015-2016 учебный год.
Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию.- М. 2001. С.
Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Баевой. М., 2009.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Психологическая безопасность образовательной среды"»
«КГУ Ганькинская неполная средняя школа»
Байбородова Елена Владимировна
Происходящие в современном обществе достаточно радикальные социальные, политические и экономические перемены затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности.
Социальные и экономические преобразования, характерные для любой страны, не обходят стороной и Казахстан. Становление независимости, формирование государственности и рыночной экономики изменили жизнь и деятельность жителей республики, поставили новые ориентиры перед всеми сферами общества. В таких условиях современная система образования должна быть гибкой и быстро перестраиваться под нужды общественной жизни и производства. Республике необходимы кадры, способные эффективно трудиться в современных экономических и социальных условиях. Это находит подтверждение в Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, в котором отмечается, что «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?
Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования.
В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах… Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации…»[1].
В условиях расширения информационного пространства и вхождения в мировое образовательное сообщество, усиления роли образования в формировании человеческих ресурсов как критериев уровня социально-экономического развития страны важно соответствие системы образования новым требованиям. [2].
Цель современного образования воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условий для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Для этого необходимо создать благоприятную среду образования.
По мнению В.А. Ясвина, среда образования – это система влияний и условий формирования личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [3]. Роль и место образовательной среды определяется с позиции эффективности, результативности и качества образования и, следовательно, эффективности и качества их взаимного воздействия на принципах прямой и обратной связи. С этих же позиций оценивается ее состояние и развитие.
Исходя из этого учебно-воспитательный процесс в школе должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал созданию оптимальных условий для развития интеллектуальной сферы личности, воспитания гражданственности, привития принципов демократизации, уважения прав и свобод личности, толерантности и гуманизма. В таких условиях вопрос безопасности человека встает на первое место, как в государственной политике, так и в системе образования. И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [4].
Психологическая безопасность есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Учащиеся, находясь в стремительно изменяющихся условиях внешней среды (в том числе образовательной), нуждаются в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых происходит жизнедеятельность.
А в современной практике сопровождение рассматривается, в первую очередь, как система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия [5]. Педагог-психолог играет очень большую роль в формировании благоприятной образовательной среды. Общей целью деятельности специалиста является осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения.
Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17.01.2014 года».
Инструктивно-методическое письмо на 2015-2016 учебный год.
Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию.- М. 2001. С.
Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Баевой. М., 2009.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.