kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационно-психологическая безопасность как основной элемент психологической безопасности образовательной среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное понимание психологической безопасности образовательной среды в контексте учета оптимального соотношения интересов личности, общества и государства выдвигает задачу рассмотрения нового аспекта этой проблемы – информационно-психологической безопас-ности. Выделение информационно-психологической безопасности в качестве самостоятельного направления связано также с тем, что процессы и технология воздействия информационной среды на духовную сферу обладает качественной спецификой, которая определяет необходимость рассмотрения этой проблематики в концептуальном, методологическом и методическом плане.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-психологическая безопасность как основной элемент психологической безопасности образовательной среды»

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


Игорь Васильевич Владарский

преподаватель высшей категории, преподаватель-методист

ГБОУ ЛНР Стахановский колледж технологий машиностроения г. Стаханов

vlod-xxx@rambler.ru


Аннотация. Современное понимание психологической безопасности образовательной среды в контексте учета оптимального соотношения интересов личности, общества и государства выдвигает задачу рассмотрения нового аспекта этой проблемы – информационно-психологической безопас-ности. Выделение информационно-психологической безопасности в качестве самостоятельного направления связано также с тем, что процессы и технология воздействия информационной среды на духовную сферу обладает качественной спецификой, которая определяет необходимость рассмотрения этой проблематики в концептуальном, методологическом и методическом плане.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, психологическая безопасность, безопасность образовательной среды, информационная среда, облачные технологии, информационный стресс, информационная экология, психологическая защита личности.

Содержание понятия «информационно-психологическая безопасность» в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информацион-ных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. Иными словами, речь идет о таких социальных процессах, которые затруд-няют или препятствуют оптимальному функционированию государственных, социальных и образовательных институтов общества и человека как полноправного и свободного гражданина.

В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение сети Интернет как всемирной информационной среды. Но, несмотря на глобальное значение Интернета у современного общества стали возникать проблемы с использованием сети. Личность детей и подростков, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков информации, в связи, с чем возникает острая необходимость введения в психологическую образовательную среду новых компонентов, связанных с обучением информационно-психологической безопасности.

При анализе информационно-психологического воздействия в последнее время стали более активно использоваться понятия манипулятивного воздействия и манипуляции, предпринимаются попытки осмысления их психологической сущности. При этом выделяются два аспекта понимания манипуляции – прямой и метафорический. Во втором случае предлагается отождествление понятия «манипуляция» с видом психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения людей к совершению определенных действий, изменения их психологических характеристик и состояний. Особенно ярко это проявляется в образовательной среде.

Рассмотрим подробнее оба аспекта безопасного образовательного пространства, а именно информационную безопасность и психологическую безопасность образовательной среды.

Информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования. Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия. Информационная безопасность, как часть национальной, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании – без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной безопасности детей и подростков.

Для выяснения информации о количестве проводимого времени учащимися за компьютером в сети Интернет, ребятам 14-15 лет были предложены следующие вопросы:

  1. Сколько времени вы проводите в сети Интернет в будние дни?

  2. Сколько времени вы проводите в сети Интернет в выходные дни?

  3. Сколько времени в сети Интернет проводят ваши родители?

Из этого опроса выяснили, что 1/3 опрошенных детей и подростков проводят в будние дни в интернете 5-8 часов, а 2/3 детей и подростков от 1 до 3 часов. В выходные дни количество посещений в онлайн увеличивается в разы. И лишь четверо ребят, из опрошенных, ответили, что у них временно отсутствует Интернет, о чем они очень сожалеют. Родители пользуются Интернетом значительно умереннее, чем дети и подростки. Треть взрослых в будни и каждый четвертый в выходные меньше часа находятся в онлайн. Большинство подростков пользуются своими компьютерами, ноутбуками, сотовыми телефонами. Среди взрослых этот вариант также популярен, как и семейный компьютер или ноутбук, мобильный интернет у детей в два раза более популярен, чем у родителей, так же, как и выход в Интернет через игровые приставки и телевизоры. Учитывая только мобильный телефон и смартфон, мобильным интернетом сегодня пользуется практически каждый второй ребенок. Причем подростки зачастую находятся в онлайн прямо на уроках, пряча свой телефон под партой. Это отвлекает ученика от усвоения программы на уроке. Многие учащиеся испытывают огромную зависимость от интернета и не представляют жизни без него. Характерно, что в большинстве случаев интернет-общение захватывает именно те личности, которые испытывают дефицит общения в реальной жизни и не имеют сложившихся ярко выраженных стереотипов общения. Взгляды на межличностное взаимодействие у такого человека будут формироваться на основе сетевого, а не реального опыта. И, следовательно, неизбежен неосознанный перенос этого опыта на общение в повседневной жизни. Масштабность и мощность воздействия информационных факторов на психику детей и подростков выдвигает обеспечение информационной безопасности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы особенно в рамках образовательной среды.

Образовательная среда – часть жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологи-ческих характеристик, которая становится значимой проблемой в связи с ростом психологического насилия в процессе взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и администрации учебных заведений. Родители, педаго-ги, администрация учебных заведений не всегда готовы решать эту проблему самостоятельно, зачастую им не хватает элементарных психологических знаний.

Можно выделить следующие параметры безопасной образовательной среды: качество межличностных отношений ребенка; защищенность ребенка в образовательной среде учебного заведения; эмоциональная комфортность ребенка в образовательной среде; удовлетворенность ребенка образователь-ной средой. Говоря о безопасной образовательной среде, нужно иметь в виду не только ребенка, но и педагога, и администратора, и родителей. Таким образом, можно выделить следующие критерии психологической безопасности:

  • Уровень удовлетворенности участниками образовательного процесса основными характеристиками процесса взаимодействия.

  • Защищенность от психологического насилия.

  • Защита от всех форм дискриминации.

  • Наличие безопасных условий труда и учебы.

  • Минимализация стрессовых ситуаций.

  • Улучшение физического, психического и духовного здоровья субъектов образовательного процесса.

  • Повышение уровня психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

  • Референтная значимость образовательной среды учебного учреждения. Развитая система психологической помощи в образовательном учреждении.

  • Снижение эмоционального выгорания педагогов.

Так же следует обозначить причины, приводящие к нарушению психологической безопасности субъектов образования:

  • Психологическое насилие в процессе взаимодействия (физическое, психическое, духовное воздействие), как правило, это приводит к получению ребенком психологической травмы.

  • Фрустрация основных нужд и потребностей ребенка.

  • Отсутствие личностно – доверительного общения между всеми участниками образовательной среды.

  • Угрозы, унижения, чрезмерные требования, предъявляемые к ученику.

Как видим информационно-психологическая безопасность вклю-чает в себя два основных направления – это информационная безопас-ность и классическая безопасность образовательной среды хорошо известная нам из педагогики. На современном этапе развития образова-ния оба эти направления тесно переплелись в понятии информационно-психологическая безопасность.

Источников угроз информационно-психологической безопасности существует великое множество, и проявляться они могут через СМИ, разные направления массовой культуры, воспитание, личное общение, образовательные системы и культовые образования.

Выделяют несколько видов так называемой «вредоносной» информации, могущей нанести серьёзный вред психике человека. К ней можно отнести:

  • информацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

  • призывы к войне;

  • пропаганду ненависти, вражды и превосходства;

  • распространение порнографии;

  • посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей;

  • рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную);

  • информацию, оказывающую неосознаваемое деструктивное воз-действие на психику людей.

Какие же неблагоприятные информационные факторы привели к тому, что возникли угрозы для личности? Основной из них является так называемый «информационный взрыв» или лавинообразное увеличение всех видов традиционной, печатной информации (научной, научно-технической, экономической, научно-популярной, юридической, коммерческой, эстетичес-кой и так далее). Еще большими темпами развиваются электронные инфор-мационные ресурсы, масштабы которых трудно поддаются измерению. Количественный рост информации привел к тому, что личность и особенно личность ребенка – школьника, учащегося, студента не может воспринять, осмыслить, систематизировать даже те источники информации, которые необходимы ей в образовательной, профессиональной деятельности. Этот фактор породил избыток, перенасыщение информационной среды. Большое количество информации, даже без учета ее качественных характеристик, отрицательно влияет на личность. Крупный зарубежный теоретик информационного общества Э. Тоффлер, описывая это явление, пришел к заключению, что высокие темпы производства и распространения информа-ции приводят к болезни, названной им футорошок или информационным стрессом. Эта болезнь, по его мнению, вызывает снижение способности отбирать, оценивать и сохранять информацию. На уровне принятия решения информационные перегрузки вызывают стресс решений (неспособность личности принимать любые решения).

Другим неблагоприятным информационным фактором, который влияет на психику человека и даже на его душевно-нравственные устои, является значительное «загрязнение» информационной среды, получившей название информационной экологии.

Зарубежные и отечественные ученные, изучающие качественную сторону потоков информации, связанную с изучением информационной экологии, считают, что информации не может быть много, и информационный стресс вызывает не обилие информации, а большое количество низкокачественной информации и неумение личности, а особенно детей и подростков критически отсеивать, отбирать и перерабатывать информацию в интеллектуальный продукт (знания). Представитель данной концепции Б. Мильтон пришел к выводу, что информация – это лишь сырье, которое дает возможность вырабатывать знания, и что решения принимаются не на основе информации, а на основе знаний, мудрости, интуиции, понимания.

Угрозы личности, связанные с использованием информации, исходят как от самой личности (внутренние угрозы), основными из которых является низкая культура умственного труда или информационной культуры (неспособность к самостоятельному отбору информации и ее критической оценке), недооценка личностью возможностей обучения методам защиты (нейтрализации) угроз от воздействия на нее недоброкачественной информацией. Гораздо большее количество угроз личности детей и подрост-ков представляет информационная сфера (внешней угрозы), а именно:

  • отсутствие необходимой информации, неполная информация, нарушение прав и свобод человека в области доступа к информации, неправомерное ограничение доступа к открытым информационным ресурсам;

  • информация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, или вражду, пропагандирующая культ насилия и жестокости, порнографическая информация;

  • искаженная, недостоверная, ложная информация, дезинформация;

  • хаотичность и противоречивость информации и др.

Те есть сейчас существует огромное множество информационно-психологических угроз личности детей и подростков, которые реализуются при помощи определённых средств и способов.

Средства, виды, способы информационно-психологического воз-действия:

В зависимости от применяемой информационной техники можно выделить несколько средств информационно-психологического воздей-ствия на школьников, учащихся, студентов:

  • устное воздействие, в том числе и с применением акустических средств усиления голоса и шумовых эффектов;

  • воздействие, связанное с применением печатной продукции;

  • воздействие с использованием телевидения и радиосвязи. У телеви-дения практически неограниченные возможности формирования сознания у детей. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – утверждает русская пословица. Просматривая телевизионные передачи, происходит своеобразное психическое заражение определенными состояниями, реагирование на неосознаваемые воздействия (подкорковые стимулы);

  • воздействие, основанное на применении компьютерных технологий и Интернета. В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое может Интернет оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технологической системы. Сюда же относится воздействие компьютерных игр на психику и сознание детей и подростков.

Различают несколько видов информационно-психологического воздействия:

  • самопроизвольные воздействия, обусловленные технологическими режимами функционирования тех или иных информационных систем (например, электромагнитные излучения коммуникационной, компьютерной или телевизионной техники);

  • преднамеренные манипулятивные воздействия на личность детей с целью явного или скрытого побуждения к определенным действиям (информационно-пропагандистское и др.).

Информационно-пропагандистское воздействие – это массирован-ное активное воздействие словом, информацией с целью формирования –определенных взглядов, убеждений.

Информационно-психологическое воздействие может осуществляться на двух уровнях: теоретико-идеологическом и обыденно-психологическом. Теоретико-идеологичекий уровень предполагает борьбу мировоззрений, научных концепций, культурных ценностей и здесь в основном идет воздействие на интеллектуальную сферу личности посредством пропаганды, дезинформации, применения логической аргументации, т. е. использования методов убеждения, особенно это пагубно сказывается на школьниках, учащихся и студентах.

Кроме информационно-психологического воздействия на детей и подростков, школьников, учащихся, студентов в настоящее время, время все более полной информатизации общества, возникает и опасность нанесения так называемого «физического» воздействия на личность – это физическая кража индивидуальных данных, что не менее опасно с точки зрения информационно-психологического воздействия. Такая гибридная форма информационно-психологического воздействия через физическую кражу индивидуальных данных особенно широко стала распространятся с появлением облачных технологий.

Суть идеи облачных сервисов заключается в доступе конечным пользователям удаленного динамического соединения к услугам, вычисли-тельным ресурсам и программам через интернет. Совершенствование стези хостинга было обусловлено возникшей необходимостью в программном обеспечении и цифровых услугах, которыми можно было бы управлять изнутри, но они были бы при этом более экономичными и эффективными за счет экономии на масштабе.

Использование ресурсов облачного пространства широкое распрост-ранение получило в сфере образования особенно при дистанционном обучении. Нет необходимости приходить на занятия или встречаться с преподавателем для обучения, можно просто скачать файл и позже обсудить его через онлайн связь. Скорость скачивания большого файла из почты на много медленнее, чем через облачное пространство, что позволяет ученику экономить время на данный процесс. Возможности синхронизации различных устройств через облачные пространства и сетевые ресурсы не только ускоряют процесс передачи информации, но позволяет регулировать уровень доступа к ней при использовании различных гаджетов.

Невозможно не признать, что технологии облачных вычислений имеют большой потенциал, потому что все актуальные компьютерные продукты регулярно увеличивают свои требования к техническим характеристикам компьютера пользователя, что естественно ведет к значительным затратам на улучшения. Особенно требовательной к компьютерным ресурсам становится игровая индустрия. Так что данная технология позволяет решить проблему сверх требовательности программ к ресурсам итогового пользователя.

Но при всех достоинствах облачных технологий, как говорилось выше, необходимо учесть и риски, которые они несут с точки зрения информационно-психологической безопасности в случае утраты персональ-ных данных и информации при их использовании – кража данных, потеря данных, кража аккаунтов и взлом услуг, использование облачных ресурсов взломщиками и недостаточная предусмотрительность.

Принимая во внимание, что это еще не все опасности, которые грозят детям и подросткам в информационном обществе стоит обязательно упомя-нуть и о методах противодействия информационно-психологическим опас-ностям и путям повышения информационно-психологической безопасности.

Психологическая защита личности – это сложная многоуровневая система социальных, социально-психологических и индивидуально-личност-ных механизмов, образований и форм поведения, которая должна обеспечи-вать информационно-психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защи-щенность в условиях действия многообразных информационных факторов и в различных информационно-коммуникативных ситуациях.

Для обеспечения информационно-психологическую безопасность образовательной среды необходимо понять, что проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку интересно все. Он заходит на любые сайты, открывает разные «окна». Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей и подростков как дома так в стенах учебных заведений. В связи с этим в обществе, ставится задача формирова-ния у детей и подростков умения отстаивать свои права в вопросах информационно-психологической безопасности личности. Особая роль в решении данной задачи отводится преподавателям всех предметов, а не только информатики. На сегодняшний день требуются в учебные заведения такие преподаватели, которые имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, в совершенстве владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника, учащегося, студента в ИКТ.

Каждый преподаватель должен знать:

  1. негативные формы и способы воздействия ИКТ;

  2. методы защиты;

  3. правила и нормы сетевого этикета;

  4. виды отклоняющегося, зависимого поведения детей и подростков;

  5. методы работы по их предупреждению и устранению.

Преподаватели должны уделять большое внимание учебно-воспита-тельной работе с школьниками, учащимися, студентами, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ. Для этого необходимо проводить инструктажи по доступу к образовательным ресурсам Интернет, разрабаты-вать методические пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса», проводить лектории для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам.

В возрасте 14-15 лет родителям сложно контролировать своих детей, так как о сети Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет – безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в сети Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей в строгом секрете от детей. На родительском собрании, на котором поднималась тема «Информационная безопасность» были розданы памятки с советами для мам и пап.



Советы родителям по безопасности детей 14-15 лет.

  1. Создайте список домашних правил посещения сети Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения;

  2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате;

  3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;

  4. Используйте средства блокирования нежелательного контента;

  5. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с подозрительными друзьями из сети Интернет;

  6. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, не отвечать на нежелательные письма;

  7. Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;

  8. Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом;

  9. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;

  10. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

Комплексное решение проблемы информационно-психологической безопасности со стороны семьи и учебного заведения позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому обеспечение информационной безопасности школьников, учащихся, студентов должно стать одним из первоочередных направлений работы современных учебных заведениях.

Список использованных источников

  1. Баева И., Лактионова Е. Психологическая безопасность образования глазами учителя // Народное образование. – 2009. – № 9. – С.112 – 118.

  2. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И. А. Баевой, О. В. Вихристюк, Л. А. Гаязовой, – М.: МГППУ, 2013. — 304 с.

  3. Воронов Р. В., Гусев О. В., Поляков В. В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами. Открытое образование. – 2008. – № 3

  4. Заряна и Нина Некрасовы «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать». Изд. «София», 2007.

  5. Материалы сети Internet.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Владарский Игорь Васильевич

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства