Организация и проведение экспертизы образовательной среды на предмет создания условий психологической безопасности учащихся
Организация и проведение экспертизы образовательной среды на предмет создания условий психологической безопасности учащихся
Современная школа объединяет множество функций – обучающую, воспитывающую, организационную, информационную и пр.
По закону «Об образовании», главная цель деятельности школы – качественное образование ребенка, создание для него оптимальной развивающей среды, предоставляющей возможности для полноценной самореализации.
Образовательную среду можно рассматривать:
• как подсистему социокультурной среды,
• как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций
• как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика.
Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в него участников. Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды.
Таким образом диагностическим показателем психологической безопасности образовательной среды являются: уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный); уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды; уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и развитие.
Данную диагностическую работу можно провести при помощи методики «Психологическая безопасность образовательной среды». Методика состоит из трех частей:
Отношение к образовательной среде школы.
Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими.
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.
Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение экспертизы образовательной среды на предмет создания условий психологической безопасности учащихся »
Организация и проведение экспертизы образовательной среды на
предмет создания условий психологической безопасности учащихся
Подготовила: Ковылина В.В.
педагог-психолог
КГУ «Нежинская средняя школа»
района им.Г.Мусрепова
СКО
Современная школа объединяет множество функций – обучающую, воспитывающую, организационную, информационную и пр.
По закону «Об образовании», главная цель деятельности школы – качественное образование ребенка, создание для него оптимальной развивающей среды, предоставляющей возможности для полноценной самореализации.
Несмотря на необычайно широкое употребление, понятие «среда» не имеет чёткого и однозначного определения. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение чего-либо: «совокупность природных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма, жизнь общества.
В 90-х гг. прошлого столетия в педагогической науке появилось и укрепило свои позиции понятие «образовательная среда», возможность существования которого обусловлена изменением взглядов на образование –теперь оно трактуется как сфера социальной жизни и включает в себя признание активной роли среды в процессе формирования личности ребенка. Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными всех стран. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особой сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.
В исследованиях отечественных ученых процесс образования также рассматривается как процесс организации образовательной среды, в которой обучение и воспитание органично соединены с исследовательской деятельностью и встроены в культурно-исторический контекст.
Образовательная среда во многих работах (В.В. Давыдов, С.Д. Дерябко, В.А. Ясвин и др.) выступает как объект воздействия образовательной системы. Общим для этих авторов является представление о существовании в образовательной среде комплекса возможностей для развития по заданному образцу, выделение и анализ компонентного состава среды, ее неоднородности и теоретическое обоснование возможности типологизации образовательных сред. В образовательной среде выделяются информационный, пространственно-предметный и психолог о- педагогический компоненты.
В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка, что определяет её целевое и функциональное назначение.
Образовательную среду можно рассматривать:
как подсистему социокультурной среды,
как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций
как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика.
Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда».
В трудах российского психолога В.И. Панова систематизированы основные подходы образовательной среды, разработанные российскими учеными.
Эколого-личностная модель образовательной среды разработана В.А. Ясвиным. По его утверждению, термином «образовательная среда» следует обозначать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов). Этот комплекс, по мнению В.А. Ясвина, включает три структурных компонента:
• пространственно-предметный — помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;
• социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);
• психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.
Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды разработана В.В.Рубцовым. Образовательная среда понимается им как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Исходным основанием такого подхода к образовательной среде является понимание того, что необходимым условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной со взрослым и/или с другими участниками образовательного процесса.
В.В. Рубцов определяет образовательную среду как «сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе». Сотрудники Рубцова Н.И.Поливанова и И.В. Ермакова выделили следующие структурные компоненты образовательной среды: внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и т.д.
Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В.И.Слободчиковым. В качестве базового понятия у Слободчикова, как и у Рубцова, выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. Слободчиков подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, ее изначальную незаданность.
В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие, разнообразие и вариативность.
Образовательная среда, по Слободчикову, представляет собой не данность совокупности влияний и условий (как это представлено, например, у Ясвина и Дерябо), а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося.
Психодидактическая модель образовательной среды школы предложена коллективом авторов: В.П.Лебедевой, В.А.Орловым, В.А.Ясвиным и др. Авторы, исходя из концепции личностно-ориентированного образования, подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это было принято традиционно. Авторы предлагают ориентировать образование на признание за школьником приоритета его индивидуальности, в то время как при традиционном обучении школьник становился личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях. Речь идет о подчеркивании его значимости как субъекта познания, о погружении его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением.
Построение этой среды производится авторами в соответствии с познавательными интересами учащихся, с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды. Как видим, в этой модели само понятие «образовательная среда» ограничено рамками образовательного учреждения.
Экопсихологический подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В.И. Пановым. Исходным основанием модели экопсихологической образовательной среды у Панова служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек — окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.
В качестве основных структурных компонентов образовательной среды Панов выделяет: деятельностный (технологический), коммуникативный и пространственно-предметный. «Деятельностный компонент», с точки зрения автора, представляет собой «пространство» (совокупность) различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. «Коммуникативный компонент» представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами. Пространственно-предметный компонент — пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. В качестве ключевых понятий здесь выступают: «территориальность», «персонализация», «место-ситуация» и др.
Таким образом образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.
Психологически безопасная образовательная среда.
В 60-х годах XX века возникло направление исследований, получившее название "психология среды или психологическая экология", объектом которой являются проблемы личности в реальной жизни. Обобщенные представления о среде, создаваемой самим человеком, закрепились в понятии "социокультурная среда". Образовательная среда является частью социокультурной и определяется исследователями как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности.
Само понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Существуют два главных системообразующих вида безопасности – физическая и психологическая.
Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в него участников. Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды.
Категория психологической безопасности может быть определена в следующих трех аспектах:
- Как состояние образовательной среды, свободной от проявленияпсихологического насилия во взаимодействии; способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении; создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье всех ее субъектов.
- Как система межличностных отношений, которые вызывают у участников учебно-воспитательного процесса чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают ребенка, что он пребывает вне опасности; укрепляют психическое здоровье.
- Как система мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности.
Таким образом диагностическим показателем психологической безопасности образовательной среды являются: уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный); уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды; уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и развитие.
Данную диагностическую работу можно провести при помощи методики «Психологическая безопасность образовательной среды». Методика состоит из трех частей:
Отношение к образовательной среде школы.
Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими.
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.
Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Уважаемый коллега!
Просим вас принять участие в исследовании образовательной среды школы.
Исследование проводится анонимно.
Выберите один из вариантов ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.
Как Вы думаете, требует и работа в Вашей школе постоянного совершенствования профессионального мастерства?
Да
Пожалуй, да
Не могу сказать
Пожалуй, нет
Нет
Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует работу, которая очень не нравится; «9» - работу, которая очень нравится. Оцените свою работу от 1 до 9.
1
9
Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1-2 года) перейти на другое место работы?
Да Не могу сказать Нет
Помогает ли Ваша работа развитию Ваших способностей?
Да
Пожалуй, да
Не могу сказать
Пожалуй, нет
Нет
Если бы представилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность и связать профессиональное развитие с ней?
Да Не могу сказать Нет
Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?
Обычно плохое
Чаще плохое, чем хорошее
Не влияет
Чаще хорошее, чем плохое
Обычно хорошее
Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-бальной системе.
Характеристики школьной среды
В какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристик
Совсем нет
В небольшой степени
Средне
В большей степени
В очень большей степени
1
2
3
4
5
1.Взаимоотношения с учителями
2. Взаимоотношения с учениками
3.Возможность высказать свою точку зрения
4.уважительное отношение к себе
5.Сохранение личного достоинства
6.Возможность обратиться за помощью
7.Возможность проявлять инициативу, активность
8.Учет личных проблем и затруднений
Считаете ли Вы свою работу интересной и привлекательной?
Да
Пожалуй, да
Не могу сказать
Пожалуй, нет
Нет
Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от:
Полностью не защищен
Скорее не защищен, чем защищен
Как сказать
Скорее защищен, чем не защищен
Полностью защищен
1
2
3
4
5
Публичного унижения/оскорблений:
А)учениками
Б)коллегами
В)администрацией
Угроз:
А)учениками
Б)коллегами
В)администрацией
Принуждения делать что-либо против Вашего желания:
А)учениками
Б)коллегами
В)администрацией
Игнорирования:
А)учениками
Б)коллегами
В)администрацией
5 Недоброжелательного отношения:
А)учениками
Б)коллегами
В)администрацией
Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете, вернулись бы Вы на свое место работы?
Нет Не знаю Да
Каждый коллектив, хотя он и состоит из разных людей, имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует особенности коллектива, в котором Вы работаете.
Работать нужно так, как работают в нашем коллективе.
Работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе.
Меня мало волнует, как работают в нашем коллективе.
Несколько вопросов о вас самих:
Ваш пол мужской______ женский_________
Ваш возраст (полных лет):___________
Педагогический стаж работы в школе:__________
ТЕКСТ ОПРОСНИКА ДЛЯ УЧЕНИКА
Уважаемый ученик!
Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы.
Исследование проводится анонимно.
Выберите один из вариантов ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.
Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?
да
Пожалуй, да
Не могу сказать
Пожалуй, нет
Нет
Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует школу, которая очень не нравится; «9» - которая очень нравится. Оцените свою школу от 1 до 9.
1
9
Если переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу в свою школу?
Нет Не знаю Да
Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию:
А) интеллектуальных способностей
Да
Пожалуй, да
Не могу сказать
Пожалуй, нет
Нет
Б) жизненных умений и навыков
Да
Пожалуй, да
Не могу сказать
Пожалуй, нет
Нет
Если бы пришлось выбирать из всех школ района, выбрали ли бы Вы свою?
Да Не могу сказать Нет
Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе?
Обычно плохое
Чаще плохое, чем хорошее
Не влияет
Чаще хорошее, чем плохое
Обычно хорошее
Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристик по 5-балльной системе.
Характеристики школьной среды
В какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристик
Совсем нет
В небольшой степени
Средне
В большей степени
В очень большей степени
1
2
3
4
5
1.Взаимоотношения с учителями
2. Взаимоотношения с учениками
3.Возможность высказать свою точку зрения
4.уважительное отношение к себе
5.Сохранение личного достоинства
6.Возможность обратиться за помощью
7.Возможность проявлять инициативу, активность
8.Учет личных проблем и затруднений
Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным?
Да
Пожалуй, да
Не могу сказать
Пожалуй, нет
Нет
Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от:
Полностью не защищен
Скорее не защищен, чем защищен
Как сказать
Скорее не защищен, чем защищен
Полностью защищен
1
2
3
4
5
Публичного унижения/оскорблений:
А)одноклассниками
Б)учителями
Угроз:
А)одноклассниками
Б)учителями
Принуждения делать что-либо против Вашего желания:
А)одноклассниками
Б)учителями
Игнорирования:
А)одноклассниками
Б)учителями
5 Недоброжелательного отношения:
А)одноклассниками
Б)учителями
П
Предположим, что по каким-то причинам Вы долго не могли посещать школу, вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы?
Нет Не знаю Да
Несколько вопросов о вас самих:
Ваш пол: мужской__________ женский__________
Ваш возраст(полных лет):__________
ТЕКСТ ОПРОСНИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЯ
Уважаемый родитель!
Просим Вас принять участия в исследовании образовательной среды школы.
Исследование проводится анонимно.
Выберите один из вариантов ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.
Считаете ли Вы, что обучения ребенка в данной школе помогает развитию его интеллектуальных способностей и жизненных умений?
Да
Пожалуй, да
Не могу сказать
Пожалуй, нет
Нет
Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребенка в свою ?
Нет Не знаю Да
Обратите внимания на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует работу, которая очень не нравится; «9» - работу, которая очень нравится. Оцените школу, где учится Ваш ребенок.
1
9
Каждая школа имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какой из них лучше всего характеризует стиль Вашей школы.
Обучать и воспитывать нужно так, как это делают в нашей школе.
Обучать и воспитывать нужно лучше, чем это делают в нашей школе.
Меня не очень волнует, как обучают и воспитывают в нашей школе.
Какое настроения бывает у Вас, когда Вы посещаете школу, где учится Ваш ребенок.
Обычно плохое
Чаще плохое, чем хорошее
Не влияет
Чаще хорошее, чем плохое
Обычно хорошее
Если бы Вы переехали в другой район, стали бы Вы продолжать обучать ребенка в данной школе?
Нет Не знаю Да
Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристик по 5-балльной системе.
Характеристики школьной среды
В какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристик
Совсем нет
В небольшой степени
Средне
В большей степени
В очень большей степени
1
2
3
4
5
1.Взаимоотношения с учителями
2. Взаимоотношения с учениками
3.Возможность высказать свою точку зрения
4.уважительное отношение к себе
5.Сохранение личного достоинства
6.Возможность обратиться за помощью
7.Возможность проявлять инициативу, активность
8.Учет личных проблем и затруднений
Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от:
Полностью не защищен
Скорее не защищен, чем защищен
Как сказать
Скорее не защищен, чем защищен
Полностью защищен
1
2
3
4
5
Публичного унижения/оскорблений:
А) администрацией
Б)учителями
Угроз:
А) администрацией
Б)учителями
Принуждения делать что-либо против Вашего желания:
А) администрацией
Б)учителями
Игнорирования:
А) администрацией
Б)учителями
5 Недоброжелательного отношения:
А)администрацией
Б)учителями
Н
Несколько вопросов о вас самих:
Ваш пол: мужской__________ женский__________
Ваш возраст (полных лет):__________
Отношение к образовательной среде школы
Вариант 1.Вопросыпостроены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов.
Опросник для учителей
№ вопроса
Позитивное отношение
Нейтральное отношение
Негативное отношения
1
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
2
7-9
4-6
1-3
3
нет
Не могу сказать
Да
4
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
5
нет
Не могу сказать
Да
6
Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое
Не влияет
Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
8
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
10
Да
Не знаю
Нет
11
1
3
2
Примечание. В таблицу внесены только те подпункты, которые отражают отношение к образовательной среде школы и учитываются при подсчете показателя отношения у образовательной среде.
Опросник для учеников
№ вопроса
Позитивное отношение
Нейтральное отношение
Негативное отношения
1
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
2
7-9
4-6
1-3
3
Да
Не знаю
Нет
4а
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
4б
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
5
Да
Не могу сказать
Нет
6
Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое
Не влияет
Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
8
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
10
Да
Не знаю
Нет
Опросник для родителей
№ вопроса
Позитивное отношение
Нейтральное отношение
Негативное отношения
1
Да; пожалуй, да
Не могу сказать
Нет; пожалуй, нет
2
Да
Не знаю
нет
3
7-9
4-6
1-3
4
1
3
2
5
Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое
Не влияет
Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
6
Да
Не знаю
Нет
При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношения к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов.
Следует отметить, что сочетание негативного и позитивного показателя определяются как нейтральное отношения. Например, на два вопроса даны негативные ответы, а на один – позитивный. Соответственно, один негативный и один позитивный ответы определяются как нейтральное, противоречивое отношение.
Вариант 2. Категория «отношение» может также рассматриваться в единстве трех компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного (рационального).
Компоненты отношения к образовательной среде школы в оценках ее участников
Участники
Когнитивный компонент (номера вопросов)
Эмоциональный компонент (номера вопросов)
Поведенческий компонент (номера вопросов)
Учитель
1,4,11
2,6,8
3,5,10
Ученик
1,4а,4б
2,6,8
3,5,10
Родитель
1,4
3,5
2,6
Примечания. Структура подсчета родительских оценок является достаточно полноценной в объеме два утверждения на один определяемый компонент.
Отношения к среде по каждому компоненту определяется следующими сочетаниями:
Позитивное отношение к образовательной среде школы; к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса компонента или два положительных, а третий имеет любой другой знак:
+++; ++0; ++- (для учителей и учеников);
++; +0 (для родителей).
Нейтральное, противоречивое отношение к образовательной среде школы; эта категория включает в себя следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, ответ на третий вопрос имеет любой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки:
000; +00; -00; +-0(для учителей и учеников)
00; +- (для родителей).
Негативное отношение к образовательной среде школы (сюда относится сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий с любым другим знаком):
---; --0; --+(для учителей и учеников);
--; -0 (для родителей).
Ключ и обработка групповых результатов
Полученные результаты суммируется по каждому типу отношения к образовательной среде, затем вычисляется оценочный коэффициент по формуле:
Y=Xi x100%/Xij,
Где
Xi- количество показателей по данному типу;
Xij- объем выборки;
Y- первичный показатель (процент выбора по данному показателю).
Определения уровня отношения к ОС школы
Процент выборов по показателям: позитивное, нейтральное, негативное отношение к ОС школы
Уровень отношения к ОС школы
0-20
Низкий
21-40
Ниже среднего
41-60
Средний
61-80
Высокий
81-100
Очень высокий
Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими
Во второй части опросника для определения значимых характеристик были отобраны восемь наиболее используемых в описании социального компонента образовательной среды:
1. взаимоотношения с учителями;
2. взаимоотношения с учениками;
3. возможность высказать свою точку зрения;
4. уважительное отношение;
5. сохранения личного достоинства;
6. возможность обратиться за помощью;
7. возможность проявить инициативу, активность;
8. учет личных проблем и затруднений.
Вариант 1 Использования опросника включает в себя оценку пяти наиболее значимых характеристик и удовлетворенности ими.
Вариант 2 включает в себя анализ удовлетворенности всеми характеристиками.
Ключ и обработка результатов
Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов анкеты.
Определение уровней удовлетворенности характеристиками ОС школы
Суммарное число баллов
Уровень удовлетворенности характеристиками ОС школы
1-1,7
Низкий
1,8 - 2,5
Ниже среднего
2,6 - 3,3
Средний
3,4 – 4,1
Высокий
4,2 - 5
Очень высокий
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривается по следующим направлениям:
Защищенность от унижения/оскорблений;
Защищенность от угроз;
Защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение);
Защищенность от игнорирования (социальной изоляции);
Защищенность от недоброжелательного отношения (знак отношения).
Часть 3 опросника позволяет получить как общий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии, так и частные показатели.
Вариант 1Защищенность от психологического насилия во взаимодействии может определяться по каждой категории участников образовательной среды (например, с помощью опросника для учеников можно выявить уровень их защищенности от одноклассников и от учителей).
Вариант 2 Защищенность от психологического насилия в образовательной среде может определятся как единый суммарный показатель.
Ключ обработка результатов
Количество баллов суммируется и делится на количество подпунктов опросника (15 подпунктов для учителей,10 – для учеников и родителей).
Определения уровней защищенности в ОС школы
Суммарное число баллов
Уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии
1 -1,7
Низкий
1,8 – 2,5
Ниже среднего
2,6 – 3,3
Средний
3,4 – 4,1
Высокий
4,2 - 5
Очень высокий
Литература:
Ясвин В.А. образовательная среда: от моделирования к проектированию: М., 1997. С. 98.
Мкртычан Г.А. психолого-педагогическая экспертиза в образовании. Н.Новгород, 2001. С. 32.
Черноушек М. психология жизненной среды. М., 1989. С. 15.
Регуш Л.А. Безопасность обучения школьников // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт – Петербург, 28 ноября, 2003):Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 182-185.
Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб., 2006. С. 62.