Программа
«Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»
Цель: создание системы диагностического материала для изучения психологической безопасности образовательной среды школы и его апробация в школе.
Задачи:
-
создание диагностических материалов оценки образовательной среды по критерию психологической безопасности;
-
выявление факторов, определяющих возникновения рисков в образовательной среде школы;
-
анализ опыта педагогического коллектива по созданию системы психологической безопасности образовательной среды школы.
По мнению В.А. Ясвина, среда образования – это система влияний и условий формирования личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Для анализа образовательной среды он предлагает рассматривать ее в следующей структуре: субъекты образовательного процесса; социальный компонент; пространственно-предметный компонент; психодидактический компонент. Определяя образовательную среду как совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия, В.А. Ясвин вводит понятие локальной образовательной среды и выводит характеристики качества локальной образовательной среды.
Психологическая безопасность образовательной среды – это в первую очередь состояние (и внутреннее и внешнее) той среды, в которой находится человек.
Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Таким образом, диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются:
-
уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный);
-
уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды;
-
уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
В соответствии с этим подбирался диагностический инструментарий.
Диагностический инструментарий безопасной образовательной среды.
№ Диагностический инструментарий Вид работы
1 «Психологическая безопасность образовательной среды» опросник
2 «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)» опросник
3 «Психологическая безопасность учащихся» анкета
4 «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» анкета-опросник
5 Методика диагностики психологических условий школьной образовательной среды
(Н.П.Бадьина, В.Н.Афтенко) анкета
6 Изучение мотивационного профиля личности
(Ш. Ричи и П. Мартин) тест
7 Диагностика изучения «Психологического климата в коллективе» опросник
8 Диагностика мотивации достижения по Ю. М. Орлову тест-опросник
9 «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» тест