kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическое сопровождение школьников с нарушениями в поведении и обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время неуклонно увеличивается количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушения поведения, трудности в обучении. Данная статья посвящена особо актуальной проблеме - проблеме психологического сопровождения школьников с нарушениями в поведении и обучении. Автором выделены основные направления работы школьного психолога с детьми группы риска.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение школьников с нарушениями в поведении и обучении »

Особенности психологического сопровождения детей с нарушением в поведении и обучении.

Психологическое сопровождение – это особый вид деятельности педагога-психолога, который, в первую очередь, направлен на решение проблем учащегося, а затем уже на решении профессиональных задач. Таким образом, в центре внимания психолога всегда должен находиться ребенок. Планирую свою работу, психолог руководствуется особенностями конкретного учащегося, его потребностями, состоянием психологического комфорта, которое ни в коем случае не должно быть нарушено ни взрослыми, ни детьми. И только затем потребностями учителей, родителей или администрации школы.

М.Р. Битянова считает, что «сопровождение» - это «движение вместе с ним (ребенком), рядом, а иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и вникающие трудности, помогает советом ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе». [1, с.7].

О.Ю. Тришина утверждает, что психолого-педагогическое сопровождение будет успешным, если изначально в отношениях между сопровождаемым и сопровождающим будут присутствовать:

1. Открытость во взаимоотношениях всех участников процесса.

2. Учет индивидуальных особенностей.

3. Ориентация на успех.

4. Профессиональная компетентность человека, реализующего психолого-педагогическое сопровождение [3].

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности и ее окружению. Для того, чтобы поведение можно было диагностировать как отклоняющееся, оно должно быть стойким, а не ситуативным. Случаи девиантного поведения должны многократно повторяться, а не быть результатом травмирующей ситуации в жизни ребенка.

Зачастую, отклоняющееся поведение у ребенка заставляет задуматься не только родителей, но и ставит в тупик достаточно опытных специалистов. Одних поощрений и наказаний оказывается недостаточно, чтобы ребенок успешно адаптировался в социальной среде. К видам поведенческих нарушений относят: гиперкинетическое расстройство поведения, расстройство поведения, ограничивающееся семьей, несоциализированное расстройство поведения, социализированное расстройство поведения, делинквентное, аддиктивное поведение и др.

Психологическое сопровождение детей с нарушениями в поведении и обучении осуществляется по следующим направлениям:

1. Диагностика. В рамках психодиагностики выявляются подростки с отклоняющимся поведением, учащиеся "группы риска", характер и степень поведенческих и интеллектуальных нарушений (тест Р. Амтхауэра, ГИТ, «Определение уровня воспитанности учащихся» Н.П.Капустина, методика изучения мотивации учебной деятельности Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева), тест Басса-Дарки, экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе, тест школьной тревожности Филлипса, методика Н.И.Гуткиной по определению психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет, проективные методики диагностики детско-родительских отношений, выявление агрессивности и т.д.). Используется в качестве основы для последующего коррекционно-развивающего процесса, консультаций с участниками образовательного процесса.

2. Коррекционно-развивающая работа. В рамках данного направления проводятся коррекционные и развивающие занятия с учащимися (коррекция и развитие познавательных процессов, коррекция агрессивности, развития произвольности, развитие коммуникативных навыков). Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

3. Консультирование. Консультирование родителей учащихся с проблемами в учебе и поведении, консультирование педагогов с целью совместного выявления причин возникающих у ребенка проблем, выработка совместного алгоритма действий для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Консультирование учащихся по вопросам взаимоотношения с родителями, одноклассниками, учителями, по вопросам личного характера. Консультации по результатам диагностики групповые и индивидуальные.

4. Просветительская работа. Выступление на классных часах, общешкольных родительских собраниях («Конфликты между детьми и родителями: пути разрешения», «Особенности общения подростков», «Формирование мотивации обучения», «Ценностные ориентации старших школьников» и т.д.).

С целью своевременного оказания помощи детям с особенностями в поведении и учебе в школе действует ПМПк.

Используемая литература

  1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

  2. Ковалец, И. В. Азбука эмоций : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. – 136 с.

  3. Тришина, О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза: автореф. дис... канд. пед. наук / О. Ю. Тришина. - Кемерово, 2006. - 23 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологическое сопровождение школьников с нарушениями в поведении и обучении

Автор: Асманкина Алина Юрьевна

Дата: 21.10.2015

Номер свидетельства: 242158

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(72) "psikhologhichieskii-monitoringh-v-rabotie-s-uchashchimisia-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "116950"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412667074"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_osobiennosti_orghanizatsii_vzaimodieistviia_piedaghoghichieskogho_kollie"
    ["file_id"] => string(6) "364170"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480490747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства