Психологическое сопровождение школьников с нарушениями в поведении и обучении
Психологическое сопровождение школьников с нарушениями в поведении и обучении
В последнее время неуклонно увеличивается количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушения поведения, трудности в обучении. Данная статья посвящена особо актуальной проблеме - проблеме психологического сопровождения школьников с нарушениями в поведении и обучении. Автором выделены основные направления работы школьного психолога с детьми группы риска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение школьников с нарушениями в поведении и обучении »
Особенности психологического сопровождения детей с нарушением в поведении и обучении.
Психологическое сопровождение – это особый вид деятельности педагога-психолога, который, в первую очередь, направлен на решение проблем учащегося, а затем уже на решении профессиональных задач. Таким образом, в центре внимания психолога всегда должен находиться ребенок. Планирую свою работу, психолог руководствуется особенностями конкретного учащегося, его потребностями, состоянием психологического комфорта, которое ни в коем случае не должно быть нарушено ни взрослыми, ни детьми. И только затем потребностями учителей, родителей или администрации школы.
М.Р. Битянова считает, что «сопровождение» - это «движение вместе с ним (ребенком), рядом, а иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и вникающие трудности, помогает советом ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе». [1, с.7].
О.Ю. Тришина утверждает, что психолого-педагогическое сопровождение будет успешным, если изначально в отношениях между сопровождаемым и сопровождающим будут присутствовать:
1. Открытость во взаимоотношениях всех участников процесса.
2. Учет индивидуальных особенностей.
3. Ориентация на успех.
4. Профессиональная компетентность человека, реализующего психолого-педагогическое сопровождение [3].
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности и ее окружению. Для того, чтобы поведение можно было диагностировать как отклоняющееся, оно должно быть стойким, а не ситуативным. Случаи девиантного поведения должны многократно повторяться, а не быть результатом травмирующей ситуации в жизни ребенка.
Зачастую, отклоняющееся поведение у ребенка заставляет задуматься не только родителей, но и ставит в тупик достаточно опытных специалистов. Одних поощрений и наказаний оказывается недостаточно, чтобы ребенок успешно адаптировался в социальной среде. К видам поведенческих нарушений относят: гиперкинетическое расстройство поведения, расстройство поведения, ограничивающееся семьей, несоциализированное расстройство поведения, социализированное расстройство поведения, делинквентное, аддиктивное поведение и др.
Психологическое сопровождение детей с нарушениями в поведении и обучении осуществляется по следующим направлениям:
1. Диагностика. В рамках психодиагностики выявляются подростки с отклоняющимся поведением, учащиеся "группы риска", характер и степень поведенческих и интеллектуальных нарушений (тест Р. Амтхауэра, ГИТ, «Определение уровня воспитанности учащихся» Н.П.Капустина, методика изучения мотивации учебной деятельности Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева), тест Басса-Дарки, экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе, тест школьной тревожности Филлипса, методика Н.И.Гуткиной по определению психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет, проективные методики диагностики детско-родительских отношений, выявление агрессивности и т.д.). Используется в качестве основы для последующего коррекционно-развивающего процесса, консультаций с участниками образовательного процесса.
2. Коррекционно-развивающая работа. В рамках данного направления проводятся коррекционные и развивающие занятия с учащимися (коррекция и развитие познавательных процессов, коррекция агрессивности, развития произвольности, развитие коммуникативных навыков). Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
3. Консультирование. Консультирование родителей учащихся с проблемами в учебе и поведении, консультирование педагогов с целью совместного выявления причин возникающих у ребенка проблем, выработка совместного алгоритма действий для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Консультирование учащихся по вопросам взаимоотношения с родителями, одноклассниками, учителями, по вопросам личного характера. Консультации по результатам диагностики групповые и индивидуальные.
4. Просветительская работа. Выступление на классных часах, общешкольных родительских собраниях («Конфликты между детьми и родителями: пути разрешения», «Особенности общения подростков», «Формирование мотивации обучения», «Ценностные ориентации старших школьников» и т.д.).
С целью своевременного оказания помощи детям с особенностями в поведении и учебе в школе действует ПМПк.
Используемая литература
Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
Ковалец, И. В. Азбука эмоций : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. – 136 с.
Тришина, О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза: автореф. дис... канд. пед. наук / О. Ю. Тришина. - Кемерово, 2006. - 23 с.