Тема:"Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы".
Тема:"Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы".
Тема:"Формирование функциональной грамотности
у учащихся начальной школы".
Слайд 1. Из опыта работы педагога психолога "КГУ средней школы имени Х.Бижанова с ДМЦ" - Стариковой Оксаны Алексеевны.
1. Введение:
Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников.
Сегодня, как никогда, обществу нужна личность, способная сделать свой выбор и нести за него ответственность. И одной из важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей.
Слайд 2. Функциональная грамотность - это уровень образованности, дающий возможность, на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе.
Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической развитии личности.
2. Раскрытие темы
Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления. Выбор методов, форм и приемов, которые используются для преодолении трудностей в обучении, имеет актуальное значение в современном образовании.
Слайд 3. Особенность современного начального образования в том, что наряду с предметными компетенциями у обучающихся необходимо сформировать универсальные учебные действия(УУД).
Слайд 4. Термин «УУД» означает учится, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В психологическом значении» - совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 5. Роль психолога в формировании УУД - это реализация функциональной грамотности нового поколения делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога – это необходимый элемент системы управления образовательным процессом школы.
Слайд 6. Целью психологического сопровождения ребенка в формировании функциональной грамотности является создание социально-психологических условий для развития личности обучающегося и его успешного обучения
Слайд 7. Задачи:
-систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
-формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
-создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении
Слайд 8. Процесс формирования и развития функциональной грамотности исходя из знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков познавательных процессов : внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения. Как известно, основы этого закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Слайд 8.Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Для этого необходимо развивать познавательные процессы.
Многолетний опыт показал, что развитие речи и мышления у учащихся младшего школьного возраста ограничено. Для этого необходима систематическая работа, которая включает в себя индивидуальный подход, использование определенных, соответствующих возрасту, методов и приёмов работы над развитием речи, с помощью различных заданий, тренировочных упражнений, словесных игр, а также самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся.
Перед нами стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.
В своей работе я использую упражнения по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на развивающих и коррекционных занятиях, развиваю мыслительные процессы, занятия на сплочение коллектива и умения общаться и умение применять полученные знания, ставя перед детьми нестандартные задачи.
Внимание – это «дверь», через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» (К. Д. Ушинский) Упражнение «Хлопушка» (0-1 классы) Детям дается задание хлопнуть в ладоши тогда, когда услышишь слово, обозначающее название овоща.- Морковь, яблоко, арбуз, береза;-огород, грядка, картофель, ананас;-грабли, лопата, груша, кабачок. Игра «Волшебное слово» (0-1 классы) Дети становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но в том случае, если ведущий скажет слово «пожалуйста». Тот, кто ошибся должен выйти в середину круга и рассказать какое-нибудь стихотворение или загадать загадку. Упражнение «Переключись!»
Б 5 Г И 3
1 Ж Б 8 Е
Д 4 Л Й 10
7 К М 2 В
З А Ё 3 6
Игра- соревнование «Переговори соседа» Каждому ребенку раздается карточка,на которой записаны скороговорки. Задание : нужно безошибочно повторить скороговорку 3-4 раза соседу по парте, затем поменяться скороговорками. Связку сушек сушил Саша на суше; Прокоп полол укроп, полол и пропалывал; Перепел пел, всех перепел
Упражнение «Путаница »
Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:
Больше дела- а руки делают.
Терпение и труд а неученье - тьма
Глаза бояться, меньше слов
Ученье – свет, все перетрут
Упражнение «Зашифрованное слово» Каждому ученику выдается листок со словами. Нужно составить и записать новые слова взяв из предложенных слов только первые слоги/ вторые, последние/.
Упражнения на развитие восприятия Упражнение «Цвета»
+ = - +
- + = =
- - + =
+ + - +
= = + -
- = = -
Психолог выступает в роли ведущего. Он называет цвет, ученики должны назвать несколько предметов данного цвета,которые находятся в классе.
Упражнение «Знаки» Ученикам раздаются
карточки, на которых нарисова разлинованный
квадрат в котором нарисованы математические
знаки (можно буквы) Сколько знаков «+» ?
Сколько знаков «-» ? Сколько знаков «==» ?
Игра «Заколдованные деревья»
Цель:закрепление знания геометрических форм, развитие воображения и мышления.Ребенку предлагают используя конструктор или мозаику «создать» деревья из определенных геометрических фигур: треугольников и квадрата (ель); овала, прямоугольника (береза и др.); круга и треугольника (яблоня). Можно попросить нарисовать такие деревья.
Анаграммы». Решите анаграммы НИАВД– ДИВАН;СЕОТТ- ТЕСТО СЛОТ –СТОЛ; ГИАР –ИГРА.
Упражнение «Изографы»
Ученикам предлагаются индивидуальные карточки с изографами.
Нужно найти изображенные на них предметы и записать их
название в тетрадь. Разобравшись со своей карточкой, дети
меняются ими с соседом по парте.
Упражнения на развитие мышления Упражнение «Для чего предмет?»
Называем любой предмет, ученики говорят о том, что можно с ним делать. Например : - СТАКАН – можно пить чай, поливать цветы, ставить карандаши, измерять крупу и т.д. /слова могут быть самыми разными, в роли ведущего могут выступать ученики/
«Пятый лишний»1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.2. Река, озеро, море, мост, болото.3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.
Упражнение: «Умозаключения»Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);
Интеллектуальная разминка».
Сколько пальцев на 2 руках?
Сколько недель в месяце?
Порядковый номер пятницы в неделе?
Наименьшее двузначное число?
Какого числа последний день года?
Игры с дыханием1. подуть на теннисный шарик.
2. футбол
3. на точность
(остановить
шарик в нуж-
ном месте)
4. Одуванчик
5. сдуть снежинки
6. мыльные пузыри
7. надувать воздушные
шарики
8. задувание свечки
Рисование двумя руками
Упражнение "Слон". Это одно из наиболее интегрирующих упражнений Гимнастики Мозга. При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу, так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, а левая рука вытягивается как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует ленивую восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки, глаза следят за движением кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение выполняется медленно от 3 до 5 раз каждой рукой.
• Слон очень рекомендуется людям с нарушением концентрации внимания, так как это упражнение способствует улучшению внимания
• Упражнение помогает легче учиться и чаще получать хорошие отметки.
• От него заметно повышаются внимание и собранность да и учебный материал
• запоминается быстрее. Упражнение объединяет все каналы восприятия:
• аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует
• внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки
• чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память..
• Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
• Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способам мыслительной деятельности.
• Одним из средств достижения этой цели является использование в работе таблицы «Скорочтение» и метода «Жужжащее чтение».
Модель формирования и развития функциональной грамотности
Портрет выпускника начальной школы будет выглядеть так:
-
Использованная литература и источники
Особенности формирования функциональной грамотности
учащихся основной школы по предметам естественнонаучного
цикла Методическое пособие Астана 2013
Психологическая профилактика речевых расстройств
у детей. К.психол.н. Глебова Е.В.
Стандарты второго поколения.Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема:"Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы". »
«КГУ средняя школа имени Х. Бижанова с ДМЦ"
Педагогическое чтение на тему:
«Формированиефункциональной грамотности
у учащихся начальной школы".
Подготовила: Старикова Оксана Алексеевна,
педагог-психолог начального звена
Март, 2015
Нормативная база обновления содержания образования
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании»
от 24 октября 2011 г.
Государственная Программа развития образования Республики Казахстан
на 2011-2020 годы
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников
на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832
Государственный общеобязательный стандарт
Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873
среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) , утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080
Функциональная грамотность –
это уровень образованности, дающий возможность, на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе.
Особенность современного начального образования в том, что наряду с предметными компетенциями у учащихся необходимо сформировать универсальные учебные действия.
(УУД)
Термин «УУД» в психологическом значении» - совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Реализация функциональной грамотности нового поколения делает обязательной, конкретной и измеримой деятельностьпедагога-психологакак полноценного участника образовательного процесса.Работа психолога – это необходимый элемент системы управления образовательным процессом школы.
Цель:создание социально-психологических условий для развития личности обучающегося и его успешного обучения
Задачи:-систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
-формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
-создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении
- Диагностико–коррекционная работа (тесты, анкеты, беседы и развивающие занятия, разработки программ)
- Психопрофилактическая работа –(обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей)
- Психологическое консультирование- помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители
Основные направления деятельности психолога
при формировании функциональной грамотности
у учащихся начальной школы:
Процесс формирования и развития функциональной грамотности исходя из знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков познавательных процессов : внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения. Как известно, основы этого закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.
Упражнения по развитию и
формированию функциональной
грамотности младших школьников на
развивающих и коррекционных
занятиях.
Внимание–это «дверь», через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»(К. Д. Ушинский)
Упражнение«Хлопушка» (0-1 классы)
Детям дается задание хлопнуть в
ладоши тогда,
когда услышишь
слово, обозначающее
название овоща.
- Морковь , яблоко, арбуз, береза.
-огород, грядка, картофель , ананас
-грабли, лопата, груша, кабачок
Игра «Волшебное слово» (0-1 классы)
Дети становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет
показывать разные движения, а дети должны их повторять,
но в том случае, если ведущий скажет слово «пожалуйста».
Тот, кто ошибся должен выйти в середину круга и рассказать
какое-нибудь стихотворение или загадать загадку.
Упражнение «Переключись!»
Б
1
5
Г
Ж
Д
И
Б
4
7
3
К
8
Л
З
А
Й
М
Е
2
10
Ё
В
3
6
Игра- соревнование «Переговори соседа»
Каждому ребенку раздается карточка ,на которой
записаны скороговорки.
Задание : нужно безошибочно повторить скороговорку
3-4 раза соседу по парте, затем поменяться скороговорками.
Связку сушек сушил Саша на суше.
Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
Перепел пел, всех перепел.
На возу лоза, у воза коза
Влас у нас, Афанас у вас.
Упражнение «Путаница »
Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:
Больше дела- а руки делают.
Терпение и труд а неученье - тьма
Глаза бояться, меньше слов
Ученье – свет, все перетрут
Упражнение «Зашифрованное слово»
Каждому ученику выдается листок со словами.
Нужно составить и записать новые слова
взяв из предложенных слов только первые
слоги/ вторые , последние/.
Упражнения на развитие восприятия
Упражнение «Цвета»
Психолог выступает в роли ведущего. Он называет цвет, ученики должны назвать
несколько предметов данного цвета ,которые находятся в классе.
Упражнение «Знаки»
Ученикам раздаются карточки, на которых нарисован
разлинованный квадрат в котором нарисованы
математические знаки (можно буквы)
+
=
-
-
-
+
+
+
=
-
=
+
+
=
=
-
-
=
+
+
=
-
=
-
Сколько знаков «+» ?
Сколько знаков «-» ?
Сколько знаков «==» ?
Игра «Заколдованные деревья»
Цель : закрепление знания геометрических форм, развитие воображения и мышления.
Ребенку предлагают используя конструктор или мозаику «создать» деревья из определенных геометрических фигур: треугольников и квадрата (ель); овала, прямоугольника (береза и др.); круга и треугольника (яблоня). Можно попросить нарисовать такие деревья.
Называем любой предмет, ученики говорят о том, что можно с ним делать. Например :
- СТАКАН – можно пить чай, поливать цветы, ставить карандаши, измерять крупу и т.д.
/слова могут быть самыми разными, в роли ведущего могут выступать ученики/
«Пятый лишний» 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д. «Назови одним словом» Метла, лопата… Июнь, июль … Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.
Упражнение: «Умозаключения» Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля); Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода); Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки); Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания); Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);
«Интеллектуальная разминка». Сколько пальцев на 2 руках? Сколько недель в месяце? Порядковый номер пятницы в неделе? Наименьшее двузначное число? Какого числа последний день года?
Игры с дыханием
1. подуть на теннисный шарик.
2. футбол
3. на точность
(остановить
шарик в нуж-
ном месте)
4. Одуванчик
5. сдуть снежинки
6. мыльные пузыри
7. надувать воздушные
шарики
8. задувание свечки
Рисование двумя руками
слон
Это одно из наиболее интегрирующих упражнений Гимнастики Мозга . При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу, так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, а левая рука вытягивается как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует ленивую восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки, глаза следят за движением кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение выполняется медленно от 3 до 5 раз каждой рукой.
Слон очень рекомендуется людям с нарушением концентрации внимания, так как это упражнение способствует улучшению внимания
Упражнение помогает легче учиться и чаще получать хорошие отметки.
От него заметно повышаются внимание и собранность да и учебный материал
запоминается быстрее. Упражнение объединяет все каналы восприятия:
аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует
внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способам мыслительной деятельности.
Одним из средств достижения этой цели является использование в работе таблицы «Скорочтение» и метода «Жужжащее чтение».
Модель
формирования и развития функциональной грамотности
Врожденные способности (речь, восприятие)
Модель
формирования и развития функциональной грамотности
Познаватель-ные процессы
Врожденные способности (речь, восприятие)
Модель
формирования и развития функциональной грамотности
Познаватель-ные процессы
Врожденные способности (речь, восприятие
учитель
родители
Модель
формирования и развития функциональной грамотности
Познаватель-ные процессы
Врожденные способности (речь, восприятие
учитель
родители
Полученные ЗУН в НШ
Модель
формирования и развития функциональной грамотности
Познавательные процессы
Жизненные ценности
Врожденные способности (речь, восприятие)
учитель
родитель
Функциональная грамотность
Полученные ЗУН в НШ
Использованная литература и источники :
Особенности формирования функциональной грамотности
учащихся основной школы по предметам естественнонаучного