kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция-родители не хотят отдавать своих детей с ОВЗ в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады.  И это желание родителей закреплено законодательно. Одна из приоритетных целей социальной политики России-модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

В результате долгих дебатов, связанных с поиском решения проектной задачи, меня как педагога-психолога школы,  о создании здоровьесберегающей среды, мы вышли на понимание интегрированного образования. Это не только процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, но более широкий процесс, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей (инклюзивное образование).

Интегрированное обучение предполагает овладение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья теми знаниями, умениями навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающиеся дети, в соответствии с государственным стандартом.

        В школу приходят дети с ограниченными возможностями здоровья, такими как: проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфальтилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребёнка. Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических процессов-восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире,  несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.   В следствии этого была актуализирована проблема, определена цель и намечены пути по достижению ожидаемых результатов.

Цель: Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи:

  • Создание без барьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.

  • Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.

  • Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.

  • Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультативного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.

  • Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.

    Подзадачи

    В работе с семьей:  1.Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.

    2.Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.

    3.Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

Во первых при поступлении в школу проводится углубленная психолого-педагогическая диагностика учащихся и работа с медицинскими картами. Также выработана общая стратегия коррекционно-педагогического процесса всеми участниками службы сопровождения. Комплексное изучение ребёнка, имеющего проблемы в развитии, выбор наиболее адекватных проблеме ребёнка методов работы, отбор содержания обучения с учётом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляет школьный психолого-медико-педагогических консилиум (ПМПк).

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с ограниченными возможностями в коллектив здоровых сверстников. В общеобразовательном учреждении целесообразно создать для детей с ОВЗ  “Группу развития”. Эти дети могут обучаться в “Группе развития” в течение 1-2 или 3-4 лет, т.е. до достижения ими среднего школьного возраста. Это зависит от сложности дефекта, скорости продвижения ребенка в процессе обучения и от желания родителей.

Основными задачами «Группы развития» являются:

1. систематическое отслеживание статуса ребёнка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;

2.создание социально – педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;

3.обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.

Интеграция  привлекла, прежде всего, родителей проблемных детей. Именно они инициировали первые опыты обучения своих детей в массовой школе. Поиск эффективных форм организации психолого-педагогического сопровождения родителей связан с проведением целенаправленной работы по повышению их психологической компетентности через “Родительскую школу”.

Сама ситуация “Родительской школы” - это ситуация взаимного обмена. Здесь обращается внимание на некоторые возрастные особенности детей, что позволяет им по-новому взглянуть на развитие ребёнка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия в более конструктивную сторону. Кроме того, опираясь на данные диагностики, наблюдения, на опыт своего общения с учащимися, психолог может поделиться с родителями своими профессиональными выводами о тенденциях, имеющихся в классе, об особенностях развития детей на данном этапе их жизни, а также выделить наиболее актуальные для родителей конкретного класса аспекты обсуждаемой темы.

Встречи с родителями проходят в форме родительских чтений, бесед, круглых столов, где не только специалисты школы дают советы и рекомендации родителям, но и сами родители делятся своим положительным опытом. В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги. Это активная форма работы. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя, а в некоторых случаях можно предложить поучаствовать и детям.

Приведу пример заданий (упражнений) игрового тренинга для учащихся и родителей 3-го класса.

Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.

Задание 1. Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему.

Задание 2. Участники группы на большом листе ватмана рисуют коллективный портрет своей группы.

Задание 3. Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда участников поет “взрослые” песни, а команда родителей поёт “детские” песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения.

Вариант ритуала прощания: члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово, например, «Держись! Не робей! Будь добрее!» и др.

Большое значение подобная тренинговая работа имеет и для классного руководителя. Он близко узнает учащихся, имеет возможность познакомиться с семейной ситуацией, видит родителей и детей в неформальной обстановке.

Говоря о новых формах организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: (“Группа развития”, “Родительская школа” и др.), необходимо отметить, что обобщение работы с ребёнком, его достижения заносятся в карту индивидуального продвижения, где отмечаются (и постепенно добавляются) основные понятия и умения для каждого этапа обучения и уровень овладения ими конкретным ребёнком. Родители могут наглядно представить продвижение своего ребёнка, не сравнивая его при этом с другими детьми.

Степень реализации вышеописанных форм организации психолого-педагогического сопровождения зависит от степени интеграции. Эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей возможно с учётом уровня развития каждого ребёнка, выбирая полезную и возможную для него “долю” интеграции, т.е. одну из нижеследующих моделей:

  • комбинированная интеграция, при которой несколько человек с уровнем психофизического развития, соответствующим или близким к возрастной норме на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянное психолого-педагогическое сопровождение;

  • частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии еще не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые классы лишь на часть дня;

  • временная интеграция, при которой все ученики с ограниченными возможностями в здоровье вне зависимости от уровня психофизического развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, викторинах, отдельных занятиях и т.п.;

  • полная интеграция может быть эффективной для учащихся, которые по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети включаются в обычные классы массовой школы, при этом они должны обязательно получать коррекционную помощь по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте школы), либо в группе кратковременного пребывания школы, либо в специализированных центрах.

    Важно подчеркнуть, что если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического развития, то частичная и особенно временная формы интеграции для большинства школьников с отклонениями в развитии. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации проблемных школьников.

    Модель инклюзивного образования позволяет создать уникальную возможность для ранней интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную психолого-педагогическую помощь.  А также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих нарушений в развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу других причин (например, слышащие дети не слышащих родителей, дети из семей вынужденных переселенцев и др.). Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, выиграют и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Совместное воспитание в условиях массовой школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся-относительно новое явление в образовании. Чтобы интегрированное обучение проблемных детей вошло в широкую практику образования, необходимо помимо законодательного определения статуса интегрированного ребёнка и образовательного учреждения, принимающего его, проведение целенаправленной работы с общественностью по его подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации.»

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации.

Т.А. Лошкарёва

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» пгт. Пойковский.



В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция-родители не хотят отдавать своих детей с ОВЗ в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. И это желание родителей закреплено законодательно. Одна из приоритетных целей социальной политики России-модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

В результате долгих дебатов, связанных с поиском решения проектной задачи, меня как педагога-психолога школы, о создании здоровьесберегающей среды, мы вышли на понимание интегрированного образования. Это не только процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, но более широкий процесс, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей (инклюзивное образование).

Интегрированное обучение предполагает овладение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья теми знаниями, умениями навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающиеся дети, в соответствии с государственным стандартом.

В школу приходят дети с ограниченными возможностями здоровья, такими как: проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфальтилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребёнка. Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических процессов-восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. В следствии этого была актуализирована проблема, определена цель и намечены пути по достижению ожидаемых результатов.

Цель: Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи:

  • Создание без барьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.

  • Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.

  • Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.

  • Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультативного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.

  • Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.

Подзадачи

В работе с семьей: 1.Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.

2.Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.

3.Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

Во первых при поступлении в школу проводится углубленная психолого-педагогическая диагностика учащихся и работа с медицинскими картами. Также выработана общая стратегия коррекционно-педагогического процесса всеми участниками службы сопровождения. Комплексное изучение ребёнка, имеющего проблемы в развитии, выбор наиболее адекватных проблеме ребёнка методов работы, отбор содержания обучения с учётом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляет школьный психолого-медико-педагогических консилиум (ПМПк).

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с ограниченными возможностями в коллектив здоровых сверстников. В общеобразовательном учреждении целесообразно создать для детей с ОВЗ “Группу развития”. Эти дети могут обучаться в “Группе развития” в течение 1-2 или 3-4 лет, т.е. до достижения ими среднего школьного возраста. Это зависит от сложности дефекта, скорости продвижения ребенка в процессе обучения и от желания родителей.

Основными задачами «Группы развития» являются:

1. систематическое отслеживание статуса ребёнка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;

2.создание социально – педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;

3.обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.

Интеграция привлекла, прежде всего, родителей проблемных детей. Именно они инициировали первые опыты обучения своих детей в массовой школе. Поиск эффективных форм организации психолого-педагогического сопровождения родителей связан с проведением целенаправленной работы по повышению их психологической компетентности через “Родительскую школу”.

Сама ситуация “Родительской школы” - это ситуация взаимного обмена. Здесь обращается внимание на некоторые возрастные особенности детей, что позволяет им по-новому взглянуть на развитие ребёнка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия в более конструктивную сторону. Кроме того, опираясь на данные диагностики, наблюдения, на опыт своего общения с учащимися, психолог может поделиться с родителями своими профессиональными выводами о тенденциях, имеющихся в классе, об особенностях развития детей на данном этапе их жизни, а также выделить наиболее актуальные для родителей конкретного класса аспекты обсуждаемой темы.

Встречи с родителями проходят в форме родительских чтений, бесед, круглых столов, где не только специалисты школы дают советы и рекомендации родителям, но и сами родители делятся своим положительным опытом. В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги. Это активная форма работы. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя, а в некоторых случаях можно предложить поучаствовать и детям.

Приведу пример заданий (упражнений) игрового тренинга для учащихся и родителей 3-го класса.

Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.

Задание 1. Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему.

Задание 2. Участники группы на большом листе ватмана рисуют коллективный портрет своей группы.

Задание 3. Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда участников поет “взрослые” песни, а команда родителей поёт “детские” песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения.

Вариант ритуала прощания: члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово, например, «Держись! Не робей! Будь добрее!» и др.

Большое значение подобная тренинговая работа имеет и для классного руководителя. Он близко узнает учащихся, имеет возможность познакомиться с семейной ситуацией, видит родителей и детей в неформальной обстановке.

Говоря о новых формах организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: (“Группа развития”, “Родительская школа” и др.), необходимо отметить, что обобщение работы с ребёнком, его достижения заносятся в карту индивидуального продвижения, где отмечаются (и постепенно добавляются) основные понятия и умения для каждого этапа обучения и уровень овладения ими конкретным ребёнком. Родители могут наглядно представить продвижение своего ребёнка, не сравнивая его при этом с другими детьми.

Степень реализации вышеописанных форм организации психолого-педагогического сопровождения зависит от степени интеграции. Эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей возможно с учётом уровня развития каждого ребёнка, выбирая полезную и возможную для него “долю” интеграции, т.е. одну из нижеследующих моделей:

  • комбинированная интеграция, при которой несколько человек с уровнем психофизического развития, соответствующим или близким к возрастной норме на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянное психолого-педагогическое сопровождение;

  • частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии еще не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые классы лишь на часть дня;

  • временная интеграция, при которой все ученики с ограниченными возможностями в здоровье вне зависимости от уровня психофизического развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, викторинах, отдельных занятиях и т.п.;

  • полная интеграция может быть эффективной для учащихся, которые по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети включаются в обычные классы массовой школы, при этом они должны обязательно получать коррекционную помощь по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте школы), либо в группе кратковременного пребывания школы, либо в специализированных центрах.

Важно подчеркнуть, что если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического развития, то частичная и особенно временная формы интеграции для большинства школьников с отклонениями в развитии. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации проблемных школьников.

Модель инклюзивного образования позволяет создать уникальную возможность для ранней интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную психолого-педагогическую помощь. А также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих нарушений в развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу других причин (например, слышащие дети не слышащих родителей, дети из семей вынужденных переселенцев и др.). Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, выиграют и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Совместное воспитание в условиях массовой школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся-относительно новое явление в образовании. Чтобы интегрированное обучение проблемных детей вошло в широкую практику образования, необходимо помимо законодательного определения статуса интегрированного ребёнка и образовательного учреждения, принимающего его, проведение целенаправленной работы с общественностью по его подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.



















Литература

1. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития.-2012. - № 3.,-С. 35-39.

2. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образовании в Москве // Инклюзивное образование: Сборник статей / отв. Ред. Т.Н. Гусева. Москва: Центр «Школьная книга», 2010.-Вып. 1.

3. Казакова Е. Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования.-2004. - №9-10.-с. 95-97.

4. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы. - М.: Издательство Теревинф, 2010.



.






















Заявка

на публикацию научно-методических статей в сборнике

«Практика реализации инклюзивного обучения и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья»


Фамилия, имя, отчество автора (соавторов)

Лошкарёва Татьяна Алексеевна

Название тематического направления сборника

Организация и содержание психолого - педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации.


Название статьи

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации.


Количество страниц

7

Место работы

МОБУ «СОШ №4»

Должность

Педагог-психолог

Ученая степень, ученое звание

-

Контактные телефоны:

89825504114

E-mail

[email protected]












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лошкарёва Татьяна Алексеевна

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 300893


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства