В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция-родители не хотят отдавать своих детей с ОВЗ в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. И это желание родителей закреплено законодательно. Одна из приоритетных целей социальной политики России-модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
В результате долгих дебатов, связанных с поиском решения проектной задачи, меня как педагога-психолога школы, о создании здоровьесберегающей среды, мы вышли на понимание интегрированного образования. Это не только процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, но более широкий процесс, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей (инклюзивное образование).
Интегрированное обучение предполагает овладение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья теми знаниями, умениями навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающиеся дети, в соответствии с государственным стандартом.
В школу приходят дети с ограниченными возможностями здоровья, такими как: проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфальтилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребёнка. Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических процессов-восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. В следствии этого была актуализирована проблема, определена цель и намечены пути по достижению ожидаемых результатов.
Цель: Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
-
Создание без барьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
-
Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
-
Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.
-
Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультативного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.
-
Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.
Подзадачи
В работе с семьей: 1.Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
2.Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
3.Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Во первых при поступлении в школу проводится углубленная психолого-педагогическая диагностика учащихся и работа с медицинскими картами. Также выработана общая стратегия коррекционно-педагогического процесса всеми участниками службы сопровождения. Комплексное изучение ребёнка, имеющего проблемы в развитии, выбор наиболее адекватных проблеме ребёнка методов работы, отбор содержания обучения с учётом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляет школьный психолого-медико-педагогических консилиум (ПМПк).
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с ограниченными возможностями в коллектив здоровых сверстников. В общеобразовательном учреждении целесообразно создать для детей с ОВЗ “Группу развития”. Эти дети могут обучаться в “Группе развития” в течение 1-2 или 3-4 лет, т.е. до достижения ими среднего школьного возраста. Это зависит от сложности дефекта, скорости продвижения ребенка в процессе обучения и от желания родителей.
Основными задачами «Группы развития» являются:
1. систематическое отслеживание статуса ребёнка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;
2.создание социально – педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;
3.обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.
Интеграция привлекла, прежде всего, родителей проблемных детей. Именно они инициировали первые опыты обучения своих детей в массовой школе. Поиск эффективных форм организации психолого-педагогического сопровождения родителей связан с проведением целенаправленной работы по повышению их психологической компетентности через “Родительскую школу”.
Сама ситуация “Родительской школы” - это ситуация взаимного обмена. Здесь обращается внимание на некоторые возрастные особенности детей, что позволяет им по-новому взглянуть на развитие ребёнка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия в более конструктивную сторону. Кроме того, опираясь на данные диагностики, наблюдения, на опыт своего общения с учащимися, психолог может поделиться с родителями своими профессиональными выводами о тенденциях, имеющихся в классе, об особенностях развития детей на данном этапе их жизни, а также выделить наиболее актуальные для родителей конкретного класса аспекты обсуждаемой темы.
Встречи с родителями проходят в форме родительских чтений, бесед, круглых столов, где не только специалисты школы дают советы и рекомендации родителям, но и сами родители делятся своим положительным опытом. В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги. Это активная форма работы. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя, а в некоторых случаях можно предложить поучаствовать и детям.
Приведу пример заданий (упражнений) игрового тренинга для учащихся и родителей 3-го класса.
Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.
Задание 1. Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему.
Задание 2. Участники группы на большом листе ватмана рисуют коллективный портрет своей группы.
Задание 3. Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда участников поет “взрослые” песни, а команда родителей поёт “детские” песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения.
Вариант ритуала прощания: члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово, например, «Держись! Не робей! Будь добрее!» и др.
Большое значение подобная тренинговая работа имеет и для классного руководителя. Он близко узнает учащихся, имеет возможность познакомиться с семейной ситуацией, видит родителей и детей в неформальной обстановке.
Говоря о новых формах организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: (“Группа развития”, “Родительская школа” и др.), необходимо отметить, что обобщение работы с ребёнком, его достижения заносятся в карту индивидуального продвижения, где отмечаются (и постепенно добавляются) основные понятия и умения для каждого этапа обучения и уровень овладения ими конкретным ребёнком. Родители могут наглядно представить продвижение своего ребёнка, не сравнивая его при этом с другими детьми.
Степень реализации вышеописанных форм организации психолого-педагогического сопровождения зависит от степени интеграции. Эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей возможно с учётом уровня развития каждого ребёнка, выбирая полезную и возможную для него “долю” интеграции, т.е. одну из нижеследующих моделей:
-
комбинированная интеграция, при которой несколько человек с уровнем психофизического развития, соответствующим или близким к возрастной норме на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянное психолого-педагогическое сопровождение;
-
частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии еще не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые классы лишь на часть дня;
-
временная интеграция, при которой все ученики с ограниченными возможностями в здоровье вне зависимости от уровня психофизического развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, викторинах, отдельных занятиях и т.п.;
-
полная интеграция может быть эффективной для учащихся, которые по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети включаются в обычные классы массовой школы, при этом они должны обязательно получать коррекционную помощь по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте школы), либо в группе кратковременного пребывания школы, либо в специализированных центрах.
Важно подчеркнуть, что если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического развития, то частичная и особенно временная формы интеграции для большинства школьников с отклонениями в развитии. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации проблемных школьников.
Модель инклюзивного образования позволяет создать уникальную возможность для ранней интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную психолого-педагогическую помощь. А также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих нарушений в развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу других причин (например, слышащие дети не слышащих родителей, дети из семей вынужденных переселенцев и др.). Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, выиграют и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Совместное воспитание в условиях массовой школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся-относительно новое явление в образовании. Чтобы интегрированное обучение проблемных детей вошло в широкую практику образования, необходимо помимо законодательного определения статуса интегрированного ребёнка и образовательного учреждения, принимающего его, проведение целенаправленной работы с общественностью по его подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.