Особенности организации взаимодействия
педагогического коллектива
с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Перед педагогами стоят одновременно многие вопросы. Как сделать так, чтобы не только ученик, но и родитель шёл в школу с желанием, без агрессии и страха? Как построить работу всех служб так, чтобы родитель правильно воспринимал, принимал и понимал своего ребёнка? И как подвести родителя к осознанию того, что не только семье, но и школе, в которой учится их ребёнок, тоже нужна помощь? А выиграют от этого взаимодействия обе стороны.
Следует отметить, что только совместная работа педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его адаптации в будущем.
Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи, нарушение структуры семьи и др. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов её жизнедеятельности.
Именно в семье ребёнок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребёнка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.
На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребёнка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. В семьях, воспитывающих ребёнка с особыми образовательными потребностями, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьёй, нами осуществляется через модель, которая основана на следующих управленческих действиях: целеполагание, планирование, организация, анализ. Отметим, что предложенная модель взаимодействия образовательного учреждения с семьей, базируется на комплексном подходе к сопровождению и реализации потенциальных возможностей семьи.
Целью реализации модели взаимодействия образовательного учреждения с семьёй является повышение педагогической и психологической компетентности родителей.
В своей работе при моделировании процесса организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, мы опирались на педагогические работы Н.В. Кузьминой, в которых выделены следующие компоненты моделирования:
- Диагностико-аналитический:
- диагностика стиля семейного воспитания, межличностных отношений, состояния психолого-педагогической культуры родителей и готовности семьи к взаимодействию с образовательным учреждением по решению проблем развития ребенка с ограниченными возможностями;
- анализ ресурсов образовательного учреждения в работе с семьей (ресурсное обеспечение – организационное, информационное, нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, мотивационное, материально-техническое).
- Целеполагание: определение приоритетных целей и задач в реализации процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
- Планово-прогностический:
- выбор основных направлений работы с семьей,
- составление программы работы с семьей,
- планирование,
- определение оптимальных технологий и форм в работе с семьей,
- прогнозирование ожидаемых результатов.
- Структурный: разработка структур реализации модели (комплексы, центры, творческие группы, службы).
- Функциональный: определение основных функций, выполняемых в ходе реализации модели взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
Таким образом, основными задачами реализации модели взаимодействия образовательного учреждения с семьёй ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья являются:
- Проведение диагностики межличностных отношений в семье, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии с целью изучения психологических особенностей и закономерностей наблюдающихся в ней.
- Разработка технологий, методов, приемов и средств психолого-педагогического взаимодействия родителя и ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью оптимизации межличностных отношений в семье.
- Определение семьей и школой общих и конкретных задач по организации взаимодействия.
- Трансформирование психолого-педагогических знаний родителям в целях организации эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
- Разработка мероприятий, направленных на повышение мотивации родителей в процессе взаимодействия образовательного учреждения и семьи с целью развития и воспитания у них оптимизма, видения жизненной перспективы, ощущения успеха.
Взаимодействие с городским Центром диагностики и консультирования позволяет нам более эффективно организовывать образовательную, реабилитационную, оздоровительную деятельность для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Основной задачей психологического сопровождения является изменение родительских позиций, воссоздание полноценных контактов ребенка с родителями, устранение искажений в личностном развитии ребенка, перестройка форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения родителей и детей.
Для осуществления этой задачи используем такие психотехнические средства как организация общения, совместной деятельности, практическая реализация новых межличностных отношений в различных ситуациях, продуцирование эмоциональных и когнитивных процессов в единстве.
Приёмы:
1.Индивидуальные беседы.
2.Лекции.
3.Родительские собрания.
4.Анкетирование по разным направлениям.
Оказание психологической помощи родителям, расширение знаний родителей о закономерностях психического и физического развития умственно отсталого ребенка, о психологии семейного воспитания осуществляется через работу «Школы успешного родителя».
Психолого-педагогическое образование родителей означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является трансляция знаний, формирование соответствующих представлений и навыков развития, обучения и воспитания детей с ограниченными физическими возможностями и использование родителей в качестве ассистентов педагогов.
Методологическим основанием программы психолого-педагогического образования родителей является положение, что «семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – Я-концепция, где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа», ибо задача семейного воспитания – помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.
«Школа успешного родителя» является частью воспитательной системы школы, важным компонентом учебно-воспитательного процесса. Его создание обусловлено необходимостью постоянного взаимодействия педагогического коллектива и родителей в связи с задачами современного образования.
Помощь детям с особыми образовательными потребностями требует социальной поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.
Социальный педагог проводит беседы с родителями и их детьми, социальное консультирование несовершеннолетних и их родителей, осуществляет межведомственное взаимодействие, консультации по организации продуктивного отдыха детей и включение их в социальные значимые проекты.
Используя разные формы связи и помощи, педагогический коллектив стремится привлечь семьи воспитанников к совместному взаимодействию. Не останавливаясь на достигнутом, педагоги будут шире использовать в работе информационные технологии, привлекать к взаимодействию всё более широкий круг заинтересованных лиц, чтобы работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, была более эффективной.
Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребёнку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребёнка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Мы считаем, что наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это помощь их родителям.
Содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно-развивающего обучения. Достижение этого эффекта только со стороны педагогов недостаточно для динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы школы и семьи.
Мы придерживаемся идеи Вирджинии Сатир, которая говорит о том, что «семья как и любая организация владеет определенными материальными ресурсами, временем, пространством, физической и эмоциональной энергией, знаниями, навыками, способностями, умениями, прошлым опытом» и наша задача - помочь эффективно использовать эти ресурсы.
Таким образом, включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
- Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10 – 14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей // Школьный психолог. – 2004 - №25 – 26 - С. 15 – 33.
- Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие Ч.2 / Под ред. В.Г. Петровой. – Красноярск, 1994. – 92с.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. – М., 1991, (с. 63-73)
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.