kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности организации взаимодействия
педагогического коллектива
  с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
 

Перед педагогами стоят одновременно многие вопросы. Как сделать так, чтобы не только ученик, но и родитель шёл в школу с желанием, без агрессии и страха? Как построить работу всех служб так, чтобы родитель правильно воспринимал, принимал и понимал своего ребёнка? И как подвести родителя к осознанию того, что не только семье, но и школе, в которой учится их ребёнок,  тоже нужна помощь? А выиграют от этого взаимодействия обе стороны. 

Следует отметить, что только совместная работа педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его адаптации в будущем.

Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи, нарушение структуры семьи и др. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов её жизнедеятельности.

Именно в семье ребёнок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребёнка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребёнка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. В семьях, воспитывающих ребёнка с особыми образовательными потребностями, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьёй, нами осуществляется через модель, которая основана на следующих управленческих действиях: целеполагание, планирование, организация, анализ. Отметим, что предложенная модель взаимодействия образовательного учреждения с семьей, базируется на комплексном подходе к сопровождению и реализации потенциальных возможностей семьи. 

Целью реализации модели взаимодействия образовательного учреждения с семьёй является повышение педагогической и психологической компетентности родителей.

В своей работе при моделировании процесса организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, мы опирались на педагогические работы Н.В. Кузьминой, в которых выделены следующие компоненты моделирования:

  1. Диагностико-аналитический:

-     диагностика стиля семейного воспитания, межличностных отношений, состояния психолого-педагогической культуры родителей и готовности семьи к взаимодействию с образовательным учреждением по решению проблем развития ребенка с ограниченными возможностями;  

-   анализ ресурсов образовательного учреждения в работе с семьей (ресурсное обеспечение – организационное, информационное, нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, мотивационное, материально-техническое).

  1. Целеполагание: определение приоритетных целей и задач в реализации процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
  2. Планово-прогностический:

- выбор основных направлений работы с семьей,

- составление программы работы с семьей,

- планирование,

- определение оптимальных технологий и форм в работе с семьей,

- прогнозирование ожидаемых результатов.

  1. Структурный: разработка структур реализации модели (комплексы, центры, творческие группы, службы).
  2. Функциональный: определение основных функций, выполняемых в ходе реализации модели взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

Таким образом, основными задачами реализации модели взаимодействия образовательного учреждения с семьёй ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья являются:

  1. Проведение диагностики межличностных отношений в семье, воспитывающей  ребенка с проблемами в развитии с целью изучения психологических особенностей и закономерностей наблюдающихся в ней.
  2. Разработка технологий, методов, приемов и средств психолого-педагогического взаимодействия родителя и ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью оптимизации межличностных отношений в семье.
  3. Определение  семьей и школой  общих     и     конкретных     задач     по организации взаимодействия.
  4. Трансформирование психолого-педагогических знаний родителям  в целях организации эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
  5. Разработка мероприятий, направленных на повышение мотивации родителей   в процессе взаимодействия образовательного учреждения и семьи с целью   развития и воспитания у них оптимизма, видения жизненной перспективы, ощущения успеха.

Взаимодействие с городским Центром диагностики и консультирования позволяет нам более эффективно организовывать образовательную, реабилитационную, оздоровительную деятельность для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Основной задачей психологического сопровождения является изменение родительских позиций, воссоздание полноценных контактов ребенка с родителями, устранение искажений в личностном развитии ребенка, перестройка форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения родителей и детей.

  Для осуществления этой задачи используем такие психотехнические средства как организация общения, совместной деятельности, практическая реализация новых межличностных отношений в различных ситуациях, продуцирование эмоциональных и когнитивных процессов в единстве.

Приёмы:

1.Индивидуальные беседы.

2.Лекции.

3.Родительские собрания.

4.Анкетирование по разным направлениям.

Оказание    психологической помощи родителям, расширение знаний родителей о закономерностях психического и физического развития умственно отсталого ребенка, о психологии семейного воспитания осуществляется через работу «Школы успешного родителя».

Психолого-педагогическое образование родителей означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является трансляция знаний, формирование соответствующих представлений и навыков развития, обучения и воспитания детей с ограниченными физическими возможностями и использование родителей в качестве ассистентов педагогов.

Методологическим основанием программы психолого-педагогического образования родителей является положение, что «семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – Я-концепция, где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа», ибо задача семейного воспитания – помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

«Школа успешного родителя» является частью воспитательной системы школы, важным компонентом учебно-воспитательного процесса. Его создание обусловлено необходимостью постоянного взаимодействия педагогического коллектива и родителей в связи с задачами современного образования.

Помощь детям с особыми образовательными потребностями требует социальной  поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Социальный педагог проводит беседы с родителями и их детьми, социальное консультирование несовершеннолетних и их родителей, осуществляет межведомственное взаимодействие, консультации по организации продуктивного отдыха детей и включение их в социальные значимые проекты.

Используя разные формы связи и помощи,  педагогический коллектив стремится привлечь семьи воспитанников к совместному взаимодействию. Не останавливаясь на достигнутом, педагоги будут шире использовать в работе информационные технологии, привлекать к взаимодействию всё более широкий круг заинтересованных лиц, чтобы работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, была более эффективной.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребёнку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребёнка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Мы считаем, что наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это помощь их родителям.

Содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно-развивающего обучения. Достижение этого эффекта только со стороны педагогов недостаточно для динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы школы и семьи.

Мы  придерживаемся идеи Вирджинии Сатир, которая говорит о том, что «семья как и любая организация владеет определенными материальными ресурсами, временем, пространством, физической и эмоциональной энергией, знаниями, навыками,  способностями, умениями, прошлым опытом» и наша задача - помочь эффективно использовать эти ресурсы.

Таким образом, включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10 – 14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей // Школьный психолог. – 2004 - №25 – 26 - С. 15 – 33. 
  2. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие Ч.2 / Под ред. В.Г. Петровой. – Красноярск, 1994. – 92с.
  3. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. – М., 1991, (с. 63-73)
  4. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

Просмотр содержимого документа
«статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"»

Особенности организации взаимодействия
педагогического коллектива
с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.



Перед педагогами стоят одновременно многие вопросы. Как сделать так, чтобы не только ученик, но и родитель шёл в школу с желанием, без агрессии и страха? Как построить работу всех служб так, чтобы родитель правильно воспринимал, принимал и понимал своего ребёнка? И как подвести родителя к осознанию того, что не только семье, но и школе, в которой учится их ребёнок,  тоже нужна помощь? А выиграют от этого взаимодействия обе стороны. 

Следует отметить, что только совместная работа педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его адаптации в будущем.

Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи, нарушение структуры семьи и др. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов её жизнедеятельности.

Таким образом, семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.

Именно в семье ребёнок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребёнка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребёнка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. В семьях, воспитывающих ребёнка с особыми образовательными потребностями, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьёй, нами осуществляется через модель, которая основана на следующих управленческих действиях: целеполагание, планирование, организация, анализ. Отметим, что предложенная модель взаимодействия образовательного учреждения с семьей, базируется на комплексном подходе к сопровождению и реализации потенциальных возможностей семьи.

Целью реализации модели взаимодействия образовательного учреждения с семьёй является повышение педагогической и психологической компетентности родителей.

В своей работе при моделировании процесса организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, мы опирались на педагогические работы Н.В. Кузьминой, в которых выделены следующие компоненты моделирования:

  1. Диагностико-аналитический:

-     диагностика стиля семейного воспитания, межличностных отношений, состояния психолого-педагогической культуры родителей и готовности семьи к взаимодействию с образовательным учреждением по решению проблем развития ребенка с ограниченными возможностями;  

-   анализ ресурсов образовательного учреждения в работе с семьей (ресурсное обеспечение – организационное, информационное, нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, мотивационное, материально-техническое).

  1. Целеполагание: определение приоритетных целей и задач в реализации процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

  2. Планово-прогностический:

- выбор основных направлений работы с семьей,

- составление программы работы с семьей,

- планирование,

- определение оптимальных технологий и форм в работе с семьей,

- прогнозирование ожидаемых результатов.

  1. Структурный: разработка структур реализации модели (комплексы, центры, творческие группы, службы).

  2. Функциональный: определение основных функций, выполняемых в ходе реализации модели взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

Таким образом, основными задачами реализации модели взаимодействия образовательного учреждения с семьёй ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья являются:

  1. Проведение диагностики межличностных отношений в семье, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии с целью изучения психологических особенностей и закономерностей наблюдающихся в ней.

  2. Разработка технологий, методов, приемов и средств психолого-педагогического взаимодействия родителя и ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью оптимизации межличностных отношений в семье.

  3. Определение  семьей и школой  общих     и     конкретных     задач     по организации взаимодействия.

  4. Трансформирование психолого-педагогических знаний родителям в целях организации эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

  5. Разработка мероприятий, направленных на повышение мотивации родителей в процессе взаимодействия образовательного учреждения и семьи с целью развития и воспитания у них оптимизма, видения жизненной перспективы, ощущения успеха.

При планировании взаимодействия образовательного учреждения с семьёй, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, для нас весьма значимыми являются выделения этапов работы в процессе совместной деятельности, постановка задач, выбор методов и средств, адекватных их решению, определение временного ресурса.

Ежегодно, планируя работу, администрация предусматривает и аспект сотрудничества с родителями учащихся. Это «Совместная работа с семьёй и общественностью», «Годовая циклограмма работы с родителями», где высвечиваются наиболее острые проблемы в обучении ребёнка, работа с семьёй по их разрешению. 

Вся деятельность строится  по следующим направлениям:

- социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей;

- система родительского всеобуча;

- система массовых мероприятий и акций.

Взаимодействие с городским Центром диагностики и консультирования позволяет нам более эффективно организовывать образовательную, реабилитационную, оздоровительную деятельность для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Основные задачи:

  • оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

  • осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной и консультативной медицинской помощи детям;

  • оказание помощи образовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации;

  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

При работе с родителями мы стараемся нейтрализовать проблему, гармонизируя детско-родительские отношения. Как показывает наш опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется социально-психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи. Важно, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка. При адекватно построенной семейной атмосфере, отношении к своему ребенку функционирование семьи сохраняется.

Проведение открытых уроков для родителей и с их участием, посещение семей, индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания, привлечение родителей к мероприятиям в классах и др.

Основной задачей психологического сопровождения является изменение родительских позиций, воссоздание полноценных контактов ребенка с родителями, устранение искажений в личностном развитии ребенка, перестройка форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения родителей и детей.

Для осуществления этой задачи используем такие психотехнические средства как организация общения, совместной деятельности, практическая реализация новых межличностных отношений в различных ситуациях, продуцирование эмоциональных и когнитивных процессов в единстве.

Приёмы:

  1. Индивидуальные беседы.

Индивидуальное общение не только даёт возможность педагогу-психологу оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему при выборе правильного подхода к детям. Поэтому мы предлагаем данную форму работы как начальный этап коррекции межличностных отношений в семье.

  1. Лекции.

  2. Родительские собрания.

  3. Анкетирование по разным направлениям.

Оказание психологической помощи родителям, расширение знаний родителей о закономерностях психического и физического развития умственно отсталого ребенка, о психологии семейного воспитания осуществляется через работу «Школы успешного родителя».

Психолого-педагогическое образование родителей означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является трансляция знаний, формирование соответствующих представлений и навыков развития, обучения и воспитания детей с ограниченными физическими возможностями и использование родителей в качестве ассистентов педагогов.

Методологическим основанием программы психолого-педагогического образования родителей является положение, что «семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – Я-концепция, где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа», ибо задача семейного воспитания – помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

«Школа успешного родителя» является частью воспитательной системы школы, важным компонентом учебно-воспитательного процесса. Его создание обусловлено необходимостью постоянного взаимодействия педагогического коллектива и родителей в связи с задачами современного образования.

Цели:

1.Формирование продуктивного взаимодействия между педагогами и родителями в интересах успешного обучения и воспитания детей.

2. Обеспечение индивидуального подхода в обучении и воспитании каждого ребёнка в соответствии с его возможностями, возрастными особенностями и семейной ситуацией.

3. Создание психологического комфорта в семьях учащихся.

Задачи:

1.Обеспечить родителей достоверной научной информацией о возрастных и личностных особенностях подростков, педагогическими и психологическими знаниями.

2.Способствовать овладению родителями продуктивных форм и методов воспитания, направленных на коррекцию детско-родительских отношений.

3.Создавать условия для успешного преодоления возможных конфликтных ситуаций, как в семье, так и в учебном коллективе.

4.Способствовать разграничению ответственности между педагогами и родителями в вопросах обучения и воспитания.

5.Оказание адресной педагогической и психологической помощи ученикам и их родителям.

Помощь детям с особыми образовательными потребностями требует социальной поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Социальный педагог проводит беседы с родителями и их детьми, социальное консультирование несовершеннолетних и их родителей, осуществляет межведомственное взаимодействие, консультации по организации продуктивного отдыха детей и включение их в социальные значимые проекты.

Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений. Результаты работы всех структур с семьёй обсуждаются на консилиумах, совещаниях, куда включаются вопросы по решению этих проблем,  и затем совместно со специалистами прорабатываются направления для дальнейшей работы

Используя разные формы связи и помощи,  педагогический коллектив стремится привлечь семьи воспитанников к совместному взаимодействию. Не останавливаясь на достигнутом, педагоги будут шире использовать в работе информационные технологии, привлекать к взаимодействию всё более широкий круг заинтересованных лиц, чтобы работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, была более эффективной.

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нём моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребёнку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребёнка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Рука об руку с взрослыми он будет подниматься по ступеням своего развития, как можно более полно используя возможности каждого вида деятельности, впечатления каждого нового дня. Ребёнок должен чувствовать, что близкие люди любят его, понимают и всегда готовы прийти на помощь. Важным результатом работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, является то, что родители готовы вместе с ребёнком создавать новые индивидуальные образовательные маршруты.

Мы считаем, что наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это помощь их родителям.

Содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно-развивающего обучения. Достижение этого эффекта только со стороны педагогов недостаточно для динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы школы и семьи.

Мы придерживаемся идеи Вирджинии Сатир, которая говорит о том, что «семья как и любая организация владеет определенными материальными ресурсами, временем, пространством, физической и эмоциональной энергией, знаниями, навыками, способностями, умениями, прошлым опытом» и наша задача - помочь эффективно использовать эти ресурсы.

Таким образом, включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10 – 14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей // Школьный психолог. – 2004 - №25 – 26 - С. 15 – 33. 

  2. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие Ч.2 / Под ред. В.Г. Петровой. – Красноярск, 1994. – 92с.

  3. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. – М., 1991, (с. 63-73).

  4. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практич. пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256с.- (Библиотека психолога образования).

  5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Писарева Наталья Николаевна, Пивцайкина Марина Васильевна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Публичное выступление "Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении""
    ["seo_title"] => string(80) "publichnoie_vystuplieniie_inkliuzivnoie_obrazovaniie_dietiei_v_doshkol_nom_obraz"
    ["file_id"] => string(6) "410807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492800043"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства