kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Мониторинг в работе с детьми «группы риска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:                                                                                         С.Н.Чуксаева                                           

психолог МБОУ «СОШ №39 имени П. Н. Самусенко»                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братск 2013

Психологический мониторинг в работе с учащимися «группы риска»

 

 

Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.

Нами осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей в режиме психологического мониторинга. С помощью мониторинга постоянно отслеживается личностное развитие учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

  • выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;
  • формирование доверия к окружающим через принятие себя;
  • устранение психологических барьеров на пути развития подростков;
  • расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций;
  • нормализация межличностных отношений;
  • профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение употребления среди учащихся ПАВ;
  • оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания.

 

 

 

 

Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:

 

 

 

 

 

 

Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:

  Комментарий к таблице: Диагностика интеллекта проводится с 1 по 11 класс. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, выявляет качественные изменения и определяет общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников.

1 этап – поступление в школу. Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.

2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.

3 этап - обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

4 этаппереход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.

5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.

6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный “профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.

 Диагностика мотивационной сферы учащихся. У различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.  Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих “контрольных” точках возрастов: 1 класс, 7, 9, 11

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы. Так как особенности эмоционально-волевой и личностной сферы в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды: 1,5,10 класс.

Социометрический метод для изучения структуры эмоциональных отношений в группах, для получения адекватных представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре класса, для выявления референтных лиц класса, обладающих ценностной привлекательностью психологическим влиянием в классе. Исследуется  самооценка и уровень притязаний школьников в учебной деятельности, ценностный потенциал учащихся, жизненные и моральные установки школьников.

  Таким, образом,  работа с детьми «группы риска» в режиме психологического мониторинга позволяет осуществлять:

  • систематическую диагностику развития детей в данных классах;
  • разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные  коррекционные  маршруты.
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей детей «группы риска».

        

        Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;
  • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
  • отследить динамику изменений результатов от года к году;
  • провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;

        Итоговый результат психологической диагностики предоставляется на различных уровнях:

1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.

2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.

3 уровень – информация для администрации школы. Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.

        Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.    

         Рассмотрим способ анализа информации, полученной диагностическим методом на примере 5-х классов. Возьмём критические периоды: 1 и 5 класс. Из данной диаграммы следует, что уровень интеллекта учащихся имеет положительную динамику по показателям выше нормы и норма, а по показателю ниже нормы наоборот идёт повышение коэффициента – это может быть связано с трудностями адаптации  учащихся в пятом классе, так как имеются  учащиеся с дезадаптацией (12%). То есть здесь мы выделяем тех учеников, которые имеют низкие показатели по интеллектуальному тесту, в данном случае эти же ученики имеют низкий коэффициент адаптации. Этих детей берём на контроль, составляем индивидуальный план работы с ними, проводим консультации с родителями.  При анализе  диагностических данных также необходима   информация, предоставленная классным руководителем. В данном случае у некоторых учащихся были получены высокие результаты по тесту интеллекта, хотя классным руководителем было отмечено, что ученик недостаточно успешен в обучении, то здесь мы можем говорить о том, что потенциальные возможности ученика используются не полностью. Диагностика личностной сферы позволила уточнить причины создавшейся ситуации, которую рассматриваем  в следующих направлениях:

  1. Организация и трудности, которые испытывает ученикпри обучении в школе
  2. Взаимоотношения с родителями
  3. Самочуствие  и психическое здоровье школьников.

Анализ по данным критерием  помогает верно определить и наметить коррекцию.

Динамика   адаптации и интеллектуальных способностей учащихся 5-х классов за 2009 – 2010  и  2013 – 2014 учебный год

  Анализ данных об учащихся состоящих на учёте позволяет говорить о том, что выявленение таких учеников и своевременно спланированная работа с ними и их родителями  даёт свои положительные результаты и положительная динамика в работе видна. Так количество учеников, состоящих на учёте уменьшилось. На данный период на учёте состоит 21 человек. Хотя в  предыдущие года,  вы видите,  количество учащихся было больше.

Динамика учащихся, состоящих на учёте в ОДН ОП

 

 

       Количество учащихся, состоящих на учёте в наркопосте также снизилось. На конец года было 7 учеников, на данный момент состоит на учёте 1 человек.

Динамика учащихся, состоящих на учёте в наркопосте

 

          Таким образом, мониторинг в работе с учащимися «группы риска» помогает выявить проблемные точки и своевременно спланировать необходимую работу в данном направлении.

Просмотр содержимого документа
«Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска" »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39














«Мониторинг в работе с детьми «группы риска»













Подготовил: С.Н.Чуксаева

психолог МБОУ «СОШ №39 имени П. Н. Самусенко»












Братск 2013

Психологический мониторинг в работе с учащимися «группы риска»



Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.

Нами осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей в режиме психологического мониторинга. С помощью мониторинга постоянно отслеживается личностное развитие учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

  • выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;

  • формирование доверия к окружающим через принятие себя;

  • устранение психологических барьеров на пути развития подростков;

  • расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций;

  • нормализация межличностных отношений;

  • профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение употребления среди учащихся ПАВ;

  • оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания.





Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:


диагностика

Коррекционыеые мероприятия

рекомендации, консультация

анализ результатов




Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:

Комментарий к таблице: Диагностика интеллекта проводится с 1 по 11 класс. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, выявляет качественные изменения и определяет общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников.

1 этап – поступление в школу. Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.

2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.

3 этап - обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

4 этаппереход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.

5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.

6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный “профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.

Диагностика мотивационной сферы учащихся. У различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности. Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих “контрольных” точках возрастов: 1 класс, 7, 9, 11

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы. Так как особенности эмоционально-волевой и личностной сферы в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды: 1,5,10 класс.

Социометрический метод для изучения структуры эмоциональных отношений в группах, для получения адекватных представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре класса, для выявления референтных лиц класса, обладающих ценностной привлекательностью психологическим влиянием в классе. Исследуется самооценка и уровень притязаний школьников в учебной деятельности, ценностный потенциал учащихся, жизненные и моральные установки школьников.

Таким, образом, работа с детьми «группы риска» в режиме психологического мониторинга позволяет осуществлять:

  • систематическую диагностику развития детей в данных классах;

  • разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные коррекционные маршруты.

  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей детей «группы риска».

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;

  • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;

  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;

  • отследить динамику изменений результатов от года к году;

  • провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;

Итоговый результат психологической диагностики предоставляется на различных уровнях:

1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.

2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.

3 уровень – информация для администрации школы. Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.

Рассмотрим способ анализа информации, полученной диагностическим методом на примере 5-х классов. Возьмём критические периоды: 1 и 5 класс. Из данной диаграммы следует, что уровень интеллекта учащихся имеет положительную динамику по показателям выше нормы и норма, а по показателю ниже нормы наоборот идёт повышение коэффициента – это может быть связано с трудностями адаптации учащихся в пятом классе, так как имеются учащиеся с дезадаптацией (12%). То есть здесь мы выделяем тех учеников, которые имеют низкие показатели по интеллектуальному тесту, в данном случае эти же ученики имеют низкий коэффициент адаптации. Этих детей берём на контроль, составляем индивидуальный план работы с ними, проводим консультации с родителями. При анализе диагностических данных также необходима информация, предоставленная классным руководителем. В данном случае у некоторых учащихся были получены высокие результаты по тесту интеллекта, хотя классным руководителем было отмечено, что ученик недостаточно успешен в обучении, то здесь мы можем говорить о том, что потенциальные возможности ученика используются не полностью. Диагностика личностной сферы позволила уточнить причины создавшейся ситуации, которую рассматриваем в следующих направлениях:

  1. Организация и трудности, которые испытывает ученикпри обучении в школе

  2. Взаимоотношения с родителями

  3. Самочуствие и психическое здоровье школьников.

Анализ по данным критерием помогает верно определить и наметить коррекцию.

Динамика адаптации и интеллектуальных способностей учащихся 5-х классов за 2009 – 2010 и 2013 – 2014 учебный год

Анализ данных об учащихся состоящих на учёте позволяет говорить о том, что выявленение таких учеников и своевременно спланированная работа с ними и их родителями даёт свои положительные результаты и положительная динамика в работе видна. Так количество учеников, состоящих на учёте уменьшилось. На данный период на учёте состоит 21 человек. Хотя в предыдущие года, вы видите, количество учащихся было больше.

Динамика учащихся, состоящих на учёте в ОДН ОП


Количество учащихся, состоящих на учёте в наркопосте также снизилось. На конец года было 7 учеников, на данный момент состоит на учёте 1 человек.

Динамика учащихся, состоящих на учёте в наркопосте

Таким образом, мониторинг в работе с учащимися «группы риска» помогает выявить проблемные точки и своевременно спланировать необходимую работу в данном направлении.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска"

Автор: Чуксаева Светлана Николаевна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 116950

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
    ["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "116308"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412412838"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Анализ воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(29) "analiz_vospitatiel_noi_raboty"
    ["file_id"] => string(6) "368339"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481461507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Анализ воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(31) "analiz_vospitatiel_noi_raboty_1"
    ["file_id"] => string(6) "368340"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481461510"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства