kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Психологическая служба в образовании: перспективы развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование как целенаправленный процесс становления человека, его обучения и социализации, требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев выступают развивающие возможности образования. Отсюда следует, что в образовательной системе должна присутствовать структура, основной миссией которой является обеспечение развивающего характера образования.

Такой структурой является Служба практической психологии, которая начала своё становление в российском образовании более 15 лет назад.

В сентябре-октябре этого года при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерации психологов образования России состоялись Всероссийские семинары-совещания "Управление психологической службой на региональном и муниципальном уровне", "Организация и содержание деятельности психолога образовательного учреждения и ППМС-центра на современном этапе развития российского образования", "Психологическое обеспечение профессионального становления учащихся и студентов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования", "Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждениях дошкольного образования" и II Всероссийская неделя школьной психологии в ВДЦ "Орленок". В задачу специалистов, приехавших из 50 регионов России, входило определение того, что же такое Служба практической психологии образования в современных условиях, какова ее роль и перспективы развития. Итогом работы стала модель психологической службы, в основу которой положены два принципа:

1. Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии образования. Декларируемые в Законе Российской Федерации "Об образовании" (ст.

2) принципы гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования.

Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий для успешного становления и развития будущего поколения. 2. Психологическая служба образования как организационная структура с рядом профессиональных и отраслевых задач не сможет эффективно функционировать, если не будет выстроена связь между её отдельными уровнями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Психологическая служба в образовании: перспективы развития"»

Психологическая служба в образовании: перспективы развития.

Алехина С.В., Битянова М . Р ., Метелькова Е.И.


Образование как целенаправленный процесс становления человека, его обучения и социализации, требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев выступают развивающие возможности образования. Отсюда следует, что в образовательной системе должна присутствовать структура, основной миссией которой является обеспечение развивающего характера образования.

Такой структурой является Служба практической психологии, которая начала своё становление в российском образовании более 15 лет назад.

В сентябре-октябре этого года при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерации психологов образования России состоялись Всероссийские семинары-совещания "Управление психологической службой на региональном и муниципальном уровне", "Организация и содержание деятельности психолога образовательного учреждения и ППМС-центра на современном этапе развития российского образования", "Психологическое обеспечение профессионального становления учащихся и студентов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования", "Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждениях дошкольного образования" и II Всероссийская неделя школьной психологии в ВДЦ "Орленок". В задачу специалистов, приехавших из 50 регионов России, входило определение того, что же такое Служба практической психологии образования в современных условиях, какова ее роль и перспективы развития. Итогом работы стала модель психологической службы, в основу которой положены два принципа:

1. Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии образования. Декларируемые в Законе Российской Федерации "Об образовании" (ст.

2) принципы гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования.

Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий для успешного становления и развития будущего поколения. 2. Психологическая служба образования как организационная структура с рядом профессиональных и отраслевых задач не сможет эффективно функционировать , если не будет выстроена связь между её отдельными уровнями.

Мы считаем, что психологическая служба системы образования - это многоуровневая структура с единой вертикалью управления, имеющая свои подразделения и представительства (психологические службы образовательных учреждений, районные и городские методические объединения, краевые и областные центры) на разных управленческих уровнях.

Психолог образовательного учреждения - сотрудник такой службы, решающий профессиональные задачи на своем рабочем месте с учетом имеющихся у него ресурсов и специфики образовательного учреждения. Возможности психолога и службы существенно отличаются. Служба, даже если она состоит из нескольких специалистов, располагает значительно большим арсеналом средств достижения необходимого результата, нежели отдельный педагог-психолог образовательного учреждения.

Эффективность же психологической службы как организационно-управленческой системы во многом зависит от выстроенности и согласованности профессионального управления. Направления деятельности психологической службы Мы считаем, что деятельность психологической службы образования должна затрагивать три направления: психологическое обеспечение развивающего компонента образования, психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития совершенствование самой службы как организационной системы и профессиональное развитие специалистов. Каждое из этих направлений реализуется на разных управленческих уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения. 1) Психологическое обеспечение развивающего характера образования предполагает мониторинг, проектирование и экспертизу психологических составляющих образования как системы развивающих возможностей.

Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, позволяет принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

Психологическая служба, не претендуя на проведение мониторинга системы образования в целом, способна на постоянной основе отслеживать информацию об объектах, явлениях и процессах, находящихся в сфере ее компетенции: динамику развития обучающихся, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям, эффективность образовательного процесса и т.д. На основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель может оценить, в какой степени реализуются в подведомственной ему образовательной структуре принципы развивающего образования, прогнозировать и на основании этого проектировать необходимые изменения. Проектирование в системе образования позволяет на идеальном уровне замысливать и на практическом - воплощать - систему социально-педагогических и психологических условий для решения задач обучения и развития учащихся.

Проектирование в обязательном порядке должно учитывать возрастные и психологические особенности учеников, их восприимчивость к различного рода педагогическим технологиям, возможность усваивать предлагаемые объемы информации, эмоциональное благополучие и т.д.. Это необходимо в рамках любого образовательного проекта, независимо от того проектируем ли мы образовательную программу, учебник, новое здание школы, программу профилактики зависимого поведения или индивидуальный образовательный маршрут отдельного ученика.

Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить психологическое здоровье и благополучие всех участников проектных изменений. Психологическая экспертиза призвана оценить соответствие конкретной учебной программы, пособия, состояния образовательной среды поставленным развивающим задачам. В настоящее время индивидуальный образовательный маршрут обучающихся подвергается экспертизе и проектированию в рамках работы психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов.

Настало время для проведения профессиональной психологической экспертизы учебников, профилактических программ, развивающих игр и игрушек. Все три направления деятельности психологической службы реализуются на разных управленческих уровнях через различные виды деятельности структурных подразделений.

2) Психологическая помощь участникам образовательного процесса и их сопровождение реализуется через психологическую профилактику, просвещение, диагностику, развитие (коррекцию) и консультативную деятельность.

Это традиционные виды деятельности психолога образовательного учреждения, они подробно описаны в литературе, их специфика и содержательное наполнение определяется типом и видом образовательного учреждения, контингентом обучаемых, социокультурными факторами и т.д. Однако, важно, что все они обретают конкретную цель и метод в контексте целей развивающего образования.

Психологические службы учреждений высшего профессионального и дополнительного образования взрослых помимо работы с учащимися и студентами могут оказывать психологическую помощь специалистам системы образования, повышающим в них свою квалификацию.

Именно здесь может осуществляться консультирование самих педагогов и психологов, снимая, таким образом, извечную дилемму: может ли психолог учреждения консультировать коллег, работающих с ним в одном учреждении по личным психологическим проблемам, или это противоречит профессиональным этическим принципам.

3) Активная и целенаправленная деятельность по развитию собственного кадрового, организационного, управленческого потенциала гарантирует эффективность психологической службы и ее востребованность системой образования. Самообразование, обмен опытом, наставничество внутри образовательного учреждения работают на саморазвитие службы.

Формирование профессионального сообщества, придерживающегося единых этических норм, регулярное общение и обмен опытом с коллегами в рамках семинаров, конференций, форумов и конгрессов, научно-методическое и инструментальное обеспечение специалистов службы, создание научно-методических советов для решения актуальных проблем образования организационно и методически обеспечивают соответствие возможностей службы потребностям системы образования. Уровни управления службой

На сегодняшний день мы наблюдаем существование разрозненных элементов психологической службы на разных уровнях управления образованием: от федерального до конкретного образовательного учреждения.

Отсутствие ясного представления о целях и задачах самой службы и нормативно-правовой базы, регулирующей ее деятельность, тормозит формирование психологической службы образования как целостной организационной структуры, обеспечивающей всю систему, в рамках которой она функционирует и задачи которой решает.

Таким образом, необходимо связать элементы вышеозначенной системы в единое целое, согласовать цели и задачи службы, соотнеся их с миссией системы образования в Российской Федерации, простроить вертикаль ее управления и зафиксировать все это в нормативных документах.

Четкая регламентация деятельности позволит психологу решать профессиональные задачи на более высоком организационном и методическом уровне, создаст комфортные условия для развития и самосовершенствования, а образовательное учреждение убережет от роли "полигона" для испытания психотехник и методик недобросовестным специалистом.

Целесообразным представляется введение системы профессиональной сертификации, гарантирующей качество подготовки специалиста для работы с использованием различных психологических технологий. На муниципальном уровне удельный вес управленческих задач у специалистов службы возрастает.

ППМС-центры, имеют в своем составе педагогов-психологов, но в связи с тем, что обслуживают учащихся разных образовательных учреждений и координирует деятельность специалистов муниципальной системы образования, относятся к муниципальному уровню управления службой. На этом уровне существуют городские методобъединения, проводятся семинары и совещания специалистов и руководителей службы, осуществляется мониторинг и научно-методическое сопровождение подразделений службы в образовательных учреждениях.

К компетенции службы муниципального уровня относится психологическая экспертиза коррекционно-развивающих программ и инновационных образовательных проектов, аттестация и методическое сопровождение работников образования (через методкабинеты, ИУУ, ИПКРО).

На региональном уровне проводится мониторинг образовательной среды и состояния развития обучающихся на территории региона, а также собственных подразделений службы, осуществляется проектирование программ и концепций развития образования в регионе, экспертиза учебников, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Развитие самой службы на этом уровне определяется региональным научно-методическим советом, а также съездами и конференциями, проводимыми в рамках региона. Федеральный уровень управления службой обеспечивает ее целостность, организационное единство в достижении целей и решении задач образования.

В Министерстве образования и науки, необходим отдел, курирующий деятельность школьной психологической службы, ППМС-центров, учреждений профессионального и дополнительного образования и т.д. Создание федерального научно-методического совета службы позволило бы проектировать деятельность и развитие самой службы с учетом потребностей системы образования и достижений психологической науки. Факторы развития службы

Психологическая служба - это организационная структура, и все ее подразделения должны работать четко и слаженно. Это возможно в случае согласованного понимания ее целей и задач. Психологическая служба обеспечивает развивающий характер образования. Психолог не может и не должен подменять педагога, но он может дать объективную информацию о том, как отражаются конкретные образовательные программы на развитии и психологическом благополучии детей в данном образовательном учреждении.

Психолог и педагог совместными усилиями способны подобрать оптимальные пути решения образовательных задач с учетом особенностей учебного коллектива, разработать технологию реализации профилактических программ и работы с родителями. Для проектирования, проведения психологического мониторинга, экспертизы учебников, программ, образовательной среды, других видов работ в рамках основных направлений деятельности необходима специальная подготовка, нужны психологи различной специализации.

Это один из важнейших факторов развития службы. Психолог, работающий в системе образования, должен быть профессионально подготовлен и методически оснащен для исполнения своих должностных обязанностей. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения осуществляется в интересах человека, общества и государства, а, значит, самые последние достижения психологической науки ставятся на службу образовательной практике.

Любой человек в нашей стране, независимо от уровня и особенностей развития и подготовки, имеет право получить образование, основными принципами которого являются гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Без высокопрофессиональной психологической службы обеспечение этих принципов государственной политики, а также реализация многих федеральных и региональных и муниципальных программ в области образования невозможны.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ Направления деятельности Уровни управления ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МОНИТОРИНГ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТИЗА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ Структуры: Министерство образования и науки РФ, профильные федеральные НИИ, профильные федеральные вузы

Психологический мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях на территории России Мониторинг психологической службы Участие в проектировании программ и концепций развития образования Проектирование деятельности психологической службы обр.программ, учебников, программ подг., переподг. и пов.квалификации, обр. среды (в том числе игр и игрушек), региональных программ развития образования инновационных проектов Федеральный научно-методический совет

Съезды, конференции, симпозиумы в России и зарубежом Научно-методическое сопровождение региональных психологических служб Профессиональные СМИ Издание профессиональной литературы РЕГИОНАЛЬНЫЙ Структуры: органы управления образованием субъектов РФ, профильные региональные НИИ, профильные региональные вузы, ИУУ, ИПКРО, региональные ППМС-центры, региональные ПМПК

Психологический мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях на территории региона для целей и задач региональных органов управления образованием Мониторинг муниципальных психологических служб для целей и задач региональных органов управления образованием Участие в проектировании программ и концепций развития образования в регионе, Проектирование деятельности региональной психологической службы образовательных программ, учебников, коррекционно-развивающих программ, программ подг., переподг. и пов.кв., образовательной среды учреждения инновационных проектов Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса (региональные ППМС-центры, региональные ПМПК) Региональный научно-методический совет Съезды, конференции, симпозиумы в России и зарубежом Научно-методическое сопровождение муниципальных психологических служб (профильные региональные НИИ, профильные региональные вузы, ИУУ, ИПКРО, региональные ППМС-центры)

Профессиональные СМИ Издание профессиональной литературы Пс. профилактика Пс. просвещение Пс. диагностика Пс. коррекция Пс. консультирование МУНИЦИПАЛЬНЫЙ Структуры: муниципальные органы управления образованием, ППМС-центры, муниципальные ПМПК, методические центры, методические кабинеты центры мониторинга (?) Психологический мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях на территории муниципального образования для целей и задач муниципальных органов управления образованием Мониторинг психологических служб образовательных учреждений для целей и задач муниципальных органов управления образованием

Участие в проектировании программ и концепций развития образования на территории муниципального образования, Проектирование деятельности муниципальной психологической службы Психологическая экспертиза образовательной среды учреждения (ППМС-центр) Аттестация работников образования (методкабинеты, ИУУ-ИПКРО) Психологическая экспертиза коррекционно-развивающих программ (ППМС-центры) Психологическая экспертиза инновационных проектов

Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса (муниципальные ППМС-центры, муниципальные ПМПК) Муниципальные методобъединения Семинары и совещания специалистов и руководителей психологической службы Издание профессиональной литературы Научно-методическое сопровождение психологических служб образовательных учреждений (ППМС-центры) Пс. профилактика Пс. просвещение Пс. диагностика Пс. коррекция Пс. консультирование ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Структуры: Психологическая служба ДОУ

Психологические службы школ всех типов и видов Психологическая служба вуза Психологическая служба ссуза Психологическая служба учреждения дополнительного образования Психологический мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (воспитанников) внутри и для целей самого образовательного учреждения Проектирование образовательной среды, Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося (воспитанника),

Проектирование деятельности психологической службы образовательного учреждения Психологическая экспертиза индивидуального маршрута обучающегося (психолого-мед-пед консилиум школы, психолого-пед консилиум ДОУ, ППМС-центр) Психологическое опровождение субъектов образовательного процесса (психологические службы образовательных учреждений) Самообразование, обмен опытом, наставничество внутри образовательных учреждений Пс. профилактика Пс. просвещение Пс. диагностика Пс. коррекция Пс. консультирование


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Психологическая служба в образовании: перспективы развития"

Автор: Насекина Надежда Николаевна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 262105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) ""Создании условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея""
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanii_uslovii_dlia_razvitiia_lichnosti_putiom_vkliucheniia_eio_v_mnogoobraznu"
    ["file_id"] => string(6) "616849"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667812043"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Консультация « Психологическое сопровождение одаренных детей. Виды деятельности психолога»"
    ["seo_title"] => string(105) "konsul-tatsiia-psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-odariennykh-dietiei-vidy-dieiatiel-nosti-psikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "267471"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450375168"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Применение информационно-компьютерных технологий на уроках ОБЖ "
    ["seo_title"] => string(74) "primienieniie-informatsionno-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-na-urokakh-obzh"
    ["file_id"] => string(6) "204715"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429713590"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_osobiennosti_orghanizatsii_vzaimodieistviia_piedaghoghichieskogho_kollie"
    ["file_id"] => string(6) "364170"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480490747"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства