kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение информационно-компьютерных технологий на уроках ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья в информационно-методический журнал

«Управление развитием образования»

г. Новосибирск

«Применение информационно-компьютерных

технологий на уроках ОБЖ»

      В учебном процессе профессионального училища содержаться безграничные возможности воспитания патриотизма, горячей любви к Родине, формирования знаний, умений и навыков будущих рабочих и защитников Отечества.     

      В соответствии с Федеральным законом «О военной обязанности и во­енной службе», вступившим в силу 28 марта 1998 года  и Федерального закона «Об образовании» с изменениями от 21 июня 2005 года, преду­смотрена подготовка обучающихся – граждан мужского пола, не проходивших военную службу по основам военной службы.

       Следует отметить, что наиболее широкие возможности для воспитания патриотизма представляют занятия по ОБЖ, в частности при изучении раздела «Основы военной службы». Эти занятия у учащихся формируют чувства личной ответственности за укрепление обороноспособности страны, прививают стремление упорно готовиться к военной службе, к вооруженной защите нашего государства.

      Военно-патриотическое воспитание - процесс многогранный, и организовывать его необходимо с использованием всех педагогических средств.

      Одной из форм военно-патриотического воспитания в профессиональном училище является использование современных информаци­онных технологий, которые являются мощным средством, активно способствующим решению учебно-воспитательных задач.

          В методической разработке раздела «Основы военной службы» представлен материал, отражающий практическую сто­рону подготовки юношей к военной службе и ее прохождения в рядах Во­оруженных Сил Российской Федерации.

   Цель  – ознакомить учащихся с основами военной службы, привить им знания и умения в выполнении обязанностей военнослужащего, прохо­дящего военную службу по призыву. Ведь незнание порождает у юношей страх и желание уклониться от выполнения конституционного долга по защите Отечества.

   В ходе изучения этого раздела учащиеся ознакомятся:

- с порядком прохождения военной службы;

- с размещением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

- с распорядком служебного времени и организацией повседневной жизнедеятельности военнослужащих;

 - с практическими элементами строевой и тактической подготовки;

        - назначением и боевыми свойствами автомата Калашникова, порядком неполной разборки и сбор­ки АК и мерами безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Конечным результатом  изучения этого раздела является готовность к юношей к несению службы в рядах Вооруженных Сил Российской Феде­рации.

       В результате изучения методической разработки раздела «Основы военной службы» у обучающихся формируются сле­дующие качества личности:

  1. Морально-психологическая готовность к службе в армии
  2. Военно-технические и прикладные навыки
  3. Стремление к физическому совершенствованию
  4. Способность применять полученные знания и навыки в экстре­мальных условиях.

Формирование этих качеств является одним из направлений социаль­но-политического обеспечения военной безопасности России.

 Проблемное поле работы видится в следующем:

-   сокращение срока военной службы до одного года;

  • высокий процент молодых людей, уклоняющихся от несения воен­ной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • слабая связь воинских формирований с образовательными учре­ждений начального профессионального образования при решении во­просов воспитания патриотизма и формирования готовности допризыв­ной молодежи к военной службе;
  • слабое знание молодыми людьми воинских  традиций российской армии;

          Новизна работы видится в следующем:

-  данная разработка является попыткой создать полную и целостную  систему методических рекомендаций по разделу «Основы военной  службы» для учреждения начального профессионального образования;

  • при разработке рекомендаций использовались в системе принципы педагогики сотрудничества и компетентностный подход;
  • изучение раздела подразумевает развитие социального партнерства с воинскими частями в деле военно-патриотического воспитания обучаю­щихся;
  • при разработке методической разработки раздела «Основы военной службы» использовались современные информаци­онные технологии, что обеспечивает гибкость и возможность широкого использования методических рекомендаций  в учебно-воспитательном процессе. Отметим, что педагогическая коммуникация в электронной среде - развивающееся педагогическое научное направление, в котором исследуется использование участниками образовательного процесса электронных (чаще текстовых) сообщений для формирования  соответствующих обучению компетенций. Данная проблемная область является практически ориентированной на цели эффективного использования образовательной электронной среды и развития культуры этого вида коммуникации в педагогической практике.

Система методических разработок по разделу «Основы военной службы» оформлена в электронной оболочку, что позволяет ее легко транслировать, широко использовать в учебно-воспитательном процессе.

Перспективы развития эффективности использования современных образовательных технологий:

- организация системы управления, стимулирующей творческую активность педагогического коллектива,

- реализация программы информатизации школы (введение современной системы документооборота, размещение на сайте актуального расписания, создание интернет-приемной и SMS дневников обучающихся),

- акценты в образовательном процессе на формирование информационно – коммуникативных умений обучающихся,

- совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области освоения и применения современных образовательных технологий через создание и работу краткосрочных творческих групп в школе, сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, курсы повышения квалификации.

Контроль усвоения материала раздела обучающимися.

 В целях контроля качества усвоения обучающимися материала раз­работан комплект тестовых заданий для каждого занятия раздела.

Должный результат воспитательной работы возможен при условии, когда воспитательное воздействие будет осуществляться в определенной системе.

Эта методическая разработка раздела «Основы военной службы» является относительно самостоятельной системой. Опти­мизация деятельности педагога-организатора ОБЖ в учебно-воспитатель­ном процессе зависит, во-первых, от диапазона форм, их наполнения со­держанием, а также методической инструментовки и, во-вторых, от того, насколько они позволяют вовлекать воспитуемого в последовательно усложняющийся воспитательный процесс.

Необходимо учитывать, что в настоящее время формирование творческой познавательной деятельности учащихся происходит в условиях перехода к информационной цивилизации. Глобальные процессы информатизации общества, информатизации образования вызывают потребность в поиске новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию лично.

Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение од­ной из наиболее важных проблем российского общества и его военной ор­ганизации, значение которой в сложный и противоречивый период их раз­вития трудно переоценить.

Анализируя результаты усвоения обучающимися материала раздела, можно отметить, что обучающиеся учились с интересом, проявляли актив­ность и самостоятельность в решении учебных задач.

Литература:

1.   Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001. – 224 с.

2.   Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003. –192 с.

3.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

4.   Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение информационно-компьютерных технологий на уроках ОБЖ »




Статья в информационно-методический журнал

«Управление развитием образования»

г. Новосибирск


«Применение информационно-компьютерных

технологий на уроках ОБЖ»


Важнейшими боевыми традициями русских воинов являются: любовь к Родине, постоянная готовность к защите Отечества, любовь к родной армии и флоту, верность военной присяге, Боевому знамени воинской части, Военно-морскому флагу, воинскому долгу, массовый героизм, крепкое войсковое товарищество, уважение к командиру и защита его в бою, постоянное стремление к совершенствованию воинского мастерства и укреплению воинской дисциплины, повышение политических знаний, неустанная борьба за высокую бдительность и боевую готовность, чувство коллективизма интернационализма.

Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.

Военно-патриотическое воспитание призвано формировать патриотические и морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Цель военно-патриотического воспитания - выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.

В учебном процессе профессионального училища содержаться безграничные возможности воспитания патриотизма, горячей любви к Родине, формирования знаний, умений и навыков будущих рабочих и защитников Отечества.

В соответствии с Федеральным законом «О военной обязанности и во­енной службе», вступившим в силу 28 марта 1998 года и Федерального закона «Об образовании» с изменениями от 21 июня 2005 года, преду­смотрена подготовка обучающихся – граждан мужского пола, не проходивших военную службу по основам военной службы.

Следует отметить, что наиболее широкие возможности для воспитания патриотизма представляют занятия по ОБЖ, в частности при изучении раздела «Основы военной службы». Эти занятия у учащихся формируют чувства личной ответственности за укрепление обороноспособности страны, прививают стремление упорно готовиться к военной службе, к вооруженной защите нашего государства.

Военно-патриотическое воспитание - процесс многогранный, и организовывать его необходимо с использованием всех педагогических средств.

Одной из форм военно-патриотического воспитания в профессиональном училище является использование современных информаци­онных технологий, которые являются мощным средством, активно способствующим решению учебно-воспитательных задач.

Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, то есть значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Компьютер не заменит человеческого общения, зато ему по силам сделать урок ярче. На смену магнитам а кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране — медиапрезентация.

А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся.

Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах... Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания. 

 Информационные технологии позволяют повышать качество обучения и заинтересованность в познании, так как предоставляют возможность:

- относительно лёгкого доступа к источникам информации и поиск необходимых данных;

- осуществлять передачу информации на большие расстояния;

- многократно повторять фрагменты учебного материала, усвоение которого вызывает наибольшие трудности у обучающихся;

- хранить большие объёмы информации;

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.

    Нельзя не отметить эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям. Наглядные методы, во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения, позволяют наглядно-чувственно ознакомить учащихся с явлениями, процессами объекта в его натуральном виде или в символьном изображении с помощью рисунков, репродукций, схем, таблиц, диаграмм, аудио- и видеофрагментов, а также их сочетанием (экранные технические средства в паре с компьютером).

Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех, процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.   

Решается задача развития навыков применения новых средств телекоммуникации (обмена результатами информационной работы). Не передача информации, а умение работать с информацией: выделять главное, значимое, отбирать, структурировать и трансформировать её.





В методической разработке раздела «Основы военной службы» представлен материал, отражающий практическую сто­рону подготовки юношей к военной службе и ее прохождения в рядах Во­оруженных Сил Российской Федерации.

Цель – ознакомить учащихся с основами военной службы, привить им знания и умения в выполнении обязанностей военнослужащего, прохо­дящего военную службу по призыву. Ведь незнание порождает у юношей страх и желание уклониться от выполнения конституционного долга по защите Отечества.

В ходе изучения этого раздела учащиеся ознакомятся:

- с порядком прохождения военной службы;

- с размещением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

- с распорядком служебного времени и организацией повседневной жизнедеятельности военнослужащих;

- с практическими элементами строевой и тактической подготовки;

- назначением и боевыми свойствами автомата Калашникова, порядком неполной разборки и сбор­ки АК и мерами безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Конечным результатом изучения этого раздела является готовность к юношей к несению службы в рядах Вооруженных Сил Российской Феде­рации.

В результате изучения методической разработки раздела «Основы военной службы» у обучающихся формируются сле­дующие качества личности:

  1. Морально-психологическая готовность к службе в армии

  2. Военно-технические и прикладные навыки

  3. Стремление к физическому совершенствованию

  4. Способность применять полученные знания и навыки в экстре­мальных условиях.

Формирование этих качеств является одним из направлений социаль­но-политического обеспечения военной безопасности России.

Проблемное поле работы видится в следующем:

- сокращение срока военной службы до одного года;

  • высокий процент молодых людей, уклоняющихся от несения воен­ной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • слабая связь воинских формирований с образовательными учре­ждений начального профессионального образования при решении во­просов воспитания патриотизма и формирования готовности допризыв­ной молодежи к военной службе;

  • слабое знание молодыми людьми воинских традиций российской армии;

Новизна работы видится в следующем:

- данная разработка является попыткой создать полную и целостную систему методических рекомендаций по разделу «Основы военной службы» для учреждения начального профессионального образования;

  • при разработке рекомендаций использовались в системе принципы педагогики сотрудничества и компетентностный подход;

  • изучение раздела подразумевает развитие социального партнерства с воинскими частями в деле военно-патриотического воспитания обучаю­щихся;

  • при разработке методической разработки раздела «Основы военной службы» использовались современные информаци­онные технологии, что обеспечивает гибкость и возможность широкого использования методических рекомендаций в учебно-воспитательном процессе. Отметим, что педагогическая коммуникация в электронной среде - развивающееся педагогическое научное направление, в котором исследуется использование участниками образовательного процесса электронных (чаще текстовых) сообщений для формирования соответствующих обучению компетенций. Данная проблемная область является практически ориентированной на цели эффективного использования образовательной электронной среды и развития культуры этого вида коммуникации в педагогической практике.

Система методических разработок по разделу «Основы военной службы» оформлена в электронной оболочку, что позволяет ее легко транслировать, широко использовать в учебно-воспитательном процессе.


Перспективы развития эффективности использования современных образовательных технологий:

- организация системы управления, стимулирующей творческую активность педагогического коллектива,

- реализация программы информатизации школы (введение современной системы документооборота, размещение на сайте актуального расписания, создание интернет-приемной и SMS дневников обучающихся),

- акценты в образовательном процессе на формирование информационно – коммуникативных умений обучающихся,

- совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области освоения и применения современных образовательных технологий через создание и работу краткосрочных творческих групп в школе, сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, курсы повышения квалификации.

Контроль усвоения материала раздела обучающимися.

В целях контроля качества усвоения обучающимися материала раз­работан комплект тестовых заданий для каждого занятия раздела.

Должный результат воспитательной работы возможен при условии, когда воспитательное воздействие будет осуществляться в определенной системе.

Эта методическая разработка раздела «Основы военной службы» является относительно самостоятельной системой. Опти­мизация деятельности педагога-организатора ОБЖ в учебно-воспитатель­ном процессе зависит, во-первых, от диапазона форм, их наполнения со­держанием, а также методической инструментовки и, во-вторых, от того, насколько они позволяют вовлекать воспитуемого в последовательно усложняющийся воспитательный процесс.

Психологи доказали, что преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, а механизм мозговой информации настроен на "зрительную модальность". Только 10-20% людей способны быстро и эффективно воспринимать текстовую информацию.

Чем шире и разнообразнее диапазон форм в системе педагогического воздействия на человека, те успешнее решаются задачи военно-патриоти­ческого воспитания молодежи. Информационно-компьютерные технологии могут эффективно применяться при организации творческой познавательной деятельности учащихся. Они позволяют организовывать проблемное обучение, способствуют интеграции знаний, дают возможность дифференцировать процесс обучения, учитывая личностные особенности и интересы учеников, формируют высокий уровень мотивации к процессу обучения.

Социальный заказ современного общества системе образования связан с формированием всесторонне развитой, творческой личности. Выпускники профессионального училища должны владеть не только знаниями, но и быть способными самостоятельно, активно действовать, уметь творчески разрешать проблемные ситуации, совершенствовать свои знания в различных областях, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях. Поэтому одной из главных линий развития современного образовательного процесса является переход от репродуктивной познавательной деятельности к продуктивной, творческой.

Необходимо учитывать, что в настоящее время формирование творческой познавательной деятельности учащихся происходит в условиях перехода к информационной цивилизации. Глобальные процессы информатизации общества, информатизации образования вызывают потребность в поиске новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию лично.

Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение од­ной из наиболее важных проблем российского общества и его военной ор­ганизации, значение которой в сложный и противоречивый период их раз­вития трудно переоценить.

Анализируя результаты усвоения обучающимися материала раздела, можно отметить, что обучающиеся учились с интересом, проявляли актив­ность и самостоятельность в решении учебных задач.

Литература:

1.   Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001. – 224 с.

2.   Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003. –192 с.

3.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

4.   Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение информационно-компьютерных технологий на уроках ОБЖ

Автор: Кадыров Эрик Табрирович

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204715


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1380 руб.
1970 руб.
1710 руб.
2440 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства