Статья в информационно-методический журнал
«Управление развитием образования»
г. Новосибирск
«Применение информационно-компьютерных
технологий на уроках ОБЖ»
В учебном процессе профессионального училища содержаться безграничные возможности воспитания патриотизма, горячей любви к Родине, формирования знаний, умений и навыков будущих рабочих и защитников Отечества.
В соответствии с Федеральным законом «О военной обязанности и военной службе», вступившим в силу 28 марта 1998 года и Федерального закона «Об образовании» с изменениями от 21 июня 2005 года, предусмотрена подготовка обучающихся – граждан мужского пола, не проходивших военную службу по основам военной службы.
Следует отметить, что наиболее широкие возможности для воспитания патриотизма представляют занятия по ОБЖ, в частности при изучении раздела «Основы военной службы». Эти занятия у учащихся формируют чувства личной ответственности за укрепление обороноспособности страны, прививают стремление упорно готовиться к военной службе, к вооруженной защите нашего государства.
Военно-патриотическое воспитание - процесс многогранный, и организовывать его необходимо с использованием всех педагогических средств.
Одной из форм военно-патриотического воспитания в профессиональном училище является использование современных информационных технологий, которые являются мощным средством, активно способствующим решению учебно-воспитательных задач.
В методической разработке раздела «Основы военной службы» представлен материал, отражающий практическую сторону подготовки юношей к военной службе и ее прохождения в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Цель – ознакомить учащихся с основами военной службы, привить им знания и умения в выполнении обязанностей военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Ведь незнание порождает у юношей страх и желание уклониться от выполнения конституционного долга по защите Отечества.
В ходе изучения этого раздела учащиеся ознакомятся:
- с порядком прохождения военной службы;
- с размещением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
- с распорядком служебного времени и организацией повседневной жизнедеятельности военнослужащих;
- с практическими элементами строевой и тактической подготовки;
- назначением и боевыми свойствами автомата Калашникова, порядком неполной разборки и сборки АК и мерами безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Конечным результатом изучения этого раздела является готовность к юношей к несению службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В результате изучения методической разработки раздела «Основы военной службы» у обучающихся формируются следующие качества личности:
- Морально-психологическая готовность к службе в армии
- Военно-технические и прикладные навыки
- Стремление к физическому совершенствованию
- Способность применять полученные знания и навыки в экстремальных условиях.
Формирование этих качеств является одним из направлений социально-политического обеспечения военной безопасности России.
Проблемное поле работы видится в следующем:
- сокращение срока военной службы до одного года;
- высокий процент молодых людей, уклоняющихся от несения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
- слабая связь воинских формирований с образовательными учреждений начального профессионального образования при решении вопросов воспитания патриотизма и формирования готовности допризывной молодежи к военной службе;
- слабое знание молодыми людьми воинских традиций российской армии;
Новизна работы видится в следующем:
- данная разработка является попыткой создать полную и целостную систему методических рекомендаций по разделу «Основы военной службы» для учреждения начального профессионального образования;
- при разработке рекомендаций использовались в системе принципы педагогики сотрудничества и компетентностный подход;
- изучение раздела подразумевает развитие социального партнерства с воинскими частями в деле военно-патриотического воспитания обучающихся;
- при разработке методической разработки раздела «Основы военной службы» использовались современные информационные технологии, что обеспечивает гибкость и возможность широкого использования методических рекомендаций в учебно-воспитательном процессе. Отметим, что педагогическая коммуникация в электронной среде - развивающееся педагогическое научное направление, в котором исследуется использование участниками образовательного процесса электронных (чаще текстовых) сообщений для формирования соответствующих обучению компетенций. Данная проблемная область является практически ориентированной на цели эффективного использования образовательной электронной среды и развития культуры этого вида коммуникации в педагогической практике.
Система методических разработок по разделу «Основы военной службы» оформлена в электронной оболочку, что позволяет ее легко транслировать, широко использовать в учебно-воспитательном процессе.
Перспективы развития эффективности использования современных образовательных технологий:
- организация системы управления, стимулирующей творческую активность педагогического коллектива,
- реализация программы информатизации школы (введение современной системы документооборота, размещение на сайте актуального расписания, создание интернет-приемной и SMS дневников обучающихся),
- акценты в образовательном процессе на формирование информационно – коммуникативных умений обучающихся,
- совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области освоения и применения современных образовательных технологий через создание и работу краткосрочных творческих групп в школе, сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, курсы повышения квалификации.
Контроль усвоения материала раздела обучающимися.
В целях контроля качества усвоения обучающимися материала разработан комплект тестовых заданий для каждого занятия раздела.
Должный результат воспитательной работы возможен при условии, когда воспитательное воздействие будет осуществляться в определенной системе.
Эта методическая разработка раздела «Основы военной службы» является относительно самостоятельной системой. Оптимизация деятельности педагога-организатора ОБЖ в учебно-воспитательном процессе зависит, во-первых, от диапазона форм, их наполнения содержанием, а также методической инструментовки и, во-вторых, от того, насколько они позволяют вовлекать воспитуемого в последовательно усложняющийся воспитательный процесс.
Необходимо учитывать, что в настоящее время формирование творческой познавательной деятельности учащихся происходит в условиях перехода к информационной цивилизации. Глобальные процессы информатизации общества, информатизации образования вызывают потребность в поиске новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию лично.
Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.
Анализируя результаты усвоения обучающимися материала раздела, можно отметить, что обучающиеся учились с интересом, проявляли активность и самостоятельность в решении учебных задач.
Литература:
1. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001. – 224 с.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003. –192 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.