kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа коррекционной работы для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи обучающимся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы основного общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционной работы для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 183» ДО № 4











Программа коррекционной работы для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья






Педагог-психолог

Кузнецова Наталья Николаевна



















г. Москва


Пояснительная записка


Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи обучающимся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы основного общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися являются:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

3. Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"

4. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-

воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 июня 2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным стандартом начального школьного образования (далее – ФГОС ) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

  • в освоении основной программы школьного обучения;

  • коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся;

  • их социальную адаптацию.

В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.


Программа коррекционной работы направлена также на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников, таких как:

· несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;

· низкая познавательная и учебная мотивация;

· негативные тенденции личностного развития;

· коммуникативные проблемы;

· эмоциональные нарушения поведения;

· неуспеваемость и другие.

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы

получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе и надомная форма обучения по общей образовательной программе. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.


Цель данной программы – создание благоприятных условий для развития личности каждого обучающегося и достижения планируемых результатов основной образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.


Задачи программы коррекционной работы:

своевременное выявление детей с трудностями адаптации, в том числе обусловленными ОВЗ;

- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам;

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным

представителям) детей с ОВЗ по медицинским, психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.


Содержание программы коррекционной работы

определяют следующие принципы:

- Учѐт индивидуальных особенностей. Всем детям свойственно иметь индивидуальные (отличительные) особенности. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.

-Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

-Непрерывность. Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям (законным

представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению.

-Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

-Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Теоретико-методологической основой Программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов:

● нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

● комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;

● междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинского работника, педагогов и психолога, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).


СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Особенность

ребёнка

(диагноз)

Характерные

особенности

развития детей

Условия обучения

и воспитания


1

Дети с за-

держкой пси-

х и ч е с к о г о

развития

1) снижение работоспо-

собности;

2) повышенная истощае-

мость;

3) неустойчивость вни-

мания;

4) низкий уровень

развития восприятия;

5) недостаточная продук-

тивность произвольной

памяти;

6) отставание в развитии

всех форм мышления;

7) дефекты звукопроиз-

ношения;

8) своеобразное поведе-

ние;

9) бедный словарный

запас;

10) низкий навык само-

контроля;

11) незрелость эмоцио-

нально-волевой сферы;

12) ограниченный запас

общих сведений и пред-

ставлений;

13) низкая техника чте-

ния;

14) трудности формирования навыков счета;

15) трудности при решении разного типа задач.


1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной программы реальным познавательным

возможностям ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.

2. Целенаправленное развитие

общеинтеллектуальной деятельности (умение

осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).


3. Сотрудничество с взрослы-

ми, оказание педагогом необ-

ходимой помощи ребёнку, с

учётом его индивидуальных

проблем.

4. Индивидуальная

дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.


5. Развитие у ребёнка

чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.


6. Щадящий режим работы,

соблюдение гигиенических и

валеологических требований.


7. Специально подготовленный

в области коррекционной

педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) специалист – учитель,способный создать в классе особую доброжелательную, дове-

рительную атмосферу.


8. Создание у неуспевающего

ученика чувства защищённости

и эмоционального комфорта.


9. Безусловная личная под-

держка ученика учителями

школы.


1о. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебной

деятельности.


2

Дети с

умственной

отсталости, в

том числе с

проявления-

ми аутизма

Характерно недоразви-

тие

1) познавательных инте-

ресов: они меньше

испытывают потребность в познании,

«просто не хотят ничего знать»;

2) недоразвитие (часто

глубокое) всех сторон

психической деятельно-

сти;

3) моторики;

4)уровня мотивированности и потребностей;

5) всех компонентов уст-

ной речи, касающихся

фонетико-фонематичес-

кой и лексико-грам-

матической сторон; воз-

можны все виды речевых

нарушений;

6) мыслительных про-

цессов, мышления – мед-

ленно формируются

обобщающие понятия;

не формируется словес-

но-логическое и аб-

страктное мышление;

медленно развивается

словарный и граммати-

ческий строй речи;

7) всех видов продуктив-

ной деятельности;

8)эмоционально-волевой сферы;

9) восприятии, памяти,

внимания.

1. Развитие всех психических

функций и познавательной

деятельности в процессе

воспитания, обучения и коррекция их недостатков.



2. Формирование правильного

поведения.


3. Трудовое обучение и подго-

товка к посильным видам

труда.


4. Бытовая ориентировка и

социальная адаптация как итог

всей работы.


5. Комплексный характер кор-

рекционных мероприятий

(совместная работа психиатра,

если это необходимо, психоло-

га, педагога и родителей).


6. Поддержание спокойной

рабочей и домашней обстанов-

ки (с целью снижения смены

эмоций, тревоги и дискомфор-

та).


7. Использование метода отвле-

чения, позволяющего снизить

интерес к аффективным фор-

мам поведения.


8. Стимулирование произволь-

ной психической активности,

положительных эмоций.


9. Развитие сохранных сторон

психики и преобладающих

интересов, целенаправленной

деятельности.


10. Применение различных

методов, способствующих раз-

витию мелкой моторики и про-

извольных движений (ритмика, гимнастика, ручной труд)

3

Глубоко умственно отсталые деди



4

Дети с откло-

нениями в

психической

сфере (состо-

ящие на учё-

те у психо-

н е в р о л о г а ,

п с и х и а т р а )

1) повышенная раздра-

жительность;

2) двигательная растор-

моженность в сочетании

со сниженной

работоспособностью;

3) проявление отклоне-

ний в характере во всех

жизненных ситуациях;

4) социальная дезадапта-

ция

Проявления невропатии:

1) повышенная нервная

чувствительность в виде

склонности к проявлени-

ям аффекта, эмоциональ-

ным расстройствам и беспокойствам;

2)нервная ослабленность

в виде общей

невыносли

вости, быстрой

утомляемости при повышенной

н е р в н о - п с и х и ч е с к о й нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком

свете


1. Продолжительность коррек-

ционных занятий с одним уче-

ником или группой не должна

превышать 20 минут.


2. В группу можно объединять

по 3–4 ученика с одинаковыми

пробелами в развитии и усвое-

нии школьной программы или

со сходными затруднениями в

учебной деятельности.


3. Учёт возможностей ребёнка

при организации коррекцион-

ных занятий: задание должно

лежать в зоне умеренной труд-

ности, но быть доступным.


4. Увеличение трудности зада-

ния пропорционально возрас-

тающим возможностям ребён-

ка.


5. Создание ситуации достиже-

ния успеха на индивидуально-

групповом занятии в период,

когда ребёнок ещё не может

получить хорошую оценку на

уроке.

5

Дети с нару-

шением пове-

дения, с эмо-

ц и о н а л ь н о -

в о л е в ы м и

расстройства-

ми, в том числе и дети с расстройствами аутистического спектра.

1) наличие отклоняюще-

гося от нормы поведе-

ния;

2) имеющиеся наруше-

ния поведения трудно

исправляются и корри-

гируются;

3) частая смена состоя-

ния, эмоций;

4) слабое развитие волевой сферы;

5) дети особенно нужда-

ются в индивидуальном

подходе со стороны взрослых и внимании коллектива сверстников.




1. Осуществление ежедневно-

го, постоянного контроля как

родителей, так и педагогов,

направленного на формирование у детей самостоятельности, дисциплинированности.


2. Терпение со стороны взрос-

лого, сохранение спокойного

тона при общении с ребёнком (не позволять кричать, оскорблять ребёнка, добиваться егодоверия).


3. Взаимосотрудничество

учителя и родителей в процессе обучения (следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изучению нового материала, не

бояться оставить ребёнка на

второй год в начальной школе,пока он не усвоил пройденное).


4. Укрепление физического и

психического здоровья ребёнка.


5. Развитие общего кругозора

ребёнка (посещать театры,

цирк, выставки, концерты,

путешествовать, выезжать на

природу).


6.Своевременное определение характера

нарушений у ребёнка, поиск

эффективных путей помощи.


7. Чёткое соблюдение режима

дня (правильное чередование периодов труда и отдыха).


8. Ритмичный повтор опреде-

лённых действий, что приво-

дит к закреплению условно-

рефлекторной связи и

формированию желательного стереотипа.

9. Заполнение всего свободного времени

заранее спланированными

мероприятиями (ввиду

отсутствия умений организо-

вывать своё свободное время),планирование дня поминутно.


10. Формирование социально

приемлемых форм поведения и трудовых навыков.


11. Чёткие и короткие инструкции, контроль выполнения заданий (усложнять задания

по ходу коррекционных

мероприятий).


12. Чередование различных

видов деятельности (ввиду

малой привлекательности для таких детей

интеллектуального

труда его необходимо чередовать с трудовой или художественной деятельностью).


13. Общественно значимый

характер деятельности, кото-

рая должна занимать большую часть времени.

Созидательный труд позволяет снизить пристрастие этих детей к разрушению.


14. Объединение детей в группы и коллектив.

6

Дети с нару-

ш е н и е м

опорно-дви-

г а т е л ь н о г о

а п п а р а т а

(способные к

с а м о с т о я -

т е л ь н о м у

п е р е д в и ж е -

нию и само-

о б с л у ж и в а -

нию, с

с о х р а н н ы м

интеллектом)

У детей с нарушениями

ОДА ведущим является

двигательный дефект

(недоразвитие, наруше-

ние или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих

детей двигательные

расстройства сочетаются

с психическими и рече-

выми нарушениями, поэ-

тому большинство из них

нуждается не только в

лечебной и социальной

помощи, но и в психолого-педагогической и

логопедической коррекции.

Все дети с нарушениями

ОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей

трудовой деятельности.



1. Коррекционная направлен-

ность всего процесса обучения.


2. Комплексный характер

коррекционно-педагогической работы.


2. Психолого-

педагогическое сопровождение.


3. Посильная трудовая реаби-

литация.


4. Организация работы в рам-

ках ведущей деятельности.


5. Наблюдение за ребёнком в

динамике продолжающегося

психоречевого развития.


6. Тесное взаимодействие с

родителями и всем окружением ребенка.

7

Дети с нарушением речи

1) речевое развитие не

соответствует возрасту

говорящего;

2) речевые ошибки не

являются диалектизма-

ми, безграмотностью

речи и выражением

незнания языка;

3) нарушения речи свя-

заны с отклонениями в

функционировании пси-

хофизиологических ме-

ханизмов речи;

4) нарушения речи носят

устойчивый характер,

самостоятельно не исче-

зают, а закрепляются;

5) речевое развитие тре-

бует определённого лого-

педического воздей-

ствия;

6) нарушения речи ока-

зывают отрицательное

влияние на психическое

развитие ребёнка


1. Обязательная работа с лого-

педом.


2. Создание и поддержка раз-

вивающего речевого простран-

ства.


3. Соблюдение своевременной

смены труда и отдыха (рассла-

бление речевого аппарата).


4. Пополнение активного и пас-

сивного словарного запаса.


5. Сотрудничество с родителя-

ми ребёнка (контроль за речью

дома, выполнение заданий

логопеда).


6. Корректировка и закрепле-

ние навыков грамматически

правильной речи (упражнения

на составление словосочета-

ний, предложений, коротких

текстов).


7. Формирование адекватного

отношения ребёнка к речевому

нарушению.


8. Стимулирование активности

ребёнка в исправлении рече-

вых ошибок

8

Дети с нару-

ш е н и я м и

зрения (сла-

б о в и д я щ и е

дети)

1) основное средство

познания окружающего

мира – осязание, слух,

обоняние

(переживает свой мир в

виде звуков, тонов, рит-

мов, интервалов);

2) развитие психики

имеет свои специфиче-

ские особенности;

3)процесс формирования

движений задержан;

4) затруднена оценка

пространственных при-

знаков (местоположение,

направление, расстоя-

ние, поэтому возникают

трудности ориентировки

в пространстве);

5) тенденция к повышен-

ному развитию памяти

(проявляется субъектив-

но и объективно);

6) своеобразие внимания

(слуховое концентриро-

ванное внимание);

7) обострённое осяза-

ние;

8) особенности эмоцио-

нально-волевой сферы

(чувство малоценности,

неуверенности и слабо-

сти, противоречивость

эмоций, неадекватность

воли);

9) индивидуальные осо-

бенности работоспособности, утомляемости, скорости усвоения информации (зависит от характера

поражения зрения, лич-

ных особенностей, степе-

ни дефекта), отсюда ограничение возможностизаниматься некоторыми видами деятельности;

10) обеднённость опыта

детей и отсутствие за словом конкретных пред-

ставлений, так как зна-

комство с объектами

внешнего мира лишь

формально-словесное;

11)особенности общения: многие дети не

умеют общаться в диало-

ге, так как они не слуша-

ют собеседника;

12) низкий темп чтения

и письма;

13) быстрый счёт, знание

больших по объёму сти-

хов, умение петь, наход-

чивы в викторинах;

14) страх, вызванный

неизвестным и не познанным в мире зрячих (нуждаются в специальной ориентировке и знакомстве).

1. Обеспечение дифференциро-

ванного и специализированно-

го подхода к ребёнку (знание

индивидуальных особенностей

функционирования зритель-

ной системы ученика).


2.Правильная позиция учени-

ка (при опоре на остаточное зрение сидеть ребёнок должен за первой партой в среднем ряду, при опоре на осязание ислух – за любой партой)


3. Охрана и гигиена зрения.(повышенная общая освещённость (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400–500 люкс); для детей, страдающих светобоязнью, установить светозатемнители, расположить рабочее место, ограничивая попадание прямого света; ограничение времени зрительной работы (непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать

15–20 мин. у слабовидящих

учеников и 10–20 мин. для уче-

ников с глубоким нарушением

зрения); расстояние от глаз

ученика до рабочей поверхно-

сти должно быть не менее

30 см; работать с опорой на осязание или слух.


4. При работе с опорой на зре-

ние записи на доске должны

быть насыщенными и кон-

трастными, буквы крупными,

в некоторых случаях они долж-

ны дублироваться раздаточным

материалом.


5. Создание благоприятного

психологического климата в

коллективе, усиление педаго-

гического руководства поведе-

нием не только ребёнка с нару-

шением зрения, но и всех окру-

жающих людей, включая педа-

гогов разного профиля.





9

Дети с нару-

шением слу-

ха (слабо-

слышащие и

позднооглох-

шие дети)

1) нарушение звукопро-

изношения (или отсут-

ствие речи);

2) ребёнок не может самостоятельно учиться говорить;

3) ребёнок старается уйти от речевых контактов или «не понимает» обращённую к нему речь;

4) ребёнок воспринимает

слова собеседника на

слухо-зрительной основе

(следит глазами за дви-

жениями губ говорящего

и «считывает» его речь);

5) возможны отклонения

в психической сфере:

осознание, что ты не

такой как все и как след-

ствие – нарушение пове-

дения, общения, психи-

ческого развития;

6) пассивный и активный

словарный запас по объё-

му совпадает (ребёнок

хорошо понимает лишь

то, о чём он может ска-

зать);

7) характерны наруше-

ния звуко-буквенного

состава слов;

8) трудности в освоении

учебной программы;

9) ребёнок нуждается в

дополнительной коррек-

ционной помощи, под-

борке индивидуального

слухового аппарата

1. Стимулирование к общению

и содержательной коммуника-

ции с окружающим миром.


2. Правильная позиция педаго-

га: не поворачиваться спиной к

слабослышащему ученику во

время устных объяснений; ста-

раться контролировать пони-

мание ребёнком заданий и

инструкций до их выполне-

ния;


3. Правильная позиция учени-

ка (поставить ребёнка с нару-

шенным слухом так, чтобы он

мог видеть не только педагога

и доску, но и большинство

детей; посадить за первую

парту сбоку от педагога (спра-

ва от него).


4. Помощь ребёнку в освоении

в коллективе слышащих детей

(постараться подружить его со

сверстниками).


5. Избегание гиперопеки: не

помогать там, где ребёнок

может и должен справиться

сам.


6. Развитие слухового внима-

ния: требовать от ребёнка с

нарушенным слухом, чтобы он

всегда смотрел на говорящего,

умел быстро отыскать говоря-

щего, для этого его необходимо

контролировать, например:

«Повтори, что я сказала»,

«Повтори, о чём рассказала

Оля», «Продолжи, пожалуй-

ста» и т.п.

7. Активное включение ребён-

ка с нарушенным слухом в

работу класса (группы), не

задерживая при этом темп

ведения урока (занятия).


8. Требование от ребёнка повторять вслух задания, предложенные в устной форме, или заданные вопросы.


9. Включение слабослышащего

ребёнка в учебную деятель-

ность непосредственно на

уроке, специально организовы-

вая эту деятельность (в течение

первых лет обучения учитель

должен менять или дополнять

инструкции к упражнениям из

учебника, учитывая возможно-

сти ученика).



Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Механизм реализации программы.


Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум учреждения (ПМПк), который решает задачу взаимодействия специалистов.

В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог- психолог, медицинский работник, социальный педагог.

В соответствии со сложившейся практикой ребенок с особенностями в развитии проходит процедуру обследования ЦПМПК (Центральная психолого- медико- педагогическая комиссия), где специалисты определяют для него индивидуальный образовательный маршрут, условия, необходимые для успешной адаптации и развития, в том числе и направления психолого- педагогического сопровождения.

Разработка и подбор конкретных направлений развития и программ для реализации сопровождения - задача, стоящая перед специалистами самого образовательного учреждения, объединенными в междисциплинарный консилиум;

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.


Специалисты реализуют следующие профессиональные функции:

  • диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребенка; определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики);

  • проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);

  • сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);

  • аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).

Взаимодействие специалистов в коррекционной работе отражают следующие принципиальные положения:

  • Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения (образовательная, развивающая);

  • Содержание коррекционной работы - это психолого- медико- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей- инвалидов, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и (или) психическом развитии;

  • Коррекционную работу осуществляют все специалисты.



Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:


- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПк;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности и доступности);

- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения развития ребѐнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.


Программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.


Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ,

имеющих проблемы в обучении и воспитании.


В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, в задачи которого входит:

1.Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребѐнка в школе) диагностика отклонений в развитии.

2.Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов.

3.Выявление резервных возможностей развития.

4.Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в школе возможностей.

5.Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребѐнка, динамику его состояния и уровень школьной успешности.



Планируемые результаты


- уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;

- развитие познавательной активности детей;

- повышение учебной мотивации у школьников;

- формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;

- предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок у учащихся с ОВЗ;

- повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблеме коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кузнецова Наталья Николаевна

Дата: 03.12.2017

Номер свидетельства: 441948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Программа коррекционной работы для учащихся 1-2 классов "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-korriektsionnoi-raboty-dlia-uchashchikhsia-1-2-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "227153"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440613696"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Адаптированная рабочая программа по математике"
    ["seo_title"] => string(52) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "281981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453633389"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Рабочая программа первых классов по  развитию  речи для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи"
    ["seo_title"] => string(118) "rabochaiaproghrammapiervykhklassovporazvitiiuriechidliaobrazovatielnykhuchriezhdieniistiazhielyminarushieniiamiriechi1"
    ["file_id"] => string(6) "281742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453573714"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Рабочая программа первых классов по произношению для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи"
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaiaproghrammapiervykhklassovpoproiznoshieniiudliaobrazovatielnykhuchriezhdieniistiazhielyminarushieniiamiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "281735"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453573027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства