Рабочая программа первых классов по произношению для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа первых классов по произношению для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи
Коррекционно – лингвистический курс
Программа включает коррекционную составляющую образовательного процесса в соответствии с концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья и определяют содержание обучения школьников с нарушениями речи.
Произношение
Рабочая программа разработана на основе Концепции стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Организация учебной деятельности ребенка тесно связана с проблемой развития его речи. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно пользоваться этими средствами в целях общения.
Одной из важных задач уроков произношения является овладение правильным произношением звуков речи. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и чёткости движений артикуляционного аппарата.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам ( по способу артикуляции, мягкости – твёрдости, звонкости – глухости и т.д.);
В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звукослогового анализа с опорой на схемы.
Одной из основных особенностей обучения в 1 классе речевой школы является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем, усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 26»
Рабочая программа первых классов
по произношению
для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи
Разработчик программы Молгачева Ирина Николаевна
учитель начальных классов высшей квалификационной
категории школы – интерната № 26 V вида для детей
с тяжелым нарушением речи г.Ульяновска
2015 – 2016
Коррекционный лингвистический курс .
Произношение.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Концепции стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Организация учебной деятельности ребенка тесно связана с проблемой развития его речи. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно пользоваться этими средствами в целях общения. Одной из важных задач уроков произношения является овладение правильным произношением звуков речи. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и чёткости движений артикуляционного аппарата.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам ( по способу артикуляции, мягкости – твёрдости, звонкости – глухости и т.д.); В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звукослогового анализа с опорой на схемы.
Одной из основных особенностей обучения в 1 классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем, усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв.
Количество часов на год – 114 ч.
Звуки речи – 10 ч.
Гласные звуки – 25 ч
Согласные звуки – 25 ч.
Дифференциация звуков – 50 ч.
Повторение пройденного – 4 ч.
Задачи:
- Формирование полноценных фонематических процессов.
- Коррекция звукопроизношения.
- Формирование представлений о звуко-буквенном составе слова.
- Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
- Развитие конструктивного праксиса путем моделирования и реконструирования букв.
- Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового энимания и памяти. - Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
- Расширение лексического запаса, обогащение активного словаря путем формирования семантических полей и развития валентностей слов. - Формирование грамматического строя речи. - Развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. - Расширение представлений об окружающем мире.
В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов:
- готовность ученика к саморазвитию, целенаправленному использованию знаний в учении и в повседневной жизни для исследования языковой системы (явления, события, факты);
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены; наличие познавательного интереса к обучению;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; возникновение интереса к учебному материалу;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - наличие знаний об основах моральных норм и приобретение опыта положительного на чувства, поступки других людей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;
- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира; - строить алгоритм поиска необходимой информации; - определять логику решения практической и учебной задачи; - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; - умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Предметными результатами коррекционно-развивающей деятельности являются:
1. Владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза.
2. Сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия.
3. Достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата.
4. Овладение основными лексико-грамматическими конструкциями.
5. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти.
6. Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
7. Расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
8. Расширение представлений об окружающем мире.
Принципы проведения уроков произношения
1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.
2. Деятельностный принцип. Задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.
3. Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.
4. Поиск обходных путей и опора на сохранное.
5. Комплексность и логика: от простого к сложному.
Контроль уровня обученности. Основным средством оценки эффективности работы по данной программе является диагностика уровня речевого развития обучающихся в начале и в конце года по качественным и количественным показателям.
Учебно-методический комплект,
материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическая литература:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Г. В. Чиркина, Т.А.Алтухова, Ю. Е. Вятлева и др. М. «Просвещение»,2013 год
2.Учебник «Произношение» 1 класс. Г. В. Чиркина, Е. Н. Российская. М. «АРКТИ». 2014
3. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М.: АРКТИ,1997.
Печатные пособия:
- демонстрационный материал (картинки предметные таблицы) в соответствии с основными темами занятий;
- карточки с заданиями;
-иллюстрации.
Технические средства обучения:
-классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
-видео магнитофон;
- телевизор;
- персональный компьютер;
мультимедийный проектор с экраном
Демонстрационные материалы:
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;