kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа первых классов по произношению для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно – лингвистический курс  

                        Программа включает коррекционную составляющую образовательного процесса в соответствии с концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья и определяют содержание обучения школьников с нарушениями речи. 

Произношение 

   Рабочая программа разработана на основе Концепции стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.  

Организация учебной деятельности ребенка тесно связана с проблемой развития его речи. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно пользоваться этими средствами в целях общения.  

Одной из важных задач уроков произношения является овладение правильным произношением звуков речи. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и чёткости движений артикуляционного аппарата. 

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой. 

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам ( по способу артикуляции, мягкости – твёрдости, звонкости – глухости и т.д.); 
В целях подготовки учащихся  к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки  полного звукослогового анализа с опорой на схемы. 

Одной из основных особенностей обучения в 1 классе речевой школы является тесная связь усвоения звуков и обучения  грамоте, причем, усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа первых классов по произношению для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи»







Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 26»











Рабочая программа первых классов

по произношению

для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи









Разработчик программы Молгачева Ирина Николаевна

учитель начальных классов высшей квалификационной

категории школы – интерната № 26 V вида для детей

с тяжелым нарушением речи г.Ульяновска



2015 – 2016



Коррекционный лингвистический курс .



Произношение.



Пояснительная записка.



Рабочая программа разработана на основе Концепции стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Организация учебной деятельности ребенка тесно связана с проблемой развития его речи. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно пользоваться этими средствами в целях общения. Одной из важных задач уроков произношения является овладение правильным произношением звуков речи. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и чёткости движений артикуляционного аппарата.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам ( по способу артикуляции, мягкости – твёрдости, звонкости – глухости и т.д.);
В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звукослогового анализа с опорой на схемы.

Одной из основных особенностей обучения в 1 классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем, усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв.

Количество часов на год – 114 ч.



Звуки речи – 10 ч.

Гласные звуки – 25 ч

Согласные звуки – 25 ч.

Дифференциация звуков – 50 ч.

Повторение пройденного – 4 ч.

Задачи:

- Формирование полноценных фонематических процессов.

- Коррекция звукопроизношения.

- Формирование представлений о звуко-буквенном составе слова.

- Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

- Совершенствование пространственно-временных ориентировок.

- Развитие конструктивного праксиса путем моделирования и реконструирования букв.

- Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового энимания и памяти. - Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.

- Расширение лексического запаса, обогащение активного словаря путем формирования семантических полей и развития валентностей слов. - Формирование грамматического строя речи. - Развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. - Расширение представлений об окружающем мире.

В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов:

- готовность ученика к саморазвитию, целенаправленному использованию знаний в учении и в повседневной жизни для исследования языковой системы (явления, события, факты);

- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены; наличие познавательного интереса к обучению;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; возникновение интереса к учебному материалу;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - наличие знаний об основах моральных норм и приобретение опыта положительного на чувства, поступки других людей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;

- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира; - строить алгоритм поиска необходимой информации; - определять логику решения практической и учебной задачи; - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; - умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами



Предметными результатами коррекционно-развивающей деятельности являются:

1. Владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

2. Сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия.

3. Достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата.

4. Овладение основными лексико-грамматическими конструкциями.

5. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти.

6. Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.

7. Расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

8. Расширение представлений об окружающем мире.


Принципы проведения уроков произношения

1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.

2. Деятельностный принцип. Задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.

3. Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.

4. Поиск обходных путей и опора на сохранное.

5. Комплексность и логика: от простого к сложному.



Контроль уровня обученности. Основным средством оценки эффективности работы по данной программе является диагностика уровня речевого развития обучающихся в начале и в конце года по качественным и количественным показателям.

Учебно-методический комплект,

материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно-методическая литература:

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Г. В. Чиркина, Т.А.Алтухова, Ю. Е. Вятлева и др. М. «Просвещение»,2013 год

2.Учебник «Произношение» 1 класс. Г. В. Чиркина, Е. Н. Российская. М. «АРКТИ». 2014

3. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М.: АРКТИ,1997.


Печатные пособия:

- демонстрационный материал (картинки предметные таблицы) в соответствии с основными темами занятий;

- карточки с заданиями;

-иллюстрации.



Технические средства обучения:

-классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

-видео магнитофон;

- телевизор;

- персональный компьютер;

мультимедийный проектор с экраном



Демонстрационные материалы:

- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

программы – тренажеры на дисках








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Молгачева Ирина Николаевна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281735


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства