Программа коррекционной работы для учащихся 1-2 классов
Программа коррекционной работы для учащихся 1-2 классов
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Цель: Диагностика и профилактика школьной дезадаптации и стрессовых состояний у первоклассников.
Задачи программы:
Своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями;
Изучить особенности психического развития первоклассников.
Познакомить детей друг с другом, создать условия для формирования сплочённости группы.
Создать условия для формирования эмоционально-положительного отношения детей к школе.
Развивать у детей навыки общения, способствовать формированию межличностных отношений, основанных на эмпатии, уважении, доверии друг к другу.
Познакомить детей с правилами школьной жизни.
Познакомить учителя с личностными особенностями детей.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с особыми потребностями в обучении, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с особыми потребностями в обучении и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностический модуль
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с особыми потребностями в обучении, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
В содержание исследования детей психологом входит следующее:
Определение готовности детей к школе по тесту Керна-Йирасека.
Изучение адаптации детей к обучению в школе:
Цветовой тест Люшера: определение предпочтения цвета до и после уроков (классный руководитель и психолог);
Работа по методике изучения школьной мотивации;
Работа с родителями (опросник для родителей первоклассников);
Работа по методике «Самооценка» (Модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейн).
Оценка переключения и распределения внимания ребенка (Методика "Проставь значки" / Богомолов В. Тестирование детей – Ростов-на-Дону, 2006. С.29)
Оценка объема внимания (Методика "Запомни и расставь точки" / Богомолов В. Тестирование детей – Ростов-на-Дону, 2006. С.28.).
Диагностика памяти (Определение объема кратковременной зрительной памяти).
Исследование элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях (методика «Нелепицы»).
Работа по методике «Чего не хватает на этих рисунках». Обследование уровня развития восприятия.
Диагностика психических состояний младших школьников (Цветорисуночный тест А.О.Прохорова, Г.Н.Генинга).
Работа по опроснику Гордона «Запомни рисунки».
Занятие на тему: «Рисунок семьи» (диагностика внутрисемейных отношений В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана).
Изучение переживаний детей (интервью «Волшебный мир». Михал В.).
Проективная методика исследования личности Дж. Бука. «Дом-дерево-человек».
Исследование личности по проективной методике «Несуществующее животное» М. З. Друкаревича.
На основе этого составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционной работы для учащихся 1-2 классов »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Гая Оренбургской области.
«Согласовано» Руководитель ШМО
_______/ Мельникова О.В. /
Протокол №___ от «___» _______ 2011 г.
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
_______/ Лысенко Л.В.
«___» _______ 2011 г.
«Утверждаю» Директор школы
_____/ Сучкова Т.Я. /
Приказ № ____ от
«___» _______ 2011 г.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Автор – составитель:
Чернова Евгения Викторовна,
педагог – психолог.
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Цель: Диагностика и профилактика школьной дезадаптации и стрессовых состояний у первоклассников.
Задачи программы:
Своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями;
Изучить особенности психического развития первоклассников.
Познакомить детей друг с другом, создать условия для формирования сплочённости группы.
Создать условия для формирования эмоционально-положительного отношения детей к школе.
Развивать у детей навыки общения, способствовать формированию межличностных отношений, основанных на эмпатии, уважении, доверии друг к другу.
Познакомить детей с правилами школьной жизни.
Познакомить учителя с личностными особенностями детей.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с особыми потребностями в обучении, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с особыми потребностями в обучении и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностический модуль
Цель:выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с особыми потребностями в обучении, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
В содержание исследования детей психологом входит следующее:
Определение готовности детей к школе по тесту Керна-Йирасека.
Изучение адаптации детей к обучению в школе:
Цветовой тест Люшера: определение предпочтения цвета до и после уроков (классный руководитель и психолог);
Работа по методике изучения школьной мотивации;
Работа с родителями (опросник для родителей первоклассников);
Работа по методике «Самооценка» (Модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейн).
Оценка переключения и распределения внимания ребенка (Методика "Проставь значки" / Богомолов В. Тестирование детей – Ростов-на-Дону, 2006. С.29)
Оценка объема внимания (Методика "Запомни и расставь точки" / Богомолов В. Тестирование детей – Ростов-на-Дону, 2006. С.28.).
Диагностика памяти (Определение объема кратковременной зрительной памяти).
Исследование элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях (методика «Нелепицы»).
Работа по методике «Чего не хватает на этих рисунках». Обследование уровня развития восприятия.
Диагностика психических состояний младших школьников (Цветорисуночный тест А.О.Прохорова, Г.Н.Генинга).
Работа по опроснику Гордона «Запомни рисунки».
Занятие на тему: «Рисунок семьи» (диагностика внутрисемейных отношений В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана).
Изучение переживаний детей (интервью «Волшебный мир». Михал В.).
Проективная методика исследования личности Дж. Бука. «Дом-дерево-человек».
Исследование личности по проективной методике «Несуществующее животное» М. З. Друкаревича.
На основе этого составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.
Тематический план диагностических процедур для первоклассников:
Название диагностических методик
Методика, автор
Количество часов
1.Определение готовности детей к школе
Керн-Йирасек
1ч
2. Изучение адаптации детей к обучению в школе:
- работа по методике изучения школьной мотивации;
- работа с родителями;
- работа по методике «Самооценка»
опросник для родителей первоклассников, модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейн
3ч
3. Оценка переключения и распределения внимания ребенка
Методика "Проставь значки" / Богомолов В. Тестирование детей – Ростов-на-Дону, 2006. С.29
1ч
4. Оценка объема внимания
Методика "Запомни и расставь точки" / Богомолов В. Тестирование детей – Ростов-на-Дону, 2006. С.28.).
1ч
5. Диагностика памяти (Определение объема кратковременной зрительной памяти)
Богомолов В. Тестирование детей – Ростов-на-Дону, 2006. С.28
1ч
6.Исследование элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях
Методика "Неоконченные предложения" М. Ньюттена в модификации А.Б.Орлова
1
4.Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Методика изучения темперамента школьника методом наблюдения
1
5.Исследование самооценки учащегося
Модификация методики Дембо-Рубинштейн
1
6.Изучение и оценка способности к переключению внимания
Методика "Изучение переключения внимания"
1
7.Исследование особенностей распределения внимания
Методика Т.Е. Рыбакова
1
8.Определение преобладающего типа памяти
Методика "Определение типа памяти"
1
9.Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов
Методика "Изучение логической и механической памяти"
1
10.Исследование логичности и гибкости мышления
Методика "Простые аналогии"
1
11.Изучение способности к обобщению
Методика "Исключение лишнего"
1
12.Определение скорости мышления
Методика "Изучение скорости мышления"
1
13.Определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности
Методика "Изучение саморегуляции"
1
14.Изучение оригинальности решения задач на воображение
Методика "Дорисовывание фигур"
1
Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с особыми потребностями в обучении.
Содержание и формы коррекционной работы психолога:
● наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
● поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
● составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с учителем), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
● контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
● формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся чувствовал себя комфортно;
● ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
● организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Еще одним условием успешного обучения детей является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с трудностями в обучении.
Цель коррекционно-развивающих занятий– коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
● создание условий для развития сохранных функций;
● формирование положительной мотивации к обучению;
● повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекцииреализуется в двух аспектах:
Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
4. Принцип учета индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
6. Принцип продуктивной обработки информациизаключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Занятия проводятся один раз в неделю (по 40 минут), в небольших группах (из 12-15 обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни, либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают логопед, психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.
Тематический план занятий для первоклассников:
Название темы, цели
Формы работы, упражнения
Колич. часов
Форма контроля
Тема1. «Знакомство».
Цели:
-знакомство детей друг с другом;
-развитие коммуникативных навыков;
-формирование
сплочённости группы.
1.Разминка.
2.Упражнение «Слева
друг и справа друг».
3.Игра «Ласковое имя».
4.Игра «Интервью».
5.Упражнение «Чем мы похожи».
6.Подведение итогов,
рефлексия.
1ч.
Наблюдение, игра
Тема 2. «Переживания, настроения,
эмоции».
Цели:
-знакомство детей с
основными видами эмоций
человека, их проявлениях;
-создание условий для определения своих эмоциональных состояний;
-формирование наблюдательности и эмпатии по отношению друг к другу.
Цели: первичное знакомство с чувствами; развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние; развитие эмпатии, мимики, выразительных движений.
1. Ритуал начала занятия
2. Знакомство с эмоцией
3. Этюд «встреча с другом»
4. Рисование картины эмоции (под музыку)
5. Мимическая гимнастика
6.Игра
7.Релаксация
8. Ритуал окончания занятия
6ч.
Беседа, игра, рисование
Тема 4. «Играем, общаемся,
учимся вместе».
Цели: познакомить детей с понятиями «классный коллектив», «сплочённость»
-выработать правила совместной деятельности,
дружной и честной игры
1.Разминка.
2.Игра «Паутинка».
3.Игра «Две школы».
4.Упражнение
«Наш класс - просто класс!».
5.Совместный рисунок «Наш класс».
6.Подведение итогов,
рефлексия.
1ч.
Анализ продуктов деятельности, упражнения
Тема 5. «Мы - школьники!»
Цели:
-познакомить детей с
правилами и нормами школьной жизни;
-обучить детей адекватным способам разрешения конфликтов,
возникающих в школе;
-формирование у детей
понимания смысла и значения различных форм
поведения людей в эмоционально значимых состояниях.
1.Разминка.
2.Упражнение «В школе».
3.Игра «В школе и дома».
4.Упражнение «Сочинение историй».
5.Игра «Педсовет».
6.Подведение итогов,
рефлексия.
1ч.
Наблюдение, упражнения
Тема 6. «Школа дружбы».
Цели: формирование у детей навыков позитивного взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-повышение самооценки;
-развитие творческих способностей детей.
1.Разминка.
2.Упражнение «Что моя вещь знает обо мне».
3.Игра «Комплименты».
4.Игра «Заколдованное
дерево».
5.Рисунок «Мои первые дни в школе».
6.Подведение итогов,
рефлексия.
1ч.
Наблюдение, беседа, анализ рисунков
Тема 7. Занятие на развитие умения точно и правильно называть предметы, развитие слуховых ощущений.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Назови предметы».
Задание 2. «Послушай тишину».
Задание 3. «Узнай по звуку».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1ч.
Анализ рисунков, наблюдение
Тема 8. Занятие на развитие артикуляции, пространственных представлений.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Выполни команду».
Задание 2. «Какого цвета?».
Задание 3. «Цветные полоски».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1ч.
Наблюдение, анализ продуктов деятельности
Тема 9. Занятие на развитие фонетико-фонематического восприятия.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Найди ошибку».
Задание 2. «Определи фигуру».
Задание 3. «Назови одним словом».
Задание 4. «Конкретизация понятий».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1ч.
Анализ выполнения заданий, наблюдение
Тема 10. Занятие на развитие умения выполнять словесные поручения, формирование элементов самоконтроля, слуховых ощущений.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Учись слушать и выполнять».
Задание 2. «Учитель – ученик, ученик - учитель».
Задание 3. «Послушай звуки».
Задание 4. «Назови и проверь постукиванием».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1ч.
Упражнения
Тема 11. Занятие на развитие объема внимания, осязательных ощущений.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Кто точнее нарисует».
Задание 2. «Шершавые дощечки».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1ч.
Анализ продуктов деятельности
Тема 12. Занятие на развитие непосредственной вербальной памяти, пространственных представлений.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Магнитофон».
Задание 2. «Переверни рисунок».
Задание 3. «Что? Где?»
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1ч.
Беседа, рисование
Тема 13. Занятие на развитие слухового внимания, непосредственной вербальной памяти.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Слушай звуки улицы».
Задание 2. «Поиграй в индейцев».
Задание 3. «Угадай, кто говорит».
Задание 4. «У кого ряд длиннее?»
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1ч.
Игра, беседа
Тема 14. Занятие на развитие памяти на последовательность действий, пространственных представлений, понятийного мышления.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Телеграфисты».
Задание 2. «Куда указывают стрелки».
Задание 3. «Подбери картинки».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1ч.
Упражнения
Тематический план занятий для учащихся 2 класса:
Название темы, цели
Формы работы, упражнения
Количество часов
Занятие 1.
Цель: развитие произвольного внимания. Развитие слуховой памяти. Развитие наглядно – образного мышления.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Подсчитайте правильно».
Задание 2. «Повтори цифры».
Задание 3. «Найди путь».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1
Занятие 2.
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие наглядно-образного представления.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Куда ускакал зайчик?»
Задание 2. «Полянки».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1
Занятие 3.
Цель: развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности средних движений.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Запомни и нарисуй».
Задание 2. «Выполни правильно».
Задание 3. «Летает – не летает».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1
Занятие 4.
Цель: развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале). Развитие вербальной памяти.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Найди фигуры».
Задание 2. «Слова, начинающиеся с одной буквы».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1
Занятие 5.
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей). Развитие тонкокоординированных движений.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Выше, слева, правее, снизу».
Задание 2. «Соседнее, через одно».
Задание 3. «Объедини слова».
Задание 4. «Сделай бусы».
Задание 5. «Вырежи фигурки».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1
Занятие 6.
Цель: развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности внимания (устойчивость). Развитие мышления (процессы синтеза).
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Полянки».
Задание 2. «Назови по порядку».
Задание 3. «Что здесь изображено?».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1
Занятие 7.
Цель: развитие мышления (установлении закономерностей на абстрактном материале). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие точности произвольных движений.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Найди фигуры».
Задании 2. «Раздели на части».
Задание 3. «Кто точнее?».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1
Занятие 8.
Цель: развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие слуховых ощущений.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Назови буквы».
Задание 2. «Какой? Какая? Какие?».
Задание 3. «Шумящие коробочки».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1
Занятие 9.
Цель: развитие произвольного внимания (распределение). Развитие осязательных ощущений.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Вычеркивай буквы и слушай».
Задание 2. «Сколько знаков?».
Задание 3. «Разложи вслепую».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1
Занятие 10.
Цель: развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти. Формирование элементов самоконтроля.
1.Вводная часть.
Задание 1. «Отгадай слово».
Задание 2. «Нарисуй по памяти».
Задание 3. «Запретная цифра».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1
Занятие 11.
Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого. Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале). Развитие двигательной сферы.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Графический диктант».
Задание 2. «Поиск общего».
Задание 3. «Попади в свой кружок».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1
Занятие 12.
Цель: развитие пространственного восприятия. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие гибкости мыслительной деятельности.
1.Вводная часть.
2.Основная часть.
Задание 1. «Найди…».
Вариант 1. «Найди пирамиду».
Вариант 2. «Найди кресло».
Задание 2. «Полянки».
Задание 3. «Засели дом».
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
1
Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с особыми потребностями в обучении и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности
Планируемые результаты.
Виды и формы деятельности, мероприятия
Сроки (периодичность в течение года)
Ответственные
Консультирование педагогических работников по вопросам образования учащихся
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы
Цель:организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования детей со всеми участниками образовательного процесса
1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами–консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей–предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации на семинарах–практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.
Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с особыми потребностями в обучении специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого‑медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка, испытывающего затруднения в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество с родительской общественностью.
Этапы создания и реализации Программы коррекционной работы.
Реализация программы осуществляется в четыре этапа: концептуальный, проектный, технологический, заключительный.
Первый этап – концептуальный– направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуждение с педагогами школы предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования общих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив участников проекта (учителя начальных классов, психологи, медицинские работники, педагоги–дефектологи). Коллективный субъект осваивает позиции теоретика, методолога и обсуждает основания проектирования Программы коррекционной работы. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
Второй этап – проектный– включает в себя: подготовку учителей к участию в реализации программы коррекционной работы и знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
На третьем этапе – технологическом осуществляется практическая реализация Программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики определяются функции и содержание деятельности учителей начальных классов, родителей, психолога, учителя физкультуры, дефектолога, логопеда, медицинских работников. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Четвертый этап – заключительный (аналитико-обобщающий)включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию.
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Требования к условиям реализации Программы коррекционной работы
Психолого-педагогическое обеспечение:
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание МОУ «СОШ № 3» введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Педагогические работники школы должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты
– система взаимодействия школы с учреждениями здравоохранения, дошкольного образования детей, родителями (законными представителями) по выявлению детей с трудностями в адаптации;
– информационный банк данных детей;
– пакет рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности, используемых в коррекционно-развивающем модуле;
– информационно-методический банк образовательных технологии, методик, методов и приемов обучения, рекомендуемых к использованию в коррекционно-развивающей работе;
– индивидуальные учебные планы и индивидуальные карты занятости обучающихся во внеурочной деятельности детей;
– модель «Школа полного дня» для детей;
– система мониторинга успешности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования;
– модель взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами по социальной адаптации детей, по сохранению физического и психического здоровья;
– Интернет-сайт (страница на школьном Интернет-сайте) для родителей;
– расширение участия детей в муниципальных, региональных, всероссийских, международных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях и т.д.;
– коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (стабилизация и выравнивание параметров, характеризующих нарушения в развитии);
– создание условий для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;