kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа первых классов по развитию речи для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно – лингвистический курс  

             Программа включает коррекционную составляющую образовательного процесса в соответствии с концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья и определяют содержание обучения школьников с нарушениями речи. 

Развитие речи 

    Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования,  учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. 

Особенности речевого развития обучающихся с общим недоразвитием речи определяют необходимостью выделить в системе обучения языку самостоятельные уроки по развитию речи, в процессе которой обучающиеся овладеют фонетическими и лексико – грамматическими закономерностями языка и учатся использовать речь как средство общения и сообщения.  

Система развития речи представляет собой особое направление коррекционной и учебно – воспитательной работы с детьми, имеющими речевые  нарушения. 

     Учебный предмет «Развитие речи» тесно связан с другими предметами программы и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности детей во всех аспектах. Система занятий по развитию речи направлена на овладение детьми с тяжелыми нарушениями речи способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.  

Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью», «Тематика для бесед» 

Работа над всеми разделами ведется преимущественно параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью. 

             В первом классе коррекционной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи на развитие речи выделено 99 часов ( 3 часа в неделю) 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа первых классов по развитию речи для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи»

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 26»











Рабочая программа первых классов

по развитию речи

для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи









Разработчик программы Молгачева Ирина Николаевна

учитель начальных классов высшей квалификационной

категории школы – интерната № 26 V вида для детей

с тяжелым нарушением речи г.Ульяновска





2015 – 2016 учебный год

















Коррекционный лингвистический курс

Развитие речи

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Учебный предмет «Развитие речи» тесно связан с другими предметами программы и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности детей во всех аспектах. Система занятий по развитию речи направлена на овладение детьми с тяжелыми нарушениями речи способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.

Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью», «Тематика для бесед»

Работа над всеми разделами ведется преимущественно параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.

Работа над словом.

Раздел призван решать следующие задачи:

обогащение и развитие словарного запаса детей как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования;

уточнение значений слов;

развитие лексической системности;

актуализация словаря;

расширение и закрепление связей слова с другими словами.

Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей в целом на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Учащиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и выражать их в речи.

В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его конкретное значение (денотативный компонент - связь с конкретными предметами, действиями, признаками предметов). В дальнейшем проводится работа над понятийным компонентом значения слова (слово как обозначение группы, класса, предмета). Уточнение значения обобщающих слов производится параллельно с дифференциацией конкретных слов, относящихся к этому обобщающему понятию (посуда - тарелка, чашка, нож, вилка, кастрюля и т. д. – кухонная, столовая, чайная), определяется сходство и различие в значении этих слов.

По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е.- функциональное объединение слов семантически близких). Школьники учатся группировать слова по различным лексико-семантическим признакам (родовидовым отношениям, отношениям часть-целое, по сходству или противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи антонимы и синонимы. Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выражающих определенную синтаксическую роль в речи, но не имеющих конкретного лексического значения (предлоги, союзы, междометия). Развитие словаря осуществляется также через ознакомление детей с различными способами словообразования. У учащихся формируется способность выделять и сравнивать различные морфемы в словах. В процессе овладения словообразования рекомендуется следующий порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово, сопоставление по значению двух слов, выделение общих и различных элементов в словах, уточнение обобщенного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и одинаковой некорневой морфемой. Учащиеся знакомятся с многозначностью отдельных приставок. При образовании новых слов с помощью суффиксов следует обучать детей улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами (например, обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов -щик, -чик, -ист, -тель, -арь). В дальнейшем в речь вводятся слова, образованные при помощи приставок и суффиксов одновременно.

Для закрепления слова в речи и активного его использования учащимся необходимо создавать на уроках условия для частого употребления слова в составе различных словосочетаний и предложений. Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно включали отработанные слова в спонтанную речь.

На уроках развития речи школьники уточняют значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи.

Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим упражнениям. Упражнения должны носить характер практической речевой деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять точное употребление слов в речи. Теоретические сведения по лексике учащимся не сообщаются. Слова отбираются в соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой формирования структуры предложения.

При усвоении слов конкретного значения используются различные наглядные средства (показ предмета, действия, его изображение на картинке и т.п.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению, анализ морфологической структуры и др.).

Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его грамматическое значение. Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слов и грамматического оформления связей слов в предложениях.

Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.

В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид,

время, лицо и т.д.).

Модели (типы) предложений усложняются из класса в класс.

Овладение грамматическим строем языка в младших классах ведется в практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования языковых (морфологических и синтаксических) обобщений.

Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе речевых образцов, так и на основе демонстрирующего действия, с помощью картинок.

В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению, верификации предложений, различной символизации).

При введении в речь той или иной модели предложения необходимо опираться на внешние схемы, выделяя и обозначал графически его структурные компоненты. Опора на внешние схемы обеспечивает материализацию умственного действия по структурированию предложения.

Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие: формирование у детей умений планировать содержание связного собственного высказывания, анализировать неречевую ситуацию, выявлять прнчинно-следственные пространственные, временные и другие семантические отношения, самостоятельно определять языковые средства связной речи.

Тематика для бесед.

В разделе «Тематика для бесед» указаны темы, на основе которых строится лексическая и грамматическая работа.

Программой предусматривается овладение разными формами речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) типами и стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

Вначале учащиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять диалоги под руководством учителя.

Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит в определенной последовательности, с учетом психологической структуры этого вида речевой деятельности: осознание побудительного мотива к высказыванию, ориентировка в смысловом содержании текста, ситуации, лежащей в основе и в языковых средствах выражения этого содержания, создание программы (плана) связного высказывания сначала во внешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация программы (рассказывание).

Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения анализировать, наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное основное и фоновое, формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической последовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти.

В процессе овладения смысловой структурой текста проводится работа с серией сюжетных картинок (раскладывание серий, нахождение лишней или «выпавшей» картинки и т.д.), работа с двумя сходными сюжетными картинками, на одной из которых отсутствует ряд предметов, что способствует привлечению внимания к содержанию, выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу. Используется также работа над соотнесением сюжетных и предметных картинок, анализ отдельной сюжетной картинки, составление смыслового плана связного высказывания (сначала картинно-графического, затем картинно-вербального, далее вербального).

Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей между словами в предложении, а также умения использовать специальные лингвистические средства связи между отдельными предложениями текста.

В процессе развития связной речи в школе для детей с ТНР необходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной к контекстной речи. В связи с этим сначала в работе над связной речью используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки, и в дальнейшем школьники учатся составлять рассказы без использования наглядности, по заданной теме.

Система работы по формированию связной речи должна строиться с учетом различной степени самостоятельности учащихся при планировании текста. В связи с этим программой предусмотрена следующая последовательность формирования связной речи: пересказ с опорой на серии сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность, рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке (сначала с предварительной беседой по содержанию картинки, а затем самостоятельный рассказ); самостоятельный рассказ на заданную тему.

Учитывая степень трудности текстов различной структуры рекомендуется следующая последовательность работы: развитие умения составлять текст-повествование, формирование умения составлять текст-описание, работа над текстом-рассуждением.

В и I классе дети учатся отвечать на вопросы учителя, составлять короткие рассказы по серии сюжетных картинок. Под руководством учителя пересказывают небольшие тексты, составляют несколько предложений, объединенных одной темой (по картинке или серии картинок), высказываются по личным наблюдениям и впечатлениям.

Данная программа предназначена для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

– общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;

– развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников

– овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.

В коммуникативной сфере:

Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;

Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.

Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

В познавательной сфере:

умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;

умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;

умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.

В ценностно-ориентационной сфере:

представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;

приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;

развитие чувства прекрасного;

умение следовать плану в своём учебном труде



Академическая результативность

Слово

Правильное понимание значений используемых слов. Названия деталей, частей и признаков окружающих предметов, основных действий людей, животных.

Понимание и употребление в диалогической речи следующих групп слов:

наиболее употребимых существительных по следующим темам: игрушки, учебные вещи, овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, домашние и дикие животные, транспорт, части тела, туалетные принадлежности, основные продукты питания, 2-3 комнатных растения, некоторые плодовые деревья, цветы, времена года, время суток, семья;

существительных со значением уменьшительности-ласкательности с суффиксами -ок, -ик, -к, -чик (грибок, домик, стульчик);

существительных, обозначающих животных и их детенышей; основных глаголов, обозначающих действия и состояния человека, передвижения человека и животных;

прилагательных, обозначающих признаки предмета по цвету, величине, форме, длине, ширине, вкусу, состоянию (грязный - чистый, хороший - плохой);

наречий, обозначающих направление, место действия (вправо, влево, вверх, вниз, позади, впереди, туда, сюда, там, здесь), обозначающих временные отношения (сейчас, сегодня, завтра, вчера), образ действия (красиво, быстро);

предлогов в, на, под, указывающих на местоположение предметов, направление действия, предлога у со значением принадлежности (у кошки), со значением места (у стола);

личных, указательных и некоторых притяжательных местоимений (я, ты, этот, тот, мой, твой, его).

Практическое различение слов, обозначающих предметы и действия.



Предложение

Выделение предложения из речевого потока. Различение повествовательных и вопросительных предложений по интонации и содержанию. Умение составлять простые нераспространенные предложения в которых подлежащее выражено именем существительным, сказуемое - глаголом.

Употребление в речи простых распространенных предложений (3-5 слов), в которых подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже или личным местоимением, сказуемое - глаголом, а второстепенные члены:

Отвечают на вопросы косвенных падежей и выражаются: существительными в винительном падеже без предлога - прямое дополнение (Мама кормит дочку), обозначающим объект, на который переходит действие; существительными в родительном падеже со значением принадлежности (хвост лисы), в творительном со значением орудия действия (пишет ручкой), в дательном - со значением адресата действия без предлогов - косвенное дополнение (дает маме);

отвечают на вопросы где? куда? когда? как? и выражаются предложно-падежными конструкциями существительных в винительном, родительном творительном, предложном падежах с предлогами в, на, под, у со значением местонахождения и направления действия (в столе, в стол, на стол, на столе, под столом, у стола), а также наречиями (идет быстро);

отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи? и выражаются притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои и т.д. (определения при подлежащем)

отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признаки предметов и выражаются прилагательными (определения при подлежащем).

дифференциация вопросов кто? что? что делает? что делал? кому? чем? где? куда? как? в импрессивной и экспрессивной речи и соотношение их со словами предложения. Различение вопросов кто? что? с опорой на признак одушевленности и неодушевленности. Различение вопросов что делает? что делал? что будет делать? в соответствии со временем действия. Умение ставить к словам предложения указанные вопросы.

Выделение в предложении слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.

Закрепление в устной речи следующих моделей предложений:

субъект - предикат - объект (подлежащее - глагольное сказуемое - прямое дополнение: девочка кормит кур);

субъект - предикат - локатив, т. е. место, направление действия (подлежащее - глагольное сказуемое - обстоятельство места: Мальчик гуляет на улице);

субъект - предикат - объект - объект (подлежащее - глагольное сказуемое - прямое дополнение - косвенное дополнение: Мальчик кормит козу травой);

субъект – предикат – объект – локатив (подлежащее глагольное – сказуемое – прямое дополнение – обстоятельство места или образа действия: Во дворе мальчик кормит козу. В саду девочка рвет груши).

Составление графических схем этих предложений на основе семантической структуры. Составление предложений по графической схеме.

Расширение структуры предложения с использованием прилагательных, обозначающих признаки субъекта действия (подлежащего), существительных в роли дополнения. Сокращение распространенного предложения до нераспространенного.

Закрепление в диалогической речи согласования существительного и глагола в настоящем времени в числе, в прошедшем времени - роде и числе; согласования прилагательных и притяжательных местоимений с существительными в роде и числе (именительный падеж); управления глаголов существительными в косвенных падежах единственного числа без предлогов и некоторыми простыми предложно-падежными конструкциями (с предлогами в, на, под, у).

Связная речь

Понимание простых повествовательных высказываний, обращений, просьб, поручений. Различение побудительных обращений и высказываний.

Развитие диалогической речи. Точные и развернутые ответы на простые вопросы типа: кто это? что это? что делать? куда? где? чем? кому? и т.д.

Самостоятельное обращение к учителю, товарищу с предложениями, вопросами.

Правильное восприятие и понимание прослушиваемого короткого текста (уточнение по вопросам действующих лиц, отношений между ними, основного смысла сюжета). Установление пространственных, временных, причинно-следственных отношений, логической последовательности событий небольшого текста.

Составление устных высказываний на основе прослушанного текста, мультфильма, диафильма, личных впечатлений и наблюдений с помощью вопросов учителя.

Формирование мотивов связного высказывания.

Составление пересказа услышанного краткого рассказа или сказки после предварительной беседы по содержанию текста с опорой на иллюстрации, серии сюжетных картинок.

Составление краткого связного высказывания (2-3 предложения) с помощью вопросов учителя.

Описание хорошо знакомых предметов, животных по вопросам учителя.

Заучивание наизусть загадок, стихотворений, скороговорок.



Тематика для развития речи - 98 часов

(3 часа в неделю)



Наш класс, наша школа (15ч)

Знакомство с классом. Название и назначение предметов в классе. Название личных учебных вещей. Правила поведения во время урока, на перемене.

Имя, отчество учителя, воспитателя. Имена товарищей по классу.

Знакомство со школой, расположение данного класса в школе, других помещений (столовая, спортивный зал, библиотека, учительская и др.).

Режим дня. Назначение одежды, обуви. Элементарные правила гигиены. Название частей тела, предметов ухода за телом.

Режим питания. Правила поведения в столовой, и при приеме пищи. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания.

Режим отдыха. Название игрушек, сюжетно-ролевых игр. Значение сна в жизни человека. Название мебели, спальных принадлежностей, белья и одежды.

Бережное отношение к школьному и личному имуществу.



Осень (14ч)

Наблюдения за изменениями в природе осенью (похолодание, изменение окраски листьев, травы, листопад, осадки).

Домашние животные и их детеныши. Названия 2-3 животных, польза для человека. Названия и различение действий, совершаемых домашними животными. Уход за домашними животными.

Труд детей на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток, помощь взрослым в посадке растений, в уборке урожая.

Уход за комнатными растениями.

Экскурсии на пришкольный участок, в зоопарк.

Наш город (село) (12 ч)

Название города (села). Знание 2-3 крупных предприятий и учреждений культуры.

Транспорт (автобус, трамвай, троллейбус, метро, самолет, поезд). Названия некоторых профессий на транспорте. Правила поведения учащихся в транспорте, на улице.





Зима (16 ч)

Характерные признаки зимы. Наблюдения за погодой. Изменения в жизни животных, птиц, людей. Зимняя одежда и обувь.

Зимние развлечения детей. Новогодний праздник.

Название зимующих птиц. Подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

Наш дом. Моя семья (8ч)

Мое имя, фамилия. Моя семья (члены семьи, их имена, занятия). Выполнение поручений в семье. Режим дня в выходной день.

Мое рабочее место. Название игрушек. Краткое описание любимой игрушки.

Бережное отношение к вещам. Уважительное и вежливое отношение к членам семьи.

Весна (14 ч)

Наблюдение за характерными признаками весны: потепление, таяние снега, набухание почек и распускание листьев, появление зеленой травы и первых цветов, прилет птиц.

Сад и огород. Труд людей в саду и огороде весной. Название орудий труда. Посадка деревьев и кустарников. Название некоторых фруктов и овощей, некоторых видов цветов и плодовых деревьев.

Родная страна (7 ч)

Название страны. Главный город страны.

Праздники и знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.

Лето (8 ч)

Наблюдение за характерными признаками лета. Лес летом. Изменения в жизни животных, птиц, людей. Труд людей летом. Летняя одежда и обувь. Летний досуг детей. Летом на водоеме.

Повторение ( 4ч)

Учебно-методический комплект,

материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно-методическая литература:

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Г. В. Чиркина, Т.А.Алтухова, Ю. Е. Вятлева и др. М. «Просвещение»,2013 год

2.Учебник «Развитие речи» 1 класс. Г. В. Чиркина, Е. Н. Российская. М. «АРКТИ». 2012

3. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М.: АРКТИ, 1997.


Печатные пособия:

- демонстрационный материал (картинки предметные таблицы) в соответствии с основными темами занятий;

- карточки с заданиями;

-иллюстрации.



Технические средства обучения:

-классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

-видео магнитофон;

- телевизор;

- персональный компьютер;

мультимедийный проектор с экраном



Демонстрационные материалы:

- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Молгачева Ирина Николаевна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281742

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Рабочая программа первых классов по математике для образовательных учреждений с тяжелыми  нарушениями  речи"
    ["seo_title"] => string(114) "rabochaiaproghrammapiervykhklassovpomatiematikiedliaobrazovatielnykhuchriezhdieniistiazhielyminarushieniiamiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "281744"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453573923"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Рабочая программа первых классов по произношению для образовательных учреждений с тяжелыми нарушениями речи"
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaiaproghrammapiervykhklassovpoproiznoshieniiudliaobrazovatielnykhuchriezhdieniistiazhielyminarushieniiamiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "281735"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453573027"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Рабочая программа первых классов по развитию речи для образовательных учреждений с тяжелыми  нарушениями речи"
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaiaproghrammapiervykhklassovporazvitiiuriechidliaobrazovatielnykhuchriezhdieniistiazhielyminarushieniiamiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "281731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453572453"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Рабочая программа первых классов по обучению грамоте для образовательных учреждений с тяжелыми  нарушениями  речи"
    ["seo_title"] => string(122) "rabochaiaproghrammapiervykhklassovpoobuchieniiughramotiedliaobrazovatielnykhuchriezhdieniistiazhielyminarushieniiamiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "281740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453573480"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая адаптированная  программа  по «Письму и развитию речи» для  5  класса "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-adaptirovannaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "133874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства