Программа по профилактике эмоционального "выгорания" педагогов
Программа по профилактике эмоционального "выгорания" педагогов
Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением, соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога.
Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов образовательной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Курс состоит из 5 этапов и 4-х встреч, каждая из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее важных моментов. В некоторые встречи включено “информирование” (инструктирование), проводимое консультантом от своего лица в группе.
Логика построения программы.
В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.
Обязательные процедуры, которые используются на каждой встрече в тренинге: индивидуальная и групповая рефлексия в начале и в конце занятия. Суть этой работы – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности:
психогимнастические процедуры с релаксационным эффектом;
ведение дневников участниками группы;
аналитическая работа ведущего по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т. д.).
Профессия «Педагог» предъявляет к специалисту ряд требований, среди которых обязательными являются:
компетентность;
хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии;
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях,
высокая мобильность;
общительность,
коммуникативные способности;
самостоятельность,
стремление опираться на собственные силы;
умение управлять собственными эмоциями и поведением;
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.
Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением, соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога.
Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов образовательной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда.
Цели программы:
повысить качество использования знаний основ психологии в повседневной деятельности педагогических работников;
провести профессиональную реабилитацию работников педагогической сферы, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального, эмоционального выгорания;
оказания практической помощи педагогам и организация проведении работы по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания»;
обеспечить педагогов необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период осуществления профессиональной деятельности;
способствовать формированию и поддерживанию в себе позитивные, оптимистические установки и ценности, как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.
Задачи программы:
провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
развить у педагогов навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок, как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».
Ожидаемый результат
В процессе реализации программы профилактики синдрома профессионального выгорания предусматривается:
повышение эмоциональной устойчивости педагогических работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками;
стабилизация уверенности в себе, формирование образа педагогического работника в структуре образа - Я;
снижение уровня тревожности у преподавателей и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
повышение качества трудовых, профессиональных обязанностей;
Мониторинг и оценка результатов
Мониторинг проекта осуществляется в соответствии со стандартными процедурами Возможными показателями результативности работы участников групп предполагаются:
решение индивидуальных проблем участников групп;
оказание консультативной, развивающей, эмоциональной помощи педагогам в процессе предупреждения и преодоления синдрома профессионального выгорания;
снижение уровня тревожности, хронической усталости у сотрудников;
овладение приемами оказания самопомощи.
Пояснительная записка
В начале семидесятых годов ХХ века ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние близкое к стрессовому и обращаются за психологической помощью. Они чувствуют постоянное утомление, порой головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья. Работа перестает приносить им удовлетворения, а напротив раздражает, вызывает враждебность. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Однако методы психотерапии здесь оказываются малоэффективными.
Это явление удачно назвали «выгоранием» (burnout). В отличие от депрессий, выгорание не сопровождается чувством вины и подавленностью, а напротив может сопровождаться возбуждением, агрессией, раздражительностью. Выяснилось, что профессиональное выгорание приносит обществу серьезные убытки – как экономические, так и психоэмоциональные. В частности, весьма опытные летчики вдруг начинают испытывать страх перед полетами, неуверенность в правильности своих действий (о таких говорят «излетался»), что может привести как к личной драме, так и к катастрофе. Но особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души: преподаватели, менеджеры, врачи, артисты.
При длительном воздействии выгорания развивается настоящий стресс, с его характерными симптомами (среди них сердечно-сосудистые нарушения, неврозы, язвы пищеварительного тракта, ослабление иммунитета). Нарастает безразличие, «профессиональный цинизм», негативизм по отношению к коллегам, обучающимся и своей работе. Порой возникает отвращение ко всему на свете, немотивированные обиды на окружающих, на судьбу, правительство. Жизнь кажется пустой и бессмысленной, а работа – надоевшей и ненавистной рутиной. Особую неприязнь вызывают люди, с которыми приходится работать – ученики, посетители, коллеги. Такой вид выгорания даже называют «отравление людьми». Кстати, «выгоранию» в не меньшей степени подвержены и учащиеся: школьники, студенты.
В ЧЕМ ПРИЧИНА ВЫГОРАНИЯ?
По мнению психолога В.В.Бойко, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами (под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности, в педагогической деятельности это обучающиеся).
Начнем с того, что наша нервная система имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание. Такой же лимит существует и в отношении других психических процессов (восприятия, решения задач, внимания). Этот предел очень подвижен и зависит от тонуса нервной системы, который снижает плохое настроение, когда «блекнут краски дня», а также нерешенные проблемы, недосыпание и множество других причин.
Кроме того, мы привыкли к тому, что процесс общения с людьми обоюдный, и за каждым позитивным посылом следует отклик: благодарность, усиление внимания, уважение. Однако клиенты и ученики далеко не всегда способны на такую отдачу. Бывает, что усилия «вознаграждаются» только равнодушным молчанием, невниманием, враждебностью, неблагодарностью, а то и стремлением извлечь выгоду в ущерб тому, кто «отдает себя». И когда сумма таких неудач накапливается, развивается кризис самооценки и профессиональной мотивации.
Еще одна причина – отсутствие полноценного результата. Работа с людьми часто заключается в том, что невозможно «осязать», правильно оценить. Можно халтурить или стараться, но результат один и тот же: дети все равно приходят на занятия, получают оценки, возвращаются домой. И трудно доказать, что вот эти конкретные старания ведут к повышению результатов, а безразличие – к снижению. Можно найти еще много причин развития выгорания. Но и без них ясно, что надоевшая, хотя и привычная работа способна измотать сильнее аврального решения трудной и интересной задачи.
Большую роль в развитии выгорания играют индивидуальные особенности. Есть люди, которым проще длительный срок выполнять рутинную работу (стайеры). Однако на них не приходится рассчитывать, если нужно мобилизовать силы и срочно сделать большой проект. Другой тип (спринтеры) на первых порах действуют активно и увлеченно, поражают работоспособностью, но быстро «выдыхаются». Обычно они очень чувствительны к оценкам их действий. Встречаются работники с низкой креативностью, но хорошей исполнительностью, которые нуждаются в прямых указаниях, руководстве. Их противоположность - творческие работники, предпочитающие свободу выбора для успешной деятельности. Очевидно, что если задачи, возложенные на человека, не соответствуют складу его личности, выгорание развивается быстрее и глубже.
Проектируемые этапы тренинга
I этап
(организационный)
ориентация в специфике тренинга как метода обучения
первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении
выявление и коррекция мотивации участников
(методом наблюдения, анкетирования и обобщенных характеристик)
II этап (встреча 1)
самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению
дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивов своего поведения
актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции
III этап (встреча 2)
переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии
расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого
IV этап (встреча 3)
отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения
V этап (встреча 4)
рефлексия изменений, происшедших с участниками и группой за время тренинга
прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участников группы
изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т. д.). Обратная связь.
I ЭТАП (диагностика и подбор участников в группу)
Комплектованию группы предшествует рассказ консультанта о том, что такое тренинг, каковы его цели и возможности, каковы результаты могут быть получены. В своем рассказе желательно апеллировать к интересам педагогов. Также оговариваются организационные вопросы:
Время одной встречи (1 час)
Количество участников (10-12 человек)
Периодичность встреч (один или два раза в неделю)
Следующий этап комплектования группы – индивидуальная беседа с каждым участником. Основные вопросы, которые обсуждаются в беседе:
Что вы ждете от тренинга?
Есть ли у вас проблемы в общении с детьми, руководством, коллегами по работе, родителями, дома?
Хотите ли вы заниматься в тренинговой группе?
Есть ли у вас какое-либо пожелание относительно направленности работы на тренинге, вопросов, которые должны на нем обсуждаться?
В беседе возможно использование психологических методик для выявления индивидуально-психологических особенностей участника.
Итак, при подборе группы следует руководствоваться следующими критериями:
Желание участника и добровольность прихода в группу. Это условие должно выполняться обязательно, так как при проведении тренингов администрация иногда стремиться обязать всех пройти тренинг. Это недопустимо.
Противопоказано участие в тренинге людей с явно выраженными физическими дефектами и нарушениями психического здоровья.
Количество участников – не более 12.
II ЭТАП
Встреча 1.
Для того чтобы легко добиваться успеха в своем деле, нужно уметь делать его легко и уверенно. Поэтому на нашем тренинге мы будем говорить не только о специфических проблемах педагогической деятельности, сколько о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того как мы ее воспринимаем. Не ждите от нас рецептов, как правильно вести себя в тех или иных ситуациях, решать конфликты. Только вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы. В нашей группе мы будем помогать друг другу решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства общения.
ПРОЦЕДУРА 1 - ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Назначение:
установка принципов работы в группе
создание чувства относительной обособленности группы.
Предложить группе сесть лицом друг к другу и обсудить принципы работы в группе.
Основные принципы работы в группе:
Искренность в общении.
В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – это то место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать.
Обязательное участие в группе в течение всего времени.
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень важны для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.
Невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
Все, что говорится здесь, должно оставаться между нами. Это – одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.
Право каждого участника сказать “стоп” - прекратить обсуждение его проблемы.
Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму, - воспользуйтесь этим принципом.
Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: “все так думают…”, “большинство так считает…”. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: “я думаю…”, “я чувствую…”, “мне кажется…”.
Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл он вложил в высказывание.
Общение между всеми участниками и ведущими - на “ты”.
Этот принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами. Это будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях. Если вам тяжело сразу перейти на “ты” - не торопите себя. Это может произойти ко второй, третьей встрече.
ПРОЦЕДУРА 2 - ЗНАКОМСТВО.
Назначение:
формирование у членов группы установки на взаимопонимание;
определение возможных тактик и стратегий общения с каждым участником;
создание климата психологической безопасности.
Вариант А
Участники разбиваются на пары и в течение 10-15 минут проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого. В этом упражнении присутствует высокий обучающий эффект, так как есть хорошая возможность анализировать, на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему представить достоверный психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу пары. Другие участника также задают другие вопросы.
Вариант В
Представление снимается на видеопленку. Участники выходят за дверь и по одному входят в комнату, где находится ведущий. Их задача – назвать 2-3 качества, способствующие общению, и 2-3 качества, мешающие ему. После представления участник выходит, за ним входит другой. После представления группа собирается вместе, рассаживается в круг и анализирует видеозапись. Ценность этого варианта – в наглядной обратной связи и большом количестве материала, анализ которого проводит группа вместе с ведущим.
Вариант С
Каждый участник на карточке пишет свое имя (предпочитаемый вариант), коммуникативные качества, девиз, хобби. По усмотрению ведущего на карточку могут быть вписаны ответы на разнообразные вопросы (например: Что я больше всего ценю в людях? Что я не приемлю в других? Что я сейчас чувствую? Моя главная проблема в общении? и др.).
игра в ассоциации (“Кто кого или что мне напоминает?”, “Какое растение, животное, цвет, время года напоминает мне представляющийся?”);
представляющийся задает по одному вопросу каждому участнику группы. В этих вопросах проявляется направленность в общении, круг интересов, индивидуальные особенности.
Особое внимание следует обратить на тех членов группы, которые имеют психологические особенности, осложняющие общение в группе (повышенную чувствительность к критике, обостренное внимание к чужому мнению, сильную неуверенность и т.д.). По отношению к ним ведущий использует поддерживающий стиль, не торопит в высказывании мнений.
ПРОЦЕДУРА 3 - РЕФЛЕКСИЯ “ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ”.
Назначение:
знакомство с сутью процесса рефлексии;
отработка навыка рефлексии. Процедура 3 – одна из тех, которые желательно использовать в начале и конце каждой встречи.
Предлагается каждому участнику выразить свое представление о происходящем с ним и с группой. Делать это можно в любой форме – вербально, невербально (рисунок, мимика, жесты).
Каждый из членов группы по семибалльной шкале оценивает степень своей собственной усталости, активности и интереса к происходящему.
После того как эта процедура проделана, знакомимся с основными понятиями рефлексивной работы.
Информирование.
Одним из основных средств, способствующих эффективному общению, является рефлексия. Более того, можно считать рефлексию ключевым моментом развития личности. Можно выделить два типа рефлексии (по предмету, на который она направлена):
рефлексия как техника осмысления процессов, способов и результатов мыслительной работы и практических действий. Этот тип работы рассматривается как поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы “со стороны”. Этот тип мыслительной деятельности расширяет поле осознаваемых элементов мышления и деятельности, способствует осмыслению помех и затруднений в конкретной ситуации, нахождению способов их преодоления.
рефлексия состояний. Этот процесс направлен на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. Человек должен понимать причины возникновения у себя таких состояний, как раздражение, напряжение, удовлетворение. В этом случае с состоянием легче справиться или, наоборот, смоделировать состояние. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную работоспособность.
Учиться рефлексии и начинать нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе: “Стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”
Условно этот процесс можно изобразить так:
“Я” осуществляю рефлексивный выход, т.е. осуществляю такой поворот сознания, при котором вижу себя и ситуацию извне;
“Я” нахожусь в рефлексивной позиции, т.е. занимаю позицию внешнего наблюдателя по отношению к самому себе, своей ситуации;
“Я” осуществляю рефлексивное отношение, т.е. отношусь к себе, к своей ситуации как к целому из рефлексивной позиции, смотрю на себя как бы со стороны.
ПРОЦЕДУРА 4 - ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА.
Назначение:
отработка навыков анализа своего поведения и поведения членов группы;
вербализация осознания своего психологического состояния.
Участникам группы предлагается дома начать вести дневник, в котором они должны описывать то, что с ними происходило на тренинге, свои переживания, чувства, мысли. Для начала можно дать каждому листок бумаги со следующими вопросами:
Что было для меня главным на первой встрече?
Удалось ли мне лучше узнать себя?
Я понял (а), что я…
Я был (а) удивлен (а), обнаружив, что я…
Насколько я был (а) искренним (ей) сегодня в выражении своих мыслей и чувств?
Я испытал (а) сильную агрессию (или раздражение), когда …
Дневниковые записи могут быть использованы ведущим в следующих целях:
Дневник как способ самоанализа, самопознания и самодиагностики участников тренинга. Сам факт, что члены группы описывают происходящее с ними - существенный момент в саморазвитии.
Дневниковые записи как исходный материал для начала работы на следующей встрече. По желанию участника (ов) или по усмотрению ведущего наиболее значимые фрагменты дневника зачитываются и анализируются.
Дневник как материал для аналитической работы ведущего. По дневниковым записям ведущий делает выводы о психологическом состоянии участника, его взаимоотношениях с группой. Также это хорошая возможность проследить изменения в глубине описания происходящего участником от первой до последней встречи. После первого занятия не стоит давать участникам задание читать какую-нибудь литературу по психологии общения. Желательно сориентировать их на размышления о самих себе.
III ЭТАП
Встреча 2 - что значит эффективно общаться?
Назначение:
актуализация участниками группы своей профессионально-педагогической позиции;
выработка группой концептуального представления о сущности педагогического общения;
выработка умения принимать решения в группе.
ПРОЦЕДУРА 5 - РЕФЛЕКСИЯ “ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ”.
Назначение:
отработка навыка рефлексии;
отработка навыка самодиагностики состояния.
Предложить участникам группы выразить свое состояние на момент начала работы в группе. Можно использовать несколько вариантов этого представления.
Вариант А
В вербальной форме все проговаривают свое состояние (например: “Я чувствую некоторую тревогу и ожидаю каких-то событий”, “У меня приподнятое настроение и…”, “Мне приятны окружающие меня люди…”).
Вариант В
Все представляют свое состояние в невербальной форме, используя мимику и жесты.
Вариант С
Участники выражают свое представление обо всем происходящем в группе и с ними на листе бумаги в любой форме. На выполнение дается 3-5 минут. Можно предложить группе построить на доске или листе ватмана интегральное представление о происходящем, используя индивидуальные представления.
актуализация профессиональной позиции педагога в работе с детьми;
диагностика уровня развития организационных навыков;
диагностика уровня развития таких коммуникативных умений, как умения слушать, принимать, поддерживать и развивать точку зрения другого, умения донести свое мнение до другого;
выработка общегруппового представления о сущности педагогического общения, критериях его эффективности и уровне его реализации;
концептуализация представлений о педагогическом общении;
выявление проблем, не позволяющих каждому участнику группы эффективно общаться с детьми.
Процедура проводится в три этапа:
Обсуждение проблемы в микрогруппе (3-4 человека).
Защита своей работы в групповой дискуссии.
Анализ отснятых на пленку материалов.
1 этап.
Группа разбивается на микрогруппы (желательно чтобы в каждой из них был лидер) и в течение 1-1,5 часов обсуждают проблему “Эффективность педагогического общения. Критерии эффективности и условия реализации”. С каждой микрогруппой работает консультант, задача которого организовать групповую работу, не вмешиваясь в содержательную сторону обсуждения. Желательно, чтобы группа оформила обсуждаемое и наработанное в схемы, рисунки, модели на листах ватмана. Это более наглядно для восприятия и обсуждения в ходе групповой дискуссии.
Диагностика задачи. Каждый участник формулирует, как он лично понимает поставленную задачу, что для него обозначает эффективное педагогическое общение.
Диагностика ситуации. Каждый участник оценивает свою реальную профессиональную и личную ситуацию, в которой находится. Микрогруппа пытается выстроить модель своей микрогрупповой ситуации (МГС): что не позволяет каждому эффективно общаться с детьми и коллегами, есть ли в индивидуальных ситуациях нечто общее. Это “нечто” должно стать основой для построения модели.
Диагностика и постановка проблем. Участники микрогруппы обсуждают те проблемы, которые не позволяют им эффективно общаться в педагогической деятельности.
Определение целей. Участники заканчивают работы тем, что определяют цели своего участия в тренинге. В частности, пытаются определить какие возможности есть у тренинга для решения тех проблем, которые они обозначили.
2 этап.
После 10-минутного перерыва группа собирается вместе для защиты своей работы в групповой дискуссии. Предложенный материал обсуждается, участники обмениваются точками зрения, развивают навыки выступления перед аудиторией. Дискуссия направлена на то, чтобы вычленить цели микрогруппы (т.е. ответить на вопрос: “Что мы должны делать на тренинге, чтобы научиться эффективно общаться”), выйти на обозначение общегрупповых целей как тех результатов, на которые должна быть ориентирована дальнейшая работа. Дискуссия также стимулирует динамику развития группы. От каждой группы выступает в течение 7-10 минут один или несколько человек. После выступления другая группа задает вопросы на понимание, затем дискуссионные вопросы (10-15 минут). Можно ввести элемент соревновательности в групповую дискуссию, используя систему оценок за качество выработанной схемы, содержательный план работы и степень соорганизованности группы. После выступления всех групп ведущий дискуссии совместно с участниками подводит итоги, давая качественный анализ всех сообщений, выделяя наиболее конструктивные моменты в докладах и выступлениях. В заключение обозначаются те проблемы, которые будут положены в основу дальнейшего тренинга.
1. Для более эффективного проведения групповой дискуссии специально организуется пространство (группа сидит вместе напротив друг друга). Между ними ставится столик для ведущего и доска для размещения проектов.
Ведущий определяет цели и правила дискуссии. Среди них:
не уклоняться от темы;
работать на “общий котел”;
не уходить в “другое” и “абстрактное”;
работать на понимание (не “ты меня не понял”, а “я не сумел донести до тебя свою мысль”);
активное участие всех членов группы в работе.
2. Для получения обратной связи участникам можно раздать анкету со следующими вопросами
Твое отношение к проделанной работе: -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 (от "очень отрицательное" до "очень положительное")?
Что мешало тебе в этой работе?
Что тебе дала эта работа в содержательном плане?
Сможешь ли ты использовать данную форму работы в своей профессиональной деятельности.
3 этап.
Снятые на видеопленку материалы желательно проанализировать на следующей встрече. Ведущему при анализе обратить внимание участников: на ролевую структуру группы (кто был лидером, генератором идей, критиком, разработчиком, методологом и т.д.), особенности группового взаимодействия и стиль общения, который демонстрировали участники; способы аргументации и умение донести свою мысль до другого; соотношение невербальных и вербальных средств общения. Полученный во время дискуссии материал ведущий структурирует, соотносит с данными психологических исследований и предлагает такую схему общения, которая будет положена в основу всей работы на тренинге.
Информирование.
На основе схем, созданных вами, своего опыта и знаний я расскажу о том, как улучшить общение с окружающими (это могут быть дети, коллеги по работе, близкие вам люди). Многочисленные психологические исследования позволили выделить факторы, обеспечивающие эффективность общения. Важно осознавать, что это за факторы, особенно когда общение профессиональное, что я из себя представляю как личность, какие средства общения использую и какой у меня партнер по общению. Условно эту схему можно представить в следующем виде:
Мои мотивы и цели общения.
Условия общения.
Мотивы и цели общения другого.
Кто я?
Предметная область личности.
Кто он?
Для того чтобы быть способным к активному общению, человек должен осознавать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие качества его личности как открытость, социальная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы. К работе над “Я” относится также и определение своих профессиональных и жизненных целей, установок (благополучных или неблагополучных), которые помогают добиваться успеха. Также важно определить, какие наиболее типичные способы реагирования характерны для вас, когда вы попадаете в сложную ситуацию. Среди них может быть родительский, детский и взрослый вариант реагирования. Тот же анализ педагог проделывает относительно своего партнера по общению. Ответить на вопрос “Кто он?” - это значит проанализировать эго-состояние собеседника, его установки и жизненные планы, слабые и сильные стороны.
Средства общения могут быть разделены на вербальные и невербальные. Невербальные коммуникации охватывают все стороны общения, кроме самих слов и их прямых значений. В психологической литературе можно также встретить термин “коммуникативные умения”. В нашей работе мы будем считать понятия “средства” и “умения” идентичными. К наиболее значимым средствам общения относятся:
описание поведения – сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им собственных мотивов поседения, личностных черт;
коммуникацию чувств – умение ясно сообщать о своем внутреннем состоянии;
активное слушание – принятие человеком ответственности за то, что он слышит путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообщения;
эмпатию – умение “вчувствоваться” в состояние другого человека и сопереживать ему.
Эффективное общение зависит также от совпадения мотивов вступающих в общение людей. Анализ мотивов предполагает осознание скрытых и явных мотивов, осознанных и неосознанных целей, которые ставит перед собой участник общения. Предметная область общения – ею может стать все, что окружает нас, волнует, привлекает, или отталкивает. Значимость предмета общения для собеседников – залог успеха общения. Благоприятные условия общения и их создание приводит к уменьшению помех для понимания друг друга. Весь наш тренинг будет построен на том, чтобы постепенно углублять представления о себе, другом и как мы с этим другим (другими) общаемся.
ПРОЦЕДУРА 7 - КАКИЕ У МЕНЯ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ? (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ).
Назначение:
проанализировать свои отношения с окружающими;
создать условия для улучшения взаимоотношений.
1. Составь список людей, вызывающих у тебя чувство симпатии.
на работе;
в тренинговой группе. Опиши, почему тебе приятно общаться с ними.
2. Составь список людей, с которыми тебе неприятно общаться. Опиши, что именно вызывает у тебя чувство неприязни.
3. Подумай над тем, можно ли улучшить взаимоотношения с теми, кто тебе неприятен. Данные желательно сформулировать в виде таблицы:
Имена людей, вызывающих у меня симпатию.
Что именно привлекает меня в этом человеке.
...
...
Имена людей, с которыми мне неприятно общаться.
Что именно вызывает у меня чувство неприязни.
…
...
Теперь сделаем следующий шаг и запомним:
ты никого не сможешь изменить, кроме самого себя;
проанализируй причины, которые кроются в тебе и не позволяют быть искренним и добиваться успеха с теми, кто тебе неприятен.
IV ЭТАП.
Встреча 3 – Эффективность метода интерактивного взаимодействия
Назначение:
осознание и понимание особенностей среды, в которой работает педагог;
выявление преград в личном и профессиональном росте;
настрой на позитивное содержание реализации себя как личности и педагога.
ПРОЦЕДУРА 8 - РАЗМИНКА.
Назначение:
создание в группе непринужденной творческой атмосферы, необходимой для решения последующих более сложных задач;
сплочение группы.
Педагоги располагаются на расположенных по кругу стульях.
Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом:
Пусть поздороваются те:
-кто в хорошем настроении
-кто еще не до конца проснулся;
-кому сегодня грустно;
-Кто хочет в отпуск;
-кто любит петь и танцевать;
Процедура 8 – игра «Единое целое»
Назначение
Объединение коллектива, создание командного духа, чувства единства, доброжелательной обстановки.
Участники, стоя в кругу, берутся за руки.
Давайте закроем глаза, почувствуем себя, прикосновение наших соседей; теперь услышим свое дыхание, своих соседей… Вдох, выдох, вдох, выход. Теперь на вдохе мы делаем шажок назад, на выходе - вперед. Выдох, вдох, выдох, вдох. Остановились. Не размыкаем руки, но открываем глаза. Сейчас мы с вами начали работать как целое, как единый организм, в котором течет энергия, пульсирует жизнь. От меня как эстафетная палочка побежит к 4 вам и вернется рукопожатие. Я передаю свое доброжелательное отношение Наташе, Наташа – Лене и т.д. и наконец, возвращается ко мне. Наши чувства, хорошее настроение, радость, каждый из нас добавил в нас частичку своих положительных эмоций.
Способствование педагога к самосовершенствованию в различных сферах и в педагогической деятельности.
Повысить уровень «Стремления» педагога к ценности самореализации.
Материал для работы: маркер, ватман, колокольчик.
Участники называют составляющие педагогического мастерства, все компоненты записываются на ватмане, дополняя для наглядности (профессионализм, откровенность, эмпатия, откровенность, любовь к детям, эрудиция, коммуникабельность, тактичность и др.)
Затем участникам необходимо записать на листе: а) 3 вещи, которые вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать;
б) 3 вещи, которые вы не делаете из того, что хотели бы делать;
в) 3 вещи, которые вы бы хотели делать чаще;
Давайте выслушаем ответы некоторых из вас и проанализируем, что же нам мешает делать то, что нам нравиться, и что необходимо исправить в сложившейся ситуации.
Вывод: с участниками подвести итог, проанализировать, действительно ли есть «идеальный педагог». Не всегда мы можем реагировать на ситуацию на событие «правильно». Мы люди, и нам свойственно испытывать и гнев, и раздражение, и обиду, и огорчение. И в этом нет ничего страшного или предосудительного. Главное не заострять свое внимание на негативе, необходимо во время суметь совладать со своими чувствами и поступить как профессионал - вот высшее мастерство. И все это нам под силу, каждый из нас может мобилизовать свои внутренние силы, необходимо только собраться и понять, ЧТО нам мешает реализовать свои навыки и умения в полном объеме. Необходимо обратить внимание участников на том, сто чаще всего мы в своей жизни концентрируемся на негативных явлениях нашей жизни, на то, что мешает в работе, не удовлетворяет в профессии. Зацикливание на негативных качествах нашей профессиональной деятельности создает внутренний конфликт, наблюдается снижение работоспособности, ведет к растерянности и к профессиональному, эмоциональному выгоранию.
Процедура 10 – «Самопознание»
Назначение:
Осознание себя, в роли другого, формирование навыков позитивного общения;
Сплочение группы, разрядка.
В верхнем левом секторе изобразим круг, в верхнем правом – треугольник, в среднем левом – графическая ступенька, среднем правом – горизонтальные песочные часы, нижний левый – квадрат, нижний правый – 2 параллельные дуги (или скобки). Теперь вам предстоит каждую из изображенных фигур дорисовать до кого-либо изображения и написать 2-3 прилагательных к каждому полученному рисунку (можете записать их рядом с изображением).
((
Итог проведения работы: Рассмотрим некоторые из работ, и дадим разъяснения.
Левый верхний рис. – отношение к себе.
Правый верхний рис. – отношение других ко мне.
Средний левый – жизненный путь.
Средний правый – внутренний мир.
Левый нижний – отношение к семье.
Правый нижний – отношение к любви.
Обратите внимание на те категории, где упомянуты не очень приятные, не вдохновляющие, отрицательно – окрашенные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт. Попробуйте позже самостоятельно проанализировать, что вас не устраивает в этой области жизни, и, возможно, вы сами сможете понять, что необходимо предпринять, для изменения ситуации к лучшему
.Ответьте на следующие вопросы:
Не было ли момента слишком близкого расположения собеседника?
Не вызывало ли это у вас чувства неудобства или раздражения и как это зависит от особенностей собеседника?
IV ЭТАП. Встреча 3.
ПРОЦЕДУРА 11 - ИГРА “ЭХО”.
Назначение:
освоение адекватной коммуникации;
отработка умений эмпатийного понимания.
расширение сферы осознаваемого в поступках другого;
Участникам дается инструкция. Каждый выступающий должен следить за поддержанием полного единства коммуникации с человеком, говорившим перед ним. Он должен повторить сущность его сообщения, чтобы показать, что понял и почувствовал его. После этого первый участник подтверждает, что был понят правильно, и отмечает те моменты, которые не были уловлены в достаточной мере. После этого второй участник начинает свой рассказ. Желательно, чтобы тема была значима для говорящего. Например: “мои взаимоотношения с детьми”, “Я и группа”, “Что для меня особенно трудно в тренинге”. Упражнение “Эхо” можно проделывать в микрогруппах по 3 человека. В этом варианте игры двое выполняют задание, а третий – наблюдатель – фиксирует неточности и ошибки.
ПРОЦЕДУРА 13 - КАК ПОНИМАТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГОГО.
Назначение:
отработка средств общения, в основе которых лежит адекватная коммуникация и эмпатическое понимание.
1. Группа делится на пары, один из пары начинает давать какую-то информацию или описывать личный опыт. Второй участник пытается продолжить разговор, своими словами повторяя информацию партнера, чтобы показать, что он слушает (например: “Вчера, придя к детям, я увидела написанное крупными буквами на доске свое прозвище”. Второй участник может уточнить: “Тебя это задело, и ты была обижена этим?”) После пяти минут разговора участники меняются ролями. 2. На втором этапе упражнения проводится ролевая игра, в которой педагог должен выяснить скрытый мотив, который лежит в основе поведения второго участника. Ситуация придумывается группой. После того как она придумана, приглашают педагога, который в разработке сюжета участия не принимал.
При анализе игры руководитель группы стимулирует обсуждение следующих вопросов:
Насколько успешно протекало общение между участниками игры?
Способствовало ли пространство общения (расстояние между учащимися) реализации целей общений?
Изобразите пластически язык тела участников диалога.
В каких преобладающих эго-состояниях (родитель, взрослый, ребенок) находились участники диалога?
Какие приемы были использованы педагогом для установления позитивного контакта?
Если контакт не получился, то почему?
ПРОЦЕДУРА 14 - УМЕЮ ЛИ Я ОКАЗЫВАТЬ ВНИМАНИЕ ДРУГИМ?
Назначение:
научить выражать позитивные чувства другим людям;
научить оказывать знаки внимания.
Информирование.
В общении с другими мы зачастую не считаем нужным говорить о том, какое положительное влияние они на нас оказывают. Также трудно для нас принять похвалу или поддержку от другого. Мы можем защищаться, когда нам говорят: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” В ответ мы произносим: “Ой, знали бы вы, как я забегалась…” Нужно уметь избегать скованности в проявлении и принятии знаков внимания. Это является как бы объектированным, т.е. вынесенным во вне, эмпатическим пониманием.
Упражнение выполняется следующим образом.
Участники образуют два круга – внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Находящиеся во внутреннем круге обозначаются буквой А; во внешнем – В.
Каждый “А” дает положительный, искренний знак внимания стоящему напротив него “В”.
“В” отвечает: “Спасибо, я тоже думаю, что я… (повторяет полностью сказанное “А”).
Затем “В” подкрепляет сказанное еще одной похвалой в свой адрес: “Но, кроме того, я еще хорошо умею…” (называет качество, которое он ценит в себе и считает, что оно заслуживает положительных знаков внимания).
Знаками внимания могут отмечаться личные качества, умения, внешность, манера поведения, установки и т.д.
Затем все повторяется, но наступает очередь “В”.
Домашнее задание (Проективное письмо).
Назначение:
отработка умений эмпатического понимания;
работа над умением оказывать положительные знаки внимания.
Группа по своему желанию выбирает одного из своих участников и дома пишет ему письмо. В случае затруднения ведущий может сам предложить, кому написать это письмо. В письме не должно быть советов адресату. Оно должно быть ориентировано на выражение собственных мыслей и чувств по отношению к этому человеку. На следующей встрече письма отдаются адресату. Если после прочтения у него появится желание обсудить их, то специально для этого ведущий назначит время.
V ЭТАП.
Встречи 4 - проективные средства общения.
Назначение:
отработка эффективных средств общения;
отработка умений анализировать себя, ситуацию и другого в ситуации общения;
формирование умений анализа мотивации своего поведения и поведения других.
На этих встречах группа приступает к отработке наиболее значимых для педагогической деятельности средств общения: эмпатического понимания, умения слушать другого, умения принимать другого таким, какой он есть, умения давать обратную связь.
ПРОЦЕДУРА 15 - АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Назначение:
отработка умения давать обратную связь.
Занятие начинается с анализа проективных писем, которые были написаны одному из членов группы. Делается это в том случае, если адресат изъявляет желание и уже внимательно ознакомился с текстом писем.
Подведение итогов встреч:
кто проявлял себя как лидер;
кто проявлял себя как организатор;
кто проявил себя как наблюдатель;
внимательный слушатель;
критик;
генератор идей;
незаинтересованная личность.
Что было для меня главным на первой встрече?
Удалось ли мне лучше узнать себя?
Я понял (а), что я…
Я был (а) удивлен (а), обнаружив, что я…
Насколько я был (а) искренним (ей) сегодня в выражении своих мыслей и чувств?
Я испытал (а) сильную агрессию (или раздражение), когда …
ПРОЦЕДУРА 16. Упражнение «Реклама».
Назначение:
И в подтверждение, что наша профессия одна из самых важных, лучших, востребованных – прошу каждую команду, в которой вы участвовали в течение минуты придумать слоган или девиз (буквально одну-две фразы), чтобы похвалить профессию, себя, команду в которой вы участвуете, и всех присутствующих.
Спасибо всем за активное участие в тренинге!
Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь!
Верьте в себя, свои силы и возможности! Желаем успехов, профессионального роста и личного счастья!
Использованные источники:
К. Фопель. Как научить сотрудничать. Психологические игры и упражнения I-III ч. – М., Генезис. 1998.
Михаил Кипнис. 128. Лучших игр и упражнений для любого тренинга. Лучшие тренинги мира. АСТ, Прайм ЕВРОЗНА. 2009.
Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимова. Практикум по психологии общения. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу. Изд. Речь – 2008г.
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб., 2005.
Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб., 2002.
Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 1997, № 6. - С.35-44.
Кузьмина Н.Б. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. – №1. - 1995. – С.36-47.