kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синдром педагогического выгорания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие современной системы образования в России предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Профессионально-компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании воспитанников или учащихся. Повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе, потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека; включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

 Профессию педагога относится к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний, так как работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками – это не только физиологические факторы, связанные с условиями труда,  а прежде всего, психологические и организационные трудности.  

Как правило,  при обучении в профессиональных учреждениях (ВУЗах, колледжах) будущих педагогов  не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Факторы, вызывающие выгорание.

        Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:

  1. Личностные факторы:

- склонность к интраверсии;

-реактивность;

-низкая или чрезмерно высокая эмпатия;

жесткость и авторитарность по отношению к другим;

низкий уровень самоуважения и самооценки и  др. 

Наиболее  подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям.

  1. Статусно-ролевые факторы:

- ролевой конфликт;

-ролевую неопределенность;

-неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);

-низкий социальный статус;

-ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; -отверженность в значимой (референтной) группе;

  1. Профессионально-организационные  факторы:

 - нечеткая организация и планирование труда;

-монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

-строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;  негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности;

-напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция;

-дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.

Следует еще упомянуть о таком факторе, как несоответствие педагогической теории и практики. Молодые специалисты, только что окончившие педагогические ВУЗы, не владеют практическими образовательно-воспитательными навыками, а зачастую, знания приобретенные во время обучения не находят своего практического применения и резко разнятся с существующей образовательной системой. В этом случае синдром выгорания может наступить в связи с развитием профессиональной некомпетентности молодого педагога.

Сам  по себе ни один из факторов не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов,  как на профессиональном, так и на личностном уровне.

Целесообразно периодически проверять, в какой степени у педагога сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания это дает возможность разработать меры по его предупреждению.

Профилактика  выгорания включает в себя три направления работы:

1.Организационно-административная:

 - обеспечение возможности профессионального роста (мотивационный компонент) - четкое распределение обязанностей (разработка должностных инструкций)

- организации рабочего места и времени

2. «Психологический комфорт» - создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Работа  педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого педагога и соответствующую оценку продуктивности труда.

3. Индивидуальный подход.

- развитие креативности у педагогов, что является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

- развитие у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др.

- формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Знание факторов синдрома профессионального выгорания позволит администрации и педагогам более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.

Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.

Целесообразно периодически проверять, в какой степени у учителя сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.

С  целью преодоления синдрома эмоционального выгорания, и составления программы профилактических мероприятий и психологического сопровождения коллектива, необходимо провести диагностические исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синдром педагогического выгорания »

Самооценка здоровья (оцените свое здоровье по ряду указанных важных показателей)

Предлагаемые тесты взяты из книги «Психология здоровья»(Никифоров Г.С.,СПб.,2002.)

Биологический уровень

Кровяное давление

Какое у вас давление? У каждого четвертого оно повышенное. Проверьте себя, ответив на вопросы:

1. Охотно ли вы едите жирную пищу? Съедаете ли вы ежедневно свыше 60 г жира и более 100 г мяса и колбасы?

а) нет, ни в коем случае – 0;

б) да, но лишь иногда – 3;

в) да, и я не ограничиваюсь указанным количеством, а съедаю намного больше – 6.

2. Не превышает ли ваш вес норму более, чем на 5 кг?

а) нет, определенно нет – 0;

б) да, но больше 15 кг – 3;

в) да, у меня больше излишка веса, даже свыше 15 кг, и я ничего не могу с этим поделать, хотя и стараюсь – 6.

3. Вы курите?

а) нет, я некурящий (по меньшей мере в течение последнего года) – 0;

б) да но не более 10 сигарет ежедневно – 4;

в) да, свыше 10 сигарет ежедневно – 6.

4. Если вы курите, то если вы курите, то выкуриваете ли вы свыше 10 сигарет каждый день?

а) как правило, нет - 4;

б) да, но не более двадцати в день – 5;

в) да, свыше двадцати – 8.

5. Выпиваете ли вы в день свыше 2 кружек пива, стаканов вина, рюмок водки?

а) нет, за редким исключением – 0;

б) да, такое происходит довольно часто – 2;

в) да, я почти ежедневно выпиваю больше, а если быть честным, то на много больше – 4

6. Страдаете ли вы от перегрузок на работе и дома? Часто ли вы оказываетесь на грани нервного срыва?

а) нет, за исключением крайне редких случаев – 0;

б) да, к сожалению, такое случается нередко – 2;

в) да, я постоянно испытываю нервную перегрузку, а изменить это не в состоянии – 4.

7. Испытываете ли вы страх, горе, озабоченность?

а) нет, я вполне уравновешен – 0;

б) не всегда, но довольно часто – 2;

в) да, я уже давно испытываю душевные муки – 4.

8. Не страдали ли ваши родные от высокого давления?

а) нет, во всяком случае, я об этом не знаю – 0;

б) да, этим страдал один из этих родителей – 2;

в) да , оба родителя и (или) братья и сестры – 4.

9. Часто ли у вас бывают головные боли, «тяжелая» голова, головокружение, скачки температуры?

а) нет, ни одного из этих симптомов у меня не наблюдается – 0;

б) нечасто, хотя и чаще, чем раньше – 2;

в) да, часто – 4.

10. Испытываете ли вы сложности с засыпанием и не нарушен ли ваш сон?

а) нет, я хорошо сплю – 0;

б) по-разному: иногда сразу засыпаю, иногда мучаюсь – 2;

в) я плохо засыпаю и вынужден принимать снотворное – 4.

11. Испытываете ли вы даже при небольших нагрузках и состоянии покоя сильное сердцебиение, порой с перебоями?

а) нет, у меня никогда не было таких проблем – 0;

б) да у меня это случается – 2;

в) да, все чаще и тревожнее – 6.

12. Самооценка: причисляете ли вы себя к активному или даже неугомонному типу людей, которые только и ждут очередных задач, требующих решения?

а) нет, я себя не отношу к таковым – 0;

б) да, я скорее заводной, чем спокойный, но могу заставить себя и отключиться – 2;

в) да, я постоянно в заведенном состоянии, часто до полного изнеможения – 4.

Теперь посчитайте очки риска, угрожающие вашему здоровью.

До 10 очков. Если вы не приукрашаете и контрольные замеры не превышают 140/ 80 мм рт.ст., ваше кровяное давление нормально и стабильно. Однако не реже, чем с двухгодичным интервалом вы должны проходить интенсивное обследование. Особенно если вам более 40 лет.

11-20 очков. Повысилось ли ваше кровяное давление или пока еще нет, у вас уже больше чем нужно негативных причин для этого. Постарайтесь устранить их: следите за весом, снижайте потребление никотина и алкоголя. Ежедневно принуждайте себя хотя бы к малым физическим усилиям; поднимайтесь пешком по лестнице., занимайтесь гимнастикой. Попробуйте контролировать ваше давление до и после того, как выполните 10 приседаний. Дело в том, что кроме нормального и повышенного давления существует промежуточное «лабильное» давление. Оно нормально в состоянии покоя и повышается при не значительной нагрузке. Лабильное кровяное давление – предвестник или первая ступень гипертонии.

21-30 очков. У вас довольно высокая степень риска. Вы принадлежите типу людей, склонных к повышенному давлению. Только врач может констатировать, имеется ли у вас гипертония или вы лишь провоцируете ее появление дурными привычками. Если ваше давление на пределе 150/80 мм рт.ст., вам следует купить тонометр и через квартал проводить в течение недели регулярные измерения. При высоком давлении полгода показывайтесь врачу и следуйте его рекомендациям.

31 и более очков. Если вы не перебрали в своих оценках, вам серьезно угрожает гипертония. Немедленно отправляйтесь к врачу. Не уклоняйтесь от этого решения. Вам нужно проверить сердце и почки. Если у вас уже повышенное давление, нужно начинать принимать лекарства. При умеренно повышенном давлении не бросайтесь сразу же таблеткам, постарайтесь добиться его снижения с помощью здорового образа жизни. Боритесь с излишками веса, откажитесь от курения и алкоголя.

Физическое здоровье (экспресс-анализ)

Попробуйте самостоятельно, без помощи врача, поставить себе хотя бы приблизительный диагноз, оценить свое физическое состояние по ряду важных показателей.

  1. Возраст. Каждый год дает один балл. Если вам сорок, вы получаете сорок баллов.

  2. Вес. Нормальный вес условно равен росту в сантиметрах минус 100. за каждый килограмм ниже нормы добавляется 5 баллов, за каждый килограмм выше нормы вычитается 5 баллов. Допустим, что при росте 176 см вы весите 85 килограммов, тогда по второму показателю вы имеете минус 45 балов.

  3. Курение. Некурящий получает плюс 30 баллов. За каждую выкуренную сигарету вычитывается 1 балл. Если вы в день выкуриваете 20 сигарет, то ваш третий показатель составляет минус 20 баллов.

  4. Выносливость. Если вы ежедневно в течение не менее 12 минут выполняете упражнения на развитие выносливости (бегаете в равномерном темпе, плаваете, гребете, катаетесь на лыжах или на велосипеде, то есть делаете упражнения, которые наиболее эффективно укрепляют сердечнососудистую систему), то вы получаете 30 баллов. Упражняясь четыре раза в неделю, вы набираете 25 баллов, три раза в неделю - 20 баллов, два раза – 10 и один раз – 5 баллов. За другие упражнения (комплекс утренней гимнастики, прогулка, различные игры) в этом тесте баллы вам не начисляются. Если же вы вообще не занимаетесь физкультурой, то из общей суммы вычитается 10 баллов. Если к тому же вы ведете малоподвижный образ жизни, то теряете еще 20 баллов.

  5. Пульс в покое. Если число сердечных сокращений в покое у вас меньше 90, то каждый удар пульса из этой разницы вы получаете один балл. Например, при частоте пульса 72 в минуту – 18 баллов.

  6. Восстановление частоты пульса после нагрузки. После двух минутного бега (можно на месте) отдохните 4 мин лежа. При частоте пульса, превышающей исходную цифру всего на 10 ударов, вы получаете 30 баллов, на 15 ударов – 15 баллов, а на 20 и более – ни одного балла.

Подсчитайте общую сумму по всем шести показателям.

Не более 20 баллов. Целесообразно обратиться к врачу для проверки вашего здоровья, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать уделять время физическим упражнениям.

21-60 баллов. Следует уделить серьезное внимание борьбе с имеющимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью).

61-100 баллов. Результат неплохой, не снижайте интенсивности в развитии выносливости.

Свыше 100 баллов. Ваше здоровье отличное, его «закрома» полны резервов выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе.

Разумеется, этот тест весьма условен. Однако он позволяет периодически проверять и контролировать свое физическое состояние.





Психологический уровень

Угроза депрессии

Депрессия – это тоскливое, подавленное настроение, общий упадок сил, пессимизм, ощущение собственной никчемности. Грозит ли вам эта напасть? Ниже приведены двенадцать высказываний. Определите, как часто вы можете сказать эти слова о себе, и поставьте напротив каждого высказывания одну из букв:

а) почти всегда;

б) часто;

в) редко;

г) почти никогда.

1. В свободное от работы время я занимаюсь любимым хобби.

2. Я ужасно расстраиваюсь, когда меня критикуют.

3. Мне кажется, что окружающие меня используют.

4. Я просыпаюсь слишком рано и потом долго не могу уснуть.

5. Мне легко сохранять спокойствие и просто сидеть на месте.

6. Меня легко вывести из себя.

7. Мне требуется много времени для принятия решения.

8. На повседневные дела у меня уходит много времени, мне стоит труда сконцентрироваться.

9. Меня легко испугать.

10. Я делюсь своими проблемами с другими людьми.

11. Я умею иной раз радоваться мелочам.

12. У меня бывают приступы головокружения.

а

б

в

Г

1

0

1

2

3

2

3

2

1

0

3

3

2

1

0

4

3

2

1

0

5

3

2

1

0

6

3

2

1

0

7

3

2

1

0

8

3

2

1

0

9

3

2

1

0

10

0

1

2

3

11

0

1

2

3

12

3

2

1

0



От 0 до 20 баллов. Вам повезло: судя по всему, вы относитесь к тем людям, которые в любой ситуации чувствует себя как рыба в воде. Вы умеете с пользой для себя переключаться с одного вида деятельности на другой, не зацикливаясь на неприятностях и не впадая в самоедство, если что-то не ладится. Вы не позволяете отрицательным эмоциям скапливаться и давить вам на психику. В общем, вам нечего бояться: депрессия и вы – вещи несовместимые.

От 13 до 24 баллов. У вас наблюдаются симптомы, которые можно считать верными приметами приближающейся депрессии. Соберитесь мыслями и проанализируйте все, что твориться с вами в последнее время.

Насколько вы откровенны с близкими? Когда вы в последний раз по-настоящему отдыхали? Возможно вы слишком много ждете от жизни, а в не удачах готовы винить только себя. Обзаведитесь специальной психологической литературой, почитайте о том, что такое депрессия, и сделайте выводы.

25 балов и более. Тоска, упадок сил, плохой аппетит – это ведь о вас? Увы, вы находитесь в депрессивном состоянии. В такой ситуации вам вряд ли удастся помочь себе самостоятельно, поэтому лучше всего немедленно обратиться к хорошему специалисту. Ни в коем случае не пытайтесь утопить свою печаль в бутылке и вообще не падайте духом. Все еще наладится!



Социальный уровень

Конфликтность

  1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а – не принимаете участия;

б – кротко высказываетесь в защиту стороны, которую считаете правой;

в – активно вмешиваетесь, чем «вызываете огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?

а – нет;

б – только если имеете для этого веские основания;

в – критикуете по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли спорите с друзьями?

а – только если это люди необидчивые;

б – лишь по принципиальным вопросам;

в – споры ваша стихия.

4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то полезет в обход?

а - возмущаетесь в душе, но молчите: себе дороже;

б – делаете замечание;

в – проходите вперед и начинаете наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали не досоленное блюдо. Ваша реакция?

а – не будете поднимать бучу из-за пустяков;

б – молча возьмете солонку;

в – не удержитесь от едких замечаний.

6. Если на улице, транспорте вам наступили на ногу, как вы поступите?

а – с возмущение посмотрите на обидчика;

б – сухо сделаете замечание;

в – выскажетесь, не стесняясь в выражениях.

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась, что вы сделаете?

а – промолчите;

б – ограничитесь коротким тактичным комментарием;

в – устроите скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

а – постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б – не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в – проигрыш надолго испортит настроение.

оценка результатов

За ответы на вопросы начисляются баллы:

а – 4 балла

б – 2 балла

в – 0 баллов

22-32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.

12-20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами на работе и дома. Ваша сдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синдром педагогического выгорания

Автор: Петрова Нюргуяна Владимировна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога"
    ["seo_title"] => string(71) "sindrom-emotsional-nogho-vyghoraniia-i-iegho-profilaktika-u-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "335949"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1466690419"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Синдром профессионального выгорания педагога."
    ["seo_title"] => string(51) "sindrom-profiessional-nogho-vyghoraniia-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "274197"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452345578"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тренинг: "Эмоциональное выгорание педагога. Как себе помочь?""
    ["seo_title"] => string(56) "trening_emotsionalnoe_vygoranie_pedagoga_kak_sebe_pomoch"
    ["file_id"] => string(6) "590793"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1636387071"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Статья на тему: «ГИБКИЕ НАВЫКИ» КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_gibkie_navyki_kak_uslovie_profilaktiki_sindroma_professionalnogo_"
    ["file_id"] => string(6) "652647"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1718181060"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Причины эмоционального и профессионального выгорания педагогов"
    ["seo_title"] => string(72) "prichiny-emotsional-nogho-i-profiessional-nogho-vyghoraniia-piedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "255764"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447998522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства