Презентация тренингов по программе "Профилактика эмоционального "выгорания" педагогов"
Презентация тренингов по программе "Профилактика эмоционального "выгорания" педагогов"
Проектируемые этапы тренинга
I этап
(организационный)
? ориентация в специфике тренинга как метода обучения
? первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении
? выявление и коррекция мотивации участников
(методом наблюдения, анкетирования и обобщенных характеристик)
II этап (встреча 1)
? самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению
? дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивов своего поведения
? актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции
III этап (встреча 2)
? переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии
? расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого
IV этап (встреча 3)
? отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения
V этап (встреча 4)
? рефлексия изменений, происшедших с участниками и группой за время тренинга
? прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участников группы
изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т. д.). Обратная связь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация тренингов по программе "Профилактика эмоционального "выгорания" педагогов" »
Программа(модифицированная)социального педагога для педагогов МАОУ ДО МУК «Эврика»«Профилактика эмоционального выгорания педагогов» (Мини–тренинги для педагогов ДО) Составили: Сеитова М.Р. социальный педагог, Тайгулова Т.П. Преподаватель
I этап(организационный)·
ориентация в специфике тренинга как метода обучения· первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении· выявление и коррекция мотивации участников(методом наблюдения, анкетирования и обобщенных характеристик)
II этап (встреча 1)·
самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению· дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивов своего поведения· актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции
III этап (встреча 2)·
переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии· расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого
IV этап (встреча 3)·
отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения
V этап (встреча 4)·
рефлексия изменений, происшедших с участниками и группой за время тренинга· прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участников группы изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т. д.). Обратная связь.
Профессия «Педагог» предъявляет к специалисту ряд требований, среди которых обязательными являются:
компетентность;
хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии;
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях,
высокая мобильность;
общительность,
коммуникативные способности;
самостоятельность,
стремление опираться на собственные силы;
умение управлять собственными эмоциями и поведением;
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.
Синдром «выгорания»
Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением, соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога.
Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов образовательной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда.
Цели программы:
повысить качество использования знаний основ психологии в повседневной деятельности педагогических работников;
провести профессиональную реабилитацию работников педагогической сферы, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального, эмоционального выгорания;
оказания практической помощи педагогам и организация проведении работы по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания»;
обеспечить педагогов необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период осуществления профессиональной деятельности;
способствовать формированию и поддерживанию в себе позитивные, оптимистические установки и ценности, как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.
Задачи программы:
провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
развить у педагогов навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок, как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».
Ожидаемый результат
В процессе реализации программы профилактики синдрома эмоционального выгорания предусматривается:
повышение эмоциональной устойчивости педагогических работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального, эмоционального выгорания педагогов;
стабилизация уверенности в себе, формирование образа педагогического работника в структуре образа – «Я»;
снижение уровня тревожности у преподавателей и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
повышение качества трудовых, профессиональных обязанностей;
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня
Почти никогда
Редко
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой
Часто
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня
Почти
всегда
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" — почти никогда. "1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда.Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.
ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Искренность в общении.
Обязательное участие в группе в течение всего времени.
Невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
Право каждого участника сказать “стоп” - прекратить обсуждение его проблемы.
Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
Общение между всеми участниками и ведущими - на “ты”.
ПРОЦЕДУРА – РАЗМИНКА Назначение: · создание в группе непринужденной творческой атмосферы, необходимый для решения последующих более сложных задач; · сплочение группы.
Педагоги располагаются на расположенных по кругу стульях. Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом: Пусть поздороваются те: - кто в хорошем настроении - кто еще не до конца проснулся; - кому сегодня грустно; - кто хочет в отпуск; - кто любит петь и танцевать;
ПРОЦЕДУРА - ЗНАКОМСТВО Взаимное интервью
Процедура – «Единое целое»
Назначение: Объединение коллектива, создание командного духа, чувства единства, доброжелательной обстановки.
Назначение Способствование педагога к самосовершенствованию в различных сферах и в педагогической деятельности. Повысить уровень «Стремления» педагога к ценности самореализации.
Участники называют составляющие педагогического мастерства, все компоненты записываются на ватмане, дополняя для наглядности (профессионализм, эмпатия, откровенность, любовь к детям, эрудиция, коммуникабельность, тактичность и др.) Затем участникам необходимо записать на листе: а) 3 вещи, которые вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать; б) 3 вещи, которые вы не делаете из того, что хотели бы делать; в) 3 вещи, которые вы бы хотели делать чаще; Давайте выслушаем ответы некоторых из вас и проанализируем, что же нам мешает делать то, что нам нравиться, и что необходимо исправить в сложившейся ситуации.
Вывод: с участниками необходимо подвести итог, проанализировать, действительно ли есть «идеальный педагог». Не всегда мы можем реагировать на ситуацию на событие «правильно». Мы люди, и нам свойственно испытывать и гнев, и раздражение, и обиду, и огорчение. И в этом нет ничего страшного или предосудительного. Главное не заострять свое внимание на негативе, необходимо во время суметь совладать со своими чувствами и поступить как профессионал - вот высшее мастерство. И все это нам под силу, каждый из нас может мобилизовать свои внутренние силы, необходимо только собраться и понять, ЧТО нам мешает реализовать свои навыки и умения в полном объеме. Необходимо обратить внимание участников на том, что чаще всего мы в своей жизни концентрируемся на негативных явлениях нашей жизни, на то, что мешает в работе, не удовлетворяет в профессии. Зацикливание на негативных качествах нашей профессиональной деятельности создает внутренний конфликт, наблюдается снижение работоспособности, ведет к растерянности и к профессиональному, эмоциональному выгоранию.
Процедура – «Самопознание»Назначение: Осознание себя в роли другого, формирование навыков позитивного общения; Сплочение группы, разрядка.
В верхнем левом секторе изобразим круг, в верхнем правом – треугольник, в среднем левом – графическая ступенька, среднем правом – горизонтальные песочные часы, нижний левый – квадрат, нижний правый – 2 параллельные дуги (или скобки). Теперь вам предстоит каждую из изображенных фигур дорисовать до кого-либо изображения и написать
2-3 прилагательных к каждому полученному рисунку (можете записать их рядом с изображением).
Итог проведения работы: Рассмотрим некоторые из работ, и дадим разъяснения.
Левый верхний рис. – отношение к себе.
Правый верхний рис. – отношение других ко мне.
Средний левый – жизненный путь.
Средний правый – внутренний мир.
Левый нижний – отношение к семье.
Правый нижний – отношение к любви.
Обратите на те категории, где упомянуты не очень приятные, не вдохновляющие, отрицательно – окрашенные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт. Попробуйте позже самостоятельно проанализировать, что вас не устраивает в этой области жизни, и, возможно, вы сами сможете понять, что необходимо предпринять, для изменения ситуации к лучшему
ПРОЦЕДУРА - ИГРА “ЭХО”. Назначение: · освоение адекватной коммуникации; · отработка умений эмпатийного понимания. · расширение сферы осознаваемого в поступках другого, отработка умения «слушать» и «слышать» друг друга
ПРОЦЕДУРА - УМЕЮ ЛИ Я ОКАЗЫВАТЬ ВНИМАНИЕ ДРУГИМ? Назначение: · научить выражать позитивные чувства другим людям; · научить оказывать знаки внимания.
Информирование.
В общении с другими мы зачастую не считаем нужным говорить о том, какое положительное влияние они на нас оказывают. Также трудно для нас принять похвалу или поддержку от другого. Мы можем защищаться, когда нам говорят: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” В ответ мы произносим: “Ой, знали бы вы, как я забегалась…” Нужно уметь избегать скованности в проявлении и принятии знаков внимания. Это является как бы объектированным, т.е. вынесенным во вне, эмпатическим пониманием.
Домашнее задание (Проективное письмо). Назначение: · отработка умений эмпатического понимания; · работа над умением оказывать положительные знаки внимания.
Группа по своему желанию выбирает одного из своих участников и дома пишет ему письмо. В случае затруднения ведущий может сам предложить, кому написать это письмо. В письме не должно быть советов адресату. Оно должно быть ориентировано на выражение собственных мыслей и чувств по отношению к этому человеку. На следующей встрече письма отдаются адресату. Если после прочтения у него появится желание обсудить их, то специально для этого ведущий назначит время.
Домашнее задание
Эмпатизированное письмо
ПРОЦЕДУРА - АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Назначение: · отработка умения давать обратную связь; · рефлексия изменений, происшедших с участниками и группой за время тренинга· прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участников группы изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т. д.). Обратная связь.
Подведение итогов встреч: кто проявлял себя как лидер; кто проявлял себя как организатор; кто проявил себя как наблюдатель; внимательный слушатель; критик; генератор идей; незаинтересованная личность. · Что было для меня главным на первой встрече? · Удалось ли мне лучше узнать себя? · Я понял (а), что я… · Я был (а) удивлен (а), обнаружив, что я… · Насколько я был (а) искренним (ей) сегодня в выражении своих мыслей и чувств? · Я испытал (а) сильную агрессию (или раздражение), когда …
Обратная связь (элементы рефлексии)
Спасибо за внимание!
Любите и цените себя, свой труд,
свою жизнь!
Верьте в себя, свои силы и возможности! Желаем успехов, профессионального роста и личного счастья!