kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация тренингов по программе "Профилактика эмоционального "выгорания" педагогов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектируемые этапы тренинга

I этап

(организационный)

?  ориентация в специфике тренинга как метода обучения

?  первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении

?  выявление и коррекция мотивации участников

(методом наблюдения, анкетирования и обобщенных характеристик)

II этап (встреча 1)

?  самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению

?  дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивов своего поведения

?  актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции

III этап (встреча 2)

?  переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии

?  расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого

IV этап (встреча 3)

?  отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения

V этап (встреча 4)

?  рефлексия изменений, происшедших с участниками и группой за время тренинга

?  прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участников группы

изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т. д.). Обратная связь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация тренингов по программе "Профилактика эмоционального "выгорания" педагогов" »

Программа  (модифицированная)  социального педагога для педагогов МАОУ ДО МУК «Эврика»  «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»  (Мини–тренинги для педагогов ДО)    Составили: Сеитова М.Р.  социальный педагог,  Тайгулова Т.П.  Преподаватель

Программа (модифицированная) социального педагога для педагогов МАОУ ДО МУК «Эврика» «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» (Мини–тренинги для педагогов ДО) Составили: Сеитова М.Р. социальный педагог, Тайгулова Т.П. Преподаватель

I этап (организационный)·

ориентация в специфике тренинга как метода обучения· первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении· выявление и коррекция мотивации участников(методом наблюдения, анкетирования и обобщенных характеристик)

II этап  (встреча 1)·

самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению· дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивов своего поведения· актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции

III этап  (встреча 2)·

переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии· расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого

IV этап  (встреча 3)·

отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения

V этап (встреча 4)·

рефлексия изменений, происшедших с участниками и группой за время тренинга· прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участников группы изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т. д.). Обратная связь.

Профессия «Педагог» предъявляет к специалисту ряд требований, среди которых обязательными являются:

Профессия «Педагог» предъявляет к специалисту ряд требований, среди которых обязательными являются:

  • компетентность;
  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии;
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях,
  • высокая мобильность;
  • общительность,
  • коммуникативные способности;
  • самостоятельность,
  • стремление опираться на собственные силы;
  • умение управлять собственными эмоциями и поведением;
  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.
Синдром «выгорания» Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением, соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога. Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов образовательной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда.

Синдром «выгорания»

Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением, соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога.

Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов образовательной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда.

Цели программы:   повысить качество использования знаний основ психологии в повседневной деятельности педагогических работников; провести профессиональную реабилитацию работников педагогической сферы, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального, эмоционального выгорания; оказания практической помощи педагогам и организация проведении работы по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания»; обеспечить педагогов необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период осуществления профессиональной деятельности; способствовать формированию и поддерживанию в себе позитивные, оптимистические установки и ценности, как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.

Цели программы:

  • повысить качество использования знаний основ психологии в повседневной деятельности педагогических работников;
  • провести профессиональную реабилитацию работников педагогической сферы, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального, эмоционального выгорания;
  • оказания практической помощи педагогам и организация проведении работы по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания»;
  • обеспечить педагогов необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период осуществления профессиональной деятельности;
  • способствовать формированию и поддерживанию в себе позитивные, оптимистические установки и ценности, как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.

Задачи программы:   провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»; развить у педагогов навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения; способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок, как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще; повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».

Задачи программы:

  • провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
  • развить у педагогов навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
  • способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок, как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
  • повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат

  • В процессе реализации программы профилактики синдрома эмоционального выгорания предусматривается:
  • повышение эмоциональной устойчивости педагогических работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
  • развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального, эмоционального выгорания педагогов;
  • стабилизация уверенности в себе, формирование образа педагогического работника в структуре образа – «Я»;
  • снижение уровня тревожности у преподавателей и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
  • повышение качества трудовых, профессиональных обязанностей;
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня Почти никогда Редко 2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой Часто  3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня Почти всегда 4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки 5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела 6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня 7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье 8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил 9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей Анкета для оценки синдрома  эмоционального выгорания Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале:

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

Почти никогда

Редко

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

Часто

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

Почти

всегда

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" — почти никогда. "1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда. Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.

ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

  • Искренность в общении.
  • Обязательное участие в группе в течение всего времени.
  • Невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
  • Право каждого участника сказать “стоп” - прекратить обсуждение его проблемы.
  • Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
  • Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
  • Общение между всеми участниками и ведущими - на “ты”.
ПРОЦЕДУРА – РАЗМИНКА  Назначение:  · создание в группе непринужденной творческой атмосферы, необходимый для решения последующих более сложных задач;  · сплочение группы.

ПРОЦЕДУРА – РАЗМИНКА Назначение: · создание в группе непринужденной творческой атмосферы, необходимый для решения последующих более сложных задач; · сплочение группы.

  • Педагоги располагаются на расположенных по кругу стульях. Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом: Пусть поздороваются те: - кто в хорошем настроении - кто еще не до конца проснулся; - кому сегодня грустно; - кто хочет в отпуск; - кто любит петь и танцевать;
ПРОЦЕДУРА  - ЗНАКОМСТВО   Взаимное интервью

ПРОЦЕДУРА  - ЗНАКОМСТВО Взаимное интервью

Процедура – «Единое целое»

Процедура – «Единое целое»

  • Назначение: Объединение коллектива, создание командного духа, чувства единства, доброжелательной обстановки.
ПРОЦЕДУРА - «Педагог реальный – педагог идеальный»

ПРОЦЕДУРА - «Педагог реальный – педагог идеальный»

  • Назначение Способствование педагога к самосовершенствованию в различных сферах и в педагогической деятельности. Повысить уровень «Стремления» педагога к ценности самореализации.
Участники называют составляющие педагогического мастерства, все компоненты записываются на ватмане, дополняя для наглядности (профессионализм, эмпатия, откровенность, любовь к детям, эрудиция, коммуникабельность, тактичность и др.)  Затем участникам необходимо записать на листе:  а) 3 вещи, которые вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать;  б) 3 вещи, которые вы не делаете из того, что хотели бы делать;  в) 3 вещи, которые вы бы хотели делать чаще;  Давайте выслушаем ответы некоторых из вас и проанализируем, что же нам мешает делать то, что нам нравиться, и что необходимо исправить в сложившейся ситуации.

Участники называют составляющие педагогического мастерства, все компоненты записываются на ватмане, дополняя для наглядности (профессионализм, эмпатия, откровенность, любовь к детям, эрудиция, коммуникабельность, тактичность и др.) Затем участникам необходимо записать на листе: а) 3 вещи, которые вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать; б) 3 вещи, которые вы не делаете из того, что хотели бы делать; в) 3 вещи, которые вы бы хотели делать чаще; Давайте выслушаем ответы некоторых из вас и проанализируем, что же нам мешает делать то, что нам нравиться, и что необходимо исправить в сложившейся ситуации.

Вывод: с участниками необходимо подвести итог, проанализировать, действительно ли есть «идеальный педагог». Не всегда мы можем реагировать на ситуацию на событие «правильно». Мы люди, и нам свойственно испытывать и гнев, и раздражение, и обиду, и огорчение. И в этом нет ничего страшного или предосудительного. Главное не заострять свое внимание на негативе, необходимо во время суметь совладать со своими чувствами и поступить как профессионал - вот высшее мастерство. И все это нам под силу, каждый из нас может мобилизовать свои внутренние силы, необходимо только собраться и понять, ЧТО нам мешает реализовать свои навыки и умения в полном объеме. Необходимо обратить внимание участников на том, что чаще всего мы в своей жизни концентрируемся на негативных явлениях нашей жизни, на то, что мешает в работе, не удовлетворяет в профессии. Зацикливание на негативных качествах нашей профессиональной деятельности создает внутренний конфликт, наблюдается снижение работоспособности, ведет к растерянности и к профессиональному, эмоциональному выгоранию.
  • Вывод: с участниками необходимо подвести итог, проанализировать, действительно ли есть «идеальный педагог». Не всегда мы можем реагировать на ситуацию на событие «правильно». Мы люди, и нам свойственно испытывать и гнев, и раздражение, и обиду, и огорчение. И в этом нет ничего страшного или предосудительного. Главное не заострять свое внимание на негативе, необходимо во время суметь совладать со своими чувствами и поступить как профессионал - вот высшее мастерство. И все это нам под силу, каждый из нас может мобилизовать свои внутренние силы, необходимо только собраться и понять, ЧТО нам мешает реализовать свои навыки и умения в полном объеме. Необходимо обратить внимание участников на том, что чаще всего мы в своей жизни концентрируемся на негативных явлениях нашей жизни, на то, что мешает в работе, не удовлетворяет в профессии. Зацикливание на негативных качествах нашей профессиональной деятельности создает внутренний конфликт, наблюдается снижение работоспособности, ведет к растерянности и к профессиональному, эмоциональному выгоранию.
Процедура – «Самопознание»  Назначение:  Осознание себя в роли другого, формирование навыков позитивного общения;  Сплочение группы, разрядка.   В верхнем левом секторе изобразим круг, в верхнем правом – треугольник, в среднем левом – графическая ступенька, среднем правом – горизонтальные песочные часы, нижний левый – квадрат, нижний правый – 2 параллельные дуги (или скобки). Теперь вам предстоит каждую из изображенных фигур дорисовать до кого-либо изображения и написать 2-3 прилагательных к каждому полученному рисунку (можете записать их рядом с изображением).

Процедура – «Самопознание» Назначение: Осознание себя в роли другого, формирование навыков позитивного общения; Сплочение группы, разрядка.

В верхнем левом секторе изобразим круг, в верхнем правом – треугольник, в среднем левом – графическая ступенька, среднем правом – горизонтальные песочные часы, нижний левый – квадрат, нижний правый – 2 параллельные дуги (или скобки). Теперь вам предстоит каждую из изображенных фигур дорисовать до кого-либо изображения и написать

2-3 прилагательных к каждому полученному рисунку (можете записать их рядом с изображением).

Итог проведения работы: Рассмотрим некоторые из работ, и дадим разъяснения. Левый верхний рис. – отношение к себе. Правый верхний рис. – отношение других ко мне. Средний левый – жизненный путь. Средний правый – внутренний мир. Левый нижний – отношение к семье. Правый нижний – отношение к любви. Обратите на те категории, где упомянуты не очень приятные, не вдохновляющие, отрицательно – окрашенные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт. Попробуйте позже самостоятельно проанализировать, что вас не устраивает в этой области жизни, и, возможно, вы сами сможете понять, что необходимо предпринять, для изменения ситуации к лучшему

Итог проведения работы: Рассмотрим некоторые из работ, и дадим разъяснения.

Левый верхний рис. – отношение к себе.

Правый верхний рис. – отношение других ко мне.

Средний левый – жизненный путь.

Средний правый – внутренний мир.

Левый нижний – отношение к семье.

Правый нижний – отношение к любви.

Обратите на те категории, где упомянуты не очень приятные, не вдохновляющие, отрицательно – окрашенные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт. Попробуйте позже самостоятельно проанализировать, что вас не устраивает в этой области жизни, и, возможно, вы сами сможете понять, что необходимо предпринять, для изменения ситуации к лучшему

ПРОЦЕДУРА  - ИГРА “ЭХО”.  Назначение:  · освоение адекватной коммуникации;  · отработка умений эмпатийного понимания.  · расширение сферы осознаваемого в поступках другого, отработка умения «слушать» и «слышать» друг друга

ПРОЦЕДУРА  - ИГРА “ЭХО”. Назначение: · освоение адекватной коммуникации; · отработка умений эмпатийного понимания. · расширение сферы осознаваемого в поступках другого, отработка умения «слушать» и «слышать» друг друга

ПРОЦЕДУРА - УМЕЮ ЛИ Я ОКАЗЫВАТЬ ВНИМАНИЕ ДРУГИМ?  Назначение:  · научить выражать позитивные чувства другим людям;  · научить оказывать знаки внимания. Информирование. В общении с другими мы зачастую не считаем нужным говорить о том, какое положительное влияние они на нас оказывают. Также трудно для нас принять похвалу или поддержку от другого. Мы можем защищаться, когда нам говорят: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” В ответ мы произносим: “Ой, знали бы вы, как я забегалась…” Нужно уметь избегать скованности в проявлении и принятии знаков внимания. Это является как бы объектированным, т.е. вынесенным во вне, эмпатическим пониманием.

ПРОЦЕДУРА - УМЕЮ ЛИ Я ОКАЗЫВАТЬ ВНИМАНИЕ ДРУГИМ? Назначение: · научить выражать позитивные чувства другим людям; · научить оказывать знаки внимания.

Информирование.

В общении с другими мы зачастую не считаем нужным говорить о том, какое положительное влияние они на нас оказывают. Также трудно для нас принять похвалу или поддержку от другого. Мы можем защищаться, когда нам говорят: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” В ответ мы произносим: “Ой, знали бы вы, как я забегалась…” Нужно уметь избегать скованности в проявлении и принятии знаков внимания. Это является как бы объектированным, т.е. вынесенным во вне, эмпатическим пониманием.

Домашнее задание (Проективное письмо).  Назначение:  · отработка умений эмпатического понимания;  · работа над умением оказывать положительные знаки внимания.

Домашнее задание (Проективное письмо). Назначение: · отработка умений эмпатического понимания; · работа над умением оказывать положительные знаки внимания.

  • Группа по своему желанию выбирает одного из своих участников и дома пишет ему письмо. В случае затруднения ведущий может сам предложить, кому написать это письмо. В письме не должно быть советов адресату. Оно должно быть ориентировано на выражение собственных мыслей и чувств по отношению к этому человеку. На следующей встрече письма отдаются адресату. Если после прочтения у него появится желание обсудить их, то специально для этого ведущий назначит время.
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Эмпатизированное письмо
ПРОЦЕДУРА - АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА.  Назначение:  · отработка умения давать обратную связь;  · рефлексия изменений, происшедших с участниками и группой за время тренинга· прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участников группы изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т. д.). Обратная связь.

ПРОЦЕДУРА - АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Назначение: · отработка умения давать обратную связь; · рефлексия изменений, происшедших с участниками и группой за время тренинга· прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участников группы изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т. д.). Обратная связь.

  • Подведение итогов встреч: кто проявлял себя как лидер; кто проявлял себя как организатор; кто проявил себя как наблюдатель; внимательный слушатель; критик; генератор идей; незаинтересованная личность. · Что было для меня главным на первой встрече? · Удалось ли мне лучше узнать себя? · Я понял (а), что я… · Я был (а) удивлен (а), обнаружив, что я… · Насколько я был (а) искренним (ей) сегодня в выражении своих мыслей и чувств? · Я испытал (а) сильную агрессию (или раздражение), когда …
Обратная связь (элементы рефлексии)

Обратная связь (элементы рефлексии)

Спасибо за внимание! Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь! Верьте в себя, свои силы и возможности! Желаем успехов, профессионального роста и личного счастья!

Спасибо за внимание!

Любите и цените себя, свой труд,

свою жизнь!

Верьте в себя, свои силы и возможности! Желаем успехов, профессионального роста и личного счастья!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сеитова Мадина Руслановна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144440


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства