kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы учебной мотивации подростков и пути решения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о структуре учебной мотивации и факторах. влияющих на нее. Даются практические рекомендации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы учебной мотивации подростков и пути решения.»

Проблемы учебной мотивации подростков и пути решения.


Маркова Светлана Владимировна,

педагог-психолог

МАОУ города Иркутска гимназии №2.


Проблема учебной мотивации – одна из основных, с которой приходится работать школьному психологу. Случается, что по тем или иным причинам ребенок начинает учиться хуже, чем позволяют его способности, теряет интерес к учебе.

Почему это происходит, что с этим делать? Родители и учителя, перед которыми встают эти вопросы, часто ощущают себя бессильными. Где кроются истоки проблемы, чем можно помочь ребенку в подобной ситуации, какова роль психолога, учителя, родителей в решении этой непростой задачи, - об этом статья, которую я предлагаю вашему вниманию.

Учеба - основной вид деятельности ребенка школьного возраста. Успеваемость на сегодняшний день является главным критерием оценки деятельности учащегося. Когда речь идет о причинах снижения успеваемости, уместно рассмотреть два момента: первый связан со способностями, а второй – с мотивацией.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, умений. Способности развиваются в процессе воспитания и обучения.

Мотив – это внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию.

Определим мотивацию «как совокупность причин психологии человеческого характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность». Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

Мотивация, как таковая, имеет многоплановую структуру, включающую личностный смысл, виды мотивов, целеполагание, реализацию мотива в поведении и эмоциональный компонент. Каждая из этих составляющих имеет определенное значение в формировании учебной мотивации ребенка.

Смысл учения (внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу) складывается из следующих моментов: 1) осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; 2) понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку. Из исследований психологов известно, что при осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность.

Таким образом, смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащегося.

Что касается видов мотивов, то существует несколько вариантов их классификации. Мотивы могут быть познавательные и социальные, внешние и внутренние, направленные на достижение успеха или на избегание неудач. Знание того, какие именно мотивы преобладают, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности конкретного ребенка, может стать хорошим инструментом в работе с его мотивацией.

Так, мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью. Это, прежде всего, интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей.

Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя. Например, если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д.

Также разделяют познавательные и социальные мотивы. Познавательные связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми.

Согласно еще одному варианту классификации мотивов учебной деятельности, у ребенка может присутствовать одна из двух тенденций мотивации: мотивация достижения успеха, либо мотивация избегания неудач. Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.

У школьника, мотивированного на избегание неудачи, цель, как правило, заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие дети не уверены в себе, боятся критики, учебная деятельность часто вызывает у них отрицательные эмоции, лишь только они столкнутся с какими-то сложностями.

Важное значение имеет еще одна составляющая учебной мотивации - целеполагание. Целеполагание подразумевает умение ребенка ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Также самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения имеют эмоции, испытываемые ребенком в процессе учебной деятельности и связанные с самой школой, с отношениями в коллективе сверстников и с учителями, с другими аспектами школьной жизни. Все это составляет так называемый эмоциональный компонент мотивации.

Работая с проблемами учебной мотивации, важно понять, какова структура мотивации данного конкретного ребенка, какие именно мотивы преобладают, насколько развито целеполагание, какую роль играет для данного ребенка эмоциональный компонент. Разумеется, диагностика лишь структуры мотивации не ответит однозначно на вопрос: почему ребенок не справляется с программным материалом или стал хуже учиться, но позволит создать единое представление о проблеме, будучи составной частью комплексного психолого-педагогического обследования.

При переходе из начальной школы в среднее звено, как правило, наблюдается некоторое снижение качества успеваемости, следующий виток отмечается в 6-7 классах. Далее успешность обучения разных учеников может развиваться по разным сценариям. Если возникшие неудачи в учебной деятельности будут вовремя замечены, проанализированы, найдены причины и проведена соответствующая коррекция, ребенок сохранит свой внутренний статус «хорошего ученика», а заодно научится преодолевать трудности. Если же проблема останется нераспознанной, будет пущена на самотек, ученик, в конце концов, привыкнет к тому, что у него ничего не получается, а низкая мотивация может перерасти в негативное отношение ко всему, что связано со школой.

При определении причин снижения мотивации и успеваемости важно учитывать и возрастные особенности учащихся. Так, именно на среднюю школу приходится пик подросткового кризиса и становления личности ребенка. Особенности возраста обуславливают смену ведущего вида деятельности ребенка, теперь учеба становится на второй план.

Психофизиологические особенности подростка свидетельствуют о том, что эмоционально-волевая сфера только находится на этапе своего формирования, настроение и интересы подростка нестабильны, чувства и желания противоречивы.

Таким образом, снижение учебной мотивации может являться следствием вступления ребенка на новый возрастной этап, поиска себя в мире взаимоотношений с окружающими.

В этот период для ребенка как никогда важна поддержка значимых взрослых (родителей, учителей), их понимание и принятие изменений, которые происходят в жизни подростка, их умение приспособиться к новой ситуации.

Необходимо понимание, в чем должны заключаться усилия психолога в решении данной проблемы, а в чем – учителей и родителей. Работа психолога с проблемой учебной мотивации выстраивается в трех направлениях: групповая и индивидуальная работа с учащимися; работа с учителями, работа с родителями.

Работа психолога с учебной мотивацией начинается с мониторинга, в результате которого выявляются учащиеся с низким уровнем мотивации, с негативным отношением к школе, учащихся с внешней мотивацией (в связи с амбивалентностью данного вида мотивации).

Второй этап – многостороннее комплексное психолого-педагогическое обследование учащихся зоны риска (после предварительного собеседования с родителями таких детей). Обследование проводится по следующим направлениям:

1. Беседа, наблюдение;

2.Диагностика внимания, памяти, мышления;

3.Уровень школьной тревожности;

4. Выявление ведущих мотивов;

5. Диагностика самооценки, уровня притязаний;

6. Диагностика мотивации достижения успехов;

7. Социальная установка (отношение к школе);

8.Личностные качества;

9. Межличностные отношения.

В результате комплексной диагностики определяется проблема. Например, причиной снижения успеваемости и учебной мотивации может быть следующее:

  1. Несформированность учебных навыков в начальной школе;

  2. Несформированность когнитивной сферы (внимание, память и т.д.);

  3. Нарушения эмоционально-волевой сферы;

  4. Заболевания;

  5. Установки родителей по отношению к учебной деятельности: безразличие, либеральность (потакание), чрезмерная требовательность;

  6. Межличностные отношения;

  7. Тревожность, страхи, связанные с различными сторонами школьной жизни;

  8. Ребенок по каким-то причинам отстал в освоении учебного материала и не знает, как наверстать;

  9. Отсутствие осознанного отношения к учебе как к основному виду своей деятельности;

  10. Непрестижность учебы в классе;

  11. Неинтересно, скучно на тех или иных уроках;

  12. Отношения с учителем;

  13. Другие приоритеты (улица, асоциальная среда).


Далее в зависимости от выявленной проблемы планируется индивидуальная работа с ребенком, родителям ребенка и учителям даются рекомендации по поддержке учебной деятельности данного ученика.

Если в каком-то отдельном классе наблюдается резкое снижение мотивации в целом, целесообразно провести в коллективе мониторинг межличностных отношений, мониторинг ведущих мотивов учебной деятельности и учебных предпочтений, диагностику ведущих модальностей, ведущих анализаторов, а также побеседовать с учителями-предметниками.

На основании полученных результатов планируется направление групповой коррекционно-развивающей работы:

  1. Оптимизация взаимодействия в системе «учитель-ученик»;

  2. Развитие и поддержание положительного отношения к школе и учителям у подростков;

  3. Формирование потребностно-мотивационного компонента;

  4. Профилактика отклонений в поведении и прилежании;

  5. Установление норм конструктивного межличностного взаимодействия в классных коллективах.

Как уже было сказано выше, понятие мотивация нельзя рассматривать отдельно от психологических особенностей того или иного возрастного периода, нельзя обобщать проблемы учебной мотивации, так как в каждом возрасте причины понижения могут быть разными.

Поэтому и направления групповой работы на разных параллелях различны. Например, повышение уровня школьной мотивации оптимально в пятых классах - посредством снижения уровня тревожности, в шестых классах - посредством развития мотивов сотрудничества. В седьмых классах это будет формирование социального интеллекта, а в восьмых классах – повышение уровня самоуважения (уверенности).

Работа с учителями строится через проведение тематических семинаров, через индивидуальное консультирование. Ведется наблюдение проблемного класса, в том числе и в процессе учебной деятельности (посещение уроков).

Даются рекомендации как общие, так и в каждом конкретном случае.

Работа с родителями включает индивидуальное консультирование и групповую профилактическую работу: тематические мини-лекции и семинары на родительских собраниях (влияние типов семейного воспитания на учебную мотивацию, влияние родительских установок, влияние стиля общения и культуры отношений в семье на мотивацию), тренинг родительской грамотности. Эффективны «домашние задания» для родителей с последующим разбором (например, обратить внимание на количество замечаний, которые делаются ребенку в течение одного дня, на интонации при общении с ребенком).

Таким образом, проблема учебной мотивации должна решаться комплексно, после тщательного изучения причин, при совместных целенаправленных усилиях всех участников образовательного процесса.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемы учебной мотивации подростков и пути решения.

Автор: Маркова Светлана Владимировна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОИ  КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ"
    ["seo_title"] => string(91) "probliemy-formirovaniia-ekologichieskoi-kul-tury-u-dietiei-invalidov-i-puti-ikh-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "265065"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449835461"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Доклад, тема "Совместная работа преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения" "
    ["seo_title"] => string(118) "doklad-tiema-sovmiestnaia-rabota-priepodavatielia-spietsial-nykh-distsiplin-i-mastiera-proizvodstviennogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "210916"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431518530"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300591"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства