kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад, тема "Совместная работа преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совместная работа преподавателя специальных дисциплин и

мастера производственного обучения

В условиях рыночной экономики важнейшим условием формирования компетентного специалиста является диалектическое единство процесса обучения и воспитания, обеспечение тесной связи профессионального обучения с жизнью и практикой.

Теоретическое обучение осуществляется преподавателями специальных дисциплин по действующим и утвержденным  программам ГОСО, ТиПО, и, разработанными на данной основе, рабочими учебными программами, календарно – тематическими планами на специальность. Оно отличается последовательностью и целенаправленностью.

Профессиональное воспитание, осуществляемое в процессе теоретического обучения студентов, во многом способствует решению вопроса о формировании компетентного специалиста, патриота Республики Казахстан, высоконравственного человека. От того, как ставятся и решаются воспитательные проблемы на уроках теоретического и производственного обучения, зависят духовные богатства молодого человека, его общая и профессиональная культура, его научно-технический кругозор, совершенство профессиональных знаний. Используя конкретный учебный материал, преподаватели и мастера производственного обучения имеют возможность в каждой теме найти пути решения воспитательных задач.

Наши педагоги, учитывая требования и предложения работодателей, изучая рынок труда, работая над развитием соцпартнерства, в своем большинстве, ищут пути и способы соединения обучения и воспитания, умело используя конкретные примеры из жизни, производственной деятельности. На уроках студенты осознают значение научно-технических знаний для определения своей жизненной позиции, для понимания законов общественного развития и их использования в интересах общества.

Большое практическое значение имеет воспитание в процессе обучения профессиональных важных качеств, необходимых подросткам. Пробуждение интереса к профессии уроки теоретического и производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок профессионального воспитания студентов, их профессиональной направленности. Чем выше качество обучения, тем весомее его воспитательное значение. Само же качество обучения во многом зависит от владения дидактическими и профессиональными приемами, от методически правильного использования технических средств обучения, наглядных пособий: кинофильмов, цифровых образовательных ресурсов, макетов, моделей, схем, плакатов, программированных устройств, электронных учеников, новейших средств дидактики, использование ИКТ, инновационных учебных программ.

В процессе теоретического и производственного обучения большое значение приобретает определение путей и средств повышения эффективности профессионального воспитания студентов, максимальное использование возможностей специальных дисциплин.

Содружество преподавателя и мастера производственного обучения способствует успеху в решении учебно – производственных и воспитательных задач.

В начале учебного года классный руководитель, мастер производственного обучения, совместно с преподавателями - предметниками  ведут воспитательную работу студентов, и в своих планах учебно - воспитательной работы намечают воспитательные мероприятия, точные графики посещения теоретических занятий мастером п/о, конкретные обязанности мастера производственного обучения и преподавателя в решении тех или иных вопросов, поднятых на теоретических и производственных занятиях, работают над мониторингом воспитания, составляют папки индивидуальной работы со студентами. Составляется папка совместной работы по учебной группе с планом работы на учебный год и по месяцам, заполняется социальная карта группы, вырабатывается концепция воспитательной работы, ведется Дневник педагогических наблюдений. Педагоги совместно намечают проведение праздников, классных часов, различных мероприятий; большое значение придается работе с активом и родителями.

Совместная работа преподавателя и мастера производственного обучения  способствует лучшему усвоению студентами такого понятия, как правильное отношение к труду. То, что преподаватель дает в теоретическом аспекте,  мастер конкретизирует на занятиях производственного обучения, совмещая теорию с практикой, так достигается лучший результат понимания тех или иных понятий, учебных и профессиональных тем.

В воспитании чувства профессиональной гордости, в разъяснении студентам социальной значимости рабочей профессии, большую роль играют уроки специальных дисциплин. Связи между теоретическими дисциплинами и производственным обучением по воспитательной направленности способствует повышению качества профессионального воспитания. Кроме того, сотрудничество мастера производственного обучения с преподавателями полезно для совместной организационной работы по укреплению дисциплины и повышению успеваемости. Наши мастера производственного обучения регулярно посещают уроки теоретического обучения, регистрируют хорошо успевающих и отстающих студентов, узнают оценки, полученные студентами по предметам, случаи нарушения дисциплины. Затем на групповом собрании мастера производственного обучения совместно с классным руководителем разбирают каждый конкретный случай нарушения дисциплины, выявляют причины плохой успеваемости, при необходимости привлекаются родители, члены администрации профессионально – технического колледжа, проводятся малые педсоветы, практикуются беседы с инспектором ИДН. Отдельно рассматриваются вопросы ежемесячной аттестации студентов. Этот вопрос всегда на контроле заместителей директора по учебной и учебно – производственной работе. После повседневной кропотливой работы преподавателей и мастеров производственного обучения ребята, как правило, исправляются, начинают лучше учиться.

Мастера  производственного обучения, при посещении уроков теории, особое внимание обращают на воспитание у студентов чувства ответственности за примерное отношение к учебе, освоении выбранной профессии, наблюдают, как подростки овладевают специальными знаниями, какие испытывают трудности, отмечают, какая помощь требуется отстающим.

Мастер производственного обучения оказывает помощь преподавателям не только в укреплении дисциплины и повышения успеваемости, но и в обеспечении учебного процесса наглядными пособиями. Под руководством мастеров производственного обучения  студенты изготовляют наглядные пособия по изучаемым темам теоретических дисциплин, работают над укреплением учебно – производственной базы (ремонт мебели, изготовление приспособлений, работают над прикладными проектами). Активное отношение студентов к теоретическому и профессиональному обучению является важным условием не только приобретения знаний и развития профессиональных интересов, но и воспитания у них профессиональных и высоких моральных качеств, профессиональной компетенции.

Все мастера производственного обучения совместно с классным руководителем начинают свой рабочий день с контроля посещаемости студентов, встречают своих воспитанников до начала уроков по теории, сопровождают группу в учебный кабинет, до прихода преподавателей выясняют причины опоздания, напоминают, кому надо исправить оценки.

Совместная работа, доскональное знание требований ГОСО, позволяет исключить дублирование в изложении материала на уроках теоретического и производственного циклов, а дает возможность лучше закрепить полученные знания, способствуют развитию профессиональных компетенций; достигаются лучшие результаты при сдаче студентами экзамена ОУПП – на получение Сертификата о присвоении профессии и разряда, квалификационных экзаменов, защите письменных экзаменационных работ.

В нашем колледже практикуется проведение открытых интегрированных уроков теоретического обучения с последующим их обсуждением. Это способствует повышению научности преподавания каждого учебного предмета, обеспечения тесной связи общения с жизнью, выявление педагогических умений преподавателей доносить знания до студентов, а так же выработке наиболее целесообразных форм и методов обучения и воспитания. Мастера производственного обучения проводят открытые и экспериментальные уроки на первом курсе, когда группа находится на практическом обучении в учебных мастерских.

Из года в год мы практикуем проведение интегрированных, бинарных уроков. Мы проводим интегрированные уроки по предметам «Технология сварочных работ» и «Физика», «Технология сварочных работ» и «Информатика», «Общая технология производства» и «Основы рыночной экономики», «Материаловедение» и «Химия», «Спецтехнология» и «Химия», «Охрана труда» и «Общая технология производства», «Охрана труда на предприятии».  Причем, открытые уроки проводятся не только в рамках колледжа, но в городском, областном и Республиканском масштабах.

Совместная работа дает хорошие результаты при выступлении на конкурсах «Преподаватель года», областных секциях, семинарах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства, при обобщении педагогического опыта, при подготовке докладов и сообщений.

Большая работа ведется по развитию соцпартнерства, учитываются мнения и пожелания работодателей при обучении профессии.

Мы долгое время мы работали совместно с мастером производственного обучения Шехтель М.Ф. У нас за плечами ни один областной конкурс профессионального мастерства, где наши студенты были удостоены высоких мест, как профессионалы.

Как показывает жизнь, в последнее время среди студентов наблюдается резкое снижение мотивации к получению знаний, в целом, к обучению,  равнодушие в приобретении профессии. Это подтверждают такие показатели, как снижение уровня качества знаний по предметам общеобразовательного и специального циклов, опоздания на занятия,  уходы с уроков и пропуски занятий без уважительных причин, равнодушие к получению высоких оценок по предметам, нежелание трудиться, повышать свой культурный и профессиональный уровень. Это подтолкнуло нас на проведение исследовательской работы по теме «Изучение проблемы снижения у студентов мотивации к обучению». Актуальность проблемы состоит в том, что Государственный стандарт образования предполагает формирование компетентного специалиста, высококультурной личности, достойного гражданина Республики Казахстан. Наметив шаги исследования, мы провели анкетирование студентов и их родителей, используя различные педагогические методики, провели диагностику и наметили пути решения данной проблемы.

Хочется отметить, пусть и не очень сильно, но год от года растет показатель успеваемости и качества знаний по предметам теоретического и производственного обучения, улучшаются показатели сдачи квалификационного экзамена и экзамена ОУПП, а соответственно, большее число выпускников получают помимо дипломов об образовании Сертификат о присвоении квалификации, растет процент выхода молодых специалистов с повышенным квалификационным разрядом.

Личный контакт мастера производственного обучения с преподавателями, классным руководителем благоприятно сказывается на успеваемости студентов, вот почему так необходим дружеский климат в педагогическом коллективе, уважение, взаимопонимание и поддержка между педагогами. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад, тема "Совместная работа преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения" »

Совместная работа преподавателя специальных дисциплин и

мастера производственного обучения


В условиях рыночной экономики важнейшим условием формирования компетентного специалиста является диалектическое единство процесса обучения и воспитания, обеспечение тесной связи профессионального обучения с жизнью и практикой.

Теоретическое обучение осуществляется преподавателями специальных дисциплин по действующим и утвержденным программам ГОСО, ТиПО, и, разработанными на данной основе, рабочими учебными программами, календарно – тематическими планами на специальность. Оно отличается последовательностью и целенаправленностью.

Профессиональное воспитание, осуществляемое в процессе теоретического обучения студентов, во многом способствует решению вопроса о формировании компетентного специалиста, патриота Республики Казахстан, высоконравственного человека. От того, как ставятся и решаются воспитательные проблемы на уроках теоретического и производственного обучения, зависят духовные богатства молодого человека, его общая и профессиональная культура, его научно-технический кругозор, совершенство профессиональных знаний. Используя конкретный учебный материал, преподаватели и мастера производственного обучения имеют возможность в каждой теме найти пути решения воспитательных задач.

Наши педагоги, учитывая требования и предложения работодателей, изучая рынок труда, работая над развитием соцпартнерства, в своем большинстве, ищут пути и способы соединения обучения и воспитания, умело используя конкретные примеры из жизни, производственной деятельности. На уроках студенты осознают значение научно-технических знаний для определения своей жизненной позиции, для понимания законов общественного развития и их использования в интересах общества.

Большое практическое значение имеет воспитание в процессе обучения профессиональных важных качеств, необходимых подросткам. Пробуждение интереса к профессии уроки теоретического и производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок профессионального воспитания студентов, их профессиональной направленности. Чем выше качество обучения, тем весомее его воспитательное значение. Само же качество обучения во многом зависит от владения дидактическими и профессиональными приемами, от методически правильного использования технических средств обучения, наглядных пособий: кинофильмов, цифровых образовательных ресурсов, макетов, моделей, схем, плакатов, программированных устройств, электронных учеников, новейших средств дидактики, использование ИКТ, инновационных учебных программ.

В процессе теоретического и производственного обучения большое значение приобретает определение путей и средств повышения эффективности профессионального воспитания студентов, максимальное использование возможностей специальных дисциплин.

Содружество преподавателя и мастера производственного обучения способствует успеху в решении учебно – производственных и воспитательных задач.

В начале учебного года классный руководитель, мастер производственного обучения, совместно с преподавателями - предметниками ведут воспитательную работу студентов, и в своих планах учебно - воспитательной работы намечают воспитательные мероприятия, точные графики посещения теоретических занятий мастером п/о, конкретные обязанности мастера производственного обучения и преподавателя в решении тех или иных вопросов, поднятых на теоретических и производственных занятиях, работают над мониторингом воспитания, составляют папки индивидуальной работы со студентами. Составляется папка совместной работы по учебной группе с планом работы на учебный год и по месяцам, заполняется социальная карта группы, вырабатывается концепция воспитательной работы, ведется Дневник педагогических наблюдений. Педагоги совместно намечают проведение праздников, классных часов, различных мероприятий; большое значение придается работе с активом и родителями.

Совместная работа преподавателя и мастера производственного обучения способствует лучшему усвоению студентами такого понятия, как правильное отношение к труду. То, что преподаватель дает в теоретическом аспекте, мастер конкретизирует на занятиях производственного обучения, совмещая теорию с практикой, так достигается лучший результат понимания тех или иных понятий, учебных и профессиональных тем.

В воспитании чувства профессиональной гордости, в разъяснении студентам социальной значимости рабочей профессии, большую роль играют уроки специальных дисциплин. Связи между теоретическими дисциплинами и производственным обучением по воспитательной направленности способствует повышению качества профессионального воспитания. Кроме того, сотрудничество мастера производственного обучения с преподавателями полезно для совместной организационной работы по укреплению дисциплины и повышению успеваемости. Наши мастера производственного обучения регулярно посещают уроки теоретического обучения, регистрируют хорошо успевающих и отстающих студентов, узнают оценки, полученные студентами по предметам, случаи нарушения дисциплины. Затем на групповом собрании мастера производственного обучения совместно с классным руководителем разбирают каждый конкретный случай нарушения дисциплины, выявляют причины плохой успеваемости, при необходимости привлекаются родители, члены администрации профессионально – технического колледжа, проводятся малые педсоветы, практикуются беседы с инспектором ИДН. Отдельно рассматриваются вопросы ежемесячной аттестации студентов. Этот вопрос всегда на контроле заместителей директора по учебной и учебно – производственной работе. После повседневной кропотливой работы преподавателей и мастеров производственного обучения ребята, как правило, исправляются, начинают лучше учиться.

Мастера производственного обучения, при посещении уроков теории, особое внимание обращают на воспитание у студентов чувства ответственности за примерное отношение к учебе, освоении выбранной профессии, наблюдают, как подростки овладевают специальными знаниями, какие испытывают трудности, отмечают, какая помощь требуется отстающим.

Мастер производственного обучения оказывает помощь преподавателям не только в укреплении дисциплины и повышения успеваемости, но и в обеспечении учебного процесса наглядными пособиями. Под руководством мастеров производственного обучения студенты изготовляют наглядные пособия по изучаемым темам теоретических дисциплин, работают над укреплением учебно – производственной базы (ремонт мебели, изготовление приспособлений, работают над прикладными проектами). Активное отношение студентов к теоретическому и профессиональному обучению является важным условием не только приобретения знаний и развития профессиональных интересов, но и воспитания у них профессиональных и высоких моральных качеств, профессиональной компетенции.

Все мастера производственного обучения совместно с классным руководителем начинают свой рабочий день с контроля посещаемости студентов, встречают своих воспитанников до начала уроков по теории, сопровождают группу в учебный кабинет, до прихода преподавателей выясняют причины опоздания, напоминают, кому надо исправить оценки.

Совместная работа, доскональное знание требований ГОСО, позволяет исключить дублирование в изложении материала на уроках теоретического и производственного циклов, а дает возможность лучше закрепить полученные знания, способствуют развитию профессиональных компетенций; достигаются лучшие результаты при сдаче студентами экзамена ОУПП – на получение Сертификата о присвоении профессии и разряда, квалификационных экзаменов, защите письменных экзаменационных работ.

В нашем колледже практикуется проведение открытых интегрированных уроков теоретического обучения с последующим их обсуждением. Это способствует повышению научности преподавания каждого учебного предмета, обеспечения тесной связи общения с жизнью, выявление педагогических умений преподавателей доносить знания до студентов, а так же выработке наиболее целесообразных форм и методов обучения и воспитания. Мастера производственного обучения проводят открытые и экспериментальные уроки на первом курсе, когда группа находится на практическом обучении в учебных мастерских.

Из года в год мы практикуем проведение интегрированных, бинарных уроков. Мы проводим интегрированные уроки по предметам «Технология сварочных работ» и «Физика», «Технология сварочных работ» и «Информатика», «Общая технология производства» и «Основы рыночной экономики», «Материаловедение» и «Химия», «Спецтехнология» и «Химия», «Охрана труда» и «Общая технология производства», «Охрана труда на предприятии». Причем, открытые уроки проводятся не только в рамках колледжа, но в городском, областном и Республиканском масштабах.

Совместная работа дает хорошие результаты при выступлении на конкурсах «Преподаватель года», областных секциях, семинарах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства, при обобщении педагогического опыта, при подготовке докладов и сообщений.

Большая работа ведется по развитию соцпартнерства, учитываются мнения и пожелания работодателей при обучении профессии.

Мы долгое время работаем совместно с мастером производственного обучения Шехтель М.Ф. У нас за плечами ни один областной конкурс профессионального мастерства, где наши студенты были удостоены высоких мест, как профессионалы.

Как показывает жизнь, в последнее время среди студентов наблюдается резкое снижение мотивации к получению знаний, в целом, к обучению, равнодушие в приобретении профессии. Это подтверждают такие показатели, как снижение уровня качества знаний по предметам общеобразовательного и специального циклов, опоздания на занятия, уходы с уроков и пропуски занятий без уважительных причин, равнодушие к получению высоких оценок по предметам, нежелание трудиться, повышать свой культурный и профессиональный уровень. Это подтолкнуло нас на проведение исследовательской работы по теме «Изучение проблемы снижения у студентов мотивации к обучению». Актуальность проблемы состоит в том, что Государственный стандарт образования предполагает формирование компетентного специалиста, высококультурной личности, достойного гражданина Республики Казахстан. Наметив шаги исследования, мы провели анкетирование студентов и их родителей, используя различные педагогические методики, провели диагностику и наметили пути решения данной проблемы.

Хочется отметить, пусть и не очень сильно, но год от года растет показатель успеваемости и качества знаний по предметам теоретического и производственного обучения, улучшаются показатели сдачи квалификационного экзамена и экзамена ОУПП, а соответственно, большее число выпускников получают помимо дипломов об образовании Сертификат о присвоении квалификации, растет процент выхода молодых специалистов с повышенным квалификационным разрядом.

Личный контакт мастера производственного обучения с преподавателями, классным руководителем благоприятно сказывается на успеваемости студентов, вот почему так необходим дружеский климат в педагогическом коллективе, уважение, взаимопонимание и поддержка между педагогами.

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Головко Наталия Юрьевна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 210916

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства