Статья «Использование электронных образовательных ресурсов
как средство обеспечения эффективности современного урока»
Иванов Сергей Анатольевич,
учитель математики МБОУ «СШ № 12»
г. Новый Уренгой, ЯНАО
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, разработкой новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми умениями. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. А значит и современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным.
Информационные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться.
Жизнь в современном обществе неуклонно ведет к перенасыщению информацией. Ребенка постоянно окружают и воздействуют на него колоссальные объемы информации, яркие образы и различные формы информационной деятельности. Все это ведет к постепенному снижению внимания, активности и интереса. Приходя в школу, ребенок не настроен на получение дополнительных объемов информации, тем более, если он считает их необязательными или неинтересными. Только применение новых методови приемов формирования учебной мотивации могут обеспечить возможность успешного усвоения новых знаний учащимися, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Психологические исследования в области мотивационной сферы подростков показывают явную тенденцию к снижению познавательной мотивации в целом, и несформированность учебных интересов. Проблема, с которой сталкивается учитель, заключается в том, что ни содержание нового материала, ни содержание стандартных школьных задач и процесс их решения обычно не вызывают у учащегося познавательного интереса и желания работать.
Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), разработке собственных электронных образовательных ресурсов.
Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения происходит в контексте разных учебных предметов, на разных этапах урока и, в конечном счете, ведет к формированию у обучающихся способностей успешно усваивать новые знания. Успех в результате реализуемой деятельности и является одним из основных способов мотивации. Развитие познавательной активности учащихся, формирование мотивации к учению наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде (в том числе, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы).
Использование ЭОР в процессе обучения математике наряду с предметными результатами способствует эффективному формированию информационной компетенции, общепредметной компетенции.
Очевидно, что ожидать повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать инновационными качествами
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Комплексность. Возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса:
- получение информации;
- практические занятия;
- аттестация (контроль учебных достижений).
При работе с традиционным учебником обеспечивается только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории, в том числе дистанционно.
Важными следствиями активного использования ЭОР нового поколения в образовании по математике становятся:
· переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному;
· поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;
· выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математике в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;
· стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся.
Рассмотрим возможности использования электронных образовательных ресурсов на разных этапах современного урока.
Чаще всего урок начинается с актуализации знаний обучающихся и мотивации их к дальнейшей деятельности. Никто не отменяет классического фронтального опроса, но можно разнообразить этот процесс и сделать его более увлекательным для ученика. Тот же опрос можно осуществить не устно, а с использованием документа коллективного доступа, когда каждый обучающийся открывает на компьютере форму Гугл, отвечает на предложенные вопросы, нажимает кнопку «Готово» и сразу же видит результат, причем не только свой, но и своих одноклассников. В результате есть возможность увидеть, в каких случаях возникают затруднения и определить круг вопросов для дальнейшей работы для каждого ученика.
Один из эффективных приемов – использование интерактивных комплексов, когда обучающиеся по очереди выходят к интерактивной доске и отвечают на вопрос нажатием нужной кнопки. Преимущество данной формы работы в разнообразии заданий. Это может быть ответ на вопрос теста, вопрос с необходимостью ввести ответ вручную, задание на распределение объектов по классам, задание на установление отношений между объектами и т.д. Еще один плюс – экономия времени и настрой на высокий темп работы на уроке, так как выполнение заданий происходит очень быстро нажатием на одну кнопку или перетаскиванием объектов по экрану. Раньше такой темп был возможен только при устном фронтальном опросе, когда обучающиеся осуществляли только репродуктивную деятельность.
Применение всех вышеперечисленных электронных образовательных ресурсов позволяет подвести обучающих к теме нового урока и подтолкнуть к самостоятельному определению целей урока. А это считается обязательным требованием по новым образовательным стандартам. Достаточно предложить ученикам мини-игру, головоломку или ребус, решением которой будет тема урока, и дети, сами сформулировав тему, заинтересуются ей. Также можно легко поставить перед обучающимися проблему, которая подтолкнет их к определению темы нового материала. Для этого можно предложить задание по новой теме. Ученики начнут выполнять задание и столкнутся с невозможностью решить поставленную задачу. Учителю остается только предложить детям сформулировать, чего им не хватает для решения.
Следующий этап урока – объяснение нового материала. Здесь самый лучший помощник учителю – интерактивные образовательные комплексы. Эти комплексы могут использоваться как мультимедийные наглядные средства в помощь учителю, а могут быть использованы и для самостоятельного изучения новой темы обучающимися. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность также является обязательным требованием по ФГОС.
Интерактивные образовательные комплексы, размещенные на портале Федерального центра информационно – образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), представляют собой готовые пакеты, которые включают в себя и теоретический материал, и задания на закрепление изученного материала, и задания для самопроверки и контроля. Все модули данного комплекса разбиты на 3 группы: информационный, практический и контрольный. Преимущество этих комплексов в том, что они подходят для полностью самостоятельного изучения обучающимися. Учитель выступает лишь в роли консультанта. Интерфейс данных комплексов очень дружественный и красочный, ведется постоянный диалог с учеником, все задания снабжены автоматизированной проверкой, ученик получает результат сразу после выполнения задания. Задания отличаются разнообразием форм деятельности и направлены на формирование не только предметных УУД, но и метапредметных и личностных.
Информационный модуль предназначен для изучения нового материала. Он представляет собой мультимедийную лекцию со звуковым сопровождением. Новый материал представлен красочно и очень наглядно. Работать с этим модулем ученики могут самостоятельно или в группах. Также учитель может использовать его для демонстрации на экране для всего класса.
Практический модуль предназначен для закрепления изученного материала. Здесь представлены задания разных типов, направленные на формирование ключевых компетенций обучающихся. Это может быть тренажер для отработки вычислительных навыков. Разнообразные задания и задачи на закрепление нового материала. Интересные для детей задачи – комиксы, которые представляют собой небольшие красочные рассказы с включенными в них текстовыми задачами. Особенность данного модуля заключается в том, что в каждом задании есть пошаговые подсказки, и даже готовые решения. Ученик сам определяет, в силах он справиться с заданием самостоятельно, или же ему нужно воспользоваться подсказкой. Во время работы с модулем ведется статистика, и в конце обучающийся видит свой результат, количество ошибок и использованных подсказок.
Контрольный модуль представляет собой практическую контрольную работу с автоматизированной проверкой. Она включает в себя задания разных типов, чем выгодно отличается от обычных контрольных работ на бумаге. По ходу выполнения контрольной работы, ведется статистика, которую обучающийся видит в конце работы. Существует возможность посмотреть полное решение задания, но в таком случае оно будет считаться не выполненным. Это бывает полезно тогда, когда в работе есть несколько похожих заданий, но обучающийся не может их выполнить самостоятельно. Для учителя огромным преимуществом является экономия времени на проверку работы и возможность уже в конце урока выставить оценки всем обучающимся.
Используемые источники
1) Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
2) Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4
3) Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994
4) Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
5) Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10
6) Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии. 2001,
7) Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10
8) Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
9) Материалы открытых сайтов сети Интернет