kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование экологической культуры и осуществление экологического воспитания у школьников – это  многогранный и сложный процесс в системе воспитания и обучения. Созданы различные программы по экологическому воспитанию детей. На самом деле, лишь единичные школьные предметы изучают реальное обитаемое пространство, экологические проблемы. Тогда, как возраст 10-13 лет является сензетивным для формирования экологического сознания, природа школьного курса достаточно обезличена, что позволяет говорить о проблеме личностной мотивации экологически целесообразной деятельности у подростков. На наш взгляд данную проблему эффективно позволяет решить смешанная модель экологического образования и воспитания, где содержание экологических знаний отражается именно в учебных предметах - географии, биологии, обществознании, основ безопасности жизнедеятельности, а также в процессе организации внеклассной работы.

Наши ученики – это особенные дети, обучающиеся в Краевом центре дистанционного образования детей-инвалидов. Для каждого ребёнка создана индивидуальная программа и расписание. Постоянный доступ к обширным источникам информации через предоставленный компьютер и выход в Интернет создают комфортные условия для творческого самовыражения учащихся. Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. Однако в условиях дистанционного образования при формировании экологической культуры учащихся специалисты сталкиваются со следующими проблемами - неразработанность технологии экологического обучения и воспитания, а также частичное или полное отсутствие контакта учащихся с природными объектами. В связи с этим для реализации данного направления в краевом центре дистанционного образования детей-инвалидов необходимо вносить изменения с учетом особенностей воспитанников данной категории. Специфика Краевого центра дистанционного образования детей-инвалидов как общеобразовательного учреждения позволяет создавать и реализовывать модель экологического образования и воспитания, которая имеет вариативные условия для формирования экологической культуры через оптимальное использование потенциала новых информационных технологий. Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


Н.Н. Вишнякова, учитель обществознания,

КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей – интернат»,

Краевой центр дистанционного образования детей-инвалидов

E-mail: [email protected]


Формирование экологической культуры и осуществление экологического воспитания у школьников – это многогранный и сложный процесс в системе воспитания и обучения. Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы [1]. В свою очередь экологическое воспитание представляет собой процесс формирования у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов [2]. Соответственно, данные понятия тесно взаимосвязаны, между собой, и в комплексе формируют целостное представление об особенностях взаимоотношений в системе «окружающая природная среда – общество».

В целом в процессе формирования экологической культуры и экологического воспитания принято выделять несколько основных направлений взаимодействия с населением:

1. формирование системы информационного обеспечения в области экологического просвещения по результатам наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды территории проживания;

2. обеспечение свободного доступа всех социальных и возрастных групп населения к информации о состоянии окружающей среды, изготовление и распространение социальной экологической рекламы, транслирование телепередач на экологическую тематику и т. д.;

3. вовлечение всех групп населения в практическую деятельность в сфере повышения экологического благополучия, например, участие в волонтерских экологических движения, конкурсах развития экологического туризма и др.;

4. организация массовых мероприятий экологической направленности, в том числе в форме туристско-рекреационной деятельности [3].

С выходом в свет закона РФ «Об охране окружающей природной среды» экологическое образование постепенно стало одним из важнейших направлений в работе образовательных учреждений. Созданы различные программы по экологическому воспитанию детей. На самом деле, лишь единичные школьные предметы изучают реальное обитаемое пространство, экологические проблемы. Тогда, как возраст 10-13 лет является сензетивным для формирования экологического сознания, природа школьного курса достаточно обезличена, что позволяет говорить о проблеме личностной мотивации экологически целесообразной деятельности у подростков. На наш взгляд данную проблему эффективно позволяет решить смешанная модель экологического образования и воспитания, где содержание экологических знаний отражается именно в учебных предметах - географии, биологии, обществознании, основ безопасности жизнедеятельности, а также в процессе организации внеклассной работы.

Наши ученики – это особенные дети, обучающиеся в Краевом центре дистанционного образования детей-инвалидов, который был создан в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», как структурное подразделение КГБОУ «АКПЛ». Ребята получают знания вне зависимости от их места проживания на территории края и материальных возможностей семьи. Для каждого ребёнка создана индивидуальная программа и расписание. Обучение осуществляется на основе индивидуального подхода. Постоянный доступ к обширным источникам информации через предоставленные бесплатно компьютер и выход в Интернет создают комфортные условия для творческого самовыражения учащихся. Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников и формирования их экологической культуры. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе [4]. Такой междисциплинарный подход нуждается в точном определении места и роли каждого предмета в общей системе экологического образования и воспитания. Помимо этого он предполагает согласованность содержания, форм и методов экологического образования, единую логику развития ведущих идей и понятий, их последовательное изучение и углубление.

Однако в условиях дистанционного образования при формировании экологической культуры учащихся специалисты сталкиваются со следующими проблемами - неразработанность технологии экологического обучения и воспитания, а также частичное или полное отсутствие контакта учащихся с природными объектами.

В связи с этим для реализации данного направления в краевом центре дистанционного образования детей-инвалидов необходимо вносить изменения с учетом особенностей воспитанников данной категории. Для многих учащихся центра в силу диагноза (нарушения опорно-двигательного аппарата, различные соматические заболевания) характерен малый запас представлений о мире. Такие дети зачастую не могут ощутить запах травы, услышать пение птиц, увидеть чудесных состояний природы – естественно-гармоничных, безупречных, разнообразно богатых. В связи с этим, помимо использования различного материала в курсах общеобразовательных предметов необходимо особое место уделять практической направленности и пропаганде экологических знаний, осведомления учащихся об экологических проблемах окружающей среды и способах их решения, ощущению реального опыта принятия таких решений. Особое значение экологического образования и воспитания в центре заключается в формировании у детей целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет цель – формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Именно эти дети, как никто иной знают о хрупкости всего живого на земле, чувствуют реальность чужого страдания, умеют сопереживать ему, любить, жалеть, беречь и ценить.

Исходя из статистических сведений, следует, что перспективным компонентом вариативной части учебного плана в системе образования является организация дополнительного образования и внеурочной деятельности, отличной от учебных занятий [5]. Ярким примером организации внеурочной деятельности с ориентацией на экологическое воспитание и просвещение в нашем центре являются участие детей в конкурсах, выставках, поездках на летний отдых в «Лицейскую дачу». Эти мероприятия сохраняют преемственность с базовым образованием, углубляя и расширяя его функцию через нетрадиционные формы и методы работы со школьниками. В таком объединении возможен переход от традиционного и стандартизированного в воспитательной деятельности к инициативной и развивающей модели экологического воспитания.

Педагоги центра с целью формирования экологической культуры личности, социализации детей-инвалидов привлекают учащихся к участию в конкурсах, выставках, мероприятиях различного уровня, связанных с экологическим направлением. Так ученики центра активно участвуют в ежегодном краевом конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ростки талантов», где неоднократно становились победителями. Ученица 9 класса стала победительницей в номинации «Компьютерная графика и информационные технологии», создав видеоролик «Родной Алтай», двое ребят получили дипломы победителей в номинации «Литературное творчество», представив жюри лирические стихотворения, посвященные малой Родине, а так же 1 места удостоена ученица, рассказавшая в своем эссе о любимом поселке – Касмалинка Ребрихинского района. Признание, для детей с ограниченными возможностями здоровья, играет огромную роль в становлении их личности: самоутверждение, вера в себя, помогают повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

В рамках социального проекта «Мы вместе», победителя конкурса на грант Губернатора Алтайского края по экологическому воспитанию, проходила акция «Посади свое дерево», в которой приняли участие ребята из Краевого центра дистанционного образования детей-инвалидов и их родители. На территории филиала лицея спортивно-учебно-оздоровительного лагеря «Лицейская дача» участники акции посадили ели, за которыми будут ухаживать, приезжая в с. Алтайское. Своими впечатлениями поделились участники проекта: «В проекте я увидела много положительного: как много людей старалось, чтобы вырос этот лесок - те, кто ухаживал, кто привез, сажал их. А среди них я и мой сын. После того, как мы посадили первое деревце, полили его, мы с гордостью могли сказать: «Это — наше деревце!» Думаю, что равнодушных, среди пришедших сюда сегодня людей не было. Пройдет много лет, и здесь будут большие деревца. Может быть, кто-то задумается и спросит, кто же посадил эту красоту? А если можно было бы ответить через много-много лет, то я бы сказала, что эти саженцы посажены «необычными» людьми - детьми-инвалидами и их родителями. Только они могут по-настоящему ценить жизнь и то, что в ней есть прекрасное». Воспитательный потенциал такой работы определяется, во-первых, восприятием школьниками как добровольного и свободного пространства самовыражения и признания; во-вторых, соцокультурная деятельность по своей природе способна компенсировать недостающие условия личностного развития и создать дополнительное пространство самореализации и признания [6].

В летний период учащиеся центра отдыхают в структурном подразделении лицея «Лицейская дача», где педагоги продолжают экологическое воспитание. Здесь есть возможность прививать эмоциональное отношение к природе не только по видео - и аудиороликам, флеш-анимациям и презентациям, но и проводить тематические беседы, чтение стихов, отгадывание загадок на природе, дети учатся сосредотачивать внимание на предметах окружающего мира и явлениях природы, которые видят воочию, анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи во время наблюдения за изменениями природы, птицами, насекомыми, растениями.

Окружающая среда позволяет здесь построить воспитательную работу с использованием различных способов вовлечения учащихся в активную природоохранительную деятельность. При выборе направления работы с детьми учитываются их возможности здоровья, интересы и желания. По окончании каждого сезона учащиеся создают видеоролики о своем отдыхе на природе, которые размещены на сайте ЦДО. Именно с помощью внеурочной деятельности, систематической или эпизодической, можно сформировать у детей с ограниченными возможностями готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разнообразные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.

Специфика Краевого центра дистанционного образования детей-инвалидов как общеобразовательного учреждения позволяет создавать и реализовывать модель экологического образования и воспитания, которая имеет вариативные условия для формирования экологической культуры через оптимальное использование потенциала новых информационных технологий. Нарабатывая опыт, мы формируем и перспективу: повышение уровня экологического мышления учащихся, повышение квалификации учителей в области экологического образования, экологизация учебных дисциплин (биология, химия, география, литература), организация просветительской деятельности учащихся и учителей центра. В современной ситуации, когда увеличивается давление на природу, воздействие на нее, что приводит к истощению природных ресурсов и деградации окружающей среды, и ведет к глобальному разрушению экосистем, экологическая культура является базовой ценностью современного человечества. Именно экологическое сознание позволяет сохранить естественную среду обитания человека и быть лично ответственным за результаты своей деятельности


Литература

  1. Алексеева, М. С., Бодиева, Н. Ф., Бодиев, А. Б. Формирование экологической культуры личности в трансформирующемся обществе // Философия образования: Серия трудов: Проблемы образования в трансформирующемся обществе.– Новосибирск: Изд. НГИ, – Т. XI. – 2005. – 209с.

  2. Буравлев, А. С. Туризм и экологическое воспитание школьников (из опыта работы туристского клуба «Аванте») // НПК. Перспективы развития научно-исследовательской деятельности учащихся. Пермь, 2005.– 44с.

  3. Чесняк, М. Г., Кубекова, С. С., Григорян, Д. С. Экологический мониторинг как основа стабильного развития туризма. / М. Г. Чесняк, С. С. Кубекова // Материалы XXXVII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2007 год. Ставрополь. 2008. – С. 73

  4. Соколова, М. В. История туризма: Уч. пособие для вузов / М. В. Соколова. – М.: Мастерство, 2002. – 352 с. – (Ин-т туризма и гостепреимства: Высшее образование)

  5. ФГОС: Начальное общее образовние от 6 октября 2009года [Электронный ресурс] / Федеральный государственный образовательный стандарт: режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

  6. Михеева, Н. А., Жуков, П. В. К вопросу об управлении процессом экосоциализации населения России // Современные исследования социальных проблем : журнал. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. – № 1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Автор: Вишнякова Наталья Николаевна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 265065


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства