Просмотр содержимого документа
«Проблемы одаренных детей: психологическая поддержка.»
Проблемы одаренных детей: психологическая поддержка.
Маркова Светлана Владимировна,
педагог-психолог
МАОУ города Иркутска гимназии №2.
Истории известны примеры многих великих людей, которые в детстве и юности производили впечатление малоспособных и трудных. Джемс Уатт, Свифт, Гаусс были «пасынками» школы, считались бездарными. Ньютону не давались школьная физика и математика. Карлу Линнею прочили карьеру сапожника. Гельмгольца учителя признавали чуть ли не слабоумным. Про Вальтера Скотта профессор университета сказал: «Он глуп и останется глупым». «У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс, ты будешь позором для себя и своей семьи», - говорил отец Чарльзу Дарвину.
Всем вышеназванным людям повезло, они сумели развить свой талант, несмотря на трудности психологического характера, с которыми сталкивались в детстве. К сожалению, так происходит не всегда. Одаренные дети в школе могут проявлять себя по-разному – иногда одаренность настолько яркая, что видна всем и сразу (актуальная одаренность), а иногда практически не замечаема окружающими и не осознаваема самим ребенком (потенциальная одаренность). В каждом одаренном ребенке заложена искорка таланта. Но эта искорка может затухнуть со временем, а может разгореться в настоящий костер. Все зависит от способностей ребенка к самореализации, от поддержки и помощи окружающих взрослых – педагогов. Родителей.
По некоторым данным, процент одаренных детей с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-7-%, то к четырнадцати годам – 30-40%, а к семнадцати – только 15-20%.. Часто нераскрытые возможности просто угасают вследствие невостребованности, или по ряду других причин. Подавление гениальности неправильным воспитанием, стандартным обучением, отсутствием индивидуального подхода приводит к несостоявшемуся варианту одаренности. В этом случае из одаренного ребенка может вырасти закомплексованный неудачник с тяжелым характером.
Одаренные дети часто испытывают немалые сложности и в школе, и дома в силу психологических особенностей, существенно отличающих таких детей от их сверстников, условно называемых нормальными.
В учебной деятельности одаренные дети отличаются следующими присущими им качествами:
1. Они хотя добиваться успехов в учебе и приобретать знания. Не воспринимая это как насилие над собой;
2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам;
3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений;
4. Они погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания;
5. Они не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников;
6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм), отсюда – постановка сверхцелей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения:
7. Могут полностью контролировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи»;
8. Они способны фиксировать свой опыт и применять его в экстремальной ситуации;
9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадокс;
10. Они умеют выделять главное в проблеме и жизни, необходимое в данный момент для самореализации;
11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логическое мышление, систематизировать и классифицировать материал.
12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Однако у одаренных детей имеются и свои минусы. К негативным сторонам одаренных детей можно отнести следующие качества личности:
Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если она интеллектуально слабее;
Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна;
Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальное развитие. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх;
Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть;
Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки;
Стремление всегда быть правым из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс;
Стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.
К числу особенностей одаренных детей часто относят недостаток волевой регуляции и недостаточное развитие произвольности. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний.
Одаренные дети не всегда являются хорошими организаторами своей деятельности.
Особо одаренные дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников.
В силу личностных особенностей одаренные дети более ранимы и чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Зачастую они обособлены в коллективе, у них могут быть существенные проблемы в социализации.
Большинство этих, часто несимпатичных, черт характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызвать неприязнь сверстников и отталкивать их. Одаренные дети могут вступать в конфликт с педагогами, отстаивать свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребенком, и ребенок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.
Таким образом, у одаренных детей могут возникнуть следующие проблемы:
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется из-за того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Проблемы в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям часто нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты не соответствуют их интересам.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, смысл жизни, возможно погружение в религиозные верования и философские учения.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с представителями более старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неуверенности, низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные нередко монополизируют внимание учителя или других взрослых. Это вызывает трения с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, отстающим в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение.
В чем же заключаются задачи психолога по поддержке одаренных детей? В первую очередь, это создание безопасного психологического пространства. Это возможно только через работу со всеми участниками образовательного процесса: с учителями, с родителями одаренных детей, с самими одаренными детьми и с коллективом, в котором они учатся. Психологическая поддержка одаренного ребенка осуществляется по следующим направлениям:
1. Мониторинг проблем. Диагностика: выявление повышенной тревожности, низкой самооценки, низкой учебной мотивации или негативного отношения к школе, нарушений межличностных отношений. Наблюдение, беседы с учителями, обращение самих детей, учителей (нарушение дисциплины, отношение в классе к ребенку, снижение успеваемости), родителей.
2. Работа с родителями одаренных детей – разъяснительная, просветительская, индивидуальная.
3. Работа с учителями: повышение психологической компетенции в работе с одаренными детьми, индивидуальный подход в каждом конкретном случае.
4. Индивидуальная работа с одаренными детьми:
- работа с повышенной тревожностью;
- обучение навыкам саморегуляции;
- повышение самооценки;
- обучение приемам самоорганизации, постановки цели, выработке жизненных стратегий, умению расставлять приоритеты в своей деятельности;
- обучение навыкам конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
- актуализация личностных качеств.
А иногда достаточно просто выслушать, снять напряжение, помочь разобраться в себе.
Одаренный ребенок - словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.