kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы одаренных детей: психологическая поддержка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о психологических проблемах одаренных детей и о том. какую помощь может оказать школьный психолог.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы одаренных детей: психологическая поддержка.»

Проблемы одаренных детей: психологическая поддержка.


Маркова Светлана Владимировна,

педагог-психолог

МАОУ города Иркутска гимназии №2.


Истории известны примеры многих великих людей, которые в детстве и юности производили впечатление малоспособных и трудных. Джемс Уатт, Свифт, Гаусс были «пасынками» школы, считались бездарными. Ньютону не давались школьная физика и математика. Карлу Линнею прочили карьеру сапожника. Гельмгольца учителя признавали чуть ли не слабоумным. Про Вальтера Скотта профессор университета сказал: «Он глуп и останется глупым». «У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс, ты будешь позором для себя и своей семьи», - говорил отец Чарльзу Дарвину.

Всем вышеназванным людям повезло, они сумели развить свой талант, несмотря на трудности психологического характера, с которыми сталкивались в детстве. К сожалению, так происходит не всегда. Одаренные дети в школе могут проявлять себя по-разному – иногда одаренность настолько яркая, что видна всем и сразу (актуальная одаренность), а иногда практически не замечаема окружающими и не осознаваема самим ребенком (потенциальная одаренность). В каждом одаренном ребенке заложена искорка таланта. Но эта искорка может затухнуть со временем, а может разгореться в настоящий костер. Все зависит от способностей ребенка к самореализации, от поддержки и помощи окружающих взрослых – педагогов. Родителей.

По некоторым данным, процент одаренных детей с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-7-%, то к четырнадцати годам – 30-40%, а к семнадцати – только 15-20%.. Часто нераскрытые возможности просто угасают вследствие невостребованности, или по ряду других причин. Подавление гениальности неправильным воспитанием, стандартным обучением, отсутствием индивидуального подхода приводит к несостоявшемуся варианту одаренности. В этом случае из одаренного ребенка может вырасти закомплексованный неудачник с тяжелым характером.

Одаренные дети часто испытывают немалые сложности и в школе, и дома в силу психологических особенностей, существенно отличающих таких детей от их сверстников, условно называемых нормальными.

В учебной деятельности одаренные дети отличаются следующими присущими им качествами:

1. Они хотя добиваться успехов в учебе и приобретать знания. Не воспринимая это как насилие над собой;

2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам;

3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений;

4. Они погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания;

5. Они не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников;

6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм), отсюда – постановка сверхцелей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения:

7. Могут полностью контролировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи»;

8. Они способны фиксировать свой опыт и применять его в экстремальной ситуации;

9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадокс;

10. Они умеют выделять главное в проблеме и жизни, необходимое в данный момент для самореализации;

11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логическое мышление, систематизировать и классифицировать материал.

12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.


Однако у одаренных детей имеются и свои минусы. К негативным сторонам одаренных детей можно отнести следующие качества личности:

  1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если она интеллектуально слабее;

  2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна;

  3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальное развитие. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх;

  4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть;

  5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки;

  6. Стремление всегда быть правым из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс;

  7. Стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.

К числу особенностей одаренных детей часто относят недостаток волевой регуляции и недостаточное развитие произвольности. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний.

Одаренные дети не всегда являются хорошими организаторами своей деятельности.

Особо одаренные дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников.

В силу личностных особенностей одаренные дети более ранимы и чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Зачастую они обособлены в коллективе, у них могут быть существенные проблемы в социализации.

Большинство этих, часто несимпатичных, черт характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызвать неприязнь сверстников и отталкивать их. Одаренные дети могут вступать в конфликт с педагогами, отстаивать свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребенком, и ребенок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.

Таким образом, у одаренных детей могут возникнуть следующие проблемы:

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется из-за того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Проблемы в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

  2. Игровые интересы. Одаренным детям часто нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты не соответствуют их интересам.

  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, смысл жизни, возможно погружение в религиозные верования и философские учения.

  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с представителями более старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неуверенности, низкая самооценка.

  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные нередко монополизируют внимание учителя или других взрослых. Это вызывает трения с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, отстающим в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение.

В чем же заключаются задачи психолога по поддержке одаренных детей? В первую очередь, это создание безопасного психологического пространства. Это возможно только через работу со всеми участниками образовательного процесса: с учителями, с родителями одаренных детей, с самими одаренными детьми и с коллективом, в котором они учатся. Психологическая поддержка одаренного ребенка осуществляется по следующим направлениям:

1. Мониторинг проблем. Диагностика: выявление повышенной тревожности, низкой самооценки, низкой учебной мотивации или негативного отношения к школе, нарушений межличностных отношений. Наблюдение, беседы с учителями, обращение самих детей, учителей (нарушение дисциплины, отношение в классе к ребенку, снижение успеваемости), родителей.

2. Работа с родителями одаренных детей – разъяснительная, просветительская, индивидуальная.

3. Работа с учителями: повышение психологической компетенции в работе с одаренными детьми, индивидуальный подход в каждом конкретном случае.

4. Индивидуальная работа с одаренными детьми:

- работа с повышенной тревожностью;

- обучение навыкам саморегуляции;

- повышение самооценки;

- обучение приемам самоорганизации, постановки цели, выработке жизненных стратегий, умению расставлять приоритеты в своей деятельности;

- обучение навыкам конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;

- актуализация личностных качеств.

А иногда достаточно просто выслушать, снять напряжение, помочь разобраться в себе.

Одаренный ребенок - словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемы одаренных детей: психологическая поддержка.

Автор: Маркова Светлана Владимировна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Консультация « Психологическое сопровождение одаренных детей. Виды деятельности психолога»"
    ["seo_title"] => string(105) "konsul-tatsiia-psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-odariennykh-dietiei-vidy-dieiatiel-nosti-psikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "267471"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450375168"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(63) "rabota_s_odarennymi_detmi_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "577717"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1617876561"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Работа с одаренными детьми- одно из направлений реализации программы "Наша новая школа" "
    ["seo_title"] => string(93) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-odno-iz-napravlienii-riealizatsii-proghrammy-nasha-novaia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "103660"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402599697"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Система работы социального педагога по созданию условий для выявления и развития детской одаренности "
    ["seo_title"] => string(114) "sistiema-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-po-sozdaniiu-uslovii-dlia-vyiavlieniia-i-razvitiia-dietskoi-odariennosti"
    ["file_id"] => string(6) "200518"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428850295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства