Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования
Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования
Презентация включает в себя информацию об организации психолого-педагогических условий для выявления развития и поддержки одаренных детей в образовательном пространстве Центра детского творчества: нормативная база, значение понятий, виды одаренности, социально-психологические проблемы одаренных детей, психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности в организации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования»
Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования
Актуальность работы с одаренными детьми
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.07.2017 года.
Глава 10. Дополнительное образование СТАТЬЯ 75. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
1 . … Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности…
Профессиональный стандарт (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н).
Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
Необходимые знания:
-Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся)
-Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
Необходимые умения:
-Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся с учетом: состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья)
Концепция развития дополнительного образования детей( утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р)
I. Общие положения.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:
возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
понимание психолого-педагогических проблем творчества и одаренности (в т.ч., эмпатия, толерантность);
владение методами и приемами развития креативности обучающихся;
высокий уровень развития собственного творческого потенциала;
мотивационная готовность к работе с одаренными детьми.
«Гении падают с неба. И на один раз, когда онвстречает ворота дворца, приходитсясто тысяч случаев, когда он падает мимо».Д. Дидро
«Рабочая концепция одаренности»
Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренные дети- это дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Гениальность – высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.
Талант – это сочетание способностей, дающие человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Одаренность – высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.
Способность– это готовность к овладению знаниями и умениями, навыками. (Теплов Б.М.)
Критерии
Одаренность
По степени сформированности одаренности
1. Актуальная
2. Потенциальная
По форме проявления
1. Явная
2. Скрытая
По широте проявлений в различных видах деятельности
Общая
Специальная
По особенности возрастного развития
1. Ранняя
2. Поздняя
Была однажды создана школа для животных.
Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела учерепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.
Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи.
Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям.
Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию.
Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору.
Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию.
Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.
Академическая
Интеллектуальная
Повышенная
любознательность, сообразительность, живость ума
Интерес к
предмету, владение терминологией, способность классифицировать и систематизировать.
Психомоторная
Творческая
Желание мыслить и делать все по-своему, изобретательность, импровизация , ослабленное внимание к авторитетам
Активность в движениях, соревновательность, хорошая координация движений
Художественно исполнительская
Лидерская
Склонность руководить, инициативность, легкость общения, оказывает влияние
Увлеченность искусством, неповторимость (крайность) в самовыражении. Воспринимает визуально
Признаки одаренности по А.И. Доровскому
Возраст
Признаки одаренности
Раннее детство (1-3 года)
Любопытство, бесконечные вопросы, большой словарный запас, развития речь. Внимательность повышенная, способности в рисовании, музыке, счете, богатая фантазия
Дошкольный период (4-7 лет)
Хорошая память, яркое воображение, нечеткость разграничения реальности и фантазий, преувеличенные страхи, эгоцентризм, любознательность, острое реагирование на справедливость
Школьный период (8-17 лет)
Успех во многих начинаниях, хорошие результаты, Коллекционирование, хорошее чувство юмора, развита оперативная память, логическое мышление, оригинальность словесных ассоциаций, принятие сложных долгосрочных задач
Признаки детской одаренности (Д.Б.Богоявленская)
Инструментальные признаки :
специфические стратегии деятельности;
индивидуальный стиль деятельности (склонность «все делать по-своему») и самодостаточная система саморегуляции;
высокая структурированность знаний, умение видеть в сложном простое, а в простом – сложное;
особый вид обучаемости.
Мотивационные признаки:
повышенная избирательная чувствительность;
чрезвычайная увлеченность каким-либо делом (и как следствие, поразительное упорство и трудолюбие);
повышенная познавательная потребность;
предпочтение парадоксальной и противоречивой информации;
неприятие стандартных заданий и готовых ответов;
высокая критичность и стремление к совершенству.
Организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
2) В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
3) Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными:
развитие способностей;
психологическая поддержка и помощь;
- проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и т.д.;
Социально-психологические проблемы одаренных детей
Неадекватная самооценка
Низкая социальная компетентность
Яркие индивидуалисты
Повышенная ранимость
Последствие : изоляция, отсутствие друзей, повышенная конфликтность, и д.р.
Создавать условия для проявления , развития самостоятельности и самодостаточности у ребенка
Стремится к тому, чтоб у ребенка выработалась адекватная самооценка
Стимулировать успехи в обучении
Развивать коммуникативные
возможности
ребенка
Избегайте критики и резких замечаний
Задачи в работе с одаренными детьми:
Поощрять проявление инициативы, высказывание
«своего мнения»
Стараться давать больше практических заданий
Расширять круг интересов ребенка
Продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания, чтобы развивать познавательную активности этих детей.
Привлекать к самоуправлению, т.е. вовлекать в организацию работы объединения.
Особое внимание стоит обратить на развитие навыков саморегуляции, умение справляться с трудностями
Принципы диагностики детской одаренности:
комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
длительность идентификации;
преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики.
анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам ребенка;
использование тренинговых методов, предполагающие организацию определенного развивающие влияния;
оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
принцип создания атмосферы здоровой конкуренции;
принцип универсальной талантливости.
Модель организации психолого-педагогического сопровождения развития детской одаренности в ОУ
Направления психолого-педагогического сопровождения развития детской одаренности
Психолого-педагогическое просвещение и консультирование педагогов и родителей по актуальным проблемам детской одаренности;
Мониторинг интеллектуального, личностного и социального развития актуально и потенциально одаренных детей (модели А.И. Савенкова, О.Н. Финогеновой, А.А. Лосевой и др.);
Реализация курсов психосоциального развития обучающихся и курсов развития творческого мышления;
Консультирование обучающихся в рамках индивидуального запроса;
Обеспечение психологической комфортности образовательной среды.
Проект «Межведомственная модель организации работы с одаренными детьми»
Разработка и апробация технологии социального взаимодействия как условия развития детской одаренности в ОУ (в т.ч., системы оценки ее эффективности)
Разработка и апробация технологии психологического и педагогического мониторинга развития детской одаренности (потенциальной и актуальной одаренности)
Разработка и апробация мониторинга психофизиологического благополучия и психологической комфортности одаренного ребенка в ОУ
Разработка и апробация механизма диагностики и формирования психологической готовности педагогов к работе с актуально и потенциально одаренными детьми
Разработка и апробация программ формирования профессиональных компетенций педагога, работающего с одаренными детьми
Разработка и реализация индивидуальных траекторий образовательного маршрута (индивидуальных программ, планов), механизма оценки эффективности их реализации
Создание и апробация системы психологического сопровождения реализации индивидуальных траекторий образовательного маршрута
Разработка и апробация сквозных коррекционно-развивающих программ психолого-педагогической поддержки развития детской одаренности (психосоциального и когнитивного развития)
Разработка и апробация механизма взаимодействия учреждений социальной сферы с семьей и родителями актуально и потенциально одаренных обучающихся
Ориентирована на среднего учащегося
Общеразвивающая программа
Дополнительные Общеобразовательные общеразвивающие программа
Задачи:
Например: Развитие хореографических и акробатических знаний, умений и навыков в процессе освоения индивидуальной программы «Танец: путь к себе» в сочетании с образовательной программой дополнительного образования «Движение есть жизнь»;
Содержание программы
Тема 6. Упражнения на развитие танцевального баллона (4ч).
Теория. Понятия: баллон, высота прыжка. Правильность исполнения прыжков.
Практика. Изучение и выполнение маленьких и больших прыжков на середине. Упражнение «Маленькие и большие мячики», прыжковая комбинация «поджатые ноги».
Вариативная часть.Упражнение «Лягушки-подружки» (прыжковая комбинация на середине поIIпозиции с разножкой и поVIпозиции);
Планируемые результаты:
В области личностного развития
Базовый уровень:
-познавательный интерес к изучению хореографической культуры;
- способность к самоорганизации в учебной, репетиционной и концертной деятельности;
- развитые качества личности (уважительное отношение к членам детского коллектива, дисциплинированность, ответственность, дружелюбие);
- осознание принадлежности к хореографической студии «Гранд» как коллективу единомышленников.
Повышенный уровень:
- личностный смысл в освоении хореографических умений;
-мотивация достижений в исполнительской деятельности;
2. В области усвоения метапредметных умений
Базовый уровень:
-умение оценивать результаты индивидуальной и групповой работы по заданному алгоритму;
-умение взаимодействовать в танцевальной деятельности с партнером, в группе, коллективе.
Повышенный уровень:
- умение анализировать характер, рисунок, схему, сюжет танца по заданному алгоритму.
3. В области предметных знаний и умений
Базовый уровень:
-знание элементарной терминологии из области детского и современного танца (flex,roll up,roll downи др.);
- знание простейших позиций современного танца (модерн, джаз);
- знание и качественное исполнение изученных танцевальных композиций;
- владение исполнительским аппаратом (телом) в рамках требований программы;
- умение музыкально и выразительно исполнять движения и танцевальные композиции.
Повышенный уровень:
- умение передавать характер танца, создавать образ и распределять сценическое пространство.
Диагностика
Определение целей и задач
Определение времени
Определение роли родителей
Разработка учебно-тематического плана
Определение содержания, форм работы и оценивание знаний
Интеграция с другими специалистами
Определение способов оценивания успехов
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося Ф.И. (год обучения)
Цель: ……
Задачи:
-
-
Результаты педагогической диагностики
параметры
высокий
параметры
средний
параметры
низкий
параметры
параметры
Проблемно-ориентированные характеристики учащегося:
-
-
Личностные качества учащегося:
- ответственность
- любознательность
Если учащийся занимается не первый год, то необходимо провести анализ результатов работы с учащимся за прошлый учебный год.
Например: в процессе обучения по программе «Фортепиано» 2-го года обучения у учащегося повысился объем изучаемых произведений за счет включения в содержание обучения более сложных произведений
Риски:
Н-р: повышенная эмоциональная возбудимость.
Текущие задачи на учебный год
Планируемый результат
Матрица взаимодействия с родителями
№
Данные о родителях (Ф.И.О, образование и др)
1
дата
Мокроусова Ирина Михайловна,
образование высшее,
диспетчер на з-де
Формы работы (собеседование, консультация, анкетирование и др.)
5.09.2016
16.10.2016
18.11.2016
Подпись родителей
Анкетирование " …."; Тест - опросник "…";
Консультация по поддержке способностей ребенка в домашней среде и собственным взаимоотношениям с ребенком.
Собеседование по результатам деятельности ученицы. Итоги школьной олимпиады.
Собеседование по результатам деятельности ученицы.
Учебный план
Результат мониторинга
н.г.
к.г.
Виды музыкальной деятельности
П р о б л е м а
1. Слушание музыки
н.г.
2. Пение
к.г.
3. Движение под музыку
Р е ш е н и е
4. Игра на детских музыкальных инструментах
1. Слабый интерес к слушанию музыкальных произведений
2. Затрудняется в определении характера и образа музыкального произведения
3. Ограниченный словарный запас
4. Затрудняется в определении жанра музыки
1. Не правильно передает мелодический рисунок песни
2. Слабый артикуляционный аппарат
3. Неправильно пользуется дыханием
4. Недостаточно развито чувство ансамбля
1. Использование ИКТ, художественных иллюстраций, художественного слова
2. Музыкально-дидактические игры на определение характера музыки, развитие эмоций